Кто владеет информацией,
владеет миром

«Аверс» и «реверс» межнациональных отношений в Казахстане. Письмо бывшего казахстанца

Опубликовано 06.10.2009 автором Пётр Заведеев в разделе комментариев 28

«Аверс» и «реверс» межнациональных отношений в Казахстане. Письмо бывшего казахстанца

Написать это письмо меня побудили постоянные заявления, высказывания и доклады о межнациональном согласии в Казахстане. Между тем, публичные декларации о дружбе и согласии между казахами и нацменьшинствами уже давно проели уши простому обывателю, личный опыт которого часто не совпадает с оценками официальных представителей как титульной, так и других национальностей.

В своём письме я вовсе не хочу показать Казахстан как сплошной очаг межнационального противоборства - это далеко не так. У меня самого много друзей казахов, с которыми поддерживаю отличные отношения – делить-то нам нечего. Так было, и так, надеюсь, будет всегда. И сейчас, уже живя в России, я также не хочу показать русских казахстанцев как неких страдальцев. Великорусский этнос свои худшие исторические времена, думается, уже пережил. Здесь я просто излагаю впечатления моей юности и молодости, мои личные наблюдения, рассмотренные через призму национального вопроса.

Итак, родился я в Казахской ССР, в северном регионе республики. Там же и прошла вся, как любят выражаться, моя сознательная жизнь – детсад, школа, институт. Среди нашей дворовой компании был весь интернационал советского пошиба - русские, казахи, немцы, поляки, был даже один грузин.

Впервые с национальным вопросом я столкнулся сразу после распада Советского Союза. На телевидении постоянно выступали представители власти и общественности, в своих речах восхваляли независимость Казахстана, говорили о том, что казахам впервые в их истории была дана возможность построения своего национального государства. Цивилизованность и дипломатический этикет, с которыми это выставлялось публично там - наверху, внизу стало приобретать совсем иные формы.

Мои родственники, проживавшие в Чимкентской области, были вынуждены выехать в Россию на ПМЖ. Причина переезда была банальна – новые хозяева нового государства стали устанавливать новые порядки и русским, там проживавшим, стало неуютно, а порой и опасно. По словам моих родственников, на юге Казахстана происходило много того, что никогда и нигде не покажут и не расскажут. Я не стану повествовать о том, чего не видел, скажу только одно – бегство русских из южных регионов республики небеспричинно, дыма без огня не бывает.

В школе на уроках истории Казахстана мы учили, как политика царизма угнетала и порабощала казахскую нацию, как многострадальный казахский народ постоянно претерпевал лишения и беды, виновниками которых указывались царские власти и русское население. В некотором роде я согласен с этим. Но историю нужно рассматривать полностью, в комплексе. И, по моему глубокому убеждению, история русско-казахских взаимоотношений современными казахскими учеными-историками по школьному курсу показана однобоко, с антироссийских позиций.

Объясняя нам, школьникам, таким образом нашу общую «историю», учителя незаметно, наверное, сами того не желая, открыли для нас кувшин с джинном межнационального разделения. Учитывая возрастную особенность, а молодежь в большинстве своем «думает» эмоциями, последствия предсказать нетрудно. Конфликты, т.е. обыкновенные школьные драки иногда стали приобретать национальный окрас. В прямое противостояние русских и казахов это впрочем, не выливалось, но в порыве злости, мы временами давали своим противникам обидные национальные клички. Конфликты, к счастью, быстро затухали, и мы опять улыбались друг другу, но грань разделения уже была проведена между нами.

Слыша разговоры пьяных мужиков-казахов, я всё чаще стал наблюдать, как нелицеприятно начинал относиться простой казах к простому русскому. Одно время в нашем городском районе стали ходить казахские ребята, которые открыто стали проявлять своё неуважение к русским. Почти всех русских парней, проживавших в районе, они обложили данью. Иногда избивали. Апофеозом было – заставить парня публично (желательно при девчонках) встать на колени перед ними. Многие, забыв про честь, вставали. И почти все не оказывали никакого отпора. Никакого желания объединиться и защититься кулаками ни у кого не возникало – у русских (как всегда) национальный вопрос на последнем плане.

Меня спасало то, что я с детства активно занимался спортом. И моё хорошее воспитание, не позволявшее мне даже помыслить о возможности унижения. Один раз мне от них, правда, досталось. Зайдя после уроков в школьный туалет, а они, эти самые ребята с обострённым чувством национального самосознания», как раз находились возле него, и там у нас возник конфликт из-за (!) отсутствия у меня обрезания. Как православный человек я, естественно, действовал в соответствии со своими взглядами и убеждениями. В результате я отделался переломом ребра и небольшой синевой под глазом.

Случались и другие бытовые конфликты, в которых мне и моим русским друзьям недвусмысленно намекали, а порой и прямо говорили, что мы, дескать, здесь чужие и у нас есть своё государство. Чемодан, вокзал, Россия…

После института я одно время работал в одном увеселительном заведении, где в основном справляли свои праздники городские казахи. Персонал был, в основном, русский. Сколько же в то время я наслышался мнений о своем народе, а гуляла там, чаще всего местная интеллигенция. Что русские алкоголики и ленивые, что казахи научились водку пить у нас, что наши девушки проститутки. И говорили это открыто, не стыдясь нас. А мы делали вид, что не замечаем этого.

В конце концов, произошел один случай. В нашем ресторане праздновал свой юбилей один известный в области, да и по всей стране врач. Одна из женщин-гостей, изрядно набравшись, пошла в гардероб, забирать свои вещи. Она обратилась к гардеробщице по-казахски, на что та ей ответила, что не понимает. Последовали грубые оскорбления по поводу незнания языка и призыв - «…валить в свою Россию». Мне пришлось вмешаться в этот конфликт. Те же оскорбления посыпалась и в мой адрес. Началась взаимная перепалка. Ситуацию удалось разрядить подошедшему начальнику охраны. Через неделю я уволился.

Без конфликтов на национальной почве, к сожалению, не обходиться ни одно государство, в котором сосуществуют представители больше чем одной национальности. Но проявления национализма, особенно когда они начинают носить системный характер, не должны скрываться от общественности. И ответственность в этом случае за действие (или бездействие) лежит на казахстанских властях.

Я совсем не хочу сгущать краски, но и загонять в подполье существующие реалии тоже не могу себе позволить. Я-то уехал в Россию, но здесь остались мои друзья и близкие. Русские и казахи. И я хочу, чтобы им в Казахстане жилось спокойно и комфортно. Поэтому и говорю о том, что видел и знаю. Построение национального государства, сопровождающееся вытеснением других народов, ни к чему хорошему привести не может. Если и удастся, то ненадолго. И пока мы будем делиться на «титульных» и «нетитульных», другие будут потирать руки и ждать своего часа. Уедут русские, придут чужие.



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 4
Поделиться
Всего комментариев к статье: 28
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Петру Заведееву- преодоление русского шовинизма.
bw написал 06.10.2009 10:39
Попробуйте выучить казахский в возрасте старше 30 лет. Причем тут имперские амбиции рядовых граждан - они просто хотят жить на правах нацменьшинства и занимать свою нишу. А оскорбления и унижения и вовсе противоречат всем мыслемым правам человека.
(без названия)
Геронда написал 06.10.2009 10:27
Интересное сочетание имени и фамилии автора - Петр Заведеев. Первое - от одного апостола Христа, второе - от другого. Бьет по ушам... Но это так, к слову, без всяких намеков в сторону автора.
Национальный вопрос - один из самых болезненных. И потому требует аккуратного с собой обращения. Но аккуратность, как и ее отсутствие - следствие воспитания, приобретенных навыков. Поэтому абсолютно прав Владимир Е. Чувство национального самосознания, воспитанное на корнях социальной справедливости, на понимании равенства людей разных национальностей, дает прекрасные плоды. И наоборот. Если кроме понимания того, что ты - "свой среди своих", иные понимания человеческого отличия от животных отсутствуют, то пользы от плодов такого воспитания ждать не приходиться.
Петру Заведееву- преодоление русского шовинизма.
Юго-Восток написал 06.10.2009 10:21
Почему русский человек столько кричит о национализме? Почему не хочет учить язык той страны где находится? И вот что странно, если русский приезжает в америку, он учит английский, в Германию- учит немецкий. А вот если он живет в Прибалтике, Украине, Казахстане, то необходимость учить язык этой страны им категорически непринимается. И более того, русский человек называет сам факт того что надо учить язык проявлением национализма.Все это называется постимперским синдромом. Хамство и высокомерие русских по отношению к народам и их культурам национальных республик, раньше в СССР, находщилось под защитой москвы,под видом интернационализма . Теперь же крыши не стало, и оказывается пропало чувство собственного превосходства. Многие действительно уезжают так и не сумев преодолеть чувство ущемленной имперской гордости. Но так бывало всегда когда рушились империи. В британской- то же так было. С другой стороны, всегда находились люди более гибкие, которые могли приспособиться к изменившимся условиям и остаться прекрасно себя чувствуя в бывшей колонии.Немного труда чтобы выучить язык и навсегда похоронить имперскую спесь-вот единственный путь. Британцы уже это преодолели.
Re: Re: "Насколько помню в Бурятии буддизм стал распространяться уже после прихода православия".....
bw написал 06.10.2009 08:48
Бред какой то. Кто бурятам мешает исповедовать буддизм? Никто не мешает - недавно прездент встречался с их руководством и получил титул просветленного. Кто там насаждает православие? Активным членом любой христианской церкви во всем мире считается прихожанин уплачивающий десятину. В том числе и православные до революции платили ее. Сколько русских ее платят? Наберется ли хоть 1%? А если православных среди русских менее 1%, то кто потащит туда людей другой национальности?
Re: "Насколько помню в Бурятии буддизм стал распространяться уже после прихода православия".....
Странник - для www.politpskov.com написал 06.10.2009 07:08
Не надо тут "ля-ля", Уважаемый.....
Буддисты Буряты, - там, в Прибайкалье, - проживали компактно, Издревле....
И в те Незапамятные Времена, когда туда пришли Русские, - там был Буддизм....
Ну, - а ежели и позже Православия? Что с того?
Что, - это дает право Навязывать Коренному Населению(аборигенам) свою "Правую и Славную" Веру?
Погоди. Это Неизбежно, - и Буряты обретут свою(!) Государственность.....
И тогда....
И тогда - там, в Бурятии, будут(!) вспоминать те лихие Времена....
И - Вовсе не потому, что Буряты - такие уж Злопамятные.....
А просто - у них проявится Хорошая Национальная Память.....
P.s. Однако, - есть еще и такая пословица:
Кто Прошлое помянет, - тому глаз - Вон!
А а а а а а кто забудет? - тому - ОБА(!)глаза.....
Хе-хе....
(без названия)
www.politpskov.com написал 06.10.2009 06:42
Насколько помню в Бурятии буддизм стал распространяться уже после прихода православия.
Что посеешь,- то и пожнешь....
Странник - Автору, П.З. написал 06.10.2009 05:35
Посеешь Ветер? - Пожнешь Бурю....
А - Долг - Платежом Красен....
И - не плюй в Колодец..... Вылетит - не поймаешь! (Ха-ха!).....
P.s. И, наконец, последнее.....
На Вашу.... сентенцию про "титульные и нетитульные Нации"....
На Западе, в частности, - в Германии, - я слышал пословицу:
"Чем выше Забор, - тем Крепче Дружба".....
Именно потому Опыт Человеческой Цивилизации и выработал такую Международную Практику:
- чтобы - таким, как Вы, П.З, - не пришлось Однажды пенять: "титульные и нетитульные Нации", - для этого и придумано.....
.... Государство, - как Политико-Территориальное Образование.... которое - в конечном счете(!) - призвано ОБЕСПЕЧИТЬ(!) Нормальную Жизнь - для своих Граждан, ОБЪЕДИНЁННЫХ ОДНОЙ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО РАЗВИТИЯ, - ЯЗЫКОМ, КУЛЬТУРОЙ, - ОБЫЧАЯМИ, ПРИВЫЧКАМИ, НРАВАМИ, ТРАДИЦИЯМИ....
И.....
И - ЧТОБЫ НЕ НАШЁЛСЯ ОДИН ТАКОЙ, - КАК ВЫ, П.З., - КОТОРЫЙ , - ПРИЙДЯ ОДНАЖДЫ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ - СО СВОИМ СУВЕРЕННО-САМОБЫТНЫМ УСТАВОМ, И - ВЕЛИЧЕСТВЕННО - И МОГУЧЕ(!) - РАЗМАХИВАЯ ИМ, - КАК ДУБИНОЙ, - НАСАЖДАЯ - ОГНЁМ И МЕЧОМ(!) - ВЕЗДЕ(!) - СВОЮ ПЕЩЕРНО-САМОБЫТНУЮ, но - ВЕЛИКОРУССКУЮ "КУЛЬТУРУ".....
.... А ПОТОМ, - КОГДА ПРОБИЛ ЧАС(!) - И ВАМ НАКИДАЛИ ПИНКОВ(полную Задницу!), - "ЗА ВСЁ(!) ПРОШЛОЕ - И НЕМНОГО - НА БУДУЩЕЕ(впрок!)".....
А А А А А А ТЕПЕРЬ ВЫ - С ГОРЕЧЬЮ(!) КОНСТАТИРУЕТЕ: "ТИТУЛЬНЫЕ И НЕТИТУЛЬНЫЕ НАЦИИ, - Это нехорошо"....
А вот Вам, П.З., - Пример: если в Бурятии(это Прибайкалье) - Бурятов, - которые - испокон(!) были Буддистами, - а их - РУССКИЕ(!) - ЗА ВОЛОСЫ(!) - тащут в Православный храм, - мотивируя это тем, что ЗДЕСЬ ПРОЖИВАЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ РУССКИЕ(!) - ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ, - Все Это - как называется, П.З.??
Так что, - напоследок я бы Вам напомнил еще одну пословицу:
Чья бы Корова мычала, - а Ваша бы, П.З. - лучше бы молчала....
В тряпочку..... Да-да!.....
И - еще раз напоминаю: ЧТО ПОСЕЕШЬ, П.З., - ТО И ПОЖНЁШЬ.....
А ДОЛГ, - он, как известно, - ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН....
ЧТО ЗАРАБОТАЛ, - ТО И ПОЛУЧИ.....
И - НЕЧЯ НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, П.З., - КОЛИ У САМОВО - РОЖА КРИВА.....
Вот так-то......
(без названия)
Владимир Е. написал 06.10.2009 04:17
Национальностью обычно больше всего гордятся те, кому больше нечем гордиться, кто сами из себя ничего не представляют.
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss