Специального упоминания жюри Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино был удостоен документальный фильм «Йемен: репортеры – дети войны». Его автор - первая в Йемене режиссер и продюсер Хадиджа Аль-Салями, чья личная история, пожалуй, достойна экранизации никак не меньше, чем истории её героев.
Насильно выданная замуж в 11 лет за человека втрое старше её, она взбунтовалась против семьи и с огромным трудом добилась развода. С детства мечтавшая заниматься кино (что для женщины в Йемене примерно как полететь в космос), сумела выиграть грант на обучение киноискусству за рубежом, и сегодня снимает на Родине, внося вклад в создание национального кинематографа. Её фильм - своего род эксперимент: вооружив йеменских детей планшетами и видеокамерами, Хадиджа превращает их в военных репортёров, ходящих по лагерям беженцев, реабилитационным центрам, да и просто по семьям, - мало в каких нынешних йеменских семьях никто не погиб и не пострадал.
Современный Йемен - одна из самых горячих точек на планете, а информации о воюющей стране сегодня, в век интернета и высоких технологий, найти практически невозможно.
В раздираемом войной Йемене, как ни странно, и иностранных документалистов раз-два и обчёлся, не говоря уже о доморощенных, - гарантий безопасности никаких, население гибнет тысячами, настоящих буйных мало, вот и нету репортёров. Детишки, снаряжённые на важное задание Хадиджой, на первый взгляд, мало похожи на военкоров, - чистенькие, с тщательно мытыми ушами, в белоснежных, режущих глаз на фоне военной разрухи рубашечках, они воспринимают свою работу как важнейшую антивоенную миссию, как послание к миру о мире. Дети более непосредственны, чем взрослые интервьюеры, не скованы условностями политкорректности, могут задавать вопросы напрямую.
Например, в отличие от выхолощенных репортажей западных журналистов, дети в своих интервью напрямую называют убийцами саудовских солдат, а Саудовскую Аравию - страной-агрессором. Западный журналист обычно давит слезу, показывая плачущих детишек на фоне руин, но при этом кто стреляет и бомбит - непонятно. Точно так же мировые медиа показывают события на Донбассе, это единый канон, соблюдаемый западными СМИ по умолчанию.
Короткометражка турецкого документалиста Хайдара Демирташа «Шаг» - о мужчине, почти 30 лет вручную собирающем мины в районе ирано-иракской границы с иранской стороны. Собственно, уже в названии фильма содержится горькая ирония: у Хосияра Али нет обеих ног - их оторвало до самого паха, поэтому, собственно, никакого шага он совершить не может, передвигается ползком. Несколько минут мы наблюдаем Хосияра Али «в деле», а потом весь оставшийся хронометраж обозреваем нескончаемый арсенал разнообразного и разнокалиберного оружия - трофеи, собранные героем на иранской территории в ареале боевых действий почти сорокалетней давности. Не нужно думать, что герой движим каким-то спортивным азартом, - перед камерой он излагает свою пацифистскую философию, открытым текстом называя главных виновников всех мировых трагедий - США и НАТО, и впечатляют эти монологи сильнее любых антивоенных памфлетов.
|
|