Как известно, полторы недели назад произошел уход из активной политической жизни, а также, если верить президенту Путину и «Кавказ-Центру», уход из жизни вообще Шамиля Басаева. Несмотря на это его виртуальный образ все еще продолжает блуждать по просторам интернета. 18 июля на одном из сайтов, принадлежащих Мовлади Удугову, появилось интервью Басаева, данное им в первых числах июля польскому журналисту Витольду Мичаловскому.
Само по себе это интервью вряд ли бы нуждалось в обсуждении, если бы не следующее обстоятельство. Уход Басаева, на мой взгляд, не только знаменует собой крах проекта по созданию в обозримой перспективе независимого государства Ичкерия, но также окончательно формирует непреодолимый водораздел между двумя основными идеологическими течениями, существующими сейчас в Чечне и на Кавказе.
Первое течение, к сторонникам которого я отношу и себя, это светский национализм, предполагающий строительство народами Кавказа в ближайшие 20-30 лет своей национальной государственности в пределах Российской Федерации. А дальше, когда придут новые поколения, они сами решат, что делать.
Второе течение это радикальный исламизм, ничего общего с идеей чеченской независимости не имеющий, а нацеленный на распространение с кавказского плацдарма на всю территорию России глобального Джихада, который рассматривается его сторонниками как самоцель.
По моим ощущениям, в ближайшие годы основной идеологический конфликт на Кавказе будет состоять именно в жестком противоборстве сторонником светского порядка и исламистскими радикалами. Причем русские ничем помочь противникам ваххабитов даже если захотят, то не смогут, так как в борьбе идей военная сила ничего не решает, а в идеологическом плане Россия, в отличие от СССР, ничего привлекательного никому предложить уже, к сожалению, не в состоянии.
Таким образом, задачу нейтрализации джихадизма придется решать самим мусульманам Кавказа без посторонней помощи. Наоборот, было бы благом, если бы иные «умники» в Москве хотя бы нам не мешали, и на том спасибо.
По всей видимости, через какое-то время Шамиль Басаев станет знаменем радикально настроенных молодых жителей Чечни, Кавказа и Поволжья. Следовательно, его последнее интервью, по сути, его завещание, будет полем жестокой идеологической битвы. А раз так, оно представляет далеко не праздный интерес.
В этом интервью Басаев попытался дать свое объяснение, почему он и его сторонники проиграли России информационно-пропагандистскую войну. По его словам, это произошло потому, что образ «международных террористов» оказался востребован современной международной коалицией «безбожников», якобы объявивших войну Исламу.
Причем, если это было бы лишь желанием российского руководства, то дальше центральных телеканалов данный образ не распространился бы. Однако США нужно было оказать услугу Владимиру Путину, что бы получить от него взамен ответные услуги во внешнеполитической и экономической сферах.
С другой стороны, по мнению Басаева, глубинная причина пропагандистского поражения лежит в идеологической плоскости, так как западная и российская пропаганда делают все возможное, что бы поставить знак равенства между понятиями «Ислам» и «терроризм», и тем самым превратить терроризм в оправдание войны против Ислама.
Настоящей причиной войны на Кавказе, выразил уверенность Басаев, стал страх России перед появлением там исламского государства. А «сказки про нефть и про нефтяную трубу рассчитаны на обывателя, которому нужны простые и видимые объяснения».
Другая тема интервью - перспективы переноса диверсионной деятельности в Сибирь и Поволжье. По утверждению Басаева, Сибирь и Поволжье, дескать, испытали один из самых страшных геноцидов в истории человечества. Виновата в этом, по словам Басаева, конечно же, Россия. Поэтому, считает он, Россия должна ответить за якобы совершенные «преступления».
Выдавая желаемое за действительное, Басаев заявил, что у него имелись хорошие контакты со многими людьми из этих регионов, которые готовы были взять в руки оружие, так как у Сибири и Поволжья, мол, есть некие «законные хозяева», права которых, дескать, должны быть восстановлены.
Затронул Басаев также тему о нападении США на Афганистан. По его мнению, Америка почувствовала себя большой и сильной и решила, что настало время показать себя. При этом Афганистан был якобы выбран потому, что афганцы при режиме талибов, дескать, восстанавливали Шариат. То есть, Басаев перевел обсуждавшуюся тему в плоскость идеологии. Именно идеология, которую исповедуют США, предопределила, по его мнению, их агрессию против афганцев. Это произошло потому, что Ислам смертельно опасен для тиранов, а США как раз и являются «международным демократическим тираном», «безбожная» идеология которого не предполагает мирного сосуществования с Исламом.
Оценивая американское вторжение в Ирак, Басаев назвал его «глупостью» США и почему-то Израиля, а также «милостью Аллаха для мусульман».
Отдельного внимания Басаева удостоилась тема диверсионных акций на коммуникациях, по которым осуществляются российские нефтегазовые поставки. Затронул он также и вопрос о высоких мировых ценах на энергоносители. Они, дескать, позволяют России воевать на Кавказе, осуществлять вмешательство в странах СНГ, пытаться показать себя равной США и Европе.
Однако, заявил Басаев, «плод хоть выглядит спелым и привлекательным на самом деле внутри он гнилой». Он вспомнил, что еще в 1993 году Джохар Дудаев призвал так называемое «мировое сообщество» взять под контроль российские ядерные объекты и оружие. Это призыв, утверждал Басаев, якобы актуален и сегодня, а Запад, дескать, «еще поплачет горючими слезами из-за своей близорукости».
Была в ходе интервью затронута и историческая тематика. В частности, Басаев вспомнил небезызвестного генерала Ермолов, который предупреждал царя, что чеченцы своим свободолюбием дурно влияют на его подданных. При этом русские крестьяне и солдаты бежали к Имаму Шамилю от царского крепостничества, и с тех пор якобы мало что изменилось.
В этой связи небезынтересно напомнить, что предки самого Басаева были как раз из числа русских, перешедших на сторону Имама Шамиля и принявших Ислам.
Развивая исторический контекст, Басаев сказал, что Исламское государство Имамат во главе с Имамом Шамилем было справедливо устроенным, что в нем каждый чувствовал себя достойным человеком. Из этого он сделал спорный вывод, что рядом с Россией вдруг появится страна, где в основу будет положено справедливость и достоинство людей, Россия в ее нынешнем виде долго не протянет, а ее правители понесут суровое наказание.
При этом Басаев почему-то умолчал, что в 1996-99 годах Ичкерии уже предоставлялась возможность построить справедливое государство. Однако вместо этого вине, в том числе, и самого Басаева была создана вольница для бандитов и ваххабитов, что на долго дискредитировало идею независимости в глазах общественности России, всего мира, и, во многом, самой Чечни.
Следующим важным моментом интервью стало фактическое признание Басаевым, что его действительные цели лежали не в Чечне, а заключались в том, чтобы Россия «прекратила бы свое существование в своем нынешнем виде». При этом Басаев важную роль в процессе ликвидации России отвел Китаю, сказав, что Москва зря надеется откупиться от Пекина поставками сибирского газа и нефти, так как «это вряд ли удовлетворит Китай».
В заключение Басаев заявил, что лишь принятие Ислама в состоянии спасти русский народ от ускоряющейся деградации. «Ислам спасает как отдельного человека, так и народы. Русские не исключение» - сказал он.
К сказанному в последнем интервью Шамиля Басаева можно было бы отнестись как угодно. Но здесь на самом деле важно не чье-то персональное мнение, а то, как основные тезисы «завещания» Басаева будут восприняты молодыми мусульманами. И, самое главное, что этим тезисам можно было бы эффективно противопоставить как в плане идеологии, так и в сферах практического государственного строительства и экономической модернизации Чечни и всего Кавказа.
|
|