На ваше письмо, господин Прилепин, я не спешил отвечать. Ждал, что прогрессивная часть современного вам общества сделает это за меня: как-никак, все те материальные богатства, что вы перечислили в списке украденного «либералами», мы создавали для развития нашего, советского общества. Но мои ожидания оказались напрасными, в числе кратких реплик и долгих попыток что-то сказать по существу отметились невежды и обыватели, куда более вас далёкие от истины. Одним фамилиям их позавидовал бы великий русский писатель Гоголь, изобретавший их смеха ради: Свинаренко, Быков, Гуцко… могли бы стать героями его малоросских рассказов. Прочитав все восклицания в мой и ваш адрес, я всё же решил поговорить на вами заданную, но едва ли раскрытую тему. Поясню сперва, в чём ещё заключалась причина проволочки.
Здесь, под двумя метрами плотного бетона, в моём саркофаге, хоть и без погон и пуговиц генералиссимуса, но у меня имеются некоторые привилегии, и время течёт медленнее. Товарищи из НКВД провели с площади Дзержинского интернет, проекцию экрана я имею прямо перед собой, на стекле саркофага. Мой летаргический сон, поспешно принятый предателем Берией за смерть, протекает в комфорте, всё нужное чекисты доставляют по подземным путям от нашего Мавзолея. Здесь промелькнули передо мной многие новости вашей печальной Постэпохи, однако личных обращений в адрес товарища Сталина, достойных ответа, было крайне мало. Иногда я отвечал, используя псевдонимы вроде тех фамилий, которым бы позавидовал изобретатель любимых моих литературных героев Гоголь. Меня частенько, скрытого псевдонимами, ругали сталинистом и троцкистом, что порой было вдвойне досадно: при жизни моих сторонников называли сталинцами, как славные трактора, помогавшие нам коллективизировать крестьянские хозяйства. В путаницу терминов и вообще современного вашего языка окунули меня сразу же и вы, господин Прилепин.
Вы пишете от имени либералов, однако сразу же пишете и о каком-то семени, которое уничтожал подлец Гитлер и не дал уничтожить я, – что озадачивает. Гитлер уничтожал евреев – вы их имели в виду? Отчего же вы, писатель, осторожничаете, и не называете своими именами нации? Досадная ваша путаница мешает мне понять описываемые вами события: если вы готовили шифровку, следовало адресовать её не мне. Не знаю, как в вашу Постэпоху, но до нашей революции и в нашу советскую Эпоху либерализм не считался национальным признаком. Возможно, преодолевшая лженаучность генетика и смогла в ваши дни достичь возможности передачи идеологии половым путем и по наследству, но мне, в силу имеющихся у меня на саркофаге интернет-данных, это кажется невозможным.
Ещё вы пишете о какой-то России, и я снова вас не понимаю: мы, большевики, оставили в наследство поколению ваших отцов и вам - СССР, состоящий из республик и помимо России. Что стало с остальными республиками? Не по вине ли таких же, как у вас, путаниц? Вы намеренно отделяете русских от советского народа – зачем? Вы выступаете как скрытый антисемит, но, да будет вам известно, снова обращаетесь не по адресу: в той знаменитой записке великого Ленина, в которой он объявил войну великодержавному шовинизму и антисемитизму на смерть, стояла приписка «И я! И.Сталин», передавая её тому, кого вы, вероятно, как антисемит, постесняетесь назвать вслух, – я не был просто звеном, я высказался. Братство наций, объединенных нами за три десятилетия в советский народ – не терпит никакого национализма, и тут вы, пытаясь высказываться от имени контрреволюционеров, либо выступаете как правый уклонист, либо же непозволительно для писателя и политика неточны, и поневоле в самих суждениях рассуждаете как реакционер, как минимум.
Так объясните же по существу, что вы именуете либерализмом и что стряслось в СССР за полвека моего отсутствия? Как именуется формация, пришедшая на смену нашему социализму – либерализм? Нет, и еще раз нет, ваша политэкономическая необразованность не делает вам чести: Постэпоха ознаменована реставрацией капитализма. В надстройке этой реставрации сперва сопутствовал либерализм, культурные свободы, но вскоре, по моим данным, подала голос реакция. И вот, судя по вашей нестройной речи, реакционные, как они себя именуют «национал-патриотические» писатели и оказали на ваши слова и мысли влияние. Спешу разочаровать вас, господин Прилепин: патриотизм такого толка большевикам чужд исторически, он суть сепаратизм и шовинизм, ибо в нем есть барское отношение к другим народам СССР. Русский народ сыграл большую роль в приближении нашей Победы, однако даже это не повод для национальных привелегий.
Да, угроза космополитизма и сионизма была нами своевременно выявлена и примерно пресечена, но это не означает того, что КПСС и её генеральный секретарь скатились в дореволюционные погромные настроения. Развитие социализма в СССР и Европе никогда не шло равномерно в национальных республиках и в центре, проблемы нацменов возникали порой с нарастанием, однако именно братская сплочённость советского народа позволяла даже на Беломорстрое избегать пережитков буржуазной обывательщины, погромного позора. Когда народы устремлены в будущее, им незачем драться и нечего делить, в отличие от падения в прошлое, когда каждый пытается утащить из настоящего кусок побольше. Вливаясь в строительство коммунизма, всякая нация обогащалась культурно и обогащала дружественные нации. Вы, господин Прилепин, почитайте мою работу о языкознании на этот счёт, это вам поможет и более точно виражаться.
Да, описываемый вами погром, который учинили контрреволюционеры на территории СССР – проблема. Проблема уже не нашего, первого поколения большевиков, а ваша. Разрушена крепость социализма, из которой мы, большевики, несли знамя великого Ленина, знамя борьбы за власть трудового народа, по всему миру. Но нет таких разрушенных крепостей, которые бы не могли восстановить большевики! Важно только взяться за дело со знанием. И ви вэрно пишете: то, как растаскивали на частную собственность всё то, что создали усилиями коммунистического труда, тоже есть знание, это нужно видеть, передавать, но и осознавать. Одного жалобного вашего письма мне, бэзусловно, мало, ви это и сами понимаете.
Не руинами заводов, не руинами даже целых республик пугаете меня вы, товарищи потомки, но руинами той идейной устремлённости, которая позволяла нам Россию тюремную и разрозненную, Россию царскую и либерально-буржуазную, какой мы её вырвали из рук Керенского – поднимать на индустриальную и космическую высоту СССР. Вот этого вы, боюсь, не изучали, господин Прилепин – поэтому вас и называю я господином, ведь вы не товарищ мне по партии. Вы рассуждаете критически, это похвально, но для сэрьёзной критики нужна точность марксистско-ленинских категорий – у вас же я встретил только плохо прикрытую эпистолярным жанром дамскую печаль и озлобленность институтки, обиженной студентом так и не упомянутой вами национальности. Я немало видал декадентов, даже печатал свои стихи с ними в одном питерском журнале, но и их вы вряд ли читали – так не высказывайтесь же как декадент, это несовременно… Надо уметь сосредотачиваться, господин Прилепин, если вы собираетесь исправлять положение, в которое под знамёнами либеральных свобод поставили вас прэдатели нашей партии. Суд над ними – организовывать вам, и надо быть достойными судьями, не позволять усомниться в своих знаниях и полномочиях. Если ви всэрьёз собрались строить своё будущее на нашем прошлом – овладейте нашими знаниями и большевистской техникой прихода к власти.
Всё украденное в ходе контрреволюции, приватизации и продолжающегося капиталистического грабежа, всё советское – сможет вернуть только весь советский народ и только сплочённый рэволюцией. Говоря лишь от имени русских, вы ставите в глупое положение остальных сынов советского народа и вдобавок даёте козыри нашим врагам, имеющим национальные прэтензии к советской власти. До революции говорили: «не дай мне бог таких друзей, а с врагами я сам справлюсь». Видимо, вам надо ещё много-много, по-лэнински учиться, чтобы стать настоящим доброжелателем – не столько для меня лично, мне-то под двухметровым бетоном уже ничто не страшно, сколько для страны, которая на ваших глазах из социалистической сверхдержавы была превращена в колониальную провинцию. То, что гоголевский герой Гумно… или как его? Гунько (нэт, это бил наиболее талантливый поэт и публицист дэвяностых), как этот, чёрту кочерга?, а - Гуцко называет национал-большевизмом – устряловщина, говоря по-большевистски, - действительно имеет к вам отношение? Кто идеолог группы? А, впрочем, да, сейчас не наши времена... А ваши.
Вот вам и решать, играть и далее по правилам контрреволюции, ругать ли евреев-либералов (в то время, как надо обличать олигархов вовсе не в их национальных квартирах - кстати, напротив редакции, где вы нынче шефом, стоит небоскрёб олигархии, главой которой является завзятый русофил и богоносец), или же заняться тем, чем в ваши годы занимались большевики… Пусть и с устряловским глупым охвостьем, пытавшимся примирить реакционных эмигрантов с нами, большевиками, но у вас есть организация – в городе, славное имя которого стёрто контрреволюцией. Организация, насколько я осведомлён, занята преимущественно публичной, уличной защитой либеральных свобод, но никак не подпольной работой, которая дала бы шанс ей влиться в революцию.
Громадные созидательные усилия советского народа, доведшие его численность до 275 миллионов и обеспечившие СССР второе место среди экономик мира, не могли бы вызвать к жизни одни лишь насильнические действия, ныне нам приписываемые. Развейте пепел вымышленных страниц, застлавший на моём надгробии подлинное послание нашей Эпохи. Это вам уже по силам. Но затем, чтобы сплотить советский народ ради двадцать лет назревавшего мщения грабителям-сепаратистам, родившимся внутри него самого, - вам придётся стать большевиком без каких-либо нелепых национал-приставок. Только тогда вы обретёте право на наследство, оставленное вам Эпохой. Не опускайтесь в ваших претензиях до того самого регрессивного национализма, посредством которого СССР был раздроблен – по моим данным, русский национализм тут играл не последнюю роль. В частности, газета «Русские против СССР» и её главный редактор К.Крылов. Да, национализм бывает прогрессивен – но не в продемонстрированном вами случае. Для сформированного долгими десятилетиями братства народов, дожившего до ваших времён с большими потерями, есть лишь один возможный патриотизм – советский, основанный на пролетарском интернационализме.
У меня был выражавшийся в вашем духе партийный товарищ, даже, может быть, последователь – увы, Ленинградское дело раскрыло и его узконациональные намерения. Создать какую-то отдельную компартию в «русском центре» собирались они, становясь врагами огромной страны и её партии-рулевой. Нереализованными планами «русского центра», как чертежами, воспользовался сын недобитого кулака, создавая уже в ваши времена отдельную от КПСС компартию. Партийный клин на пути реставрации капитализма Ельцин выбил клином псевдопартии – впрочем, и вся контрреволюционная агитация ваших восьмидесятых годов состояла почти полностью из той, что на наших показательных процессах рассматривалась как прямая улика предательства советского народа вредителями, шпионами, фракционерами, контрреволюционерами всех мастей (а их оказалось не так много). В ваши дни эти масти перемешались, но уметь их вычислять вовсе не по национальному признаку – первая обязанность большевика.
Если вы намерены не только созерцать то (только б не способствовать тому), как ссорятся и скатываются в феодализм народы вашей родины, а социалистический базис коммунизма разворовывают новые буржуа – изучайте не только зримые результаты наших усилий, а и наши планы. Почитайте в книге «Канал имени Сталина» о том, как не только партия, но и наши писатели (М.Горький, М.Зощенко, В.Катаев, В.Шкловский, Вс.Иванов) точно предвидели, пообщавшись с перевоспитанными вредителями, реставрацию капитализма. Ведь то, что не смогли контрреволюционеры в 1930-х, они запросто сделали в 1980-х именно потому, что были хорошо знакомы с планами врагов народа и процессами над ними, благо мы их широко освещали даже для зарубежной прессы. Я не считаю это ошибкой, можете меня ругать за это либералом. Помните только, что знамя свобод, равнодоступных всем членам общества и общество развивающих, держится прочно на нашем флагштоке, на базисе социализма. Буржуазно же понятые свободы, исчисляемые денежно и употребляемые только лично, деформируют общество, ведут к деградации и распаду его – и именно это вас раздражает, но вами в письме не упоминается. Вам предстоит постигнуть коммуну не как локальный советский (национал-утописты сбивают вас: русский!) проект, а как вектор развития всего человечества. Из СССР – во Вселенную.
Меня тронуло по-человечески ваше письмо, но по-отечески захотелось дать вам затрещину, как товарищу Ярошенко на дэвятнадцатом съезде. Впрочем, с чего-то же надо было начать разговор.
со слов товарища Сталина по скайпу записал
Дмитрий Чёрный
|
|