У Фазиля Искандера есть произведение, получившее наибольшую известность после экранизации под названием «Маленький гигант большого секса». Главного героя - пляжного фотографа Марата сыграл Геннадий Хазанов. Марат самозабвенно снимает отдыхающих на фоне моря, лестниц, санаториев, домов культуры и прочих сооружений курортного городка. Одной из сюжетных линий проходит животный страх маленького фотографа перед «человеком, похожим на Берию». По сценарию Марат едва не пострадал за связь с красивой подопечной Лаврентия Палыча. Жизнь показывает, что фотоискусство чревато гораздо более неприятными сюрпризами для тех, кто не относится к этому жанру с должной осторожностью. Одному из аспектов предвыборной фотоохоты и посвящена эта статья.
По утверждениям Центризбиркома явка на выборах 2 марта превысила декабрьскую. В едином порыве трудящиеся шли выбирать нового Президента. Центральные телеканалы демонстрировали практически оккупировавших избирательные участки звезд политики, шоу-бизнеса, спорта. Но не столь радужной была картина в некоторых регионах.
В городском образовании Тольятти явка составила около 47%, что значительно ниже, чем в целом по России. Подобная пассивность жителей Автограда может объясняться разными причинами. Рассмотрим одну из возможных. Выборы в Тольятти были совмещенными: кроме президента горожане выбирали мэра. В предвыборной гонке участвовало 10 кандидатов, выбывавших по мере приближения к финишу. На основании опросов, опубликованных, в том числе, и в федеральных СМИ, лидировали главный инженер АО «АвтоВАЗ» Анатолий Пушков и представитель депутатской группы «Декабрь», депутат губернской Думы Сергей Андреев.
Кандидаты проводили свои избирательные кампании, выступали в прессе, встречались с избирателями, снимались с регистрации в пользу друг друга. Но с самого начала гонки по каким-то неясным причинам фигура Андреева вызвала поток заявлений в избирательную комиссию с требованиями о выключении этого кандидата из предвыборного процесса. Кандидату инкриминировалось и незаконное внесение изменений в документацию, и подкуп избирателей. Все эти злодеяния остались недоказанными. И тогда распоясавшийся претендент на пост мэра совершил деяние, сакральный смысл которого по достоинству оценить смогут только грядущие поколения. Он поместил на предвыборный буклет фото на фоне Дворца культуры и техники АО «АвтоВАЗ», чем, безусловно, оскорбил чувства простых избирателей. Диссонанс между ликом кандидата и величественным сооружением не только инициировал на нотариально заверенный протест архитектора «уникального» здания, но и показался вполне достаточным поводом для лишения Сергея Андреева регистрации Автозаводским районным судом г. Тольятти. Областной суд оставил решение в силе. Андреев, один из самых популярных кандидатов, сошел с дистанции, город получил главного инженера автогиганта в качестве нового мэра, а Центризбирком - одну из самых низких явок по стране. Все усилия центра по привлечению избирателей столкнулись с несокрушимой стеной защиты местных интересов.
В повести Искандера фотограф Марат выбирает натуру для съемки своих клиентов, не заручаясь нотариальными свидетельствами авторов приморских санаториев, лестниц и балюстрад. Эпоха тоталитаризма была не столь изобретательна в выборе средств давления. Скорее всего, никаких оргвыводов из истории с нарушением авторских прав посредством фотографирования на фоне типового дворца культуры сделано не будет. Жители Тольятти продемонстрировали свое отношение к прореженным спискам кандидатов, проигнорировав право волеизъявления. А технологи и их покровители, вне всякого сомнения, обеспечат мировую литературу новыми богатейшими сюжетами.
|
|