Для того чтобы остаться у власти и не делиться ей с «имперским центром», бывшие первые секретари отвергли идеологию интернационализма и начали пропагандировать зоологический национализм. Подняли вопрос о национальной самоидентификации, о возрождении этнических корней. Вместо объединяющей идеи советского интернационализма стали насаждать идею национальной исключительности.
Бывшие партаппаратчики, не пересаживаясь со своих секретарских мягких стульев, просто позолотили их. И, превратив обычные канцелярские стулья в «президентские кресла», посеяли этническую и социальную раздробленность. Началось деление на «коренных» и «некоренных». Люди замкнулись в круге своих проблем, забыв о таких простых понятиях как равенство и братство.
Это случилось и с нашим, казахстанским обществом. Изменения, произошедшие за годы независимости, многое изменили в сознании людей. В нашем обществе стали культивироваться индивидуализм и идеи национального превосходства. Но так вечно продолжаться не может. Люди начинают понимать, что построить по-настоящему социальное государство, можно лишь объединившись с другими этносами.
Между тем, подвергнутая осмеянию идея интернационализма, основанная на равенстве и равноправии всех народов Казахстана, начинает овладевать умами людей. Правда, ещё робко. И это происходит, несмотря на всю лавину официальной антикоммунистической пропаганды.
В различных газетах, выходящих на казахском и русском языках стали появляться многочисленные статьи о «титульной» и «нетитульной» нациях, об автохтонах, которые якобы забыли свой родной язык и вынуждены разговаривать на языке «колонизаторов». Всё это будоражит умы обывателей.
Казахские власти - сами-то не очень понимающие, какое государство они строят - пытаются на это реагировать. Официальная «пропрезидентская» газета «Казахстанская правда» опубликовала полемическую статью о «национальной идее», которая должна сплотить все народы республики. Но наши сограждане пока ни слова не сказали, ни в поддержку, ни в осуждение выдвинутой идеи о создании единой общности «казахстанский народ» при «руководящей и направляющей» роли казахской нации. И вряд ли скажут.
Таким способом, на мой взгляд, дружбу народов не построить – не тот фундамент. Провозглашение исключительности и превосходства одной нации над другими, на мой взгляд, граничит с национал-шовинизмом. В принципе, мы сейчас это и наблюдаем. Страна, построенная трудами миллионов людей разных национальностей, постепенно превращается в моноэтническое государство, обрекающее другие народы, в первую очередь - русских, на социальную и политическую «второсортность».
Коммунистическая партия осуждает национализм и последовательно проводит линию на интернационализм. По моему мнению, в первую очередь сама титульная нация должна научиться воспринимать представителей других наций как равных и близких людей. Раз уж нам исторически выпало оказаться на одной территории, то мы, все вместе, должны обустраивать жизнь на этой земле. Не надо надеяться на то, что кто-то придёт извне и сделает нас всех - и казахов, и русских - богатыми и счастливыми. А если и придёт, то отнимет и последнее. И отнимают.
Все успехи нашей страны были во многом обусловлены дружбой народов. Необходимо ценить, беречь и укреплять остатки добрых человеческих отношений, доставшихся нам от советской власти. Нужно заботиться о бережном сохранении культурных ценностей всех народов, живущих на территории ныне суверенного и независимого Казахстана, уважать друг друга. Такова сегодняшняя реальность.
Я считаю, что интернационализм может стать нашей государственной идеологией. Он должен выражаться в уважении и признании социально-исторического и культурного наследия всех народов, населяющих территорию Казахстана. За долгие годы мирной жизни наши народы взаимно обогатили свою культуру – факт неоспоримый. Однако нынешняя власть сначала решила убрать с карты нашей страны наименования, относящиеся к советскому периоду, убирали имя В.И. Ленина и его соратников, независимо от национальности.
Теперь власти взялись переименовывать и просто русские названия. В газетах публикуются сведения о намерении переименовать Щучинский район в Бурабай ауданы. В Сандыктауском районе аким Балкашинского сельского округа А. Есымбаев опубликовал своё решение о переименовании улицы Ленина в селе Балкашино в улицу Абылай-хана. В селе Петровка улица Ленина переименована в улицу Абая. Переименованы улицы Тельмана, Чехова, Мира и другие. То же самое можно увидеть и в других районах.
В областном центре г. Кокшетау подготовлен список на переименование 42 «улиц, переулков, других составных частей города». В нём нет ни одного русского названия! Мы, коммунисты, не можем оставаться равнодушными наблюдателями той вакханалии, которая творится под предлогом восстановления исторической справедливости. Я, как русский человек и коммунист, также не могу с этим согласиться.
Не одно поколение русских людей вложили свой труд, чтобы сделать землю Казахстана такой, какой мы её сегодня видим. Потому и были приняты русские названия – Андреевки, Фёдоровки, Ивановки и пр. как память о русских родах и семьях, вбивших первый колышек в казахстанскую землю и оставшихся навечно лежать в ней.
Новыми переименованиями власти пытаются отвлечь население от острых социальных проблем, связанных с обнищанием населения, коррумпированностью властей и судебным произволом. Таким образом, они пытаются перенаправить растущее социальное напряжение в межнациональное русло, чтобы за спинами граждан всё также продолжать обогащаться и делить нефтедоллары.
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы между людьми появились взаимные обиды. А пока у славянской составляющей населения возникает чувство обеспокоенности за сегодняшний и завтрашний день. Думаю, что эта тема волнует всех, и в её обсуждении примут участие и другие.
Сергей Рыжков, первый секретарь Акмолинского обкома КПК
|
|