Итоги 2013 года стали роковыми для состояния прав человека в Бурятии. Причём это касается и политических прав, и социальных, так что скучать никому не приходится — ни тем, кто озабочен свободой слова и национальной автономией, ни тем, у кого нет крыши над головой.
Скачок местных репрессий и реакционных нововведений пришёлся на осень-зиму. Сначала Октябрьский районный суд приговаривает к 200 часам обязательных работ форумного "тролля" Зуртана Халтарова — бурята, обвинённого в разжигании межнациональной вражды по 282-й статье. На независимом сайте burinfo.org он, в качестве обычного комментатора, спорил с русскими националистами и напоролся на ФСБ. Пришлось Халтарову смягчать свою уголовно-правовую участь смиренным отрицанием: "Я только троллил, а теперь государство троллит меня, представляя как главного бурнацика" (этим термином у нас обозначается любой бурятский патриот).
Если государство троллит Халтарова, это ещё полбеды, но теперь все пользователи интернета трясутся: как бы им самим не пришлось подметать дворы на морозе по приговору суда! Во всяком случае, бурятская общественность восприняла данное дело как дамоклов меч, или метлу, против каждого из них. Одновременно с приговором над "троллем" школы начали вычищать из своих программ бурятский язык, а мэрия начала исторические (и малобюджетные) неблагоустроенные улицы сносить.
Далее в ход пошла тяжёлая артиллерия: уже Госдума РФ инициирует запрет на врачевание шаманам и тибетологам. То есть под надзором "официальных" медиков и аккредитаций врачевать можно, а на привычных населению автономных началах — уже нет. А ведь "нетрадиционная" (интересно, для кого, это для бурят-то?) медицина не просто генетически ближе коренным жителям Бурятии, так же как в пище им ближе традиционное мясо и молоко. Зачастую тибетская и шаманистская медицинская помощь им просто социально ближе и доступнее коррумпированной и забюрократизированной западной медицины, неповоротливо распределённой по поликлиникам и очередям. Люди идут к шаманам, выражая тем самым доверие и подтверждая конкурентное преимущество такой помощи. Многие помнят сюжет "Знахаря": врач, волею судьбы лишённый аккредитации и громкого имени, под видом народного знахаря спасает жизнь девушке, но для этого ему приходится украсть хирургические инструменты у "официального" доктора, который спасать девушку отказался... Нет ничего пагубнее, чем лишать больных помощи в сугубо идеологических целях. Очевидно, это делается в первую очередь с целью ущемления национального уклада коренных народов, но данная контрреформа повлечёт широкие социальные последствия — бедность, незащищённость, болезнь, тем более что у нас и руссские часто предпочитают лечиться у шаманов.
И в это же время уже цинично, безо всякого идеологического прикрытия, наносится удар по статусу студента, его праву на выживание. Поправки в федеральное образовательное законодательство ликвидировали 5-процентный максимум от стипендии при оплате проживания в общежитиях. А вот дальнейшее положение вещей зависит уже не от Госдумы, и наши вузы всех перегнали по собственной инициативе. Согласно данным мониторинга Общественной палаты РФ, сумма оплаты в студенческих общежитиях Улан-Удэ оказалась на первом месте по России! Она составила 4500 рублей против 3054 рублей в Москве. Эти цифры настолько несопоставимы, что даже нет смысла напоминать о том, что Бурятия является одним из беднейших дотационных регионов страны. Куда, собственно, теперь деваться студенту, если дешёвых неблагоустроенных домов больше в городе не будет, поскольку их гуманно снесут?
В бытность свою студентом я невольно проводила собственное расследование ситуации со студенческими общежитиями. На примере Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ныне университет технологии и управления) могу заявить, что при заселении в общежитие нарушается весь спектр прав человека, включая права несовершеннолетних первокурсников. Десять лет назад я впервые стояла в многосуточной очереди, которая начиналась на холодном заднем крыльце (заднем — чтобы не портить фасад ни о чём не подозревающим прохожим), продолжалась в духоте, продолжалась обмороками и удушьем, заканчивалась глубокой ночью, а на следующие сутки всё повторялось. В это время начальство пило бесконечный чай, а члены студсовета беспрепятственно заселялись вне очереди, помогая администрации мучить других. Всё это тянулось тогда, когда уже шла учебная неделя. Однако и во время проживания беды студентов не кончались: так, их не запускали через вахту, пока они не поставят подпись в пользу "Единой России"... Я продолжала мониторить ситуацию, та не менялась. До нынешнего момента я считала, что таким учреждениям не должно быть места на земле, но что теперь-то будет, когда и такого прибежища лишены ни в чём не повинные люди, поступившие учиться?
Интернет и улица. Школа и вуз. Политические свободы и кусок хлеба. Сколько томов написано о различной сущности политических и социальных прав, сколько спорили о том, которые из них приоритетны, а жизненные факты доказывают одно: нет сытости в рабстве, нет свободы в голоде. Вот только там, где голода и угнетения чуть больше, чем в радиусе Садового кольца, там это видится яснее и правдивее. Во всяком случае, описанные изменения в жизни бурятского общества дополнительно иллюстрируют, насколько лживо Конституция РФ декларирует и демократический, и социальный характер нашего государства.
|
|