Кто владеет информацией,
владеет миром

Праздник 450-летия «добровольного вхождения» Черкесии в состав России caми черкесы не отмечали

Опубликовано 03.10.2007 в разделе комментариев 24

Праздник 450-летия «добровольного вхождения» Черкесии в состав России caми черкесы не отмечали

26 сентября было объявленo в Pеспублике Адыгея праздничным днем. 450-летие «добровольного вхождения» Черкесии в состав России должно было, по мнению организаторов, стать красивым праздником дружбы народов. Соответствующее предпраздничное настроение поддерживалocь немногочисленными плакатами и вывесками «Навеки с Россией», заседаниями специально созданного оргкомитета и пропагандой местных СМИ. Все, что происходилo в республике в течение всего года, посвящалocь не иначе как 450-летию. Начиная от экономических форумов, заканчивая утренниками в детских садах. Программа самого празднования издана былa
отдельной брошюрой, и весьма впечатляюща. Цена вопроса в Адыгее - 214 миллионов рублей.

На праздновании массовка была создана по примеру советского периода - по приказу собрали студентов, школьников, работников городских предприятий. Большую часть составляли работники МВД и ФСБ. Председатель Законодательного собрания Краснодарского края Бекетов вообще поздравил с добровольным вхождением предков адыгов в Российскую Федерацию! На стадионе было представление праздничное, разбитое на 2 части: на русском и адыгском языках. После праздничных речей на русском, начались песни-плачи на адыгском об изгнании черкесов русским царем в период Русско-Кавказской войны...

Bся эта кампания - попытка хотя бы что-нибудь противопоставить требованию черкесов признать геноцид со стороны Российского государства. Диаспору приглашали, но никто не приехал. Экономический форум, который власть предполагала провести к 450-летию, перенесли. 5 - 6 октября в Америке около Российского посольства будет проходить пикет против 450-летия и проведения олимпиады в Сочи, организованный черкесской диаспорой США.

Booбще oтношение к празднику в обществе весьма противоречиво. Единодушны в своей положительной оценке, пожалуй, только чиновники. Русские националистические организации в лице «Союза славян» недоумевают: мало ли сколько земель и вправду добровольно вступили в состав России, но почему празднуют и деньги дают именно в адыгских республиках? Балкарцы в КБР отказались отмечать: они присоединились к России 180 лет назад, что недавно и отпраздновали. Черкесские национальные организации однозначно заявили, что черкесы не будут отмечать то, чего в их истории не было.

Все началось год назад с подписания Владимиром Путиным трех указов «О праздновании 450-летия добровольного вхождения Адыгеи,
Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в состав России». Позднее название подкорректировали. Все-таки 450 лет назад указанных субъектов РФ не существовало. По сему было решено «добровольно ввести» в состав России ничто иное, как Черкесию. Не остановило мифотворцев и их собственные утверждения в том, что «Черкесии не существовало в истории вовсе, а государственность адыги обрели только с появлением республики Адыгея».

Но это было только начало. Противоречия стали нарастать как снежный ком, демонстрируя нелепое положение инициаторов праздничного шоу. Историю принесли в жертву политике.

Сама идея празднования "добровольного вхождения» Черкесии к России зародилась в далеком советском прошлом. Та же участь была уготована Башкортостану, республикам Марий Эл и Удмуртия. Миф, созданный идеологами, должен был стать символом дружбы народов России, которые вошли в ее состав по доброй воле. Но подмена истории черкесов имела и другую, более важную цель.

По словам кандидата исторических наук, редактора отдела историииздательства "ОЛМА Медиа Групп" Софьи Кодзовой, сама концепция
празднования "добровольного" присоединения Кабарды к России возникла в1957 году в Кабардино-Балкарии хотя, по ее мнению, заказ без сомненияпоступил из Москвы. Получив соответствующее партзадание, в начале 50-х гг. северокавказский ученый В.К. Гарданов (а за ним - Т.Х. Кумыков, М.Г. Аутлев, А.О. Хоретлев, В.П. Невская и др. местные историки) стал трактовать завоевание Россией адыгских земель как возвращение принадлежавшей ей ранее (с сер. XVI века), а затем отторгнутой непонятно кем и когда территории.

В своей статье «Танцы на костях» журналист Ислам Текушев ( Caucasus times) пишет: «В срочном порядке с участием и под присмотром ученых Москвы и Ленинграда была организована научная сессия кабардинского НИИ. Сначала обсуждали только вопрос присоединения Кабарды к России, затем стали говорить о Черкесии, а в конце концов, за компанию "присоединили" и западных адыгов. Теперь разногласия касались только конкретной даты: какой выбрать год - 1552, 1555 или 1557? Остановились на 1557-м, когда большой князь Кабарды Темрюк Идар заключил соглашение с царем Иваном Грозным и отдал свою дочь Гошевнай в жены. Все многочисленные
исторические факты, которые упорно не укладывались в выстроенную схему, решили попросту игнорировать».

После этого "эпохального" события в течение нескольких веков Кабарда была вполне независима от России не только во внутренних делах, но и в отношениях с другими государствами. Внутри ее феодальной элиты имелись как сторонники и союзники России, так и те, кто ориентировался на Крым и Турцию. Так, если инициаторами вхождения в состав России являлись князья большой Кабарды, противниками такого союза выступали князья малой Кабарды. Адыгея же, которая в те времена являлась частью западной Черкесии вообще никакого отношения к этому договору не имела. Более того, Черкесия до 1864 года оказывала ожесточенное вооруженное сопротивление царской колониальной политике на Кавказе, результатом которой стал геноцид коренного населения.

440-летие адыги праздновать отказались. Соответствующее решение было принято на расширенном заседании ученого совета АРИГИ с участием краснодарских и московских историков. Профессор Ким Хутыз тогда заявил, что нет смысла подобные исторические эпизоды превращать в праздники, и предложил больше к этой дате в контексте присоединения Адыгеи к России никогда не возвращаться.

По мнению лидера Черкесского конгресса РА Мурата Берзегова, навязывание адыгам праздников по несуществующим поводам есть неадекватная реакция современной России на требование признать геноцид черкесского этноса. «Ложь о добровольном присоединении призвана перечеркнуть правду Русско-Кавказской войны и главное - ее трагические последствия для коренного населения. Возвращение к идеологии СССР говорит о неготовности, и даже более того - растерянности власти перед необходимостью решать черкесский вопрос».

Черкесские конгрессы РА, КБР и КЧР обратились к президентам республик с просьбой изменить формулировку празднования на более корректную «Военно-политический союз Черкесии и России», и получили отказ. Однако отрицать очевидное, видимо, не так легко. И в своем официальном поздравлении к жителям республики президент КБР Арсен Каноков умудрился совместить несовместимое. Поздравляя с «добровольным вхождением», Каноков пояснил, что это был военно-политический союз. Цитата: «Если исходить из конкретного содержания дошедших до нас фактических материалов, взаимоотношения Кабарды и Московского государства к середине 16 века могут быть определены как своеобразный взаимовыгодный военно-политический союз, которые НЕ предусматривал включения территории адыгов во владения Московского государства. Принятие кабардинской господствующей верхушкой и их подвластным населением русского подданства
являлось определенной формой протектората».

В чем принципиальное отличие формулировки того, что нам так масштабно предлагают отпраздновать, одним их первых сформулировал руководитель отделения Адыгэ Хасэ г. Адыгейска. Ее руководитель Алий Тлиап заявил: «Если мы празднуем 450-летие добровольного вхождения», то почти столетняя освободительная война за независимость горских народов Кавказа, в том числе и Черкессии против захватчика приобретает черты бунта неблагодарных поданных. Вот как меняет историю всего народа и превращает его из героя и борца за свободу в бандита, одна единственная дата, один праздник, которого не должно было быть. Прошлое, конечно, омрачает наши отношения, но от него невозможно избавиться, фальсифицируя историю. Как невозможно построить дружеские отношения на лжи».

Параллельно, аплодируя победе Сочи-2014, федеральные СМИ «просвещают» телезрителей и читателей об истории этой земли. Нас уже не удивляет, что о коренных жителях - черкесах и убыхах - не было сказано ни слова, но вот датой присоединения Черкесии обозначен 1829 год - подписание Андрианопольского мирного договора между Россией и Турцией. По нему Турция уступала никогда не принадлежавшие ей черкесские земли России. Черкесы не признали этот договор и с оружием в руках отстаивали свою независимость. В официальном кавказоведении датой включения Черкесии в состав России является 1864 год - окончание Русско-Кавказской войны. В интервью республиканскому телевидению профессор Елена Малышева говорит о 300-летнем пути России на Кавказе, а через несколько минут - о важности празднования 450-летия «добровольного вохождения» Черкесии в состав России.

«Но самое потрясающее, как пишет в статье «Танцы на костях» Ислам Текушев, это тот цинизм, с которым российская власть жонглирует в своих интересах обеими - мифической и подлинной - историческими версиями. Так, на проходившем в сентябре 2006 г. в СПб Всемирном конгрессе соотечественников, где обсуждалась программа возвращения в Россию наших соотечественников, разбросанных по всему миру, неожиданно грянул конфуз. Представители адыгской диаспоры (второй по численности после русской) пожелали узнать об открывающихся перед ними перспективах, прописанных в указе президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом". И выяснилось: чтобы адыги могли сегодня возвратиться на свою историческую родину (согласно ст. 4 данного закона, п.2 ст.3 и п.3 ст.9), им нужно доказать, что на момент массового исхода с Кавказа их предки являлись
подданными Российского государства, причем для этого обязательно предъявить соответствующие документы. Таким образом, одной рукой
президент Путин отсыпает 1 млрд. руб. на празднование 450-летия "добровольного вхождения" адыгов в состав России, а другой - закрывает
путь к репатриации частным лицам, не имеющим документального подтверждения того, что в середине XIX в. земли их предков входили в
состав Российской империи. Таким образом, Москва предлагает адыгам ликовать по случаю 450-летия присоединения к России, в то же время фактически запрещая вернуться на историческую родину потомкам черкесов, изгнанных 150 лет назад со своих земель и выселенных в Турцию».

Диаспора не осталась равнодушной к «праздникам» на исторической родине. Федерация «Адыгэ Хасэ» Турции выступила с заявлением, где в частности отмечается: «Черкесы диаспоры не намерены без причины ворошить прошлое. Но безграничная дружба и мир, по нашему мнению, могут быть построены лишь на исторической правде. На наш взгляд, именно такой подход может обеспечить взаимное понимание и взаимное уважение между народами,бпридаст связям между ними должную силу.Но если преподносить историю однобоко, это не только не сблизит народы, но и отдалит их. Несправедливое утаивание трагедии народа, празднование на его фоне породит боль, вызовет недоверие. Вместо этого празднования, на наш взгляд, было бы более уместным признать факт изгнания черкесов и заключить Российской Федерации с Республикой Адыгеей соглашение о возвращении потомков изгнанных черкесов на историческую родину. И этот ответственный шаг стал бы для обоих сторон залогом вечной дружбы, к которой стремятся и адыги, и русские».

«Как мы видим национальные черкесские организации как в России, так и за рубежом сходятся во мнении, что единственной основой для дружбы и взаимопонимания народов может быть только правда, - говорит лидер Черкесского конгресса РА Мурат Берзегов, - и правда эта - в признании геноцида черкесов и реабилитации нашего этноса в соответствии с международным правом».

Мы, говорит лидер Черкесского конгресса РА, предлагаем вниманию народов России официальный ответ РАН - «Об обстоятельствах адыго-русских отношений в XVI-XVIII вв. и правомерности датировки добровольного вхождения Адыгеи (Черкесии) в состав России в середине XVI века». Подписал его доктор исторических наук Трепавлов В. В. В нем говорится о «союзнических отношениях», как в свое время предлагала
трактовать этот факт общественность, но не о добровольном вхождении территорий. Однако, несмотря на наличие этого документа в распоряжении Правительства РА, как, вероятно, и Правительства РФ подготовка к празднованию в республике и Москве продолжается.
«Активные политические связи между княжествами Северного Кавказа и Россией начались с середины XVI столетия, - отмечается в ответе. - По принятым тогда дипломатическим порядкам, эти отношения нередко оформлялись особыми соглашениями («шертями») и сопровождались
заверениями в подданстве («холопстве»). Однако в те времена представления о подданстве, покровительстве, сюзеренитете и т. д. порой
оказывались довольно условными. Как показывает не только кавказские материалы, но и сибирские, калмыцкие и др. «подданство», декларируемое на основании «шертных» договоров, следует сопровождать серьезными оговорками. Двухсотлетняя эпопея многократного «шертования» адыгских, дагестанских, грузинских и прочих владетелей русским царям подтверждает эту особенность международных отношений позднего средневековья. Кавказоведы давно определили ее, и большинство авторов отнюдь не склонно буквально воспринимать заключавшиеся тогда альянсы как переход адыгов в подданство русскому «белому царю». Их обоснованно интерпретируют как результат совпадений интересов местной правящей элиты и российских властей, как свидетельство политического союза, направленного против
третьих сил - соседних держав, боровшихся за Кавказ. Лавирование между Персией, Турцией и Россией часто составляло основу внешней политики местных правителей. Итогом такого лавирования являлось периодически возникавшее на Кавказе «общее холопство» - признание подчиненности одновременно русскому царю и персидскому шаху или османскому султану. Кроме того, неоднократные договоренности о «пребывании под царскою высокою рукою» нельзя рассматривать как обязательства, принимаемые навечно (несмотря на соответствующие выражения в документах). «Шерти» отнюдь не были равнозначны межгосударственным пактам нового времени; они являлись персональными соглашениями правителей и теряли свою силу после ухода от власти одного из них, отчего требовали периодического обновления.

В середине XVI в., одновременно с завоеванием Иваном IV Казанского и Астраханского ханств и выходом Московского государства к Каспию, были установлены дружеские связи Москвы с некоторыми адыгскими правителями. В 1552, 1555, 1557 гг. к Ивану Грозному приезжали посольства из Кабарды и от западных (закубанских) адыгов с просьбой о принятии их в подданство, о помощи против экспансии крымских ханов и в борьбе против казикумухского (дагестанского) шамхала. Но о присоединении северокавказских территорий к России в тот период говорить пока рано: слишком отдалены были пока русский рубежи. Это оказалось лишь началом сближения. Причем, если Кабарда с тех пор находилась в целом под российским влиянием, то западные адыги через несколько лет признали сюзеренитет крымского хана и османского султана, что надолго прервало их связи с Россией (практически до конца XVIII в.).

В XVIII в. развернулось открытое военное противостояние России и Турции. Адыгам то и дело приходилось выбирать между этими двумя соперниками, объявляя о верности то одной, то другой стороне. В Петербурге не преувеличивали степень их покорности и восе не считали их подданными империи. Учитывая их военный потенциал, на адыгов смотрели прежде всего как на орудие геополитического действия, т. е. как на традиционно лояльную, но внешнюю силу.

Официальные основания для распространения юрисдикции России на Северный Кавказ появляются лишь в XVIII в., после Кючук-Кайнарджийского (1774 г.) и Ясского (1791 г.) русско-турецких договоров, а реальная власть империи распространилась на этот регион только в следующем столетии. Соответственно и ведущая роль России в исторических судьбах местных народов становится ощутимой не ранее этого периода. Окончательное присоединение Северо-Западного Кавказа к Российской империи мы склонны связывать с окончанием Кавказской войны в первой половине 1860-х гг. Следовательно, превращение Адыгеи в составную часть России оказалось длительным процессом. Ход этого процесса в действительности определялся не пунктами соглашений XVI в., а постепенным развитием российской
государственности, военными и дипломатическими успехами России, ее территориальным расширением в сторону Кавказа. Строго говоря, никакого присоединение или «добровольного вхождения» адыгов в состав России в середине XVI в. не произошло. Появившаяся в
последние годы в региональном кавказоведении формулировка «военно-политический союз», на наш взгляд, гораздо более адекватно
отражает характер адыго-русских отношений до конца XVIII в., хотя она также условна и требует пояснений. Все-таки союз возможен между
сопоставимыми по военному могуществу и экономическим ресурсам партнерами; кроме того, иерархический ранг российских монархов был
намного выше статуса адыгских предводителей. Таким образом, мы полагаем, что 450 лет назад произошло не присоединение
Адыгеи к России, а установление между ними союзнических отношений».



Рейтинг:   4.15,  Голосов: 13
Поделиться
Всего комментариев к статье: 24
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Российская империя всегда была мягкая и добрая
Рицин написал 03.10.2007 09:09
Российская империя всегда была мягкая и добрая - это ее и погубило. Если бы все русские офицеры были такими как полковник Зак (адыги его все еще помнят, детей им иногда пугают), то сейчас на этих территориях лишь потомки казаков жили бы. В истории много случаев было, когда целые народы вырезались под корень (хоть историю Китая почитайте) и ничего страшного, освобожденные территории успешно заселялись другими народами. Я думаю, если бы большая адыгея досталась туркам, то все адыги давно былили-бы настоящими турками и язык своий и имена предков давно бы забыли. Но Российская Империя оказалось мягче и добрее и, несмотря на постоянное стремление "волных адыгов" "лечь" то под англичан, то под турков, позволила им сохранить идентичность и вот теперь они залупаются - "геноцид понимаешь", не знаете вы еще, что такое настоящий геноцид.
(без названия)
Матроскин написал 03.10.2007 08:46
Каждая маленькая но гордая нация обязана иметь свой лохокост.
Иначе просто себя не уважать. И еще обязательно стремление к незалежности.
Маленькие - белые и пушистые, их "угнетают" большие и злобные.
Очень удобно под эту сурдинку доить этих самых больших, когда эти большие безопасны, связаны по рукам и ногам.
(без названия)
internationalist написал 03.10.2007 03:58
Историческая правда- это хорошо. Давайте для начала, в части этих кавказских войн, с которых и идет весь сыр-бор, согласимся, что:
1. Это была оккупация, был там и геноцид.
2. Но собственно русские мало причем. Решения принимались Романовыми, они- немцы этнически, прав решать у русских было ноль. Можно было бы сказать- раз подчинялись Романовым добровольно, то все равно косвенно замешаны. Но в том то и дело, что не было добровольного подчинения. Боролись с Романовыми, в конце концов даже победили. И даже расформировали их империю. Что потом снова соединяли, и неидеально- это уже при участии русских, и прочих бывших народов империи, это уже можно обсуждать, где там чьи проколы. Сталин скажем из горцев. Но исходная оккупация- не русскими устраивалась. Ну не имеет отношения крепостной подмосковный крестьянин середины позапрошлого века, к оккупации Кавказа. Его положение от положения тех же черкесов в этой истории особо не отличалось. Вплоть до того, что значительная часть тогдашних русских- просто записанные в подданство разные народы, всего лишь несколько раньше, чем черкесов записали. Геноцид- это Романовы, при соучастии дворянства. За что они хорошо схлопотали.
3. Может, все вообще пошло с простой, как сейчас бы сказали, пиаровской, разводки. Когда войска на Кавказ пошли- это называлось, для горцев, "русский царь приказал". А что он вообще мекленбургский, никого тупо не информировали, а сам ведь и не сообразишь. В том числе не полагалось об этом и русским особо думать, простолюдинам. Просто разводка лохов.
4. То есть конечно оккупацию и геноцид как факты кавказской войны надо признавать. Но не русские это делали, не русский народ. Это делала империя Романовых, сильно нетождественная национальному государству русских. Что они там были наиболее многочисленны- так это результат методов регистрации, а не реальность. Ибо не было такого, что прочие народы в империи вымирали, и замещались массово потомками русских, типа из подмосковья. Видимо, и часть черкесов в русские записали. Казаков, возможно родственных исходно черкесам, полукровок- точно записали, и не всех добровольно. Во всяком случае, исходно казаки себя русскими не считали. Реально русский- это любой попавший в империю, и забывший свои корни, забывший, как предков присоединяли. Забвение корней- тоже может не нравиться. Но извините, забвение своих корней-не соучастие в геноциде, это сильно разные вещи.
5. А как теперь там все разруливать, даже если прийти к единой оценке исходных событий- вопрос непростой. Мне вот кажется, как часть разруливания- попробовать провести популяционно-генетическую экспертизу, хоть разобраться, что там реально с людьми творилось, в империи Романовых, кто там реально кто. На добросовестность историков особой надежды нет.
(без названия)
oleg написал 03.10.2007 01:41
russkii i cherkes i adig-brat'ya navek....
kto hochet vozvrashat'sya-dobro pozhalovat', a chto kto to protiv?.......
vse ok.....
men'she kopat'sya nado v der'me.... a ono est' y vseh narodov.
pochemy nado imenno chto -to "etakoe vikapivat'"?..... blin.....
da plyashi i poi, naslazhdaisya zhiznnju, a ne skyli v podvorotne.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss