Село Волково - одно из старейших в Вятском крае. С 1995 года отсюда ежегодно 15 мая в Никульчино, "колыбель земли Вятской", направляется Борисоглебский крестный ход, возобновивший традиции древности. Здесь красивая и величественная Троицкая церковь, замечательные пейзажи, хорошие люди. Обыкновенное русское село.
Здесь живут обыкновенные граждане нашей страны. Со своими радостями и печалями, будничными свершениями и заботами. Такие, как все мы вокруг. И то, что происходит у них, происходит у нас. Или то, что произошло у них, вполне может произойти у нас.
Конечно, дело прошлое, случилось ещё зимой, но, слушая рассказ непосредственного участника и даже виновника событий - заведующей местным клубом, нетрудно понять, что и у неё "осадок остался", и жителям Волково на долгую память, и нам всем на размышление.
В России любят праздники, любят погулять, повеселиться, себя показать и на других посмотреть. В сёлах средоточием культурной и общественной жизни, как правило, являются местные клубы или ДК. Так и в Волково. Но надо сказать, что клуб в Волково - больше название, чем помещение, так как его площадь составляет всего лишь 30 квадратных метров. Не развернёшься. Потому крупные мероприятия в селе летом и зимой проводятся на улице.
Так было и в этот раз. Шли конкурсы, играла музыка. И вдруг на развлекающуюся публику нагрянул ОМОН. Крики, приказы, толчки - людей положили лицом в снег, аппаратуру вырубили. Как оказалось, граждане нарушили тишину после установленных 22.00.
По версии волковцев, внушительные силы правопорядка были вызваны одним влиятельным дачником, которого раздражала громкая музыка, поднимавшая настроение односельчанам. Волковцы и не роптали, вскоре стряхнули снег и разошлись. Насколько я понял, о произошедшем они не распространялись. Теперь вот просят более просторный зал.
Согласимся, что формально нарушение закона было. И вроде закон есть закон. В 1960-е, когда Америка боролась с расизмом, в одну из школ южного штата с тысячей учеников белыми не были допущены 9 маленьких негритят. Президент США направил туда десант, который в течение года сопровождал детей на уроки. В эти историях в Волково и США как будто бы ситуации похожи - нарушенные права меньшинства весомо защищает государство. Только чувства почему-то у меня возникают прямо противоположные.
На административной комиссии в своём сельском поселении мы постоянно рассматриваем протоколы, составленные на нарушителей ночной тишины. Пьяные дебоши за стенкой, действительно, не несут в себе ничего приятного. Правда, все протоколы подписаны участковым инспектором, ОМОН как-то игнорировал подобные происшествия.
В моём селе на улице также устраиваются новогодние гуляния, ночная дискотека, живу рядом, но мысли разогнать людей, с которыми каждый день здороваешься, имеешь общие дела, убеждён, ни у кого из соседей не возникало. Мне кажется, что менталитет волковского дачника - образ мышления совершенно иной формации россиян. Которые уже точно усвоили, что есть они, хозяева, и есть все остальные. Юпитеры и никто. Опричники и земщина. "Средний класс" и колхозники, люмпены, гопота.
И зачем церемониться с чернью? Зачем терпеть, зачем просить организатора мероприятия, или участкового принять меры, когда можно ткнуть мордой в снег, чтобы знали, чьё Волково и чья Россия в реале.
Сейчас власть любит повторять европейскую формулу "закон есть закон". И упомянутый случай ею был расценён по букве закона: всякий гражданин имеет право обратиться в полицию, это является признаком его добропорядочности и послушания, а селянам нужно учиться жить в правовом государстве. Будто правовое государство - это просто закон и его соблюдение. Такие "правовые государства" - не только современная Россия, они известны со времён Хаммурапи и Драконта.
А я-то полагаю, что правовое государство - прежде всего, качество закона. Его восприятие абсолютным большинством как необходимости. Уважение достоинства человеческого даже в правонарушителе. Соразмерность ответственности и вины. И, думаю, пока этого не будет, не приживётся у нас европейская формула, останется своя, исконно русская - жить по совести.
|
|