На что я хотел бы обратить внимание, чтобы конкретизировать тезисы, представленные в статье. Если упростить, согласно марксистской схеме есть класс капиталистов и финансируемый ими госаппарат, и уязвимое место такого капитализма это власть капиталиста над предприятием, революционная стратегия классовая борьба и социализация средств производства, а государство целиком зависит от капитала.
В нашем же случае правила игры меняются есть так называемые «пирамиды», которые строятся по довольно причудливыми социальными траекториями (фсбшники, руоповцы, менты, управленцы, бюрократы, криминал, бизнес делят между собой предприятия, причём, не по организационному признаку, а довольно хаотически, в одном и том же лагере могут сосуществовать менты и фсбшники и воевать против «своих»), где переплетаются элементы экономического управления и аппарата насилия, этакое более компактное расположение сегментов власти, это можно назвать «секуляризацией» аппарата насилия от госаппарата.
В этой ситуации борьба рабочих за свои экономические права это только один из уровней борьбы, власть отсюда уже частично «откачана» к тому, кто «крышует» это предприятие, «растворена» в пирамиде. Видимо, главный «объект атаки», это не промышленные предприятия, а вся пирамида целиком. Грубо говоря, пролетарий агент революции на предприятии, и пока мы не найдём таких агентов на каждом уровне пирамиды и не организуем, мы не сможем её разрушить.
Связка «капитал государство» больше не работает, есть «тотальный капитализм», воплощённый в пирамидах, соединяющих экономические и вне-экономические функции. В любом случае это версия, которая требует проверки. Более того, я абсолютно уверен, что этим система власти не исчерпывается. После прочтения книг «ФСБ взрывает Россию» и «ЛПГ» у меня было очень странное ощущение.
Что я, мало читал о всякой мерзости, творимой властью? С Камбоджей или Ливией это, конечно, не сравнить там правители «самовыражались» по полной программе, возведя психоз в ранг государственной политики (в то время как обычно госполитика имеет тенденцию вырождаться в полнейший психоз). И тем не менее, я испытал что-то вроде социального шока все смутные ощущения, сомнения, догадки, страхи разом материализовались в конкретной «фактуре» оставалось только описать этот способ контроля над сознанием.
Материалы об истории российских спецслужб 90-ых как нельзя лучше отражают отношения власти не той во многом номинальной власти, что существует на уровне институтов, но того (физического и психологического) воздействия, которое мы испытываем ежедневно и которое является решающим аргументом в вопросе об оптимальной модели социального поведения.
Я далёк от того, чтобы заявлять, что «страной правит ФСБ» это было бы явным упрощением (тем более, что ФСБ не представляет собой «монолитную структуру», скорее, «матрицу социума» совокупность возможных перемещений, сдвигов, трансформаций), но анализируя представленные материалы вполне можно разглядеть в деятельности спецслужб определённую логику, о которой я и хотел бы написать.
Не берусь судить о соответствии изложенных фактов реальности у меня просто нет доступа к соответствующим ресурсам, но я могу вписать эти факты в комплекс знаний, который вполне доступен в повседневной социальной практике, и вынести суждение. Иными словами, я могу судить о ситуации «снизу», на уровне подчинения, как и всякий, кто обладает хотя бы минимальной способностью к (само)анализу.
Светлой памяти Альфреда Хичкока посвящается
На наших глазах установился новый тип власти «хоррор». Без всякой репрезентации, вечно ускользающий и скрытый феномен: власть недомолвок, слухов, намёков, угроз, шантажа, нераскрытых похищений и убийств. Власть-молчание, погружающее общество в состояние массовой паранойи.
1) Современная власть это не зрелище, а паутина Власть не нуждается в пышных церемониях, репрезентации собственной мощи, она нигде не «центрирована», не воплощена, она рассредоточена и локализована. Она добивается подчинения не потому, что воздействует с помощью совокупности ограничений, репрессивных мер, но за счёт своей невидимости, неявленности, у неё есть только «агенты», но нет конкретного облика. Цепочка не заканчивается на вершине пирамиды, а связывается с десятками других цепочек и опутывает всё социальное тело. Ритуал наказания больше не является «демонстрацией силы» (монархический тип власти) или «актом универсальной справедливости» (тоталитарный), а творится в безличном пространстве нераскрытых убийств, фальсифицированных процессов, отравлений и несчастных случаев как проявление непонятной «хаотической агрессии». Сталинизм также параноидален: он тоже использовал закамуфлированное насилие с «внесудебными расправами» и безличной властью террора, но он претендовал на воплощение социально-онтологических моделей, требовал признания и всеобщей эйфории, в то время как этот «нео-сталинизм» чистой воды паранойя, страхи, слухи, слежка, угрозы без всякой «метафизической компенсации», устрашение, преследование и уничтожение без всякого соотнесения с социальной метаструктурой. Это что-то вроде «деградации» сталинизма распад модели и сохранение метода.
2) Современная власть это не концентрация функций управления, а радикальная децентрация Власть это не приз, который можно выиграть (захватить), а «объект дележа». Это в её сущности дифференцироваться и распределяться, и при этом она не уменьшается, а наоборот, увеличивается, размножается делением, организует всё новые зоны контроля. Распространяется как раковая опухоль. Мы живём в эпоху бесконечной инфляции власти. «Ведь это действительно гидра, и нет в госбезопасности такого человека, который бы знал, что на самом деле находится на конце каждого щупальца. Директор ФСБ, конечно, знает, какие существуют подразделения, но до конца их возможностей не знает! Схема управления этой гидрой просто отсутствует, приводные ремни оборваны». (А. Литвиненко, «ЛПГ»)
3) Современная власть не тоталитарна, она суб-тоталитарна Её нельзя отождествлять с «тоталитарным комплексом», где существует общая интегральная сеть контроля с универсальным кодом, «театром террора», ритуалами и церемониалом (наподобие демонстраций и праздников), где каждый переживает своё единство с универсумом, идентичность с Вождём, слияние с субстанцией. Скорее здесь можно говорить о множестве тоталитарных территорий контроля, которые организуются по разнородным социально-экономическим, административным (преступная группировка, экономическая империя, армия, тюрьма, правоохранительные органы, зоны боевых действий и т.д.) и географическим (питерская, башкирская, калмыцкая, краснодарская и т.д. группы) принципам. Вместо сталинской пирамиды множество пирамид-империй, дробящихся и производящих новые зоны подчинения. Властная сеть не сплошная между «зонами» существуют лакуны, которые позволяют встраиваться иным дискурсам, интернет-сайты, пресса, неформальная культура, шоу-индустрия Но это многоголосие вовсе не опасно для системы территории «искусственного рая», «воображаемой свободы» существуют строго автономно, в специфической идеальной среде, совокупности готовых вопросов и ответов (в том числе современные анархистские и марксистские дискурсы), в границах социального ритуала.
4) Современная власть не навязывает определённой идеологии, она по ту сторону любых идеологий У власти нет никакой идеологии, но она использует любые идеологии (имперские, националистические, либерально-демократические, социалистические, консервативно-религиозные и т.д.), чтобы скрывать свою сущность, производить эффекты, осуществлять контроль. Власть-эффект без всякой сущности, контроль без малейшего обоснования. Система = х. Идеология = 0. Это можно назвать «капитализмом», но только при условии, что капитализм не будет пониматься как статичная конструкция, порождаемая напряжением социальных антагонизмов (между рабочими и предпринимателями): потоки денег стремительно циркулируют по социальному телу, втягивают милицию, военный аппарат, спецслужбы, корпорации, фирмы, бюрократические инстанции, криминальные структуры в это движение чистой абстракции, которая порождает сама себя, увлекает за собой любые социальные образования, подчиняет и деформирует их функции, устанавливает странные и хаотичные связи между разнородными группами, перемешивает и сталкивает интересы. Это генетический капитализм, запрограммированный на беспрерывное перерождение и инверсию социальных институтов, а потому у него не может быть «своей» идеологической базы.
5) Современная власть не персональна, а анонимна Власти нужны параноики. Армия параноиков. Она их усиленно производит. Больше «хоррора», больше сумятицы и растерянности, чтобы каждый чувствовал себя персонажем хичкоковских фильмов: скрываться, ускользать, заметать следы, дезинформировать, манипулировать, уничтожать... Она анонимна и децентрирована. Она не зависит ни от кого «лично», она никем не планируется. Нет «эксплуататров» и «эксплуатируемых», есть «агенты» и «заложники», которые легко меняются местами. Нет персон, есть только функции. Речь идёт не о том, чтобы навязать какой-то определённый взгляд на природу власти и «центрировать» вокруг него новые идеологические игры (всё, что сказано выше это не попытка ввести единое, универсальное понимание власти, а напротив, обозначить поле, где власть предстаёт как нередуцируемое множество, рассеивание на отдельные элементы): необходимо переориентировать дискурсы с построения глобальных моделей оппозиций и конфликтов на переработку социальной информации и идентификацию власти. Сопротивление начинается не с вопроса «КАК с этим бороться?», а с вопроса «ЧТО нас подавляет?».
К чёрту оппозиции, к чёрту «идеальные пространства», где «сектанты» упиваются кайфом своей иллюзорной свободы: власть следует подрывать изнутри, на её же территории. Армия, СМИ, семья, пенитенциарные учреждения, заводы, сфера услуг, интернет-сайты, транспорт, сфера образования, реклама, зоны боевых действий и т.д. представляют собой сложную и неоднородную сеть властных стратегий, функционирующих по неизученным и порой противоречивым законам. Пора писать триллеры вскрывать законы, разоблачать стратегии, то есть избавляться от паранойи. Нет готовых ответов, есть тактика задавать вопросы, снова и снова пока потоки информации не «продырявят» тело социума и остановят беспрерывное ускользание, воплотят власть в конкретных связях и персонах. Власть, как вампир, боится света. Она молчание, пустота, нежить... Вытащи её на свет и она сгорит.
|
|