Кто владеет информацией,
владеет миром

Чем плох принцип распределения по труду?

Опубликовано 20.12.2012 автором Ольга Гуленок в разделе комментариев 54

Чем плох принцип распределения по труду?

Без особого повода недавно Владимир Жириновский  сделал заявление, что пора запретить коммунистическую идеологию. На выпады этого эксцентричного человека, ставшего в последние двадцать лет ярым антисоветчиком,  можно, конечно, и не реагировать.  Но таких людей, сделавших состояние, в прямом смысле этого слова, на плевках в прошлое всей страны и своего народа немало, например, начинающий политик и бизнесмен Михаил Прохоров. Он как-то недоуменно спросил:  «А лозунги с требованием социальной справедливости – это о чем?  И Прохоров и Жириновский учились в советской школе, воспитывающей в духе коммунистической идеологии, и вроде бы хорошо учились, но, по всей видимости, им обоим что-то категорически там не нравилось …

Так что именно?  Давайте разбираться…

В СССР, как известно, народ строил социализм, то есть общественный строй, выдвигающий в качестве цели и идеала осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства;  отсутствие эксплуатации человека человеком и социального угнетения.

Так что из перечисленных в списке целей и идеалов предлагается вычеркнуть, запретить?

Социальную справедливость? А есть основания? Вообще-то, ещё  Платон считал справедливость основным качеством идеального государства. Знаменитый грек, живший в древности при рабовладении, возможно, вкладывал в это,  своё понимание меры, как говориться, у каждого -  своя правда. Тем не менее, любое общество существует на базе достижения некоего консенсуса по поводу основных понятий о должном, в частности, о  соответствии права и обязанностей граждан, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания и так далее. Так вот советское общество  сплотил принцип справедливости: «От каждого по способностям — каждому по труду», сформулированный Карл Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Коммунистическом манифесте».

Так это его хочет запретить Жириновский? Или вообще поиск справедливости? Неужели даже думать об этом нельзя?

Пока всё-таки запрет не вступил в силу, попробуем дальше развить эту тему. Таким образом,  в СССР неправильным и несправедливым считалось социальное паразитирование за счет обладания собственностью. Предполагалось, что это явление позволит устранить общественная собственность, работающая в интересах всего народа, и всеобщая трудовая занятость.  Впрочем, как позже выяснилось, паразитировать можно и за счет общественной собственности, в чем преуспели многочисленные бюрократы, а также специалисты по распределению всяческих материальных благ. Проблема  паразитизма проявилась в новых, в том числе и экономических формах, и в результате привела к управленческому кризису.

 Но был ли смысл пятиться назад в капитализм, что только усугубило  эту проблему, а не решило её?

Ведь проблема решается через устранение причин, вызвавших её. В частности, одна из них – это  превратные представления о  «труде». Простой пример, существовали (и, кажется, до сих пор существуют) так называемые уроки «труда», где девочек обучали разным способам домашнего хозяйства, а мальчиков изготовлению  нехитрых столярных и слесарных изделий. Получается, что остальные уроки:  математики, физики, биологии, химии и так далее не имеют отношения к труду. Такие вещи создавали ложные установки, консервировали устаревшие представления.  Конечно, ничего плохого в обучении девочек шитью, приготовлении еды, а мальчиков во владении навыками обращения с инструментами - нет, более того, большая польза даже. Но слово «труд» не имело смысла выносить в название только одного предмета, потому что речь идет о конкретном виде труда, которым и следовало его назвать: домоводство, слесарное дело и так далее, и проводить по линии факультатива, а может быть профориентации…

Конечно, в теории все разложено по полочкам, что существует физический и умственный труд, а также творческий и нетворческий. Предполагалось, что гармоничному развитию личности способствует сочетание физического и умственного труда, а также преобладание в нём творческого элемента. Однако, очень мало уделялось внимания тому, что не всякие физические, а также умственные усилия могут быть полезны, зачастую они могут быть и бесполезны, а порою даже вредны. На практике это имело место в виде такого феномена, как затратная экономика. Более того, возврат к капитализму возвел советский паразитизм в квадрат (это, в частности, проявляется в высокой стоимости производства работ).   

Проблема только усугубилась, мало образовалось много новых. Например, социальное расслоение, которое разрушило семьи, дружеские отношения, единство народа!

 В чем социальный смысл образования класса тупо богатых людей, в число которых попал Михаил Прохоров?

Ведь, они никакие не капиталисты, как, например, Генри Форд, то есть люди всё-таки причастные к созданию своего капитала. Они, по большому счёту, паразиты, незаслуженно получившие богатство и власть над народом. Тем не менее, Прохоров стал очень активно поучать народ, как надо ему себя вести, например, трудиться. Он решил, что у него есть право, в частности, ругать наших граждан за плохую работу. В данном случае слово «труд» требует другого уточнения: а на кого трудиться? Наши же люди прекрасно знают капиталистическую механику, что наемные рабочие за часть трудового времени получают кусок хлеба, а в остальное умножают чьи-то капиталы. В разборках по поводу труда Прохорову не избежать вопроса о том, а благодаря какому труду он имеет свой капитал?

Вопрос о прохоровских деньгах был задан его многоуважаемой сестре Ирине  Михалковым, на что она ответила, дескать, негоже в чужой карман заглядывать…

Вообще-то, может быть, действительно, все  это не очень скромно выглядят, и гражданам надо просто стыдливо отвернуть глаза от того, что карман её брата, ну, очень сильно распирает. Дело только в том, что многие люди так и не отучились считать справедливым принцип: «от каждого по способностям — каждому по труду», и до сих пор рассматривают только трудовые деньги  - честными.  Так вот, в свой карман Михаил Прохоров, по сути, положил часть Норильского комбината - предприятие, созданное далеко не его личным трудом, а усилиями всего народа. Так вот разве несправедливо, что народу небезразлична дальнейшая судьба образовавшегося таким чудесным образом капитала? 

Предположим, несправедливо…. Вопрос то остался: в чем правда капитала? 

В экономической свободе, свободе предпринимательства? Да, и с этим никто не спорит. Только хотелось бы уточнить, речь идет о  «труде»? Предположим, да. А в чем тогда заключается «предпринимательский» труд? Существует разного рода  предпринимательство, например, общественно-полезное, когда  человек прилагает усилия для создания полезного продукта, а также всевозможные способы обогащения за счет каких-то общественных недостатков, а также пороков общества. Кроме того, надо иметь ввиду, что в настоящее время невозможно создать продукт в одиночку, и все современные, высокотехнологические предприятия находятся не в частной собственности, а в коллективной (акционерные общества). Предприятия с высокой степенью обобществления собственности имеют и более высокую производительность труда.

Практическая реализация теории социализма в виде командно-административной плановой системы управления экономикой не означает, что это единственная форма. Мнение о том, что предприятия с коллективной формой собственности в условиях рыночной экономики решают социальные задачи как-то удовлетворение материальных и духовных потребностей  - этот и есть особая форма социализма, «рыночного социализма»,  имеет право на жизнь. Планирование и управление экономикой может осуществляться и плюралистическим, децентрализованным образом. Социализм как общественный строй способен решать проблемы, стоящие перед человечеством, в отличие от капитализма, который заражает людей  страстью обогащения, получения прибыли.  

Развитие индивида, его воли, творческих возможностей – это цель, несовместимая с расцветом паразитизма, наблюдаемым сегодня во всем мире.

Всё критики социализма ориентировались на недостатки системы, существующие на данный момент времени. Например, Людвиг Мизес, говоря о невозможности экономического расчёта при социализме, критиковал жесткую модель плана, существующую в СССР в первые годы советской власти. Проблема «свободы торговли» является надуманной, потому что реально существует только одна проблема свобода человека, его выбора. В советское время у человека было достаточно много вариантов выбора, в первую в профессиональном самоопределении, но, безусловно, он в чем-то был ограничен, как, впрочем, и сейчас. Предоставление свободы торговли – это ложная цель, потому что значимость этого вида посреднической деятельности между производителями и производителями в информационную эпоху сходит на нет.   

Перед человечеством  стоят совершенно другие проблемы, а именно, экономии природных ресурсов, об этом говорят и учёные, и политики с мировой трибуны ООН. Решение этой задачи несовместимо с капитализмом, потому что в этой системе главным критерием для принятия всех управленческих решений является стремление к увеличению капитала, получение прибыли. При  капитализме на вершину власти может подняться только ставленник капитала. Международный  правящий класс стоит на страже капитализма, он контролирует государственные системы, закрепощая их определенными социальными взаимоотношениями. Решение актуальных для человечества задач возможно только при социализме, то есть в рамках системы, управляемой согласно компетенции.  

В настоящее время, интеллектуальная жизнь в России в загоне. Инициатива Жириновского о запрете «коммунистической идеологии», по сути, означает прекращение всяких разговоров о перспективах общества, его целях, идеалах таких, как социальная справедливость.  Это что уже неважно для жизни человека, для будущего его детей? Очень  бы хотелось рассмотреть капиталистическую точку зрения, например, Михаила Прохорова. 



Рейтинг:   2.09,  Голосов: 55
Поделиться
Всего комментариев к статье: 54
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
петух в навозной куче роясь - нашел жемчужное зерно
искатель человеческих ценностей написал 20.12.2012 10:20
Роясь в гавне гавномета-скунса Жириновского практчиески курица хохлушка хочет что-то найти.
Может пронырливые тусовщики найдут сначала умных людей. Надо хоть иногда слушать умных а то как-то с утра до вечера музыку приходится слушать. больше слушать нечго и некого.
Совок живет и...побеждает!!
jo написал 20.12.2012 09:50
Государственно-капиталистического чудовища под именем СССР давно уже нет, но изуродованные им люди до сих пор несут на себе его "родимые пятна"...
В самом деле, читаем:
"В СССР...народ строил социализм..."
Народ в СССР никогда не был СУБЪЕКТОМ исторического действия точно также, как...презерватив не является субъектом полового акта! Не "народ строил", а ВЛАСТЬ использовала народ для всего, что угодно - то для строительства Беломор-канала, то для уничтожения "врагов народа"...
А во-вторых, дело не в том, что "строил", дело не в идеологической мишуре, а дело в том, в каком состоянии, то бишь дерьме, пребывал... А состояние это было вовсе не "социалистическим"...
"Чем плох принцип распределения по труду?"- вопрошает О.Гуленок.
Этот "принцип" плох тем, что он совершенно абсурден!
Действительно, распределение денег "по труду" предполагает стоимостную оценку труда, но труд не имеет стоимости, стоимость - это прерогатива продуктов труда - товаров!
Именно Маркс впервые об этом заговорил, и потому называть его автором идиотского принципа - "каждому - по труду", есть..."клевета на марксизм"!
Этот "принцип" был вбит в голову совков бойцами "идеологического фронта" для того, чтобы они не понимали, что их заработная плата никакого отношения к их труду не имеет, что она и "у них" и "у нас" всегда есть лишь иррациональное выражение СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, то есть стоимости жратвы, которую должен получать работник, чтобы не умереть сегодня и притащиться на работу завтра.
О том, насколько сильно были оболванены "социалистические труженики", можно судить по тому, что, как пишет автор:"...Многие люди так и не отучились считать справедливым принцип:"от каждого по способностям - каждому по труду"!
В этом, к сожалению, корни всех наших бед, поскольку народ, превращенный в бессознательное быдло, ни на что позитивное не способен.
Re: Принцип распределения
Автор написал 20.12.2012 09:34
О сложности проблемы оценки труда -я написала.
Формальное перекидывание из пустого в порожнего - это труд, а профонация труда. Труда должен оценивать кто-то другой, например, если вы изготовили вещь и она пользуется спросом, ее покупают - значит вы заслужвенно получили вознаграждение за свой труд.
Далее,прибыль как источник развития. Да, это было на ранней стадии капитализма, когда хороший ремесленник копил денежка к денежке, чтобы купить себе орудие труда, расширить свое дело.
В настоящее время не имеет смысл копить деньги, потому что их можно получить в кредит в банке, тем самым мы опереживаем события, мы их прогонозируем, по сути это и есть планирование.
Вероятность ошибки высока.
Таким образом, капитализм сам, благодаря развитию технологии, перешел не новую стадию, социалистического планового - перспективного развития производства с использованием финансового механизма.
Пустой поток сознания.
Sergo написал 20.12.2012 09:23
"Мнение о том, что предприятия с коллективной формой собственности в условиях рыночной экономики решают социальные задачи как-то удовлетворение материальных и духовных потребностей - этот и есть особая форма социализма, "рыночного социализма", имеет право на жизнь".
-----
Нет, не имеет. Никаких "коллективных форм собственности" социализм не предполагает. Социалистическая экономика есть ЕДИНЫЙ ПЛАНОВЫЙ НЕТОВАРНЫЙ народнохозяйственный комплекс с РАВЕНСТВОМ труда и РАВЕНСТВОМ платы. Все остальное - утопия.
========
"Планирование и управление экономикой может осуществляться и плюралистическим, децентрализованным образом. Социализм как общественный строй способен решать проблемы, стоящие перед человечеством, в отличие от капитализма, который заражает людей страстью обогащения, получения прибыли".
-----
Не следует смешивать формы собственности и задачи управления и целеполагания. Управление при социализме не "децентрализовано", не подразумевает наличие локальных интересов, оно РАСПРЕДЕЛЕНО. Это сетевая структура, обладающая вертикальной составляющей, позволяющей реализовывать общегосударственные проекты и развитые горизонтальные связи, оптимизирующие решение локальных задач. Но неизменно одно - единый жизненный уровень, равный социальный статус, примерно равные жилищные условия, равная плата, равный доступ ко всем благам современной цивилизации. Никакого рынка, никакой конкуренции, никакого "частного интереса", никакой "оплаты по труду". Солидарность, сплоченность, взаимопомощь, единство. Это и есть социализм, как низшая фаза коммунизма.
имею вопрос
Синоби написал 20.12.2012 09:20
===высокотехнологические предприятия находятся не в частной собственности, а в коллективной (акционерные общества).===
А что частная собственность не может быть коллективной, что ли?
социализм
fremde написал 20.12.2012 09:16
Хорошую тему затронул автор. «От каждого по способностям — каждому по труду» это буржуазное правило при социализме стало законом, то есть стало нормой. Закон это границы общественного развития. Большевики применили этот принцип в отношении всех ранее паразитирующих слоев населения: буржуазия, дворянство и т.д. Но, то, что было хорошо в одном случае, неизбежно станет плохим позже. С внедрением на производстве станков ЧПУ, в 70 годы, окончательно убило этот принцип «От каждого по способностям — каждому по труду». Труд вступил в интеллектуальную фазу своего развития. Производственные отношения рвут рамки этого правила «От каждого по способностям — каждому по труду». Эти нормы уже набили оскомину. Государство, применяя этот принцип, убивает творческий энтузиазм, что и привело к застою.
Политэкономическое невежество
Sergo написал 20.12.2012 09:07
Так вот советское общество сплотил принцип справедливости: "От каждого по способностям — каждому по труду", сформулированный Карл Марксом и Фридрихом Энгельсом в "Коммунистическом манифесте".
-------
Неужели? Вы Манифест хоть читали? Где там сформулирован этот "принцип справедливости"? Мерой справедливости является равенство, а не эфемерная "оплата по труду". Никакого отношения к этому "принципу", основоположники не имеют. Этот вульгаризм порожден советской партноменлатурой с целью оправдать свое привилегированное положение. Автор - тов. Сталин. В критических набросках к учебнику политической экономии в 1941 г. тов. Сталин так высказался об "оплате по труду":
"Здесь Энгельс запутал наших людей. Он неправильно считал, что при социализме все - и квалифицированные и неквалифицированные люди, руководители и исполнители должны получать по среднему. И сейчас у нас люди хотят перескочить через социализм прямо к коммунизму, когда говорят о таком равенстве.
Еще социализм наладить надо, еще по труду долго надо платить, правильно наладить это дело. Надо перестать быть свиньей, надо быть культурным, навести чистоту, тогда уж вступать в коммунизм. А кто вас пустит таких в коммунизм!?"
По мысли вождя, пока советские люди остаются некультурными "свиньями", оплата по труду должна сохраняться вплоть до "вступления" в коммунизм. Признание подобной "логики", есть отрицание известной истины - бытие определяет сознание. Наивный расчет на то, что "свинская" оплата "по труду" будет способствовать очищению "свиней", которых у врат коммунистического "рая" строгий апостол Петр с партбилетом в кармане станет проверять на культурность...
А кто оценивать труд будет?
Спец написал 20.12.2012 08:33
Только рынок способен справедливо оценить труд Билла Гейтса и зам. нач. Отдела информационных технологий Управы Ленинского р-на г. Урюпинска.
Re: а, вОт,...
wok написал 20.12.2012 08:15
Разве же можно детям спички давать? Вот и зажрался –пролетарият- при советах. Особливо те же шахтеры. Им *лядям –западло- стало на Жигулях ездить, Мерседесов захотелось. Думали усе как при Советах останется. Только магазины полны щастья будут. А вот *уиньки! Их тяжкий труд ни в 3,14зду теперь не нужен. Из Китая уголек возить дешевше. Не захотели на Жигулях кататься теперь яйца катают!
Вот ишо одно доказательство -пролетарского маразма- перестоишных времен http://arkhip.livejournal.com/422155.html#cutid1
Особо цикавы 18, 19, 23, а 31 вооще шедевральн!
Re: а, вОт,...( говорил ранее
/жЫдоведоФФ/8Т8/ДальССкий написал 20.12.2012 07:51
хе-хе
ракету в космос могут запустить даже = последние голодранцы.
еслИ силЬно поднатужатся, НО оставаясь = голодранцами
.
каК окончательно было доказано( недавно...
-----------------------------------------------------------
Ошибка: Простите, но ваш ник забанен администрацией ресурса.
ну, неужели на столько беЗтолковы, что,б не видеть,
чтО все ваши "баны", мне = поХ и воХ !
бЫля! и тупЫ,ж эТТи камуняки...
а, вОт,...
/жЫдоведоФФ/8У8/ДальССкий написал 20.12.2012 06:47
... в совковой сысысыре, шахтЁры, гребли лавЭ совковой лопатой согласнО эТТого прЫнцыпа .
оДнак,ж им не помешалО приехатЬ в маЦаскву и стуча касками развалить сицилиситичиской
трисысерУ
А ?
Принцип распределения
Александр М написал 20.12.2012 06:00
Принцип распределения по труду плох тем, что не дает возможности развития. Объясняю.Рабочий не может и не должен задумываться о вложении денег в модернизацию предприятия, это работа инженера. Работа инженера разорвана во времени - сначала проект, потом вложение денег (реализация) и лишь потом получение прибыли предприятием, причем прибыль не гарантирована, а затраты гарантированы.
Если во главу угла ставить оплату по труду, а не по качеству, будем иметь то, что имели в СССР - неэффективную экономику с торможением любого новшества.
Более справедливое распределение это сложнее, чем оплата лопату кинул - три копейки.
эти не виноваты-
шуч написал 20.12.2012 05:38
у них папы юристы,а у пап еще дедушки...
неоткуда взяться как раз понятию справедливости-кто ей учит интересно без хорошей оплаты-
а вот идейки про е-мобили для каждого землянина и мытье сапогов в семи океанах так и витают
в легковозбудимом воздухе-
и кажется,что справедливость-это когда мир аплодирует тебе,заваливая зеленью и клея везде твои портреты
Совет
Татьяна написал 20.12.2012 05:29
Согласна с вами, но обратите пожалуйста внимание на книгу Роберта Киосаки "Богатый папа, бедный папа" там он очень хорошо говорит о том, что из себя представляет современное капиталистическое общество. Причем, что особенно ценно для полемики, он восторженный сторонник этого общества. Так он приводит примеры того (совещение по вопросам международной торговли), что даже деньги не дают при капитализме уверенности в завтрашнем дне. Кроме того интересно, то что бедный отец был профессором, много работал, но жил в кредит и после смерти оставил только долги. А богатый жил в свое удовольствие не напрягаясь.
И в конце концов он делает вывод: не нужно учиться и работать, в классическом понимании этого, - нужно только понять, как работают деньги и пользоваться этим.
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss