События в Одесской области Украины, где после убийства девочки, как утверждается в украинских СМИ, представителем цыганской национальности произошли цыганские погромы, а затем при попустительстве властей произошло насильственное выселение лиц цыганской национальности, эти события вновь со всей остротой поставили в повестку даже не только собственно цыганский вопрос, но и в целом национальный вопрос и не только на современной Украине, но шире - во всём современном постсоветском мире.
В самом деле, а разве в хвалёной Западной Европе дело с цыганами обстоит намного лучше?
Увы, нет. Вспомним события во Франции под Марселем, где несколько лет назад имел место конфликт местного населения с цыганами.
Я уже не говорю про РФ, где положение цыган мало отличается от украинского. Цыгане в основном живут в своеобразных гетто, пусть и в окружении остального коренного населения.
Ни о какой адаптации их к окружающей среде и речи нет.
Вернее речь-то имеется, но речь эта пустая, поскольку в условиях общего социального неблагополучия и криминализации постсоветского пространства цыгане всякий раз становятся жертвами КРИМИНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.
Если уж советскому режиму, намного более социально ориентированному, не удалось полностью адаптировать и социализировать цыган, то что вы хотите от криминальных режимов постсоветского пространства?
Помнится, что ещё Хрущёв в первые годы своего правления принимал указ о цыганах. Эффект того уквза был минимальным - слишком забюрократизирована была уже советсаая система, чтобы полновесно адаптировать цыган. Какая-то часть их была тогда принудительно поселена, но значительная часть сделала это формально, продолжая вести кочевой и антисоциальный образ жизни.
Я прекрасно помню, как моя мама, работавшая учительницей в маленьком прибалтийском городке, где мы тогда в начале 60-х жили по месту службы отца в Советской Армии, посещала фррмально ставший оседлым цыганский табор для выполнения закона о всеобщем тогда кажется ещё только восьмилетнем образовании. Я уже сам был школьником - умел уже читать и писать и пару раз ходил с ней в тот табор. Картина была ужасная. Цыгане отказывались тогда отпускать своих детей в школу, а власти отказывались помогать педагогам в решении этой проблемы. Ещё один пример формально-бюрократического отношения хрущёвского режима к "строительству коммунизма".
Тогда моя мама почему-то много раз добрым словом вспоминала сталинские времена, когда никто бы не потерпел неисполнения закона. На мой же детский вопрос о том, как же тогда товарищ Сталин не сумел слелать цыган оседлыми, коль он был такой всемогущий, мама не нашла ответа..
Ответ теперь есть у меня.
Выход из цыганского тупика - в системе Макаренко, которая должна стать не просто сугубо узкопедагогической, а лечь в основу организации всей жизни всего социалистического общества, чего не хотели признать наши социал-бюрократы ни при жизни гениального советского педагога, ни после его смерти.
Именно поэтому цыганские бунты, подобные тем, которые этой весной имели место под Тулой, не являются чем-то экстраординарным для постсоветской РФии.
Решение цыганского вопроса возможно только в рамках ново-социалистической модели, где социализм дойдёт до каждой клеточки, что и подразумевает забытая ныне система гениального педагога Антона Макаренко, кстати нашего украинского земляка, работавшего в том числе и на моей родной Полтавщине, где в нынешнее безвременье память о нём предаётся всяческому поруганию.
|
|