Российская оппозиция переживает трудные времена – давление, судебные дела, угрозы реальных сроков. Кое-где дело не ограничивается угрозами. Скажем, на севере уже начали сажать людей в дурку за сомнения в святости наших самых святых и непорочных, а трех девушек, изобразивших некий перформанс в бизнес-центре, посадили в затвор, где держат часами без еды и воды, не позволяя им спать.
С одной стороны – это вполне в духе капиталистического общества, где слуги капитала присваивают себе великую святость, которую недопустимо как-либо подвергать сомнению, поелику с таких сомнений случается падение прибыли, а это грех по нынешним временам тягчайший, смертный и совершенно неприемлемый.
С другой стороны – сложившийся в России строй не является капиталистическим в строгом смысле. В свое время меня чрезвычайно впечатлило определение, данное покойным Антоном Викторовичем Суриковым, назвавшим наш отечественный строй неофеодализмом. Дальнейшие события – и нынешние метаморфозы прокуратуры, следственных органов, - показывают, насколько точным было это определение.
Репрессии, сила которых будет только нарастать в ближайшие годы, обусловлены не какими-то сугубо практическими соображениями, как это было, например, в сталинскую эпоху, но совершенно иррациональным образом мыслей зарвавшегося разбойничьего барона, по недоразумению, произошедшему на совете таких же мелких господ, избранного императором Священной Империи.
Давят уже не из защиты бизнес-интересов, но просто из желания давить, потому что так нравится, потому что это хорошо и правильно, да еще и оказывает приятность широким массам, скучающим по жесткой руке (только чтоб не их она хватала за шиворот).
Это видно не только по делу указанных трех девушек, содержащему совершенно изумительные тексты, состряпанные нашими правоверными siloviks, но и по всей правящей риторике – от «звериного мурла», до вывозов оппонентов в лесные массивы для занятий известного характера.
Необходимо понимать, что эта риторика возникает не сама по себе – вдруг некоему человеку захотелось так говорить, и он заговорил, нет! Он понимает, что его барону понравятся именно эти слова и действия и потому он так начинает говорить и действовать. Перемена в поведении правящего класса, в его риторике с событиями четырехлетней давности разительная! Он все более сползает в неофеодализм – то, что пять-шесть лет назад казалось шуткой, экспертным вывертом, теперь на глазах становится реальностью, абсурдной, но очень суровой.
Но не хотелось бы заканчивать эту реплику без оптимистической ноты. Все-таки наш неофеодализм имеет одну специфическую особенность, которая стала явной только в последний год.
Это не простой неофеодализм, но с брежневским оттенком, и развиваться он будет именно в таком ключе – как злая карикатура на брежневскую эпоху. Здесь будет свой Суслов (в рясе), свой Андропов, уже есть своя Галина Брежнева – она чуть дальше от первого лица, но ее шоу, что в гламуре, что в оппозиции вновь становятся предметом обсуждения чуть ли не всей страны.
У оппозиции здесь будут свои диссиденты, среди которых проявятся свой патриарх-Солженицын, свои Синявский и Даниэль, наконец, свои Гдлян и Иванов. На роль Солженицына, видимо, по литературной величине придется взять Евтушенко – он, впрочем, не сидел, но какие времена – такой и Солженицын, что тут поделаешь.
Беда лишь в том, что крушение этого неофеодального брежневизма (оно произойдет очень нескоро, не надейтесь на быструю революцию! – но оно обязательно произойдет) будет проходить с куда более существенными издержками для страны и народа, чем предыдущий опыт.
В прошлый раз народ предал свою социалистическую революцию, справедливость, он предал труд и кровь своих предшествовавших поколений. Наказание, последовавшее за предательство мертвых, было тяжким, но не смертельным. В следующий раз народ предаст самую человечность – он уже начинает это делать, позволяя все то, что мы видим, и расплата за отказ от нее может оказаться несовместимой с жизнью.
Наша страна не может погибнуть из-за внешнего нападения, или вредительства правящего класса – она может погибнуть только в том случае, если ее народ сам себя предаст ножу справедливости.
(группа АГУСТ)
|
|