Кто владеет информацией,
владеет миром

Этнофутуризм шагает по Центральной России

Опубликовано 11.02.2016 автором Виталий Уткин в разделе комментариев 25

русские меря финны
Этнофутуризм шагает по Центральной России

В сети интернет всё чаще стали попадаться бело-зеленые флаги «Сибири». На некоторых из них надпись «Сибирская народная республика». Вы думаете, что такой не существует? А можно ли было еще четверть века назад представить себе государственную независимость Украины или посольство Белоруссии в центре Москвы?

Во всяком случае, есть «сибирство». Вот уже более 15 лет разрабатывается особый «сибирский» язык. Доказывается, что сибиряки — отдельная нация, что у них своя идентичность. На этом фоне вполне возможно при определенных политических обстоятельствах исторически обосновывать «независимость» Сибири.

«Сибирство» — это серьезный сепаратистский вызов. Для того чтобы «сибирство» стало реальностью, нужно поменять идентичность жителей Сибири, внушить им, что они отличаются от «москалей». И шаги в эту сторону, к сожалению, активно делаются.

В Меморандуме «О единстве русского народа» Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора говорится: «Сегодня в активной разработке геополитических недоброжелателей России находятся такие проекты как сибирский сепаратизм (отделение Сибири), казачий сепаратизм (отделение Дона, Кубани и Предкавказья), поморский сепаратизм (отделение русского Севера), калининградский (потеря Балтийского анклава), дальневосточный и уральский сепаратизмы... На первый взгляд, подобные проекты могут казаться фантастическими, однако не стоит забывать, что столь же невероятным ещё каких-нибудь сто — сто пятьдесят лет назад выглядело отделение Украины от России. Одним из ключевых моментов в создании новой идентичности является искусственное конструирование региональных языков („Поморьска говоря“, „Казачий язык“, „Гутор“, „Балачка“, „Сибирськи говор“). О масштабах прилагаемых для этой цели усилий и объёме инвестиций говорит тот факт, что выдуманный в 2005 году „сибирский язык“ уже через два года имел огромный раздел в Википедии, занимающий 67-е место в мировом рейтинге (опередив по количеству созданных статей белорусский или узбекский разделы). Во всех случаях регионального псевдоэтнического сепаратизма прослеживается активная внешняя поддержка».

В этой статье речь пойдет об этнофутуризме — еще одном, как считаю, сепаратистском вызове, подобном «сибирству».

Этнофутуризм впервые появился в Эстонии. В 1989 году этот термин ввел эстонский писатель Карл Мартин Синиярв. В 1994 году в Тарту прошла первая конференция, принявшая специальный манифест. Затем этнофутуризм активно стал развиваться в Удмуртии, оттуда распространился в Марий Эл.

В последние годы возник новый вид этого движения — так называемый «мерянский этнофутуризм». Он распространяется в центральных районах России: например, в Москве, Переяславле-Залесском, Костроме, Плёсе.

Первоначальная цель этнофутуризма — создание новой идентичности для финно-угорских народов на территории бывшего СССР. Такая идентичность должна существовать вне всяких связей с историей русского народа и российской государственности. В ее основу было предложено положить язычество.

Первые этнофутуристы были писателями и художниками, а не историками и этнографами. Тем не менее, они прекрасно понимали, что реальное язычество финно-угорских народов возродить невозможно.

Ошибочно считается, будто бы современные финно-угры сохранили свои языческие традиции, несмотря на все гонения и преследования. Например, в 90-е годы марийцы торжественно провозглашались «последним языческим народом Европы». Но на самом деле в этих национальных регионах языческие культы во многом создавались заново уже после распада СССР. Это происходило под воздействием политических процессов национального самоопределения.

Сказанное в особенности касается приволжских (мордва, черемисы-марийцы) и пермских финно-угров (вотяки-удмурты). Дело в том, что эти народы исторически не имели своей государственности и племенного единства. На протяжении веков они находились под перекрестным влиянием христианства и ислама. В результате их верования претерпели очень сильные изменения, в том числе, под воздействием христианских апокрифов, пришедших из старообрядческой среды.

Этнофутуристы предложили сконструировать финно-угорскую языческую мифологию заново, в первую очередь на основе живописи и арт-проектов. Затем на этой конструкции они предлагают выстроить новую идентичность нового гражданского общества.

В свою очередь, для этого нужна деконструкция прежней российской идентичности, в том числе культурной. Постмодернизм предоставляет для такой деконструкции широкие возможности.

Этнофутуристы изначально стояли на постмодернистских позициях. При этом они получили поддержку в научной среде.

Я приведу некоторые примеры такого сращивания неоязычества и вузовской науки. Они могут показаться частностями, но, на самом деле в них, как в капле воды, отражена вся эта проблема.

Например, в Марийском государственном университете защитила докторскую работу по культурологии Г.Е.Шкалина. В своей диссертации она пишет, что этнофутуризм — это «мир игры частностями», игры «культурными вариантами предшествующих эпох», где «спонтанно и эклектически соединяются в новые реальности наука и искусство, философия и религия». Она говорит о том, что необходимо «разрыхлить» изнутри традицию средствами некоей «критической рефлексии». Такая рефлексия, с ее точки зрения, принципиально антисистемна и «обращена против притязаний научного метода». Всё это ею преподносится не в качестве критики, а в качестве некоего позитива.

Г.Е.Шкалина тут же, в своей докторской диссертации демонстрирует, как такое «разрыхление» должно работать. Она утверждает, что у марийцев, якобы, существовала глобальная «философия Ю», аналогичная понятиям «дао» у китайцев и «прана» у индусов. Эта, мол, «философия Ю» описывает «единство человека и космоса в информационном поле».

Никаких научных ссылок данное место в диссертации Г.Е.Шкалиной не содержит вообще. Источников она не указывает. То есть буквально на пустом месте постулирует одно из ключевых, как считаю, оккультных утверждений своей диссертации.

Она пишет в диссертации, что «наличие личной мощи Ю и владение ею свойственны» вождям, жрецам, колдунам и лекарям. А у примитивных людей отсутствует эта мощь. И, конечно, с ее точки зрения, «православные священники» виноваты в искажении исконной марийской мифологии.

Г.Е.Шкалина в диссертации предлагает читать некие «знаки природы», чтобы «предугадывать техногенные катастрофы». Целый параграф ее докторской диссертации посвящен неким «марийским Ведам», куда она относит все вообще тексты, собранные этнографами или даже сочиненные в наше время новыми «жрецами». Как я понял, по ее словам они равны Авесте, Библии, Корану, Талмуду и Типитаке. И всё это — в стенах государственного вуза, в докторской работе по культурологии.

Для чего всё это Г.Е.Шкалиной? Чтобы, как она пишет, «духовное семя возродилось в колосе национальной жизни». Собственно, вся эта «игра частностями», а попросту выдумка — для укрепления конкретной национальной идентичности. То есть ради достижения политических целей.

Докторская диссертация Г.Е.Шкалиной далеко не единственная псевдонаучная, как считаю, квалификационная работа, призванная обслуживать новую языческую мифологию.

На протяжении последней четверти века идеологи украинства всячески подчеркивали, будто бы население Центральной России имеет не славянское, а финно-угорское происхождение. Это нужно для исторического обоснования полного разрыва Украины и России.

Точно такой же тезис отстаивают сейчас и так называемые «мерянские этнофутуристы». Это движение, как и в случае с этнофутуризмом национальных районов, строится на стыке арт-проектов и как бы исследовательской деятельности представителей ряда вузов. Реализует же оно себя в музейном и образовательном пространстве.

В российской науке общераспространенным является утверждение, что славянские переселенцы играли ведущую роль в становлении Северо-Восточной Руси и этногенезе русского народа. Местное финно-угорское население было ассимилировано славянами или мигрировало на новые территории.

Неизвестна судьба группы мерянских племен. По предельно скудным летописным и, в первую очередь, археологическим источникам их обычно локализуют в части современных Московской, Тверской, Костромской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей. То есть речь идет об огромных территориях в самом сердце России.

В ходе славянской колонизации мерянские племена исчезли. Самое главное, что в исторической памяти жителей центральных регионов России их просто нет. Казалось бы, они теперь предмет чисто академических дискуссий. Однако выясняется, что это не так.

Безусловно, сказанное не означает призыва к отказу от исторических, археологических, этнографических, антропологических исследований. Только не надо подменять такие исследования предвзятостью, идеологической заданностью.

Несколько лет назад некая группа художников неожиданно провозгласила себя «мерянами». По уже готовой модели финно-угорского этнофутуризма эти люди начали «игру частностями», попытались с помощью арт-проектов сконструировать новое язычество и на его основе новую идентичность. Некоторые из них говорят о некоем религиозном синкретизме, о «двоеверии». Это «двоеверие» якобы заключается в том, религия жителей центральных регионов России существенно отличается от византийского православия и стала следствием исторического соединения христианства и местного язычества.

На самом деле, если разбираться всерьез, такая позиция совершенно не соответствует историческим источникам.

Этнофутуристы опираются на весьма маргинальные попытки реконструкции особого мерянского языка, предпринимавшиеся начиная с 1989 года.

Обычно в качестве «основателя мерянского этнофутуризма» называют художника Андрея Малышева. Другого активного идеолога этнофутуризма художника Валентина Константинова на «мерянских» интернет-ресурсах именуют «Бальшта Кыстынчан».

Этнофутуристы считают, что русские православные жители центральных регионов России должны опознать в себе язычников-мерян или мерян-двоеверов (что на самом деле одно и то же), сменить свою идентичность.

Наберите в «Яндексе» «Стань меря!», и вы попадете на главный ресурс мерянского этнофутуризма «Мerjamaa».

Этнофутуристы утверждают, что «мерянство» — это и есть подлинная русскость.

В вышедшем недавно замечательном сборнике «Плаха» в статьях Александра Щипкова говорится о том, что украинство пытается похитить русскую идентичность, объявить себя настоящей русскостью.

И вот, на наших глазах, такое похищение русского самосознания пытаются уже в самом сердце России осуществить «меряне».

Новое как бы «художественное» движение, как уже было отмечено выше, нашло опору в вузовской и музейной среде.

Этнофутуризм является частью общего неоязыческого потока. Раньше него, как известно, начало развиваться славянское неоязычество. В целом, неоязычники вполне достигли положения, когда могут уже активно влиять даже на школьный курс.

Например, в 2011 году в Санкт-Петербурге, в одном из ведущих педагогических вузов страны, Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, А.О.Зобнина защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме: «Язычество славян в культурологическом образовании школьников».

В этой диссертации в открытую звучит призыв к «переосмыслению отечественного культурного наследия» как основы для системы образования.

«Языческая культура славян» рассматривается как «базовое основание русской культуры, ее архетипа». Соответственно, «языческая культура славян» оказывается, с точки зрения диссертанта, «одним из базовых компонентов историко-культрологического образования школьников».

Диссертантом разработан школьный «культурологический курс» «Языческая культура славян», который призван дать школьникам «общие знания по истории отечественной культуры». Курс этот, якобы, успешно решает задачи формирования «этнокультурной идентичности школьников».

Точнее, наверное, было бы сказать — по смене этой идентичности. Почему? Да потому, что в своей диссертации А.О.Зобнина утверждает, будто бы «в рамках обыденного, проникнутого ортодоксальной православной доктриной сознания» «языческая славянская культура» воспринимается как «отсталая, варварская, тёмная». Это, мол, нужно изменить и «углубить историческую память школьников».

Этот курс, как считаю, по смене идентичности, был апробирован А.О.Зобниной в школе № 506 г.Санкт-Петербурга. Во всяком случае, именно эту школу она сама называет в своей диссертации.

Как видим, неоязычество уже пытается представить себя, свои псевдонаучные реконструкции, ни много, ни мало в качестве основы не просто культурологического образования, но и самой идентичности. И происходит всё это в светской школе, за государственный счет.

Этнофутуристы движутся в этом вопросе вслед за славянскими неоязычниками.

Вполне может наступить время, когда в Центральной России от Москвы до Нижнего Новгорода всех могут заставить говорить на некоей «мерянской мове». И ее будут учить в школах как национальный язык. Современные примеры тому от нас совсем недалеко как в историческом, так и в географическом смысле.

В октябре 2014 года на III Фестивале языков в Новгородском университете прошла 50-минутная презентация «мерянского» языка — как будто речь идет о языке какого-либо реально существующего народа. Как тут не вспомнить «сибирский язык».

В мае 2014 года в «Новой галерее» в городе Иваново во время акции «Ночь музеев» открылся мерянский арт-проект «Volga.Sacrum». Как следует из сообщения сайта Merjamaa, его автор — тот самый этнофутурист Мерянь Андю (он же Андрей Малышев-Мерянин).

Этнофутуризм шагает по Центральной России. Казалось бы, что этнофутуристы — это безобидные люди, любящие поговорить о шаманизме, бьющие в бубен и скачущие в масках с третьим глазом. Но, как считаю, при неблагоприятных политических условиях все эти «милые забавы» могут послужить идеологическим обоснованием развала Российской Федерации.



Рейтинг:   4.64,  Голосов: 39
Поделиться
Всего комментариев к статье: 25
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
перефраза написал 12.02.2016 20:24
А можно ли было еще четверть века назад представить себе государственную независимость Российской Федерации?
Витя,ты мудак
дурак написал 12.02.2016 06:31
Был такой яркий оппозиционный самобытный сайт у Баранова и превратился в тишину болота.Везде так.Время такое сейчас.Большой большой тупик организовался парадоксально сам по себе и никто не виноват в этом.Прав Пелевин оказался.Наса.. наса... забыл его имплементацию простой фразы ....всем известной.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Абрамычу
Тотбогтотаки да! написал 12.02.2016 02:08
"Этнофутуризм впервые появился в Эстонии. В 1989 году этот термин ввел эстонский писатель Карл Мартин Синиярв. В 1994 году в Тарту прошла первая конференция, принявшая специальный манифест. Затем этнофутуризм активно стал развиваться в Удмуртии, оттуда распространился в Марий Эл.
В последние годы возник новый вид этого движения — так называемый «мерянский этнофутуризм». Он распространяется в центральных районах России: например, в Москве, Переяславле-Залесском, Костроме, Плесе."
- Таки идеология для быд-ла, асабливо - таки абарзованого вполне подойдет! Гав-нолики восприимчивы таки ко всякой х-не, а глядя на них - и остальные тупые населюки с ума сходят... Таки надо "брежневские дурки" восстанавливать для "инакомыслящих", которые таки по-человечески мыслить не могут...
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Абрамычу
генерал филя написал 11.02.2016 21:31
Рассказываю:
1.Подходиш к трюмо, шифоньеру или че там у тебя в жилище есть отражающего.
2.10(десять) раз глубоко дышиш(ртом).
3.Выставляеш пальчик на правой руке(хощ указательный - горизонтально, хош средний - вертикально, ээ-э - в смысле вверх).
4.Начинаеш быстро-быстро-быстро повторять свой ник, глядя в зеркало.
...
(устанеш - передохни, потом повтори все снова и снова: книга рекордов на букву "г" ждет тебя, - больше-то ты и нах никому не надобен, жиденок)
Re: Re: Re: Re: Re: Абрамычу
Выпь из Дели написал 11.02.2016 20:16
Ты о чем, убогое? Ведь только и делаешь, что лепишь из своего дерьма под себя бред, который только тебе одному здесь интересен. Хоть бы сарказмом от твоего срача пахло, а то одной блевотиной...
(без названия)
вотя написал 11.02.2016 17:24
приихал кнам АС, купил банку сгущенку, ПОСТАВИЛ ЕЕ НА ПОЛ, разбавил водой и выпил, как кунняк, патамушто дорогая уних сгущенка.Недолго думая побежал панасом.
---------
Разговор про пальмомасло.Афру молоко поносом становится.Ас какова муя вы решили , што Белому ихняя польамасло КАРАШО?Ы?
(без названия)
хухуризбма написал 11.02.2016 17:03
Такое ужио ьыло.Порручик Белый, Блок...Кокаино жрать меньше надо, гады.
это может стать и не фантастикой...
Igor написал 11.02.2016 16:18
Дело за малым.
Гимн Мерянии уже есть - https://www.youtube.com/watch?v=Iavd1VI2xIA
На мерянском и русском языках. Там же и презентация флага.
-->Вполне может наступить время, когда в Центральной России от Москвы до Нижнего Новгорода всех могут заставить говорить на некоей &#171;мерянской мове&#187;. <--
Если погуглить, можно найти повесть "Костромские каникулы". Действие одной из глав происходит в конце 21 века. И мерянский язык по версии автора возродился.
не хочу быть московлянином
москвич2 написал 11.02.2016 15:33
Если Сибирь отделится, то я нахрен уеду жить в Сибирь...
скифы мы!
ghost написал 11.02.2016 15:31
Интересно, вот почему по америке много чего похожего на "мерянство" шагает, однако и мормоны и поклонники макаронного монстра все равно считают себя американцами?
.
Может потому, что "американец" - это любой житель америки, а "русский" - не ассоциируется с определением " житель России?
.
И почему?
.
Америка-американец, Франция-француз, Англия-англичанин, Дания-датчанин... но Россия почему-то не Русь и русский, а некий дорогой "россиянин"?
Re: Дятлами разносящееся..
За бабло неахнущее.. написал 11.02.2016 15:21
Сначало делаем вброс о Независимой Подмосковной Республике с Бормалмново половатым Флагом...Затем ищем Барановых которые выкладывают ЭТО на своих ресурсах...Затем Непонятно ето Но понятно за что обсуждают ЭТО на Барановских ресурсах...А ПИПЛ смотрит на это и Проморгаться не можетНо вуже знакет что типа подмосковная Свободная республика Даже им5еет свой Бармилиновый в полоску Флаг...Ну а потом остаеться вынести все в Теле и радио И обязательно Нужно предьявить бррца за интересы граждан этой республики..ВООБЩЕМ ЖРАТВА ДЛЯ ДЕРЬМОЕДОВ,,
Re: Re: Re: Re: Абрамычу
Тоттаки бог! написал 11.02.2016 15:07
Таки гав-ноликов гуманитарных развелось слишком много! А эта шевалье, не имея таки возможности честно заработать из-за своей никчемности - начинает лепить под себя "общественно-политические движения - совсем кака 3,1416-дарок бандера лепил...
Re: Re: Re: Абрамычу
генерал филя написал 11.02.2016 15:03
Ну, коль аллергия на "мобилизационная", фтыкай - централизационная(не путать с централизованной).
Тут дело не в перманентном "затягивании поясов", а в "учете и контроле" в абсолюте.
Ибо.
Волею судеб у нас "не золотуха, так понос": либо внешняя агрессия, либо внутренняя. А то и все сразу. Причем - отовсюду.
Плюс - объективность нашего местоположения на этой Земле: не Баунти.
Плюс - непреходящий Русский Крест, особливо в совке.
Поэтому - "осада"(т.к. - перманентная засада).
Необходимость "латания дыр" нашего "тришкиного кафтана", - начиная с самых зияющих вершин оного.
ННО.
Это вовсе не означает, что раздербанив оный "кафтан" на самобытные лоскутки, их щщасливые обладатели таки сумеют прикрыть ими свой срам.
(эвон - вышиваньки и те приплыли, про всяких там балтаджаков уж и не говорю)
(без названия)
zik написал 11.02.2016 14:36
в капиталистической Рашании отделение Сибири -вопрос времени. В социалистической-нет, и мыслей таких не будет.Знаю, потому,что живу в Сибири и уезжать никуда и никогда не было желания.
(без названия)
платья невест написал 11.02.2016 14:25
Футуризм кубизма привел к Дали.Верхняя челюсть страдает шамканьем двух гласных.
Re: Re: Абрамычу
Выпь из Дели написал 11.02.2016 13:46
Как только кто вякнет про "мобилизационную экономику", тут же вспоминается жаба-Горбачев с его провальным для "нового мЫшления" неожиданным и повисшим в атмосфере общественного недоумения призывом "затянуть пояса". Самостийности, ЯТД, в отличие от свидомостей бандеровского типа, не более чем безобидный перформанс того же плана, как реконструкция бородинской битвы или битвы на Чудском озере.
Объединяющая идея, опять-так, ЯТД, в инициировании массового движения против засилья криминала в России. Объясняю: врад ли найдется сегодня семья, кроме "ельцинской", члены которой хотя бы раз в жизни не пострадали от преступности. Сплотить их идеей сокрушения, например, хотя бы, на первый случай, такого монструозно-всепроникающего явления, как мошенничество - это не червивому "Яблоку" десятка лишних голосов по всей стране наскрести. У меня один вопрос: если кто-то из мыслителей со мною в том не согласен, почему тогда не было откликов ни за, ни против?
Re: это все следствие
Выпь из Дели написал 11.02.2016 13:31
Сказанул "Москва высасывает" - и сразу показал себя пошлым тупицей. Выбирай слова, идиот. Не знаю, в каком н.п. ты обитаешь, но если в Москве, то, по твоим дурацким речам, и сам ты в числе тех, кто "высасывает". Иного толкования в данном контексте быть не может. А если прозябаешь к каком-нибудь Задрищенске, то пиши столь же откровенно: "Задрищенск просирает революцию в РФ", тоже, имея в виду и таких, как ты, амбициозных недоучек, доморощенных политиканов местечкового масштаба.
Re: Выход - российский Советский Союз
генерал фидя написал 11.02.2016 12:57
(российский - с м.б., - зззззззнаково!)
Значиццо.
Это, г-н Копылов, - "выход" из государственного унитаза в фановую трубу Истории.
Частично МЫ "это" уже прошли-с, более НАМ не надобно-с, с!
Типо - иди, делай: как начнеш, так и прикопаем, пусть даже и совместно с вованом.
(а пакашто - заспевай про доброго дедушку бланка, про его любофф к ггусским ванькам, которых надо дурить, и про международный пролетарьят, который эта самая шовинистическая шваль должна щщщеразз вскормить на своих грудях до егойной полово.., тьфу - политзрелости и высвобождения из очередной Тюрьмы Народофф)
это все следствие
Сергей Копылов (СПРФ) написал 11.02.2016 12:35
Это все видимость и последствия. Главное - Москва высасывает все ресурсы, а регионы фактические банкроты. Вот и начинается протест против этого, пока классово неосознанный, а посему частично уродский в виде всякой ереси. Выход - российский Советский Союз. Я об этом говорил не раз. И целостность будет, и регионы в достатке. А пока будет олигархический капитализм - регионы будут обкрадываться, а это будет вести к коллапсу другой крайности - сепаратизма. Впрочем в начале статьи "КАК делать революцию" на этом сайте уже в двух абзацах сначала в принципе все сказано. Так что по большому счету не в этнофутуризме дело - а в обкрадывании регионов московской бюрократией и олигархией. Поэтому не надо следствие выдавать за причину. все наоборот - сначала московский бюрократически-олигархический сверхцентрализм, а на основе этого беспредела и рождается такая отчасти уродская, но ответная реакция
Это может стать и не фантастикой
Theodor написал 11.02.2016 11:01
Гимн Мерянии и презентация флага - https://www.youtube.com/watch?v=Iavd1VI2xIA
Действие одной из глав повести "Костромские каникулы" происходит в конце XXI века, где люди говорят на "возрожденном" мерянском языке. Гугл в помощь.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss