Кто владеет информацией,
владеет миром

«Аверс» и «реверс» межнациональных отношений в Казахстане. Письмо бывшего казахстанца

Опубликовано 06.10.2009 автором Пётр Заведеев в разделе комментариев 28

«Аверс» и «реверс» межнациональных отношений в Казахстане. Письмо бывшего казахстанца

Написать это письмо меня побудили постоянные заявления, высказывания и доклады о межнациональном согласии в Казахстане. Между тем, публичные декларации о дружбе и согласии между казахами и нацменьшинствами уже давно проели уши простому обывателю, личный опыт которого часто не совпадает с оценками официальных представителей как титульной, так и других национальностей.

В своём письме я вовсе не хочу показать Казахстан как сплошной очаг межнационального противоборства - это далеко не так. У меня самого много друзей казахов, с которыми поддерживаю отличные отношения – делить-то нам нечего. Так было, и так, надеюсь, будет всегда. И сейчас, уже живя в России, я также не хочу показать русских казахстанцев как неких страдальцев. Великорусский этнос свои худшие исторические времена, думается, уже пережил. Здесь я просто излагаю впечатления моей юности и молодости, мои личные наблюдения, рассмотренные через призму национального вопроса.

Итак, родился я в Казахской ССР, в северном регионе республики. Там же и прошла вся, как любят выражаться, моя сознательная жизнь – детсад, школа, институт. Среди нашей дворовой компании был весь интернационал советского пошиба - русские, казахи, немцы, поляки, был даже один грузин.

Впервые с национальным вопросом я столкнулся сразу после распада Советского Союза. На телевидении постоянно выступали представители власти и общественности, в своих речах восхваляли независимость Казахстана, говорили о том, что казахам впервые в их истории была дана возможность построения своего национального государства. Цивилизованность и дипломатический этикет, с которыми это выставлялось публично там - наверху, внизу стало приобретать совсем иные формы.

Мои родственники, проживавшие в Чимкентской области, были вынуждены выехать в Россию на ПМЖ. Причина переезда была банальна – новые хозяева нового государства стали устанавливать новые порядки и русским, там проживавшим, стало неуютно, а порой и опасно. По словам моих родственников, на юге Казахстана происходило много того, что никогда и нигде не покажут и не расскажут. Я не стану повествовать о том, чего не видел, скажу только одно – бегство русских из южных регионов республики небеспричинно, дыма без огня не бывает.

В школе на уроках истории Казахстана мы учили, как политика царизма угнетала и порабощала казахскую нацию, как многострадальный казахский народ постоянно претерпевал лишения и беды, виновниками которых указывались царские власти и русское население. В некотором роде я согласен с этим. Но историю нужно рассматривать полностью, в комплексе. И, по моему глубокому убеждению, история русско-казахских взаимоотношений современными казахскими учеными-историками по школьному курсу показана однобоко, с антироссийских позиций.

Объясняя нам, школьникам, таким образом нашу общую «историю», учителя незаметно, наверное, сами того не желая, открыли для нас кувшин с джинном межнационального разделения. Учитывая возрастную особенность, а молодежь в большинстве своем «думает» эмоциями, последствия предсказать нетрудно. Конфликты, т.е. обыкновенные школьные драки иногда стали приобретать национальный окрас. В прямое противостояние русских и казахов это впрочем, не выливалось, но в порыве злости, мы временами давали своим противникам обидные национальные клички. Конфликты, к счастью, быстро затухали, и мы опять улыбались друг другу, но грань разделения уже была проведена между нами.

Слыша разговоры пьяных мужиков-казахов, я всё чаще стал наблюдать, как нелицеприятно начинал относиться простой казах к простому русскому. Одно время в нашем городском районе стали ходить казахские ребята, которые открыто стали проявлять своё неуважение к русским. Почти всех русских парней, проживавших в районе, они обложили данью. Иногда избивали. Апофеозом было – заставить парня публично (желательно при девчонках) встать на колени перед ними. Многие, забыв про честь, вставали. И почти все не оказывали никакого отпора. Никакого желания объединиться и защититься кулаками ни у кого не возникало – у русских (как всегда) национальный вопрос на последнем плане.

Меня спасало то, что я с детства активно занимался спортом. И моё хорошее воспитание, не позволявшее мне даже помыслить о возможности унижения. Один раз мне от них, правда, досталось. Зайдя после уроков в школьный туалет, а они, эти самые ребята с обострённым чувством национального самосознания», как раз находились возле него, и там у нас возник конфликт из-за (!) отсутствия у меня обрезания. Как православный человек я, естественно, действовал в соответствии со своими взглядами и убеждениями. В результате я отделался переломом ребра и небольшой синевой под глазом.

Случались и другие бытовые конфликты, в которых мне и моим русским друзьям недвусмысленно намекали, а порой и прямо говорили, что мы, дескать, здесь чужие и у нас есть своё государство. Чемодан, вокзал, Россия…

После института я одно время работал в одном увеселительном заведении, где в основном справляли свои праздники городские казахи. Персонал был, в основном, русский. Сколько же в то время я наслышался мнений о своем народе, а гуляла там, чаще всего местная интеллигенция. Что русские алкоголики и ленивые, что казахи научились водку пить у нас, что наши девушки проститутки. И говорили это открыто, не стыдясь нас. А мы делали вид, что не замечаем этого.

В конце концов, произошел один случай. В нашем ресторане праздновал свой юбилей один известный в области, да и по всей стране врач. Одна из женщин-гостей, изрядно набравшись, пошла в гардероб, забирать свои вещи. Она обратилась к гардеробщице по-казахски, на что та ей ответила, что не понимает. Последовали грубые оскорбления по поводу незнания языка и призыв - «…валить в свою Россию». Мне пришлось вмешаться в этот конфликт. Те же оскорбления посыпалась и в мой адрес. Началась взаимная перепалка. Ситуацию удалось разрядить подошедшему начальнику охраны. Через неделю я уволился.

Без конфликтов на национальной почве, к сожалению, не обходиться ни одно государство, в котором сосуществуют представители больше чем одной национальности. Но проявления национализма, особенно когда они начинают носить системный характер, не должны скрываться от общественности. И ответственность в этом случае за действие (или бездействие) лежит на казахстанских властях.

Я совсем не хочу сгущать краски, но и загонять в подполье существующие реалии тоже не могу себе позволить. Я-то уехал в Россию, но здесь остались мои друзья и близкие. Русские и казахи. И я хочу, чтобы им в Казахстане жилось спокойно и комфортно. Поэтому и говорю о том, что видел и знаю. Построение национального государства, сопровождающееся вытеснением других народов, ни к чему хорошему привести не может. Если и удастся, то ненадолго. И пока мы будем делиться на «титульных» и «нетитульных», другие будут потирать руки и ждать своего часа. Уедут русские, придут чужие.



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 4
Поделиться
Всего комментариев к статье: 28
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
Олжас написал 16.10.2009 20:52
в казахском алфавите 42 буквы
(без названия)
Василий написал 09.10.2009 09:19
Назовите хоть одно имя Казахского математика, физика, философа.
Сколько букв в казахском алфавите?
(без названия)
Ван Сан написал 07.10.2009 18:23
бичи понараскажут жути бичевской. Кто еще какие бичовские рассказы знает?
Можно подумать, что в РФ бичей на угнетают, они все в неге и ласке водяру жрут
(без названия)
Ноганев Алексей написал 07.10.2009 15:49
Я как то встретил одного бомжа, он рассказал такую историю.
Он сидел с одним бичем в одном КПЗ. Тот поведал одну историю.Сам бич пешком прибежал из Чимкента в Ташкент из казахских теплиц. В теплицах они выращивали помидоры. Еда была один хлеб и вода. Туда, с навозом надо было идти пешком, а обратно уже бегом. Так похудел, пришлось отъедаться несколько месяцев. Он там и узнал, в Чимкенте, хозяева-казахи постоянно угрожаили им, если они будут плохо работать, то их отправят на соляные рудники на Арал. Точнее на Арал-Туз. Там охранники с автоматами АК-47 охраняте бродяг, добывающих соль. Никто больше полгода не выдерживает. Легкие отказывают. Охранники живут несколько дольше. Одного из бомжей нашли родственники, выкупили его за 4 тыщи долларов и привезли домой. Но он бедолага прожил всего полгода и умер.Не следует говорить, что бичи и бомжи там русские. Вот так там относятся к русским. Больше туде я не поеду.
(без названия)
Юго-Восток написал 07.10.2009 10:50
Полякову-Ну теперь понятно почему пришлось драться несколько раз. Нсли ты так и дальше будешь конкретен:раздавать чужое направо и налево, то тебе морду еще не раз будут бить, а финишируешь на скамье подсудимых. Вот так то. Распорядись грамотно лучше своим. Немецкий Кенигсберг с восточной пруссией надо вернуть Германии. Японии надо вернуть Курильские острова и Камчатку. Китаю надо вернуть Дальний восток, так будет справедливо. А чеченцам надо дать свободу, сколько уже столетий ведется русский геноцид против этого народа.
(без названия)
Алмаз написал 07.10.2009 09:59
Работа вполне адекватная. Ну и что, что попросила на казахском. Ну выпила дама. Может неудовлетворенная была чем то.
Я служил в Советской Армии и знаю что такое шовинизм русских. Не в обиде же на всех.
ШОВИ отличается деревня.
(без названия)
поляков вячеслав написал 07.10.2009 03:31
Я был в командировке в Средней Азии и просто ужаснулся как там еще живут Русские. В Казахстане еще ничего по сравнению с Узьбекистаном или Тажикистаном. Там еще хуже. Я постоянно находился там с подругой моего друга, так они, местные постоянно раздевали ее глазами. Приходилось даже вступать в драку.Несколько раз. Если Русский конкретен, и их местных трое или 4, то они вполне могут драться уже с 20 членами данных этносов. Один против четверых это вполне нормально. Они трусы, Казахи только по пьяни храбрые. Их раньше хорошо Греки ломали. Когда еще Греки были там в ссылке, то местные Казахи боялись даже нос поднять. До того они были боевые и дерзкие.
Вопрос по поводу, как Понтийские Греки спасали еще раз Христианство, но уже на Востоке.
Правильно говорит Калашникков, что надо ввести визовый режим в отношении всех этих черных республик. У Казахстана надо обязательным порядком забрать Северный Казахстан, Восток отдать Китаю. Сразу же. И никто, даже в ООН просто не успеют возбухнуть. Пиндосы тоже.
"Даст бог наступит... русская буря... вся узкоглазая и черномазая мразь, буржуи и либерасты ответят
Странник - Максиму написал 07.10.2009 00:06
Ну-фффффф.... Разве что при условии, - если Бог даст?......
А а а а а а Практика Бытия подсказывает, что Бог.....Обязательно(!) даст.....
Но - при(одновременном)соблюдении Трех Условий:
1. На ту осень, - лет через восемь....
2. После дождичка, - в четверг....
3. Когда рак на горе свистнет.....
Э?
Посеявшие ветер пожнут бурю.
Максим написал 06.10.2009 22:50
Даст бог наступит еще русская буря, когда вся эта узкоглазая и черномазая мразь, буржуи и либерасты ответят нам за все.
(без названия)
Юго-Восток написал 06.10.2009 18:37
Когда русские пытаются вести себя с представителями других народов на их земле, так же как они привыкли вести себя в России с своими соотечественниками,это вызывает отторжение местного населения и пожелания отправить гостей на историческую родину. Положение усугубляется еще и когда они начинают вести себя как пятая колонна. Посмотрите как они ведут себя в Украине, постоянно провоцируют темами про отделение от Украины юго-востока, Крыма, про пожелания войны России с Украиной. Естественно, реакция местных наполнена негативом.
типичная реакция
рашпиль написал 06.10.2009 18:00
Я несколько лет жил в Казахстане, работал там над одним проектом. Автор забыл вспомнить каким высокомерием отличались русские по отношению к казахам во времена СССР. Русские до сих пор ругают казахов но теперь уже шепотом :-)
Статья автора - набор типичных обвинений в сторону казахов, ни чего интересного, я это там слышал сотни раз. Не думайте что мне импонирую казахи, напротив, они в подавляющем большинстве своем гораздо более примитивны чем русский этнос. Я с ними работал, знаю. Психология кочевника это нечто не понятное и дикое. Русским живущим там совет - уезжайте и постарайтесь забрать и своих стариков, не будет там у вас будущего.
Почему русский не учит бурятский язык
Юго-Восток написал 06.10.2009 17:28
@@@И назвали его "оккупантом". Даже если латышская письменность появилась всего на 50 лет раньше чукотской и дали ее латышам "понаехавшие" русские и немцы.@@@- Русскин приезжали в республики как имперский народ, считали что это аборигены должны учить русский, а не наоборот. Тоже самое было в Украине, Казахстане.Выпускников вузов-украинцев распределяли в Сибирь, Дальний восток, казахстан. На их место в Украину распределялись этнические русские, мордовцы. Тоже было и в других республиках.Империя стремилась ассимилировать народы, уничтожить их национальное самосознание, язык, культуру. Не успели... чуть чуть не успели. В Беларуси русификация практически необратима. Только чудо может спасти Беларускую культуру.А что называют русских оккупантами, так доля истины в этом есть. Им бы посмотреть на себя: спесь пренебрежение к национальным культурам своих соседей. Русские люди и к своим к русским относятся как к скотам и твм в России -это нормальное явление. Когда они подобным образом начинают вести себя в других странах- это вызывает отторжение.
(без названия)
помидорчикЛя ля ля...тра ля ля написал 06.10.2009 16:50
Так прикольней
(без названия)
Гебя написал 06.10.2009 14:33
Придут в Казахстан китайы,перетрахают всех и будут там казо-китайцы,тока работать будут заставлять в два раза сильнее за 50 долларов , чтобы ноги могли переставлять. Китаец сюсюкаться не будет... А вообще ,русские сами не жили нормально и другим не давали, казахов можно понять, хотя другого варианта не было у них. Надо было русским пример с Англии брать на оккупированных территориях. Умеет роспись поставить - и достаточно. Баи у них спецом людишек лбами сшибают, пар революционный выпускают.Немцы еще в Сталинграде гричали:"Урус!!! Давай румына на казаха менять!!!"
Re: Петру Заведееву- преодоление русского шовинизма.
... написал 06.10.2009 13:20
Почему русский не хочет учить бурятский язык?
Потому что когда он ПРИЕЗЖАЕТ в чужую страну, то он учит - немцкий, английский, французский. А тут он НИКУДА НЕ ПРИЕЗЖАЕТ! Он там родился! У него украли кусок страны, причем с его домом и с его малой родиной, с могилами предков, и отдали некой "титульной нации". И назвали его "оккупантом". Даже если латышская письменность появилась всего на 50 лет раньше чукотской и дали ее латышам "понаехавшие" русские и немцы.
При чем тут имперская гордость? К тебе домой приходят какие-то люди, и говорят: мы хозяева этой страны, и твой дом - тоже наш. И мы будем указывать тебе, как учить твоих детей и как тебе вытриать жопу. А не нравится - убирайся "к себе". Что, ты ни разу в России не был? Ну так вот побываешь...
Re: Петру Заведееву- преодоление русского шовинизма.
В.С. написал 06.10.2009 12:48
Я также уехала из Казахстана по той же причине, что и автор данной статьи. Про "выучить язык" в то время (2000 год) было смешно разговаривать Казахи, интеллигентные, не понимали, что написано на кабинетах, учреждениях и т.д. Методы "языкотворчества" ужасающи. А бытовое хамство - это просто не передаваемо.
"А между прочим проблема возникла не после раздела СССР" (Муха)
Геронда написал 06.10.2009 12:06
Да когда бы ни возникла. В любом случае, нацизм - есть следствие одичания, а не национального возрождения. И приводить в его оправдание примеры с обучением плаванию - курам на смех. Это равносильно тому, чтобы требовать от русскоязычных ублюдков уважения к воспитавшей их стране. Напрасная трата времени...
Re: "....после стало превалировать только русское.... и русские получили по полной программе".....
Странник - мухе написал 06.10.2009 12:02
Смотри-ка(!) - муха!.... А мыслишь, - как Мудрец.....
Я - без Иронии....
Мой - тебе - Респект, муха....
....
муха написал 06.10.2009 11:19
А между прочим проблема возникла не после раздела СССР, а во время бурно расцвевшего развитОго социализма.
Вы ребята забыли как Брежнев обьявил о возникновении новой нации - советский человек. И этот советский человек должен был говорить на русском. Если до этого времени национальное и русское было на равных, то после стало превалировать только русское. Формально все национальности стали национальными меншинствами. Вот когда возникло национальное противостояние. А после раздела накопившееся напряжение просто вырвалось наружу и русские получили по полной программе.
Re: "Попробуйте выучить казахский в возрасте старше 30 лет".....
Странник - для bw написал 06.10.2009 11:16
Не разводи тут Демагогию, - ее тут - и без тебя - Предостаточно.....
Меня, например, учили плавать, - так: сказали: "Захочешь жить, - не только поплывешь, - а Гусаком - полетишь!".....
И кинули в воду, - разумеется, под присмотром взрослых....
P.s. С тех пор я - кмс по плаванию.....
А потому - повторяю: не разводи Демагогию: Захочешь - Там(!)- жить - выучишь(!) - и Никуда ты, Миляга, не денешься(!), - ЛЮБОЙ(!)Язык, - даже язык Диких Племен островов Фиджи....
Понял?
1 | 2 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss