Последние события на Манежной площади в Москве, массовые выступления националистически настроенной молодежи и ответные выступления выходцев с Кавказа и других мусульманских анклавов России и бывшего Союза (Средняя Азия, Закавказье), поставила нашу страну на грань межэтнической войны по Югославскому сценарию.
И это тем более актуально, на фоне практически гробового молчания исполнительной власти в первые дни декабрьского кризиса. Разве что министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заявил, что это все леворадикалы устроили на Манежке. Затем Верховный Главком вывесил в Интернете текст о том, что кто-то где-то там нагадил, и с ними якобы обязательно разберутся. После этого Премьер высказал в прямом телеэфире уже свои предположения о зачинщиках и организаторах погрома Манежной площади.
Прошло несколько дней и вот вам 15 декабря новые волнения на национальной почве и новые аресты в Москве (на площади у Киевского вокзала) и в Питере на Сенной. В одной только столице 15 декабря задержали более полутора тысяч человек (!), как русских, так и мусульман. Причем, большая часть задержанных - молодежь школьного возраста. Мало того, стычки молодежи отмечались и в Подмосковье, и в Ростове и в Краснодаре. И опять милиция задерживала агрессивную молодежь, обыскивала, изымала оружие (ножи, отвертки, газовые пистолеты и даже бутылки с кислотой!). В общем, милиционеры делали, что могли в данной ситуации.
Очевидно, что власти полностью свалили эту проблему на МВД, ОМОН и Внутренние войска, которые отныне будут метаться по российским городам и весям, судорожно гася стычки между враждебно настроенными националистическими молодежными группировками. Все это очень похоже на торфяной пожар - земля буквально горит под ногами, но до поры это не заметно, лишь кое - где изредка прорывается дым и отдельные языки пламени. Но уж потом как полыхнет, так мало не покажется.
Надеется, что в сегодняшней России возможно решать все противоречия на национальной почве, исключительно с помощью милицейской дубинки, по меньшей мере - наивно и глупо. Особенно в условиях нашей многонациональной страны, с наличием значительного количества субъектов Федерации с преобладающим мусульманским населением. Сегодня центральная власть просто не может позволить себе зарывать, подобно страусу, голову в песок, надеясь, что все как-то рассосется само - собой. Печальный опыт Югославии является ярким тому доказательством. Тут никакого ОМОНА не хватит. У каждого жилого дома ОМОН не поставишь. Особенно после декабрьского погрома на Манежной площади, который рискует войти в российскую историю второй Ходынкой.
Но где были наши спецслужбы, где были следователи, где хранятся агентурные материалы на отечественных лидеров национал - экстремистов, которые очевидно годами копились в кабинетах на Лубянке? Тут у нас полное «молчание ягнят»: не Генпрокуратура, не Следственный комитет, не ФСБ России вроде бы как ничего не знают о причинах массовых беспорядков на национальной почве и их возможных инициаторах. Или все - таки знают, но сказать нечего. Или говорить команды не поступало. Дело темное...
Тем не менее, непонятно - владеют наши спецслужбы необходимой информацией о структуре и составе молодежных националистических группировок, и чем собственно эти группировки отличаются от объединений спортивных фанатов. Либо это одни и те же люди? Вопросов много, ответов от власти по- прежнему не слышно.
Ведь до последнего времени, до событий на Манежке, все те же милиционеры были более всего озабочены уличным отловом мусульман - гастарбайтеров, с целью сбора с них очередного «бакшиша», а наши суды упорно квалифицировали любые молодежные стычки на национальной почве, как «проявление бытового хулиганства». Слово «экстремизм» применялось исключительно по отношению к сторонникам Лимонова и иже с ним.
Так кто такие, эти экстремисты? - Националисты, доморощенные фашисты, футбольные фанаты или просто криминальные «отморозки»? Раз милиция фактически расписалась в своем бессилии в превентивной борьбе с националистами, то может быть их коллеги из ФСБ РФ поделятся информацией о том, что на самом деле происходит в экстремисткой молодежной среде и какие меры наши чекисты принимают для стабилизации положения. Тем более, что по своему статусу ФСБ прямо обязана заниматься борьбой и профилактикой всех форм молодежного экстремизма.
В 2008 году, когда я работал в газете «Русский курьер», я написал статью по этому поводу. Прошло два года, этого издания больше нет, газета не существует, а вот молодежные экстремистские группировки напротив - не просто существуют. А множатся как грибы после дождя, вовлекая в свои ряды все новых и новых «бойцов».
Думаю, будет полезно напомнить читателю об этой публикации. Тем более, что при ее подготовке я опирался не просто на слухи и различные «сливы» и «утечки» из архивов наших спецслужб, а прямо получил всю интересующую меня информацию от сотрудника этого самого ведомства, который на тот момент активно разрабатывал группировки отечественных скинхедов и молодежных экстремистов. Имя его, меня попросили не разглашать, так как работал он «под прикрытием», поэтому в статье я именую его просто «Экспертом».
Моя беседа с «экспертом под прикрытием» проходила в служебном кабинете в известном всем здании на Лубянке, и во время всего нашего разговора меня мучило неизбывное ощущение «дежа-вю»: что я это все уже когда - то где - то видел и слышал. Ну, конечно же, это почти сюжет из исторического фильма «Место встречи изменить нельзя». Вспомните, в обшарпанном служебном кабинете на Петровке 38, беседуют капитан Жеглов и работающий «под прикрытием» лейтенант Шарапов. Причем чисто внешне, лейтенанта Шарапова на тот момент уже было не отличить от типичного «блатового» с трех вокзалов. Глеб Жеглов и Володя Шарапов, тогда помнится «ловили банду и главаря». В итоге, банду и ее руководителей они таки поймали, и спецоперация по внедрению агента МВД была удачно завершена.
Но нельзя забывать, что в те годы у лейтенанта Шарапова, а тем более, у его начальника капитана Жеглова, были твердые идеологические убеждения. Возможно, эти убеждения были неверны, но они, по крайней мере, не позволяли скатываться наши милиционерам до состояния «оборотней в погонах». Сегодня у нас в государстве нет никакой идеологии, ни правильной, ни неправильной: ни правой, ни левой. И глядя на поведение отдельных сотрудников милиции, проверяющих на улице документы у тех же выходцев из Средней Азии или Кавказа, поневоле начинаешь задавать себе вопрос: кто сегодня у нас на самом деле работает «под прикрытием» - милиционеры под видом бандитов, или бандиты под видом милиционеров?
Человек, который сидел за служебным столом напротив меня и назывался «Экспертом», внешне выглядел абсолютно типичным «фаном» - качок с короткой стрижкой, сбитые кулаки, мрачный взгляд, спортивный костюм, фанатский шарф, прочая клубная атрибутика и т.д. Такого встретишь в темном переулке в компании друзей, и обойдешь за версту.
Первым делом я поинтересовался у моего собеседника, насколько наши доморощенные «скинхеды» близки к тем политическим взглядам, которые во всем мире именуют нацистскими, или это все - таки больше проявления бытовой нетерпимости к «чужакам»? Причем в категории «чужаков» оказались не только выходцы из бывших советских республик Средней Азии и Закавказья, но и вообще все приезжие с темным цветом кожи: выходцы из стран Африки и Латинской Америки. И это, не считая своих собственных «чужаков» - россиян, выходцев с Северо-Кавказского региона. Насколько, по мнению моего «Эксперта», наши доморощенные «скинхеды» и их группировки близки к тем политическим движениям, которые во всем мире именуются «наци», или - фашистскими?Б.Г.
- Прежде всего, необходимо сказать, что неформальные молодежные группирования (это термин, широко используемый в служебном обиходе и в аналитических исследованиях правоохранительных структур - ред.), как правило, строятся по территориальному (дворовому) принципу. Поэтому в Московском регионе в настоящее время нельзя говорить о существовании группировок городского масштаба или масштаба Московской области. Много молодых ребят, проживающих в Московской области, часто приезжают в Москву на различные мероприятия: футбол, концерты популярных музыкальных групп, да и просто на традиционные массовые общенародные гуляния, вроде встречи Нового года или майских праздников. В это время они могут спонтанно стать участниками каких-либо акций, в том числе хулиганской или экстремистской направленности под знаменами регионального движения, того или иного группирования.
Но, чаще подобные молодежные объединения действуют только по месту жительства, не выходя за пределы своего района (города), как, например группирование, существовавшее в городе Дубна. Подобные группы, как правило, себя активно не проявляют, не предпринимают каких-либо дерзких хулиганских или экстремистских акций.
Вы знаете, что после того, как у нас в стране перестали существовать пионерские организации, исчез комсомол, в молодежной среде образовался некий идеологический вакуум, который вскоре заполнили многочисленные харизматичные личности, сумевшие «зажечь», организовать определенную часть молодежи. Тут больше не политической составляющей, а влияние социально-экономических проблем страны. По нашим оценкам, большая часть лиц, входящих в эти молодежные группирования, составляют выходцы из так называемых неблагополучных семей! Тут и социальная неустроенность молодежи, отсутствие у них достаточных финансовых средств, возможностей для ведения той красивой и заманчивой жизни, которой так манит многих россиян западная пропаганда и пример благополучия так называемой золотой молодежи Московского региона.
Все это порождает у некоторых подростков желание поскорее добиться этой самой «богатой и красивой жизни», в частности, через идеологию, предлагаемую рядом экстремистски настроенных лидеров политизированных группирований. Скажем, экстравагантная харизма лидера НБП Эдуарда Лимонова толкает многих подростков, из числа его сторонников, на совершение хулиганских, скандальных проявлений т.н. акций «прямого действия» За что многие из них привлечены к административной и уголовной ответственности. Тем не менее, вслед за ними по тому же пути, не задумываясь, идут другие молодые люди. Но, следует отметить, что число таких «героев» невелико, и их деятельность не носит массового характера.
Помимо этого, следует выделять те группировки молодежи, которые мимикрируя под тех же «скинхедов», промышляют откровенным грабежом, разбоем и другими уголовными банальными преступлениями. Они так - же бреют головы, носят хорошо узнаваемые атрибуты отдельных молодежных движений: шарфы со спортивной символикой известных клубов, военного образца ботинки, черные куртки, отличительные знаки, стилизованные под свастику. Объектом их нападений, как правило, служат выходцы с Северного Кавказа и Закавказья, работающие на рынках, могущие иметь при себе деньги. Идеологии у подобных группировок вообще нет никакой. Просто кто - то где - то услышал, что «кавказцы заняли их рабочие места», хотя многие из них никогда не только на рынке, но и вообще нигде не работал, разве что в детстве мечтал стать космонавтом.
Когда подобные криминальные группы «бомбят» электрички, они входят в вагон и объявляют, что мол «мы никого из русских трогать не будем, а будем «мочить черных», потому что они мешают нам жить!» Иногда, грабя людей, эти бандиты забивают свои жертвы до смерти. Но еще раз подчеркну, что подобные группировки не имеют к экстремистской идеологии никакого отношения.
- Но все - таки, если брать весь Московский регион в целом. Чего больше среди молодежных экстремистских течений: политики, криминала или бытовой неустроенности семей этих подростков?
- Я бы выделил именно бытовую неустроенность в качестве основной причины, толкающей молодых людей в подобные группировки. Если обратиться к достаточно обеспеченным странам Центральной Европы, то там тоже имеются схожие молодежные движения. Но они там крайне малочисленны и формируются в основном из людей, одержимых теми или иными политическими идеями. У нас же смена общественно-политической формации происходившей в 1990-х годах вызвало сильнейшее расслоение общества и огромную разницу в доходах богатых и бедных, что породило и спровоцировало массовый уход молодых людей в неформальные объединения. А что касается лидеров молодежных политизированных объединений, то они зачастую стараются привлекать к своим партийным пиар - кампаниям и разного рода публичным акциям молодежь из группирований экстремистской направленности. Дело в том, что сама организационная структура подобных группирований позволяет весьма эффективно ею управлять.
Возьмем в качестве примера подобное типичное группирование: во главе его стоят лидеры в возрасте примерно 25 - 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт. Для них руководство подобными группировками это просто возможность зарабатывания денег. Благодаря своему авторитету в группировках, они могут за деньги привлекать подконтрольную им молодежь для участия в различных акциях политического провокационного характера. Будь - то митинг, против реформы ЖКХ или закидывание продуктами питания представителей политической или творческой элиты, являющихся их политическими оппонентами.
- Насколько велики подобные экстремистские группировки в Москве и Подмосковье? Располагает ли ваше ведомство хотя бы оценочными данными о количестве молодежи в группировках футбольных фанатов, «скинхедов» и других экстремистских объединениях?
- По Московскому региону, количество членов неформальных группирований, (типа «скинхедов», футбольных фанатов), и не принадлежащих к каким либо политическим партиям, невелико, тут нельзя даже говорить о сотых долях процента от числа жителей московского региона. Это мелкие группы участников всевозможных хулиганских и провокационных действий, для которых подобное поведение стало не лучшей формой самовыражения.
Внутри подобного группирования существует условие разделение молодежи на три возрастные категории: Первая категория, если использовать их жаргон - «карлики». Это несовершеннолетние члены группирования (дети и подростки до 16 лет). Их используют для проведения различных акций открытого характера, потому что в силу возраста их ответственность перед законом ограничена. При совершении ими незначительных правонарушений, без тяжких последствий, задержанных несовершеннолетних участников после получения от них объяснений и проведения воспитательной беседы милиционеры отпускают.
Следующая возрастная категория, это уже совершеннолетние люди (от 18 до примерно 25 лет), которые стараются меньше принимать участие в открытых акциях, меньше «подставляться». Они, имея авторитет среди «карликов», организуют и направляют их действия. Это - промежуточное звено, костяк группирования.
И третья, более высокая категория, это уже взрослые люди в возрасте от 28 лет и старше. Они никогда не участвуют в антиобщественных мероприятиях, но руководят действиями среднего звена. Причем, следует обратить внимание, что низшее звено группирования «карлики» незнакомы с этими «руководителями», и даже не знают, как они выглядят.
- Ну а вы их знаете? Кто они, где живут и как они выглядят? (ответ «Эксперта» был просто потрясающим..)
- Мы знаем практически всех «руководителей» таких структур, которые пытаются вовлекать молодых людей в противоправную экстремистскую деятельность. По отношению к ним проводится соответствующая работа и уже есть конкретные результаты по пресечению их деятельности!
(Но если все эти лидеры «бритоголовых» прекрасно известны нашим органам, то где же тогда конкретные результаты работы по пресечению деятельности подобных экстремистских группировок. - ред.)
Но хотел бы пояснить, что собственно идеологов подобных группирований немного. И это вполне понятно. Представьте, что некий страстный болельщик постоянно с приятелями ходил на стадион, на протяжении целого ряда лет. Все его друзья с той поры давно переженились, обзавелись семьями, делают служебную карьеру и т.д. И лишь он один выбился из их числа.
Ему уже около 40 лет, а он, не приобретя вышеуказанных ценностей, продолжает все свое свободное время тратить на посещение стадионов. Со своей футбольной «тусовкой», он побывал, чуть ли не во всех городах страны, где играла его любимая команда, неоднократно участвовал в драках с болельщиками соперничающих спортивных команд, получил уважаемые в этой среде синяки и шрамы, поэтому для молодых болельщиков, которые только начинают приобщаться к фандвижению, он является живой легендой, авторитетом. Большинство молодежи знают его только по имени, но как раз в силу авторитета этого имени среди группирования, те же «карлики» беспрекословно подчиняются всем его решениям. И если им среднее звено говорит, что он дал команду кого-то бить, то они идут и бьют. Можно по аналогии, именовать подобных идеологов группирований «фанатами в законе», хотя понятно, что их нельзя относить к категории уголовных авторитетов. Подобных людей немного, всего несколько десятков человек.
- В последнее время много говорится об эффективной работе наших спецслужб по пресечению деятельности подобных экстремистских группировок. А есть ли конкретные результаты этой самой работы? Был ли хоть кто - то из руководителей и активистов группировок «скинхедов» или футбольных фанатов превентивно задержан, ДО совершения ими противоправных действий?
- Я уже сказал, что такие результаты у нас есть. Есть материалы, которые находятся в оперативной проверке, а как вы знаете, что информация об оперативно-розыскных мероприятиях, в соответствии с законом, относятся к категории государственной тайны. Все реализованные материалы, по которым состоялись решения судебных органов, мы делаем достоянием гласности. Для примера скажу, что не так давно, в ряде городов Московской области была пресечена деятельность группировок «скинхедов». Задержаны не только их лидеры, но и основной костяк этих группирований. В отношении них осуществляются оперативно-следственные мероприятия, а с несовершеннолетними «скинами», не совершившими противоправных проявлений, проводится профилактическая работа.
- А можно ли вообще разделять группировки «скинхедов» и футбольных фанатов, либо по большому счету, это одни и те же люди, с одними и теми же взглядами и убеждениями.
- Грань между ними есть и весьма существенная. Болельщик приходит на футбол для того, чтобы болеть за свою команду. Он может никогда в жизни, не брал в руки ни «Майн Кампф», ни прочую подобную литературу. И негр, играющий за его любимую команду и забивающий гол противнику, срывает его бурные аплодисменты. Что касается «скинхедов», то эти группирования не имеют никакого отношения к футболу, и чисто внешне простой обыватель вряд ли сможет отличить их от футбольного фаната. У обоих бритая голова, схожий стиль одежды, и к тому - же никто не может запретить «скинхеду» придти на стадион.
Что касается соотношения количества футбольных фанатов и «скинхедов» в Московском регионе, то фанатов конечно значительно больше, чем «скинхедов». При этом большая часть подростков - «скинхедов» проживает в рабочих районах, на стыке границ Москвы и Московской области. Скажем: Алтуфьево, Бутово, Бибирево, Химки, Мытищи.
- Вам не кажется, что вы сейчас рассказываете не о Москве, а о Париже, который еще не так давно сотрясали массовые молодежные бунты? Там ведь также все начиналось несколько лет назад: бедные рабочие пригороды, и богатые центральные парижские кварталы. Молодежь рабочих пригородов объединена либо в полубандитские националистические группировки (аналог наших «скинхедов»), либо в группировки футбольных фанатов. А тем временем дети богатых кварталов живут совершенно иной жизнью - учатся в престижных вузах, делают карьеру, ходят в модные ночные клубы и дискотеки. С каждым годом взаимное отчуждение и ненависть между этими двумя мирами нарастает. И вот достаточно малейшего толчка, что - бы улицы Парижа заполыхали под ботинками местных «скинхедов». Не ожидает ли вскоре тоже самое Москву, а также другие российские города?
- Действительно определенная аналогия напрашивается, но все - же молодежные беспорядки в Париже имеют и другие причины. Там был и национально - религиозный и этно - культурный факторы, и ряд других моментов. Но, тем не менее, резкое имущественное расслоение различных групп населения без сомнения провоцирует подобные молодежные беспорядки.
- Кстати о роли религиозного национализма в российской молодежной среде. Насколько велико, по вашей оценке, влияние подобной идеологии и идеологов на различные молодежные группировки (скажем тех же «скинхедов» или сторонников Баркашова и «РНЕ»)? Не секрет, что среди активистов «РНЕ» культивируется мягко скажем «неприязнь» к мусульманам. Отсюда лозунги типа: «Россия - для русских» и еще чего похлестче. Это ведь тоже своего рода идеология.
- Вспомните нашу недавнюю историю. Советская армия воевала в Афганистане. В стране образовалась большая группа граждан - ветеранов афганской войны. Затем Чечня. Появились ветераны уже чеченской войны. На основе анализа российских СМИ на эту тему, некоторые могут сделать вывод, что в качестве основного противника наших солдат, выступают мусульмане. Прямого неприятия мусульман, как носителей идеологии этой религиозной конфессии, в массовом сознании нашей молодежи конечно нет, но определенные настроения у некоторых безусловно присутствуют.
- Не являются ли подобные настроения свидетельством существования в нашей стране - «русского религиозного национализма»?
- Знаете, иногда создается впечатление, что кому-то выгодно, чтобы в СМИ озвучивалась тема о существовании у нас в стране не просто русского религиозного, а русского православного национализма! Да, среди активистов молодежных экстремистских движений действительно порой проявляется религиозная составляющая их действий и заявлений. Но эта составляющая - минимальна и проявляется только у отдельных лиц, которые сами не только не являются верующими людьми, но и не знают элементарных догматов веры, как христианской, так и мусульманской, тем более их различий, что могло бы лечь в основу религиозной неприязни. И вообще, русского православного экстремизма не может быть по определению, поскольку в нашей религии даже намека нет на экстремизм!
- Тогда поговорим о другой стороне медали: существуют ли в Московском регионе мусульманские религиозные экстремистские группировки или движения, особенно молодежные? Всем памятны недавние задержания в Подмосковье активистов мусульманской террористической организации «Хиизб - ут Тахрир».
- Что касается проблем с мусульманским экстремизмом, тут я владею информацией в меньшей степени. Но хотя те же идеологи «Хиизб - ут Тахрир» безусловно работают с мусульманской молодежью, но ведь это не так просто по чисто объективным обстоятельствам. Скажем с теми же мигрантами из мусульманских стран ближнего зарубежья им сложно работать, так как они заняты, в основном, зарабатыванием денег и не хотят проблем с властями. Массовое объединение этих приезжих мусульман - гастарбайтеров в какие - то экстремистские группировки представить себе трудно.
Относительно - же общих принципов формирования неэкстремистских молодежных мусульманских группировок в Московском регионе, то они группируются по национально - территориальному принципу, а отнюдь не по принципу принадлежности к мусульманской религии, или течениям этой религии (шииты или сунниты). Скажем молодежные группы, состоящие из татар и башкир, практически не контактируют с мусульманскими группировками выходцев из Чечни и Ингушетии. Мало того, у них даже бывают конфликты на почве различного толкования Корана или по поводу отправления культовых обрядов.
Как вы знаете, сегодня в Московском регионе насчитывается много мусульман, как приезжих, так и своих из числа российских граждан. Но пока можно констатировать, что в нашем регионе нет никаких предпосылок к столкновению между религиозными общинами. Если и имеются отдельные проявления национализма, то они возникают, как правило, на криминально - бытовой основе.
Тем не менее, оперативная работа ведется по всем направлениям и людям, вынашивающим намерения или попытки инспирировать у нас в регионе, проявления экстремизма, в том числе и религиозного и национальной вражды.
|
|