28 февраля с. г. в Тюмени в Музейном комплексе имени И. Я. Словцова открылась выставка "Тайны инквизиции". На ней были представлены орудия пыток, которыми некогда пользовалась инквизиция в Западной Европе. Точные копии орудий пыток изготовил мастер из Белоруссии Сергей Нурматов. Всего было представлено более 50 экспонатов.
Однако вместо двух месяцев выставка проработала только одну неделю. Вмешалась возмущённая православная общественность - движение "В защиту православной нравственности" и фонд поддержки национальных традиций "Отчий дом". Они обратились в областную прокуратуру с требованием запретить выставку, как пропагандирующую насилие и жестокость. В тюменском городском родительском комитете обращение в прокуратуру поддержали и заявили: "Выставка оскорбляет чувства верующих. Посетителям никто не объяснял, что эти орудия использовались только католической церковью. На Руси такого никогда не было".
Прокуратура Тюменской области заявила, что экспозиция вызвала "негативную реакцию у ряда общественных организаций" и возбудила дело против директора комплекса Павла Головина по статье 2.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности "Нарушение нормативов распространения в Тюменской области продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет". (Вначале на выставку допускались только посетители, достигшие 14 лет, потом - только совершеннолетние. Однако эта предосторожность не помогла).
Теперь выставка закрыта, а её организатору грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Следует отметить, что ранее выставка "Тайны инквизиции" неоднократно экспонировалась и в России, и за рубежом. В Тюмень выставку привезли из Омского исторического музея, ранее она побывала в Калининграде (где её посетили 60 тыс. человек), а до этого - в Чехии.
Штраф относительно невелик (хотя убытки от досрочного закрытия выставки, вероятно, превосходят его во много раз), но не в размере дело. Главное другое - наконец-то доброе имя инквизиции восстановлено! Вспоминается, что из раскрашенного варианта фильма "Семнадцать мгновений весны" усердная цензура выстригла пассажи агента Клауса, который, изображая из себя коммуниста и атеиста, критиковал (причём довольно мягко) германскую католическую церковь. Один такой случай бдительности процерковной цензуры можно было счесть нелепостью, но сейчас это уже - тенденция.
Итак, критиковать католическую церковь и инквизицию в России отныне также запрещено, как и государственную церковь - РПЦ. Вернее, это можно делать, но "не оскорбляя чувства верующих". А оскорбляет-то их даже сам вид орудий пыток "святого учреждения" (как именовала себя инквизиция), не говоря уж о каких-то словесных или изобразительных пояснениях к ним...
Интересно, а упоминать о том, что в России, скажем, протопоп Аввакум был заживо сожжён за свои проповеди - как и тысячи западноевропейских "еретиков", реальных и мнимых, ещё дозволяется, или уже нет?
А ведь отцы-инквизиторы эпохи "Молота ведьм", пожалуй, были почестнее современных церковников. Они нисколько не скрывали факта использования ими орудий пыток, и даже, вероятно, гордились своей изобретательностью. Вот бы они удивились, узнав, что произведения их палаческой фантазии потомки будут скрывать, как нечто неприличное!
Особенно забавляет заключение "экспертов", призванных прокуратурой: "Экспонаты выставки не являются предметами культуры". Занятно! Черепки ночного горшка XIX века являются предметами культуры, а орудия пытки - не являются? А чем же они тогда являются? Хотя, впрочем, церковь постоянно указывает, что она проповедует отнюдь не "культуру", а "духовность". Так, может, орудия инквизиционных пыток тоже являются предметами этой самой... духовности? Тогда всё логически становится на свои места...
Видимо, такие представленные на выставке орудия высокой духовности, как знаменитый "испанский сапог", "лапти" для перелома ступней, "пояса целомудрия" (как для женщин, так и для мужчин), "царский стул", "стул ведьмы", разнообразные кресты с шипами и оковами, церковники нынче предпочитают не выставлять на всеобщее обозрение. Что ж, понять их немудрено. Ведь иначе в глазах посетителей может как-то незаметно стереться граница между кротчайшими слугами божиими и сотрудниками знаменитого ныне казанского ОВД "Дальний", примерно в тех же целях применявшими бутылку от шампанского. Единственное различие между инквизиторами и заплечных дел мастерами из полиции, которое бросается в глаза, - так это наработанный веками профессионализм первых и доморощенная кустарщина вторых.
Ещё на закрытой прокурорами выставке были представлены железные "позорные маски" весом около 5 кг. Их использовали для наказания за грехи определенного вида, чаще всего в отношении женщин за сплетни и непристойные речи в адрес власть имущих. Маски выполнены в виде голов разных зверей: зайца, петуха, осла. Не менее устрашающе выглядят маски "игра на флейте", "улыбка смерти", "длинный клюв"...
Вообще-то, учитывая, что "всеподбирающая" 282-я статья УК РФ всё чаще и шире используется для наказания любых критиков светских и церковных властей, подобные маски скоро могут быть востребованы и российской Фемидой для затыкания ртов всем инакомыслящим и инаковерующим... А там, глядишь, и до пыточных орудий дело дойдёт. Не всё же одними бутылками, противогазами и прочей кустарной самодеятельностью нашим доблестным борцам с экстремизмом пробавляться...
|
|