Мне очень нравятся попытки криптоантисемитизма, они так наивно-хитры. Но, как лживые по природе, всегда приводят к искажениям смыслов.
Например, дьякон Кураев, великий спец по PR-у, предложил объединить православное Рождество с Новым годом. Что вызвало полемику на пустом каникулярном месте. Я спокойно отношусь к 13-дневному различию юлианского и грегорианского стиля, поскольку убеждён, что православие имеет право знаково (семантически) дистанцироваться от западных христиан. Если этого разрыва не будет, то все сравнят исторический путь православия и путь западного христианского мира, стартовавшего (разомкнувшего циклизм истории) именно там, где финишировала Византия.
Дело в том, что в современной русской православной среде умалчивается "страшная тайна" - Иисус из Назарета (домашние звали его Иешут), был правоверным евреем. И не просто евреем, а даже раввином, ибо только к раввину можно было обратиться "равви" (мой учитель, к уважаемому человеку обращались по иному - реб).
Дело в том, что в современной русской православной среде умалчивается "страшная тайна" - Иисус из Назарета (домашние звали его Иешут), был правоверным евреем. И не просто евреем, а даже раввином, ибо только к раввину можно было обратиться "равви" (мой учитель, к уважаемому человеку обращались по иному - реб).
Другое дело, что 20 веков назад формализма было куда меньше, чем сейчас, и раввином делало не наличие диплома иешивы, а духовный авторитет.
Когда устанавливался христианский календарь, то главнейшим событием мировой истории считали обрезание Иисуса (получение им имени и вхождение в богоизбранный народ одновременно).
Поэтому восьмой день от рождения Иисус как человека считался днём духовного рождения. В церковных календарях 1(14) января формально называются днём Обрезания Господня. Но это не акцентируется.
Получается, что 1 января - это государственный праздник начала календарно-финансового года, а по новому смыслу - День семьи и детей. 7 же января - иной праздник - национально-религиозный, день отрыва от Запада.
Когда устанавливался христианский календарь, то главнейшим событием мировой истории считали обрезание Иисуса (получение им имени и вхождение в богоизбранный народ одновременно).
Поэтому восьмой день от рождения Иисус как человека считался днём духовного рождения. В церковных календарях 1(14) января формально называются днём Обрезания Господня. Но это не акцентируется.
Получается, что 1 января - это государственный праздник начала календарно-финансового года, а по новому смыслу - День семьи и детей. 7 же января - иной праздник - национально-религиозный, день отрыва от Запада.
Старый Новый год был выделен интеллигенцией в 70-е, в рамках тайного возрождения национально-русского исторического наследия, как-бы противостоящего советчине. Об этом прекрасная пьеса "Старый Новый год" Михаила Рощина, сделавшего жесточайшую пародию на псевдоинтеллигентский снобизм.
Каждый западный человек знает, что Иисус был обрезанным палестинским евреем, за своё диссидентство казнённый оккупантами при содейстии коллаборационистов. Но это понимание не отрефлексировано на православном Востоке. И только не многие воцерковлённые осознали, что приговор Толоконниковой, Алёхиной и Самуцевич в деталях повторяет обвинение синедриона (Сангедрина, чтоб страшнее звучало).
Но пытливый ум, запутавшись в двух новых годах и двух рождествах, может задать себе вопрос, что же конкретно верующие христиане должны отмечать 1 января? Честный ответ - вхождение Иисуса в сонм сынов Израиля - может шокировать. Поэтому возникает идея вопрос замотать. Дескать, вот родился некто в Вифлеемских санях. И мы широко и разгульно празднуем день рождение. И удаётся отогнать жуткие картины: бородатый моэл с кремневым ножиком, склонившийся над младенцем Шутелэ (ласковая форма имени Иешут), а затем, как положено, отсасывающий капельки крови. И еще одну картину: нацисты, требующие от пойманного в облаве спустить штаны, чтобы разоблачить еврея.
Каждый западный человек знает, что Иисус был обрезанным палестинским евреем, за своё диссидентство казнённый оккупантами при содейстии коллаборационистов. Но это понимание не отрефлексировано на православном Востоке. И только не многие воцерковлённые осознали, что приговор Толоконниковой, Алёхиной и Самуцевич в деталях повторяет обвинение синедриона (Сангедрина, чтоб страшнее звучало).
Но пытливый ум, запутавшись в двух новых годах и двух рождествах, может задать себе вопрос, что же конкретно верующие христиане должны отмечать 1 января? Честный ответ - вхождение Иисуса в сонм сынов Израиля - может шокировать. Поэтому возникает идея вопрос замотать. Дескать, вот родился некто в Вифлеемских санях. И мы широко и разгульно празднуем день рождение. И удаётся отогнать жуткие картины: бородатый моэл с кремневым ножиком, склонившийся над младенцем Шутелэ (ласковая форма имени Иешут), а затем, как положено, отсасывающий капельки крови. И еще одну картину: нацисты, требующие от пойманного в облаве спустить штаны, чтобы разоблачить еврея.
Западное христианство стало христианством, избавившимся от языческих напластований в тот самый момент, когда оно осознало, что загнало бы Иисуса в газовую камеру. Именно после этого полуязычники стали называть его постхристианством.
Я оставляю специалистам по истории христианства определить, к какой ереси или к какому ответвлению от никео-константинопольской ортодоксии относится учение, отрицающее факт принадлежности Христа, не просто к роду человеческому, но к еврейскому народу. Но предложение фактически отменить духовное рождение младенца Иисуса, вытеснив его рождением биологическим, эдаким понятным "простым людям" детским праздником, симптоматично как ещё одна попытка духовного изолирования России от Запада.
Я оставляю специалистам по истории христианства определить, к какой ереси или к какому ответвлению от никео-константинопольской ортодоксии относится учение, отрицающее факт принадлежности Христа, не просто к роду человеческому, но к еврейскому народу. Но предложение фактически отменить духовное рождение младенца Иисуса, вытеснив его рождением биологическим, эдаким понятным "простым людям" детским праздником, симптоматично как ещё одна попытка духовного изолирования России от Запада.
От редакции: Удивительно важную проблему подняли товарищи Евгений Ихлов и Андрей Кураев в ночь на Рождество, сами того, может, и не желая - проблему церковного релятивизма.
Ведь А.Кураев как поставил проблему? Он задал прямой вопрос - зачем нам целых 3 рождества: по старому стилю, по новому и Новый год (ведь и правда глупо, все у нас исчисляется от Рождества Христова, а 1 января никакого Рождества и нет). Но дальше, сам того не желая, профессор Кураев "покусился на основы". Ведь если Рождество можно установить на 25-е декабря, можно на 7 января, а можно и вовсе на Новый год, то выходит, даты Рождества как таковой и нет? И можно вообще хоть 1 сентября праздновать, как оно и бывало традиционно на Руси до Петра. И Обрезание господне тоже было в любой день, а не ровно 1 января? Так?
Все это неприятнейшим образом экстраполируется на еще одну, самую важную дату христианского календаря - Пасху, Воскресение господне. Ведь если рождение Иисуса более-менее привязывается к определенной календарной дате, то дата его воскрешения, собственно, альфа и омега христианской веры, вообще определяется по звездам - получается, что в один год Иисус воскрес в марте, а в другой в апреле?
Еврейский праздник Песах празднуется на 15-й день месяца нисан, который начинается в новолуние после весеннего равноденствия. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния — первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия, поскольку Иисуса распяли на Песах, а через 3 дня он воскрес. Все логично и замечательно для человека, который живет по лунному календарю. Но мы-то прекрасно понимаем, что любое событие в истории имеет точную дату - вот такого-то числа такого-то месяца Иисуса распяли, а тогда-то он воскрес.
Но воскрес Иисус исключительно и только по еврейскому календарю. В европейском календаре эту дату пометить "красным днем" положительно невозможно, поскольку каждый год дата разная. То есть церковная традиция сама, на голубом глазу признает относительность библейской истории в самой ее основе - в хронологии!
Но еще того хуже - Е.Ихлов пишет: "Западное христианство стало христианством, избавившимся от языческих напластований в тот самый момент, когда оно осознало, что загнало бы Иисуса в газовую камеру."
Нет, все гораздо хуже. Действительно реальный исторический фон событий, описанных в евангелиях, - это национально-освободительная борьба в Палестине. И Иисус был распят римлянами по доносу Синедриона именно из опасений, что он может стать центром притяжения для повстанцев. Отсюда истерическое "царь иудейский", на что Иисус даже не пытался претендовать: "Царство мое не от мира сего". Собственно, Пилат из допроса Иисуса прекрасно понял, что страх римлян перед интифадой пытаются использовать для ликвидации кого-то из конкурентов во внутриконфессиональной склоке. Пилат понял - и все равно отдал приказ распять. Почему? Потому что понял, что учение Иисуса несет не виток напряженности в национально-освободительном движении евреев, а более того - потрясает идеологические основы Pax Romana.
Но что такое Европа, Запад как не дериваты от Римского мира? Все государства Европы имеют в основе римскую корону, только одни получили ее из Рима, а другие из Константинополя. Все живут по римскому праву, и те же нацисты приветствовали друг друга римским салютом. Все воинские уставы и артикулы суть римские. Все государственные устройства слизаны с Рима, включая сюда сенаты, трибуналы, курии и префектуры.
Иисуса должны были распять в любом европейском государстве, должны распять и сегодня, буде такой объявится (и в еврейском государстве Израиль в том числе). В этом нерешенный и неразрешимый конфликт церкви и государства, заглушенный в эпоху Константина, сделавшего учение в принципе не признающее государство - государствообразующей конфессией. Но это противоречие постоянно прорывалось то религиозными войнами, то Реформацией, то конфликтом осифлян с нестяжателями. Иисус распинается постоянно, каждым государством, по факту его существования.
И при этом западный мир и его отражение - восточный мир, регулярно отмечают христианские праздники, борются со "святотатством", клянутся на Библии, в которой написано: "Не клянитесь!"
Выкрест Карл Маркс в своем отрицании церкви больший христианин, чем все, клянущиеся Христом и делающие состояния на службе Маммоне.
Анатолий Баранов
|
|