Несколько слов в защиту системы Макаренко, теории и практики Че Гевары и нового рабоче-социалистического движения как атрибутов нового рабочего социализма.
Перебирая свои старые бумаги, я наткнулся на тезисы лекции. прочитанной мною осенью 1989 года перед железнодорожными рабочими локомотивного депо "Полтава Южная". Смысл лекции заключался в констатации, что старый советский бюрократический социализм себя исчерпал и ему на смену должен прийти новый социализм - рабочий, основанный на самоуправлении трудовых коллективов и твердом рабочем контроле.
Во второй половине 1989 года еще не всем до конца было ясен основной вектор предстоявшей перед нами общественной деградации. Еще Горбачев заигрывал с рабочим движением. Еще бы, разве мог он тогда игнорировать мощнейшие шахтерские стачкомы?
Используя популярную тогда "демократическую фразеологию", пришедшую на смену всем опостылешей КПССовской, я доказывал собравшимся слесарям и машинистам тепловозов, что , поскольку треугольник - фигура жесткая, земля раньше "стояла на трех китах"....и что у христиан святая троица - бог-отец, бог-сын. бог-дух святой, а по Ленину тоже - "Три источника, три составных части марксизма", то и у нас стороников рабочего социализма "Три источника РАБОЧЕГО СОЦИАЛИЗМА":
1.Новосоциалистическое рабочее движение;
2.Теория и практика коллективистского общества А.С.Макаренко;
3.Теория и практика революционной борьбы Эрнесто Че Гевары.
Я рассказал под дружное одобрение собравшихся прямо в депо рабочих, что КПСС - бюрократическая организация, не выражавшая интересов рабочего класса и высказал мнение ряда наших активистов, что единственную тогда правящую партию необходимо ставить под контроль трудовых коллективов и таким образом добиваться ее чистки от нечестных ( тогда слово "коррумпированный" не было еще в ходу - видимо та "совковая коррупция " была сущим детским садом по сравнению с нынешней РФовской) и некомпетентных членов.
Мои слова собравшимися рабочими воспринимались "на ура", даже слова о системе Макаренко, нашего украинского и всесоюзного педагогического гения, впрочем, как и слова о величайшем революционере второй половины ХХ века команданте Че. Но то были всего лишь рабочие, сейчас я говорю по-другому: "Это были не какие-то гнилые интеллигентики, а рабочие". Тогда же 99% членов КПСС думали иначе, всецело уповая на батюшку Генсека, совсем в духе романовской монархии начала ХХ века.
Я и сейчас уверен, что если бы тогда в КПСС нашлись силы, способные подняться до осознания именно таких действий ( хотя бы на уровне понимания тех полтавских железнодорожных рабочих), то никакого развала 1991 года не случилось бы. Рабочий актив не только в Полтаве, но и, например, в Донбассе уже тогда в значительной своей части был готов к такому повороту, с легкостью воспринимая классово близкие коллективистские основы системы Макаренко и основной постулат Че о том, что "важнейшее качество революционера - это человечность", отвергая полуфеодальную модель опостылевшей КПСС.
Но максимум на что была способна та КПСС - это разродиться хилой и аморфной "Марксистской платформой", многократно более слабой, чем задававшая основной тон в тогдашнй полудохлой КПСС "Демократическая платформа", давшая нам Ельцина, Яковлева и прочих разрушителей. Если рабочие локомотивного депо были готовы стать основой нового рабочего движения, полностью принимая остальные атрибуты нового рабочего социализма - теорию Антона Макаренко и теорию Че Гевары, то актив КПСС шипел на нас: "Антисоветчики!" и слепо шел к пропасти за своими вождями-предателями.
Увы, в рамках одного отдельно взятого локомотивного депо, как и в рамках полтаского завода ЖБИ-1, где я возглавляд тогда СТК, невозможно было построить рабочий социализм... Бюрократия КПСС этого не желала и упрямо вела к гибели и возглавляемую ею партию, заодно и важнейшее детище Ленина - СССР. Точно также сейчас верхушка КПРФ, погрязшая в соглашательстве с режимом ведет КПРФ к окончательному идеологическому, политическому и организационному банкротству. Последующая деградация общества совершенно отбросила и Макаренко и Сухомлинского из сферы мало мальского упоминания.
Помню, я как-то на одном из мероприятий "Движения в защиту детства " в Москве (это был еще недалекий от нас 2005 год) завел речь о системе Макаренко как одной из основ будущего рабоче-социалистического общества. Так меня буквально освистали присутствовавшие на этой тусовке якобы левые ученые педагоги, которые в лучшем случае считали систему Макаренко применимой в узких исторических рамках 30-х годов ХХ века в СССР, да и то в качестве некоей сугубо коррекционной педагогики для перевоспитания хулиганья, не более того. Разве приходится после всего этого удивляться, что сейчас в РФии одержал пиррову победу антипод системы Макаренко "антисистема Фурсенко", новейшая инкарнация системы Геббельса и Розенберга, считавших, что славянам ни к чему образование, достаточно знать три правила арифметики.
Поэтому сейчас пуще прежнего необходим возврат подлинно прогрессивных педагогов к основам новой коллективистской по сути рабоче-социалистической педагогики Антона Макаренко. Система Макаренко - не просто система воспитания "трудных подростков", это основа организации нового рабоче-социалистического общества, один из трех китов нового рабочего социализма. Система Макаренко была светлым, глубоко человечным явлением на фоне бюрократической серости системы перевоспитания ГУЛАГа. Не даром же бюрократы 30-х так злобно били Антона Семеновича по рукам, всячески мешая ему распространить свой бесценный опыт на весь Советский Союз.
Без полновесного возрождения учения Макаренко ни о каком выходе из засосавшей нас трясины исторического отката не может быть и речи. Новая политическая организация, неизбежно идущая на смену КПРФ, агонизирующей не хуже своей погибшей прародительницы КПСС, обязательно напишет на своих знаменах наряду с Марксом и Лениным имена Макаренко и Че Гевары.
|
|