Ярославль, - единственный город России, (за исключением Петербурга) весь городской центр которого внесен в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Престижного статуса ярославцы добивались долгие семь лет. И вот, свершилось! Летом 2005 года, решением 29-й сессии, ЮНЕСКО включила исторический центр города в мировую сокровищницу культурного наследия. Ярославцы ощутили себя под защитой крупной международной организации, и в сентябре 2010 года, когда праздновалось тысячелетие города, встречали своих покровителей хлебом-солью. Те, сдержанно кивали, что-то отвечали на английском, французском, немецком. Кто бы мог подумать, что представительные европейцы воспримут праздничные торжества как повод... к отмене собственных решений. Господа ревизоры принялись активно искать в русской православной архитектуре «нарушения исторической правды». Разумеется, многомиллионные. Иначе - не интересно.
Кто ищет - тот найдет.
И вот, специалисты по древнерусской архитектуре из Брюсселя, не знающие ни слова по-русски, выносят вердикт: Ярославль, будет, вероятно, лишен престижного сертификата. Основание? Успенский Кафедральный собор, выстроенный на стрелке слияния Волги и Которосли. Этот «подарок» ЮНЕСКО преподнесла городу как раз в канун празднования его тысячелетия. Впрочем, под пристальным вниманием первых государственных лиц и духовенства страны, господа ревизоры примолкли. Зато сегодня, аккурат к Рождеству зашумели пуще прежнего: «или Успенский Храм - или статус ЮНЕСКО»!
Комиссия ЮНЕСКО сделала вид, что не видит, как президент страны и патриарх вручают высшие государственные награды и награды Русской православной церкви за работу над архитектурным обликом Ярославля. Из рук патриарха получил Орден Славы и Чести меценат Виктор Иванович Тырышкин, единственный финансист строительства ярославского Кафедрального Успенского собора. Эту редкую награду церковь присуждает лишь главам государств, так, например, Орден Славы и Чести был вручен Ф.Кастро, Н.Назарбаеву, И.Алиеву. Вручая меценату Виктору Тырышкину Орден Славы и Чести, патриарх сказал: «для Виктора Ивановича Тырышкина Священный Синод делает исключение, поскольку никому до сих пор из бизнесменов этот орден не вручался, и далее вручаться не будет. А Виктор Иванович получает его за многолетний труд во благо русской православной культуры. Ярославский Кафедральный собор - вершина его служения религии православия. Но до Кафедрального собора, который Ярославль наконец-то обрел, впервые в истории города, Виктор Тырышкин восстановил десятки храмов по всей России: Переславль- Залесский, Рыбинск, Ростов, Подмосковье...»
Ярославль нуждался в Кафедральном соборе, и освящение Успенского собора стало желанным подарком городу к его тысячелетию. Более полувека Ярославль, первый город на Руси, который вслед за Киевом принял православие, простоял без Кафедрального собора, хотя кафедра Ростово-Ярославской Епархии еще в середине XX столетия была перенесена в Ярославль. Но строительство нового храма, тем более уровня Кафедрального, то есть, центрального, это огромные деньги. А где их взять? У самой Ростово-Ярославской Епархии их попросту не было, и литургии приходилось проводить в небольшом и потускневшем от времени Федоровском соборе. Пробовали священники обращаться к «новым русским бизнесменам», все, как один ответили отказом. Благотворительности не находится места в сознании нынешних русских капиталистов. Зачем им тратить деньги на строительство храмов, когда можно на них купить яхту, открыть счет в Швейцарском банке, купить замок в Англии или итальянскую виллу на побережье Адриатики? Когда Виктор Тырышкин (как раз в это время, вместе со специалистами по фрескам и иконописи занимающийся реставрацией храмов в Ростове), объявил, что берет строительство Кафедрального Собора для Ростово-Ярославской Епархии на себя, когорта «абрамовичей» и «березовских» немедленно через подконтрольные им в России СМИ объявила мецената сумасшедшим.
Когда на Россию в 2008 году обрушился глобальный кризис, либеральные «бизнесмены», представляющие сырьевые интересы страны в международном масштабе, (и под предлогом «спасения госкорпораций» получившие крупные транши из стабфонда, что позволило им накупить новые яхты и виллы), те самые люди, что ответили отказом РПЦ, когда та обращалась к ним за меценатской помощью для Ярославля, злорадно объявили, что проект Кафедрального собора заморожен, и никогда не будет завершен.
О том, как на вершины столпов строящегося храма кирпичи поднимались буквально вручную, Виктор Тырышкин вспоминать не любит, подчеркивает, что в каждом деле главное - подлинная цель, а тогда и результат будет, и средства найдутся.
Пасха весны 2009 года выдалась студеной и ветреной. Однако, несмотря на ледяную крупу и поземку, участники пасхального крестного хода прошли от Федоровского кафедрального собора через весь город, и все его церкви на Стрелку, к строящемуся Успенскому собору. Здесь и началась великая пасхальная вечерня, под руководством архиепископа Кирилла. В это время в храме уже было завершено все каменное строительство, были возведены купола, но внутренней отделки еще не было. Работой над иконостасом руководил выдающийся русский мастер Александр Соколов, икона кисти которого «Неупиваемая Чаша» вот уже полтора десятилетия почитается, как чудотворная в Серпуховском Высоцком мужском монастыре. Иконы для Успенского собора в Ярославле Александр Соколов выполнил в традициях древнерусской живописи периода расцвета церковной культуры.
Местная пресса написала, что Ярославль наконец-то обрел свой Кафедральный Собор. И к храму потянулись прихожане, хотя им было объявлено: постоянная служба начнется лишь с окончанием внутренней отделки храма, а на это потребуется еще минимум год.
Хмурили брови лишь джентльмены из ЮНЕСКО. Весной 2009 года в древнерусский волжский город приехали международные эксперты: начальник отдела Восточной Европы Анна Сидоренко-Дюлон и архитектор из Финляндии Хейка Лахденмаки. Они проверяли, не находится ли всемирное достояние ЮНЕСКО под угрозой? Именно тогда, в 2009 году прозвучал первый экспертный ультиматум, уменьшить высоту (уже возведенного!) храма на десять метров. Архитектор Алексей Денисов, автор проекта Кафедрального собора развел руками: каким образом? Храм строится по строгим канонам, если мы уменьшаем высоту, значит, надо уменьшать и пропорции по периметру собора, и толщину его стен... «Вы что, хотите, чтоб мы храм срыли до основания?» - не удержался от прямого вопроса недоумевающий архитектор. Ревизоры из ЮНЕСКО радостно закивали: именно так.
Что же происходит?
Собор преткновения
«На ярославской стрелке возведен новодел, - убеждены представители ЮНЕСКО, - причем, не просто новодел, а такой, что стал городской доминантой».
«Но Ярославль давно нуждался в Кафедральном соборе, а Кафедральный, то есть, центральный по своей сути и масштабам собор не может не быть доминантой», - оппонирует его создатель Алексей Денисов.
«Новый собор меняет весь облик ансамбля старинных храмов в Ярославле, - убеждена комиссия ЮНЕСКО, - Ради восстановления исторической правды новый Кафедральный собор следовало бы разобрать. Он меняет статус Ярославля в «сокровищнице» мирового наследия. »
Стоит ли говорить о том, что все эти претензии со стороны ЮНЕСКО появились лишь когда храм был уже почти построен и нуждался лишь в отделке? Во время публичного обсуждения проектов Кафедрального Храма (а это 2005 год) господа ревизоры вели себя тише воды ниже травы. Ярославль официально вошел под патронаж ЮНЕСКО в июле 2005 года, но когда 5 октября 2005 года в прессе прозвучало, что публичные слушания по строительству Кафедрального собора завершены, и выиграл проект Алексея Денисова, (все строительные параметры будущего храма были опубликованы), у европейских экспертов никаких претензий не было. И когда 26 октября 2005 года освящался символически закладной камень будущего храма - тоже. Претензии появились, лишь когда на Успенском соборе устанавливались золоченые купола, и собор стал просматриваться с любой точки города и с Волги.
И тогда ЮНЕСКО подняло шум о том, что «новый Успенский храм нарушает историческую правду». Но вот здесь господа ревизоры лукавят.
Вообще - то, в Ярославле традиционно строили храмы, посвященные Успению Божьей Матери. И строили именно здесь, на стрелке слияния Волги и Которосли. Первый, храм, деревянный, был освящен еще в 1219 году, а последний, кирпичный, - взорвали в 1937 году. Храмы ветшали, их разбирали, на их месте строили новые, с архитектурой, идущей в ногу со временем, и всего их до возведения нынешнего Успенского Кафедрального собора было в истории Ярославля четыре. Новый храм - пятый по счету. И, одновременно, первый, имеющий статус Кафедрального, - то есть, главного в архитектурном ансамбле.
Это-то и не понравилось господам из ЮНЕСКО. Когда Ярославлю торжественно вручали сертификат сокровищницы мирового культурного наследия, то город уверовал, что теперь у них появился мощный покровитель мирового масштаба. А управление культуры городской администрации, обрадовалось по своей наивности, что теперь в Ярославль потекут деньги из международных фондов. Все вышло ровным счетом наоборот. Престижная бумага подразумевала определенные «правила игры», в частности, они (негласно, конечно!) запрещали строить новые соборы, продолжая, традиции древнерусского зодчества.
История остановилась?
Искусство стричь купоны
Разницы между древнерусским зодчеством и строительным бизнесом борцы за культурное наследие не видят. А технология выторговывания условий строительных работ, у этих джентльменов отработана давно. Примеры? Пожалуйста. Вспомним хотя бы Дрезден. В 2004 году, ЮНЕСКО объявила долину реки Эльба «культурным наследием». Как вскоре выяснилось, это было сделано для того, чтобы спустя всего пару лет торжественно запретить именно там строительство 600 метрового моста через Эльбу, который был спасением для Дрездена, задыхающегося в автомобильной гари. Когда мост был уже наполовину построен, то комитет ЮНЕСКО в Квебеке объявил властям Дрездена ультиматум: или мост или культура. Разбирайте мост, иначе ЮНЕСКО отберет свой сертификат. На что тогда Обер -бургомистр Дрездена, Хельга Орош, завила, что спасение горожан от автомобильных пробок важнее престижной бумаги. Мост достроили. А свой сертификат ЮНЕСКО, как и грозилась, отобрала, - в 2009 году. Теперь, разумеется, никому и в голову не придет, что на эти саксонские земли могут хранить в себе загадки истории и культуры!
История с Ярославлем и похожа, и не похожа на дрезденскую. На Эльбе возвели сооружение, не имевшее аналогов в истории, в Ярославле же Успенские соборы возводились испокон веков. Нынешний Успенский храм, это уже пятый храм по счету. Он больше своего предшественника на треть по объему (пресловутые десять метров высоты, раскритикованные ЮНЕСКО!) поскольку впервые в истории города имеет статус Кафедрального Собора, главного храма Ростово-Ярославской Епархии. Логика европейских борцов за русскую духовность не очень понятна: новый собор не должен превышать высотой тот, что был ранее, хотя прежний Успенский храм (просуществовавший до 1937г) не имел статуса Кафедрального? Быть может, еще лучше, еще «историчнее», построить как и в XII веке, храм из дерева?
Согласно православной традиции возводить кафедральный Успенский собор решили на том месте, где раньше стоял храм XVII века. 2 июня 2004 года было заключено соглашение между Администрацией Ярославской области, Ярославской и Ростовской епархией и московской строительной корпорацией ВИТ, взявшей на себя финансирование всех работ, связанных с возведением храма. А уже 12 июля 2004 года состоялось первое рабочее совещание на месте будущего строительства. На месте храма летом 2004 года начались археологические раскопки. В январе 2005 года объявили конкурс на лучший архитектурный проект будущего Успенского кафедрального собора. В конкурсе приняли участие известные зодчие, например, А.Денисов, В.Ижиков, В.Сафронов и А.Ишков. Все материалы представлялись анонимно, имена авторов находились в запечатанных конвертах.
После горячих дебатов лидерами стали два проекта, Алексея Денисова и Вячеслава Сафронова. Столкнулись два идеологически разных подхода. Ярославский архитектор Вячеслав Сафронов предлагал «дословное» воссоздание собора XVII века без реконструкторских наслоений. Подход же москвича Алексея Денисова был принципиально иным. В основе он заложил монументальность и масштабность собора кафедрального уровня. Мыслил архитектор так: насколько бы тщательно не воссоздавали храм по древним чертежам и эскизам, все равно получится «новодел». Но даже самые красивые новоделы сами по себе девальвируют ценность исторического наследия, фальсифицируют историю и создают иллюзию обратимости времени, нивелируя проблему необходимости сохранения исторического наследия прошлого, если все можно воссоздать, то значит, все можно и порушить. И, чтобы не прийти к таким порочным выводам, к идеологии фальшивой архитектурной декорации, архитектор Алексей Денисов принимает решение построить в качестве кафедрального Успенского собора принципиально новый своими масштабами, хоть и опирающийся на старинные чертежи, храм.
26 октября 2005 года состоялась торжественная церемония освящения закладного камня. Кафедральный храм предполагал увеличение объемов на целую треть в сравнении с собором XVII века. Зал должен был вмещать 300- 400 человек. Инженерам пришлось искать нестандартные строительные решения, связанные со спецификой церковной службы. Требовалась повышенная звукоизоляция, бесшумная работа вентиляции и оборудования, поддерживающего в храме стабильную температуру воздуха, Успешно удалось разрешить непростую техническую задачу, связанную с регулировкой уровня освещенности в центральной части храма и его приделах. Проект Успенского собора успешно прошел государственную и независимую экспертизы.
Когда в 2009 году ЮНЕСКО аж в четвертый раз удостоило своим визитом Ярославль и постановило: «сносите новый храм, иначе сертификат отберем», городская администрация, несмотря на весь престиж международной организации, с трудом подобрала дипломатическую лексику для жесткого отказа.
На некоторое время парижская штаб-квартира умолкла. Но как выяснилось, аккурат к Рождеству, там вспомнили, что еще не все дела земные завершены в России.
«Мы не возражаем против появления в городском архитектурном ансамбле Успенского Кафедрального Собора, - объявили эксперты, - но мы категорически против строительства рядом с собором колокольни без строгого контроля со стороны международного сообщества, мы должны дать экспертизу чертежным разработкам и четко проследить, как будет закладываться каждый кирпич...»
Колокольня, как просят эксперты из ЮНЕСКО, должна быть... на порядок ниже храма, чего в русском зодчестве никогда не было, и быть не может в принципе!
А на кону опять, все та же пресловутая бумажка, - престижный сертификат...
Такая дилемма.
Православие как древнерусская политикаВсполохи холодного солнца мерцают на золотых византийских крестах, и черное кружево обледенелых березовых веток колеблется на ветру, то открывая, то заволакивая золотые луковицы белоснежного храма. Узкие глазницы окон смотрят на меня из глубины аллеи.
Пять лет назад здесь был только пустырь, да небольшой парк поблизости. Когда Епархия была перенесена из Ростова в Ярославль, выяснилось, что в ансамбле ярославских церквей нет ни одного кафедрального храма. Функции главного храма пришлось выполнять Федоровскому собору, однако, духовенство Ярославля прекрасно понимало, что так не может длиться вечно, для кафедральной службы нужен вместительный и монументальный храм, каким был, например Успенский собор на стрелке Волги и Которосли.
В городе Ярослава Мудрого праздник Успения Божьей Матери почитался особо, и взорванный по причине обветшания в 1937 году Успенский собор, был уже четвертым. А самый первый Успенский собор возвели еще в 1219 году по воле Ростовского князя Константина Всеволодовича, прямо на территории княжеского двора, расположенного на стрелке слияния Волги и Которосли. Деревянный храм сгорел в пожаре 1501 года. Отстроить и освятить новый Успенский храм удалось лишь в 1616 году.
И что любопытно. Еще строящийся собор вошел в российскую историю: именно здесь, в 1612 году во время Смутного времени тогдашний митрополит Кирилл благословил Дмитрия Пожарского и его войско на поход за освобождение Москвы от правительства польского королевича Владислава. Впрочем, спустя уже полвека этот замечательный собор обветшал, и пришлось его разобрать, чтоб на прежнем месте строить храм новый.
Так, в 1646 году был освящен новый Успенский собор, пятиглавый, одноярусный, с колокольней. Ему, как и самому первому Успенскому храму, пришлось гореть, причем, дважды: в пожаре 1658 года, охватившем полгорода, и в пожаре 1670 года. Реконструкции не могли вернуть ему первоначального безупречного вида. Решили выстроить новый храм, в византийских «кубических» традициях. Этот, уже четвертый по счету Успенский собор Ярославля был закончен в 1674 гг. Именно этот храм и дожил до трагичного 1937 года. Именно он и был за основу при создании проекта Кафедрального храма Успенского собора Алексеем Денисовым.
«Мы продолжаем традиции древнерусского зодчества, - Рассказывает меценат Виктор Тырышкин, который финансирует строительство Успенского архитектурного комплекса., - И поскольку история не останавливается, то каждый новый Успенский храм в Ярославле оказывался прекраснее и масштабнее прежнего, и мы развиваем эту тенденцию».
Откуда же у человека, занятого в строительном бизнесе такая страсть к зодчеству? Непростой вопрос. Виктор Иванович вырос в семье историка и филолога. Отец Виктора Ивановича, получал историческое образование в те годы, когда официальной религией был атеизм. И все равно, есть факты, которые невозможно игнорировать. Например, необходимо учитывать, что вся литература Древней Руси была создана в монастырях.
Нельзя отрицать, что своевременное принятие православия великой княгиней Ольгой в X веке и крещение Руси ее внуком, князем Владимиром спасло Древнюю Русь от исчезновения с карты земного шара под ударами крестовых походов. Военная экспансия европейских крестоносцев проходила под религиозной эгидой, и только православная вера помогала русским витязям выстоять в неравном бою. Вспомним, как в 1242 году князь Александр Невский под знаменем православия вышел защищать Святую Русь на Чудском озере от Ливонского ордена. Вспомним, как в 1380 году под червленым знаменем (читаем в «сказании о Мамаевом побоище») с изображением золотого лика Иисуса Христа вышел князь Дмитрий Донской против золотоордынского хана Мамая.
За православную веру славяне готовы были даже сложить свои головы, достаточно вспомнить поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой. Религия играла ключевую роль для русского государства, помогла русским витязям выигрывать стратегические сражения против целых народов. Доктрина Москва- Третий Рим базировалась на религиозных основах, ведь, как мы помним, царь Иван III не только женился на византийской принцессе Софье Палеолог, заимствовав при этом византийского двуглавого орла для герба, но и тем самым заявил об унаследовании Древней Русью православных традиций Константинополя. Да и храм Софии Киевской строился в XI веке Ярославом Мудрым по образу и подобию Софии Константинопольской, символа православной мудрости.
Зодчий
Виктор Иванович Тырышкин, сын историка, разумеется, слышал об этом. Знал он и что даже в эпоху советского атеизма в самые тяжелые минуты люди обращались за помощью к православию. Об этом будущему меценату, Виктору Тырышкину, рассказал его отец, Иван Иванович Тырышкин, который в свои неполные 18 лет в январе 1943 года оказался на фронте, в Великих Луках, в роли станкового пулеметчика 31-й стрелковой дивизии. А войну он закончил уже в батальоне связи, демобилизовавшись в феврале 1946 года, и затем пошел учиться - на историка. Для его сына, Виктора карьера военного выглядела вполне логичной. Так, Виктор Иванович в 1973году приехал в Ленинград поступать в Военную инженерную академию им А.Можайского и стал впоследствии специалистом по летательным аппаратам, энергетическим установкам и технологическому обслуживанию космических станций. Пришлось несколько лет проработать в «закрытых» городках, развивающих военные технологии, среди которых Юбилейный, Королев, и другие. Он неоднократно бывал на Байконуре, не по наслышке знает программу спутниковой навигации ГЛОНАСС и проект «Энергия-Буран».
Сегодня полковник Виктор Тырышкин - известный меценат, восстанавливающий храмы по всей России, при этом на реконструкцию монастырей и возведение соборов уходит львиная доля прибыли. Казалось бы, не проще ли, как «новые русские» обзавестись яхтой, зарубежными виллами, замками, банковскими счетами, да и вообще, переместиться обитать на берега туманного Альбиона?
«Хочу собственным примером показать, что в России сохранились традиции меценатства, - отвечает Виктор Тырышкин, - и продемонстрировать альтернативу либеральным псевдо-ценностям». Одним из городов, в котором Виктор Иванович развил активную меценатскую деятельность, стал Ярославль. Этот город на Волге носит имя великого русского князя Ярослава Мудрого, того самого, что заложил в XI веке храм Софии Киевской, повторяющий обличие Софии Византийской, - символа православной теософии. Основатель Ярославля стал и основателем православия на поволжской земле.
Так, например, там, где сейчас стоит Ярославль, в IX веке жили финно-угорские племена, со своей языческой верой, и лишь при Ярославе Мудром (в период его Ростовского княжения) поволжская земля приняла православную веру, и заселилась славянским народом. Народ- это вера. В «Повести временных лет» от имения Ярослава Мудрого говорится, «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами, и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим...»
У России исторические духовные преимущества перед Западом. «Шестая часть земли с названьем кратким Русь», словами Сергея Есенина, исстари была опасна миру крестовых походов своим принципиально иным вектором развития. Вот почему, достигнув совершенства в строительстве точек «быстрого питания» и индустрии развлечений, в идеологическом развитии, Запад зашел в тупик. Православие как столп государственности, начиная с X века, был серьезным препятствием на пути превращения всей Земли в глобальное общество потребления, в котором едва рожденному человеку втюхивали алгоритм обслуживания индустрии бизнеса, фаст-фуда, «голливудской мечты», и аптечной фармацевтики. Подобному бессмысленному существованию Россия противопоставляла духовную культуру и общечеловеческие ценности.
Так, еще в начале XX столетия началась холодная информационная война. Война цивилизаций. Но в однополярном мире ценностей общества потребления царствует пустота. Подобная цивилизация лишена человеческой основы, и не может развиваться, как не растет дерево без корней. Помимо долларовой пирамиды, есть и настоящие человеческие ценности. И духовность - как раз среди них.
Православная культура - соборная, а потому она должна и способна противостоять культуре «общества потребления», которая сегодня захватила Россию. И каждый православный человек, проживая свою жизнь, старается что-то оставить на земле для духовного наследия. Именно поэтому в России испокон веков строили храмы - это культура на века.
Праздники и будни
В строительстве храма много тонкостей, о которых сторонний человек и не догадывается. Например, проблема кирпичной кладки. Решили возводить Успенский собор из обожженного кирпича, однако, поиск подрядчика, способного сделать храмовый кирпич нужных параметров, оказался проблемой. Состав глины для храмового кирпича поддирается особым образом. Определенную сложность представляет собой и процесс обжига. Но самое главное отличие строительного материала XXI века от древнего кирпича - в технологии формования кирпича. В этом плане, увы, мы уступаем предкам. Современная технология формования кирпичей не гарантирует кирпичным сооружениям долгой жизни, поскольку «свилеватость», эллипсовидные трещинки внутри современного кирпича, появляющиеся при его формовании, это «хроническая болезнь», сокращающая жизнь кирпичных сооружений раз в десять! Не случайно в старинные времена, когда кирпич был не валовым, а штучным товаром, мастера кирпичных дел ставили на свои кирпича фамильные клейма, как знак качества. И все же «правильный» храмовый кирпич был найден! На строительстве Успенского собора решили использовать дорогостоящий «старонорский» кирпич с рифленой, - под штукатурку, поверхностью, а также тульский кирпич пластического прессования.
Другая проблема, которую решали строители - поиск качественного раствора для связки кирпичной кладки. Самыми сложными архитектурными элементами являются арки, и не случайно в нашем столетии все они крепятся на металлическую арматуру. Но в проекте ярославского Успенского Храма использовались только старинные древнерусские принципы, никакого железобетона! Архитектор Ишков рассказал, что именно поэтому в древности храмы строили летом, - чтобы связующий раствор успевал схватиться, кирпичную арку «держали» два-три месяца, пока не затвердеет раствор, и лишь затем «отпускали». Сегодня на схватывание раствора уходит уже гораздо меньше времени, благо современные химические препараты позволяют моделировать нужные свойства материалов. Но это все равно не просто.
Настоящие испытания посыпались в 2008 году. Первой ощутимой проблемой стали губернаторские выборы и уход со своего поста губернатора Ярославской области, Анатолия Лисицына, который покровительствовал строительству Успенского собора. А как на строительство храма посмотрит новый руководитель региона?! К счастью, новый губернатор Сергей Вахруков оказал проекту Успенского собора весьма значительную административную поддержку.
И вдруг! Грянул глобальный экономический кризис. В Ярославле по всему городу поползли тревожные разговоры о том, что стройка храма вероятно, встанет. Весь российский бизнес пребывал в стадии анабиоза. Однако, стройка Успенского собора была продолжена, хотя, возможно и не такими интенсивными темпами, как хотелось бы. Виктор Иванович Тырышкин вспоминал потом, как приходилось преодолевать «кризисные отголоски», например, на последний барабан храма кирпичи доставлялись вручную, строительного крана на тот момент не было. И все равно - справились.
Сборка куполов также имела свои тонкости. Например, выбор материала для каркасов, кружал. Сегодня в строительстве храмов активно используется металл. Так, в Сибири появилось уже несколько церквей с куполами на металлических каркасах. Однако, мастер В.Теперин, приглашенный для сборки куполов Успенского кафедрального собора, с этим был категорически не согласен. Он обратил внимание, что колебания температуры играют огромную роль в жизни храма. При похолодании на каркасе купола образуется конденсат, и если каркас выполнен из металла, то эта влага стекает вниз на кирпичную кладку барабана. Если же каркас по древнерусской технологии - деревянный, то это спасает кирпичный барабан собора от разрушения водой.
При похолодании дерево впитывает влагу, а когда становится теплее - отдает влажным паром. Вот почему купола главного собора Ярославля были собраны на деревянном каркасе. А вот покрыть их решили современным износостойким дорогостоящим материалом, нитридом титана, под матовое золото. Этот способ покрытия металлических обшивок в целях защиты их от коррозии, знали еще в 1956 году, используя для космоса. Теперь нитрид титана пригодился и в храмовом строительстве, так первый храм в России, купола которого покрыли таким способом, был храм Христа Спасителя в Москве.
Сегодня работы в Кафедральном Успенском соборе над его внутренней отделкой еще продолжаются. Над эскизами трудятся известные мастера. Но служба уже проходит регулярно, так приходя в храм, люди наполняют свои сердца добротой и любовью, что и должно являться основой православной культуры и нашего общества.
Виктор Тырышкин говорит, что если ему позволят здоровье и силы, то он надеется выстроить рядом с Успенским кафедральным собором и колокольню. Что за собор - без колокольни?
Но... Комиссии из ЮНЕСКО в последние месяцы наезжают в поволжский город одна за другой, и все им не нравится: и высота Кафедрального собора, и глубина его фундамента, и чертежные масштабы колокольни... и требования европейских экспертов все страннее и нелепее звучат для уха русского православного мецената.
«У нас не торговый центр, подземный гараж, или мост через реку, - рассказывает меценат Виктор Тырышкин, - Если ЮНЕСКО что-то не устраивает в русской архитектуре, то мы готовы к публичным обсуждениям, в том числе, и в прессе. Не надо нас кулуарно убеждать, что колокольня должна быть маленькой, низенькой, незаметной. Как тогда звук пойдет? По земле? Его же не будет слышно! Колокольни строили всегда так, чтобы голос колокола был слышен издали. Было даже «золотое правило» для зодчих, строить колокольню на треть выше храма».
..."Не спрашивай, по ком звонит колокол. Этот колокол звонит и по тебе"...
|
|