Сегодня Русский народный собор принял "Декларацию о правах и достоинстве человека". Один из основных авторов документа, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, скромно оценил ее как "эпохальный исторический и философский документ". И недвусмысленно дал понять, что это - альтернатива Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948-м году и до последнего времени бывшей своего рода международным законом, который обязывались соблюдать все государства, претендующие на цивилизованность.
Мы уже отмечали, что сама по себе такая форма народного представительства, как Собор, хотя и сыграла важную роль в истории российского государства, дав нам последовательно таких государей, как Лжедмитрий Первый, Василий Шуйский, принц Владислав и, наконец, положив начало 300-летней династии Романовых, к 21-му веку несколько устарела.
Приветствуя Собор президент В.В.Путин, конечно, отдавал себе отчет, что Россия с 1905 года, то есть уже 101 год как имеет конституционное устройство, парламент, а с 1917 года и вовсе является республикой. Навряд ли он случайно запамятовал, что в стране все еще действует Конституция образца 1993 года, двухпалатное Федеральное Собрание, Конституционный суд и прочие атрибуты развитой демократии. Как человек умный, интеллигентный и образованный, вдобавок получивший юридическое образование в одном из лучших университетов, он не может не отдавать себе отчета в том, что принятие данной Декларации данным Собором будет воспринято именно как попытка ревизовать конституционное устройство страны и даже поставить под вопрос международные соглашения, заключенные Россией за последние полвека.
Не станем же мы предполагать, что епископы и православная общественность сами что-то такое там написали и приняли, не согласовав все это до буквы в соответствующем управлении администрациии президента.
Не станем же мы делать вид, что не замечаем, что конституционное поле Российской Федерации, и без того, под дымную копоть горящего Дома Советов в 1993-м году было до предела "заточено" под персону президента? Что запамятовали мы, что став главой государства, В.В.Путин еще сильней расширил для себя конституционное поле? И все равно, как красная полоса на татами, любые конституционные рамки раздражают ныне царствующую персону.
Отсюда - эрзац-парламент в виде Общественной палаты, назначаемой непосредственно президентом. Отсюда и Собор - произвольно подобранное представительство от некоего "народа", не отягощенного чувством гражданина. И "народный выбор" по принципу "приди и володей нами". Вот он, светлый идеал...
Не мудрено, что даже Декларация прав человека, подписанная Сталиным, Путину уже тесна, как та кольчужка...
Сам текст Декларации нынешнего собора навряд ли был бы подписан Сталиным, попади к нему подобный документ. Не станем уже и говорить, что документ в целом отражает религиозное правосознание, никак не учитывая иную точку зрения. Но чего стоит только такой перл: "...свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека..." Правда, уточняется, что "когда тот избирает зло". Но кто определяет, что есть добро, а что есть зло? Бог? Увы, но в отсутствии возможности прямой апелляции к высшему арбитру, придется волей-неволей искать толкователя божьей воли. Ну, и разумеется, толкователей на Соборе был полный зал.
"Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе", - гласит Декларация. То есть признаем права и свободы в той мере, в какой они нас устраивают. А в другой мере - не признаем.
Тут, конечно, Сталин бы не подписал, зато Джордж Буш-младший подписал бы с радостью, хоть и не русский, и не православный. У него ведь все, что делает "Империя добра", в смысле США - это хорошо. А остальные, которые не "Империя добра", правами и свободами могут пользоваться только в той мере, в какой они не мешают США пользоваться своими.
"Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества", говорится в Декларации. Вроде бы правильно говорится, но только есть один нюанс - права человека есть у всякого человека, независимо от того, хороший он или плохой, русский или нерусский, верующий или атеист.
А вот вера, святыни и даже Отечество есть не у каждого, и нельзя обязать всех вдруг приобрести весь этот комплект. Мало того, что вера и святыни могут быть разными - их ведь и вообще может не быть. Ну не верит человек ни во что. Сразу поражать его в правах? Попов послушать, так оно и неплохо было бы, но вроде бы у нас церковь от государства отделена. Или уже нет?
И с отечеством тоже неувязочка. Не всякий готов считать своим отечеством ельцинский обрезок СССР, который в последнее время разукрасили орлами и хоругвями, но от ощущения неполноценности всех постсоветских государственных образований не избавили. Это не говоря уже о тех, кто вслед за Марксом и Энгельсом считает, что "у пролетариев нет отечества". Может быть, они и ошибаются, а присутствовавшие на Соборе деятели международного коммунистического движения их с Марксом поправят, но права-то у этих людей имеются? Или вместе с эрозией отечества и правам кирдык?
В целом же ощущение от прочтения Декларации благостное. Ряд положений вызывает симпатию, например, "защита личности от произвола властей и работодателей". Однако до максимы "Не можете служить богу и маммоне" Евангелия от Матфея сей труд, уже провозглашенный "эпохальным историческим и философским", явно не дотягивает.
Но сам факт ревизии путинским государством и обслуживающей его клерикально-националистической массовкой основополагающих принципов, на которых держалось мировое устройство с тех пор, как в Ялте договорились Сталин, Рузвельт и Черчилль, говорит о многом. О желании укрепить нелегитимную и, в сущности, противозаконную власть, опереться на архаичные формы народного представительства, на православную церковь с ее тяготением к православной империи. О готовности предать все интересы России в мире ради решения вопроса о власти внутри страны.
В общем, намерение власти продекларировано. Осталось надеяться, что силенок вернуть Россию в 1612-й год и основать новую "питерскую" династию не хватит. Как той бодливой корове...
Материалы по теме:
Общественность будет выявлять фашистов и мочить в сортире
М.Делягин: Уничтожение Конституционного суда под видом переезда
Декларация "от имени самобытной русской цивилизации" была принята Собором Самозванцев
|
|