Кто владеет информацией,
владеет миром

Социальная структура постиндустриального общества и вопросы революционной стратегии

Опубликовано 31.01.2012 автором Дмитрий Кремнёв в разделе комментариев 20

Социальная структура постиндустриального общества и вопросы революционной стратегии

Знаменитый английский фантаст Герберт Уэллс, художественно переосмысливая тенденции развития современного ему общества, нарисовал в повести «Машина времени» впечатляющую картину возможной деградации разделенного на классы человеческого рода. В антиутопии Уэллса буржуазия мутировала в постчеловеческую расу «элоев» - субтильных, изнеженных существ, все свое время проводящих в детских играх, а пролетариат в гуманоидов - «морлоков», брутальных пожирателей элоев, по инерции обслуживающих расположенные в Подземном мире машины и механизмы.

Фантазия Уэллса не могла предположить, что на смену конвейеру придет автоматизированное промышленное производство, а значительную часть пролетариев — представителей класса наемного труда, составят работники непроизводственной сферы. Тем не менее, антиутопию Уэллса, если брать ее главный посыл, и сегодня не стоило бы списывать со счетов.

Как и всякое классовое общество, индустриальное буржуазное общество начала XIX - середины XXвеков основывалось на разделении. Эксплуатация и социальное неравенство прикрывались не только атомарным фактом договорного отношения формально свободного и равноправного работника с «работодателем», но и всеми институтами классической буржуазной демократии - «всеобщими выборами», «свободной и независимой прессой», «равенством перед законом» и т. п.

С середины XX века, сначала в наиболее развитых капиталистических странах, затем во всемирном масштабе, начался переход к постиндустриальной экономике и соответствующей социальной структуре. Сущностные характеристики и закономерности капитализма при этом остались и продолжают действовать во всей своей силе. Но одна лишь констатация того, что основы капитализма неизменны — абстракция. Важно разглядеть конкретный ландшафт современности, заметить на нем наиболее значимые для возможной социальной трансформации и революционного воздействия детали.

Индустриальная эпоха — эпоха географически локализованных промышленных районов, централизованного производства, преобладания физической компоненты наемного труда. Социальная стратификация в этот период достаточно упрощена и при этом достаточно рельефна. Многочисленный промышленный пролетариат, крестьянство, городские мелкие хозяйчики, буржуазия — владельцы заводов, фабрик и банков, представители «свободных профессий» - интеллигенция. Социальная мобильность, возможность изменения своей принадлежности к тому или иному социальному слою определяется экономической динамикой и в целом достаточно подвижна. Конечно, пролетариат был наименее мобилен, возможностей для изменения своего положения в пределах этой системы у пролетария не было (его как правило, подстерегала только нисходящая мобильность — перейти в ряды люмпен-пролетариата). Что касается крестьянства, то в процессе индустриализации в подавляющей своей массе оно перетекало в ряды пролетариата, и лишь незначительная часть его переходила в непролетарские слои. Мелкая городская буржуазия (особенно в период экономических кризисов) частично пролетаризировалась, но, в тоже время, у этого слоя наличествовала также и возможность вертикальной мобильности (переход в ряды средней и крупной буржуазии).

Переход к постиндустриальному обществу еще окончательно не завершен во всемирном масштабе, однако, дизайн постиндустриальной экономики и контуры новой социальной структуры отчетливо просматриваются уже сейчас. Локализация промышленного производства уступает место более или менее равномерному рассредоточению. Наблюдается опережающий рост армии наемных работников, занятых в сфере услуг, торговле, производстве интеллектуального продукта. Даже в классических индустриальных отраслях — металлургии, машиностроении и проч., интеллектуальная компонента труда рабочего начинает перевешивать физическую. Научно-технический прогресс приводит к тому, что капиталистическим монополиям требуется меньшее количество живого труда для того, чтобы произвести большее количество товаров.

Конкретно-исторические изменения в экономике, обусловленные научно-техническим прогрессом, не могли не вызвать изменения в социальной структуре капиталистического общества. Если мы ограничимся критерием господствующего в обществе способа производства и соответствующего ему способа присвоения прибавочного продукта, то несомненно, что основными классами этого общества остаются два антагонистических класса — буржуазия и пролетариат. Однако, это утвержение превращается в голую абстракцию, коль скоро мы не даем себе труда исследовать реальное положение классов, социальных слоев и групп в их взаимоотношении друг с другом в рамках определенного общества, на базе определенного уровня развития производительных сил. Феодалы и крестьянство в период феодальной раздробленности и в период абсолютной монархии с определенной, абстрактно-теоретической точки зрения — те же самые классы (ибо не изменились способы производства и присвоения прибавочного продукта). Однако, с точки зрения конкретно-исторического исследования, во взаимотношении этих классов и их положении в социальной структуре произошли фундаментальные изменения.

Итак, как можно охарактеризовать социальную структуру современного буржуазного общества? Буржуазная социология, когда речь идет о развитых странах, представляет социум в виде ромба. Вверху - немногочисленные «элиты», основная масса — т. н. «средний класс», залог стабильности (подразумевается, что этот самый средний класс стабильно верен идеалам «демократии» и «свободного общества»), внизу — меньшинство социальных аутсайдеров. Эта, более или менее статичная, поверхностная картина на самом деле затушевывает истинные линии разделения, вокруг которых кристализуется напряжение и вызревает социальный протест. Чтобы распознать эти линии, необходимо прежде всего избрать научно обоснованный, четкий критерий социальной стратификации. Критерия уровня дохода и образования, которым оперирует апологетическая социология, для этой цели совершенно не достаточно. Из истории известно, что застрельщиками и агентами радикальных социальных движений, направленных на изменение общества, зачастую (если не в большинстве случаев) становились не просто голодные, обездоленные и бесправные, а прежде всего те, кто быстрее и сильнее смог прочувствовать господствующие порядки как безысходную несправедливость и отважился бросить ей вызов (1). Для человека важно не только удовлетворить свои потребности, но так же чтобы его труд, посредством которого он добывает себе возможность их удовлетворения, был осмысленным, чтобы он чувствовал в какой-то мере свое разумное со-участие в разумном процессе производства материальных и духовных благ (2). Точно также, не менее важен для человека и его статус в обществе, чувство что он и люди его социального круга имеют возможность реально повлиять на процесс принятия решений, реально, в какой-бы то ни было форме, со-участвовать в управлении. Это, собственно говоря, и есть реальное, не-метафизическое содержание проблемы отчуждения, впервые поставленной еще Гоббсом и Руссо.

Иначе говоря, «не хлебом единым жив человек» но и своей включенностью в экономический и социально-политический процесс в роли субъекта, а не бессловесного орудия, объекта. Хотя, между «хлебом» и субъектностью, как правило, существует связь — по сравнению со включенными, исключенные сидят на голодном пайке.

С этой точки зрения, социальная стратификация современного постиндустриального буржуазного общества предстает как иерархия исключений (или, точнее, система взаимосвязанных иерархий). Возьмем сферу экономики. Налицо явное и углубляющееся противоречие между интеллектуальным по преимуществу характером труда работников, занятых в современном производстве (квалифицированных рабочих, инженеров и техников) и их полной исключенностью из процесса принятия хозяйственных решений. Работнику (даже с высшим образованием) на предприятии уготована роль исполнителя. Все решения принимаются крайне узким слоем топ-менеджмента. Топ-менеджмент, в свою очередь, находится в подчинении у еще более немногочисленных собственников контрольного и блокирующего пакетов акций. Деятельность топ-менеджмента и собственников вне всякого контроля работника. Но он может на себе испытать ее результаты, когда в результате слияний, поглощений, банкротств, т. н. «оптимизаций персонала» и прочих манипуляций его выкидывают на улицу. Системы премирования и другие формы поощрения часто не могут компенсировать возрастания психологических нагрузок в удушливой атмосфере контроля и ожидания санкций за невыполнение отчужденных от работника заданий и планов. Такое положение дел, контраст между уровнем компетенции и фактическим бесправием в принятии решений, естественно не может не вызывать у квалифицированного образованного работника чувство неудовлетворенности, которое, при определенных обстоятельствах, перерастает в осознанный протест.

Еще более рельефно исключенность проявляется в сфере услуг и торговли. В этих непроизводственных сферах множество профессий не требуют высокого уровня квалификации. Соответственно, здесь наиболее распространен прекаризированный (нестабильный, негарантированный) труд. Работники многих отраслей непроизводственной сферы — это настоящие «чернорабочие» постиндустриальной экономики.

Однако, работники выскотехнологичного производства и непроизводственной сферы живут на островке относительной, шаткой стабильности и относительного благополучия по сравнению с низшими этажами общества. Здесь обитают абсолютно исключенные, исключенные вплоть до выпадения из единого общественного смыслового поля. Это жители бывших промышленных районов, ныне деиндустриализированных и ставших очагами хронической безработицы, жители современных этнических гетто - потомки завезенных в капиталистические центры гастарбайтеров, живущие на социальные пособия, новые партии гастарбайтеров, занятые на самых грязных и низкооплачиваемых работах, безработная молодежь и др.

Принципиально важный момент состоит в том, что эта социальная структура является застывшей. О настоящей социальной мобильности в рамках современного капитализма говорить уже не приходится. Этот факт придает понятию исключенности важное значение, необходимое как для объяснения новых реалий, проявившихся в последнее время на арене общественной жизни, так и для уяснения перспектив общественного развития.

Аналогичные явления наблюдаются в сфере политики. Институты буржуазной демократии — парламент, «свободная и независимая» пресса и т. д. превратились по существу в технические органы, оформляющие решения финансово-промышленной элиты и, путем манипуляций общественным сознанием, фабрикующих т. н. «общественное мнение». Профессиональные политики любой идеологической ориентации — это аналог топ-менеджмента капиталистических предприятий. Политика, как в мировом, так и в национальном масштабе определяется не в стенах парламентов и кабинетах премьеров и президентов, а на сходках избранных воротил большого бизнеса. Естественным образом это привело к небывалому кризису доверия к самой системе буржуазной демократии.

Кризис доверия к иститутам псевдо-демократии проявляется многообразно. Огромная часть избирателей сознательно и перманентно не участвует в выборах. Недоверие к мэйнстримной прессе ведет к поискам альтернативных источников информации и зачастую сопровождается гиперинфляцией всевозможных мифов и конспирологических теорий. Из несистемной сферы появляются и быстро завоевывают популярность политики и партии, критикующие отдельные моменты существующего политического и (или) экономического порядка (например, международное движение Пиратских партий). Но, пожалуй, самым примечательным явлением последних лет стали, с одной стороны, серии т. н. «бархатных революций» прокатившиеся по многим странам «второго» и «третьего» мира, и, с другой стороны, появление и взрывной рост в странах «первого мира» низовых народных движений, таких как испанское (перекинувшееся затем и в другие страны Европы) Democracia Real YA и американское (ставшее затем всемирным) Occupy movement.

Могут сказать, что «бархатные», «цветные» революции — это как раз выступления ЗА классическую буржуазную демократию. По внешней видимости это действительно так. Но, не все так просто как кажется на первый взгляд. Реальной движущей силой таких революций являются народные массы, исключенные (3). Точно также, исключенные являются движущей силой низовых движений за реальную демократию в странах первого мира. Проблема и там и здесь по сути одна — исключение, отчуждение широких народных масс от активного участия в экономической и политической жизни. Только в менее развитых странах (которые, как правило, менее продвинулись по пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике) всевластие и бесконтрольность элит представлены грубо, зримо. Институты буржуазной демократии в этих странах либо вообще отсутствуют, либо настолько извращены , что их использование как фигового листка авторитарной диктатуры очевидно для всех и каждого. Спонтанное возмущение народных масс, благодаря активным усилиям про-буржуазной организованной политической оппозиции, обращается в этих условиях к наиболее простому и, по-видимости, эффективному решению — требованию восстановления классической буржуазной демократии. В развитых странах, где система псевдо-демократии обнаруживает свое истинное лицо и все более и более компрометируется в глазах широких масс, вопрос ставится по другому — от существующей системы к реальной демократии. Таким образом, проблема одна, различно лишь ее осознание и формулировка перспективы.

Вышеописанный взгляд на социальную структуру современного общества не подменяет собой классовый анализ, а дополняет и конкретизирует его. Левые силы должны исходить из конкретной реальности, а не абстракций. И действовать в этой реальности. Если мы говорим о пролетариате, то должны понимать его реальное положение и его реальное сознание. Если говорим о буржуазии, то должны понимать реальные механизмы ее гегемонии в обществе и те силы, которые объективно бросают вызов этой гегемонии. Левые сейчас переживают период идейной дезориентации и организационной слабости. Этим объясняется тот факт, что многие левые движения, группы и партии не могут выработать адекватную стратегию и тактику и идут либо в хвосте тех или иных буржуазных сил, либо существуют в паралельной реальности оторванной от жизни догматики.

Возмем действительное движение масс, исключенных, и поставим вопрос следующим образом — возможно ли на самом деле добиться реальной демократии вне социализма? Очевидно, что нет. Но массам исключенных предстоит пройти долгий и трудный путь неизбежных разочарований и поражений, для того, чтобы избавится от многих иллюзий. Тем временем, объективная проблема не-участия, исключения будет все более и более обостряться. И тут многое, если не все, зависит от организованности левых сил. Речь не идет о том, чтобы сходу, волюнтаристски навязать массам левый проект и марксизм. Массы не примут такой подход. Необходимо, участвуя в реальном движении, терпеливо и настойчиво объяснять массам истинные причины и следствия существующих проблем, предлагать реальные и обоснованные альтернативы, показывать ошибочность тех или иных решений и подходов. Необходимо в конкретных делах завоевывать доверие масс. Чем целеустремленнее будут левые проводить такую работу, тем меньше ошибок совершит массовое движение, тем больше сократится путь к реальной демократии.

Очевидно, что левые должны соответствующим образом среагировать на изменения в социальной структуре. В какие организационные формы может вылится эта реакция? Какая оргформа наиболее адекватна современной ситуации? Становление и развитие левых марксистских организаций прошло ряд этапов. В период II Интернационала, когда политическая система буржуазной демократии еще окончательно не выродилась, когда существовала реальная возможность использовать парламентаризм как орудие улучшения жизни трудящихся и трубуну для пропаганды и агитации, мировое социалистическое движение ориентировалось на создание массовых национальных партий и завоевание мест в парламентах. Практика, однако, показала, что парламентаризм это обоюдоострая штука. Наряду с очевидной пользой он может принести и большой вред в виде политической коррупции и оппортунизма. Целесообразно ли сейчас идти по пути создания массовых партий с ориентацией главным образом на электоральный успех? Ведь существуюшая система демократии в значительной степени скомпрометирована и будет еще более компрометировать себя в глазах трудящихся по мере развертывания реальных противоречий о которых говорилось выше. Ориентируясь на традиционные подходы, играя в электоральные игры с глубоким убеждением что они занимаются «реальной политикой», левые компрометируют себя в глазах широких народных масс еще быстрее чем буржуазные политиканы, ибо ввязываются в дело, которое идет в разрез с их собственной парадигмой и запросом, предъявляемым к ним их социальной базой.

Другой значительной исторической формой организации левых явилась централизованная «партия профессиональных революционеров», концепция которой впервые была разработана В.И. Лениным. Эта форма родилась в условиях жесточайшего политического гнета и диктатуры самодержавия и на практике доказала свою пригодность, привела рабочий класс к победе. Не вина Ленина и других настоящих большевиков, что, в силу трагического стечения ряда исторических обстоятельств, на известном этапе партия профессиональных революционеров превратилась в партию профессиональных бюрократов. Тем не менее, представляется, что в современных условиях такая модель организации нуждается в корректировке. Диктатура господствующего класса осуществляется сегодны более гибкими методами, чем примитивное насилие и голый произвол. Соответственно, нужны более гибкие формы отвечающие запросам времени.

Представляется, что современной революционной стратегии оптимально соответствует компактная организация, стоящая на твердой идейной почве живого, творческого марксизма и строящаяся на принципах демократического централизма, но с переносом центра тяжести на демократию, а не централизм. Такая организация действует внутри массовых движений за реальную демократию. Эта организация опирается прежде всего на наиболее радикальную часть массового движения. Она помогает пробуждению сознательности борьбы и стремится поднять движение на более высокую ступень по мере удовлетворения частичных требований масс. Ее стратегия состоит в том, чтобы объединить разрозненые выступления различных слоев и групп исключенных, создать Единый фронт борьбы за реальную демократию и социальную справедливость, завоевать в этом фронте лидирующую позицию и, опираясь на наиболее радикальные и сознательные отряды трудящихся, сломав господство олигархии вывести общество из тупика, направив его по пути социализма.


 

Примечания:

  1. К примеру, восстание рабов под руководством Спартака началось с бунта гладиаторов, которые по сравнению с остальной массой рабов жили в довольно сносных условиях. Ударной силой крестянских войн в России были отряды казаков, недовольных ущемлением своих исконных вольностей. Великая Французская Революция началась с того, что зажиточные делегаты Генеральных штатов от третьего сословия выказали неповиновение королю, объявив себя Национальным собранием. В авангарде революционных событий в Петрограде в 1917 г. шел наиболее квалфицированный и высокооплачиваемый отряд рабочего класса — рабочие машиностроительных заводов.

  2. Достоевский, наблюдая осужденных к каторжным работам, писал в «Записках из Мертвого дома»: «...если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы». Отчужденный труд содержит для работника элемент бессмыслености в большей или меньшей степени. Наиболее отчужденный труд — рабство, есть в тоже время и самый неэффективный труд.

  3. Особняком стоит ливийский случай. Здесь мы имеем дело с внутренним конфликтом в обществе с иной, трайбалистской структурой.



Рейтинг:   2.20,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 20
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: ipadi для Vivendi
Vivendi133 написал 02.02.2012 13:43
Ну что же вы все колбасу да про колбасу! )))))))))))))))) Поймите - люди, жившие под гнетом социализма, очень сильно настрадались, поэтому для них некоторый набор бытовых благ стал Манной Небесной, те нехитрые предметы, о которых люди в цивилизованных странах вообще не говорят! Ибо для них это НОРМАЛЬНО, это ЕСТЕСТВЕННО, что в швейцарском магазине десятки сортов сыра и колбасы. Для вас это является смыслом жизни почему-то. Справедливости ради скажу, что съедобные сарделики можно даже найти и у нас, при компрадорском чиновничьем феодальном олигархате, а не только при Западном Капитализме. Согласитесь, что доступность первичных благ даже при нынешнем дерьме - вполне удовлетворительная. Вот, вчера мы купили новый зомбоящик Тошиба на кухню. Без блата, без талонов, без валютных березкиных чеков, без мордобоя по и без тогго унылым советским лицам, с очередью в кассу в три человека (В М-Видео на Семеновской). Вполне цивилизованно.
Но я хочу достучаться до сознания людей в том плане, что сосиски - это обыденный первичный уровень, необходимый для нормальной жизни. Нужно говорить о Свободе человека, о вытравлении из себя советского раба, о возможности самореализации для человека (например, свобода реализовать себя в предпринимательстве, защищенность при этом, и т.д.). Создавать рабочие места, помогать людям.
И, наконец, высший духовный уровень существования - это следование Пути Православия, спасения души, духовного роста. Да, при этом надо есть, пить, на что-то приобретать книги. Но здесь нет противоречий.
Вот. Не стоит так напирать на съестное. Выскочив из темных страшных десятилетий гнета социализма, с травмированными душами, с убогим избитым сознанием, тем не менее, нужно исцеляться и идти вперед. Любая дорога, даже в 10 000 километров длинной, начинается с первого шага.
Re: ipadi для Vivendi
ipadi написал 01.02.2012 14:24
Прелестно, прелестно!
Но все же про колбасу было бы естественнее. Ведь этот возвышенно-фаллический символ, незаслуженно забытый демократами в наше время, в конце 80-х послужил главной путеводной звездой прогрессивной обществености, борющейся с Советами:
"Колбаса, колбаса, у меня еще есть адреса..."; "Сервелат, сервелат, я еще не хочу умирать..." и т.д.
А как было бы прекрасно почитать стихи, посвященные заветному единению освобожденной прогресивной общественности и вожделенной колбасы! А вы про каких-то сгоревших летунов - кому они нужны, неудачники.
ipadi
Vivendi133 написал 01.02.2012 13:08
Здравствуй, моя дорогая Vivendi133!
Я уже боялся, что никогда не увижу на этом гадком красном форуме твоих эмоциональных постов - гимнов потреблению. Сразу видно, что ты по-настоящему любишь колбасу и сардельки и знаешь про них все. Наверно теперь, когда рухнуло страшное советское иго, ты каждый день можешь кушать сколько угодно колбасы с любыми добавками.
С нетерпением жду твоих стихов, посвященых колбасным изделиям! Подсказываю пару задорных рифм в твоем стиле: сосиска - прописка, колбаса - небеса, карбонад - демократ.
До встречи, целую нежно
==========================
Мой милый ipadi! Твои рифмы, так скажем, отражают лишь некоторые аспекты борьбы с проклятой советской властью и советские маразмы. Вообще-то, помимо истребления совков, я пишу другие стихи. Я стараюсь вырваться из ограниченного круга мясных деликатесов - этим, все-таки, не удивишь цивилизованных людей.
Ладно, покажу тебе один стишок )))))))))))
-
Я-истребитель! Я-воздушный воин! Мотор выносит выше облаков,
Я набрала лишь несколько пробоин, в Великой Мировой Войне полов..
Гоняют друг за другом пары, звенья, на это сотни, тысячи причин,
В жестоких схватках терпят пораженья, вот списки сбитых женщин и мужчин..
-
Свои.. чужие.. в небе снова дымно, в эфире брань и хрипы - входят в раж,
Не к солнцу лица счастливо поднимут, едва освоив высший пилотаж...
Мы все герои прожитых сражений, Нам не дают за это ордена,
Над картами рывков, опережений Проводим свою жизнь, она одна,
-
Я тру глаза, ослепшие от пота, и от бессилья губы искусав,
Кто выжил после первого полета, целуют землю, на колени встав...
А я не стану кротко на колени, и не прижмусь к ковыли жженой ртом,
Меня помянут трижды, на обедне, я - не вернусь на свой аэродром
-
Шакалы чувствуют пилотов непокорных, шакалы стаями охотятся не зря,
Мой номер снова называют в шлемофонах, сейчас объявлена охота на меня,
Я растеряла всех своих ведомых, и в спину мне стервятники зашли,
и "иммельманы" я кручу, и "полубочки", еще быстрей,пока не подожгли...
-
Меня охватывает смерти опьяненье, Уже не страшно двигатель "загнать",
Винтом взрезаю хвостовое оперенье!! Мне б парашют, раскрытый, расстрелять.
надо поспорить...
николай к... написал 01.02.2012 00:31
на самом деле интиересная статья, но достаточно спорная...
если есть прибавочный продукт, как признает автор, который по определению в теории и на практике, отбирается собственником средств производства и (или) капитала, вложенного в средства производства, или если по марксу - прибавочная стоимость, как объективный двигатель развития и саморазвития капиталистического общества, и сама сущность частной собственности на средства производства и самого капитализма, как общественных отношений производства, распределения и обмена, то необходимо есть и буржуазия, как класс, и есть антогонистический ей класс пролетариата...
при этом конечно по мере развития техники, технологии от примитивного ко все более развитому и совершенному, и соответственно общнественных отношений, развиваются и видоизменяются, наполняются новым содержанием и формами, и производительные силы и соответственно производственные отношения, сущностью которых продолжают оставаться отношения собственности, которые являются определяющими и в сфере производства, и распределения, и обмена.
однако все это не меняет саму сущность этих общественных отношений при капитализме, отношений присваения прибавочной стоимости, как необходимого механизма саморазвития самого капитализма.
поэтому, как бы не видоизменялись внешние формы и как бы не назывались, капитализм снимается как форма общественных отношений. и соответственно снимаются антогонистические классы - буржуазия и пролетариат, только с прекращением действия закона прибавочной стоимости в реальных общественных отношениях.
сущность капитализма, пока работает закон прибавочной стоимости, как бы не видоизмелясь общественные отношения при капитализме и соответстующие им внешние формы и названия, не изменна.
и потому по сущности в коренном выражения имеются и есть и на сегодня, и класс буржуазии, и класс пролетариата... и коренные интересы, сущностные, у них противоположные...
что касаемо "бархатных" или как теперь "оранжевых" революций, то конечно движущей силой, которой они реализуюся, даже если точнее в массе своей их правильнее назвать контреволюционными вступлениями по содержанию сущностных целей этих проявлений в сторону регресса или реставрации отсталых общественных отношений - капиталистических или феодальных, являются народные массы в конечном счете.
однако инсперируюся и подогреваются все они или в подавляющем количестве случаев в новейшей истории силами из вне и в интересах этих сил международного капитала.
если же говорить о политических партиях, то партия это не мобильный кружок по интересам, оперативно рыщащий по местам возникшего протеста, туда, сюда и отсюда...
партия выражает интересы тех или иных классовых сил, в объективной по марксу борьбе классов за свои коренные интересы, и потому именно партия пропагандой, агитацией и организацией своей социальной базы - своего класса, всегда заинтрнесована, как и сам класс, интересы которого она выражает и аграгирует, в росте своих сторонников и членов. из которых появятся и мобильные немногочисленные группы и многочисленные отряды в борьбе за свои классовые интересы...
о статье
Зухов написал 01.02.2012 00:02
О том, что автор пишет, в принципиальном плане Сталин знал еще в 1936 году. Поэтому и Конституцию написал самую демократическую в мире. Но эта Конституция на тот момент т.е 1936 год была хоть и принята, но реально на 100%не действовала и не могла действовать. Сталин создал Конституцию, как программный законодательный документ, который должен был в течении 10 лет реально реализоваться и закрепиться на практике. И он с самого начала начал успешно реализовываться. Главные препятствия внедрению этого документа реально в жизнь стали - Отечественная война 1941-1945 гг. и высшая партноменклатура, которая не хотела отдавать власть Советам народных депутатов и которая после XIX съеза партии убила Сталина(читайте книги Мухина). Так, что если бы народ в СССР был бы достаточно просвещен и сознателен в политическом плане в 1991 году,то народную власть Советов, как самую демократическую и сегодня власть в мире можно было бы сохранить и улучшить.Однако, высшая партноменклатура, убив Сталина, лишилась кнута, который над ней постоянно весел и свистел пока жив был Сталин. Хрущев превратил партноменклатуру в элитный, неприкасаемый, безответственный орган, высшей диктаторской власти, который неминуемо должен был деградировать. Что и случилось уже при Горбачеве.Так, что причина развала СССР- это прежде всего политическая и идеологическая причина, но не экономическая. Это доказала сама жизнь. Потому, что даже в самые тяжелейшие экономические года, коллективизация, война, СССР не распался, потому, что был силен и политически и идеологически. То есть, в умах людей не было разброда и шатаний, а была ясная цель и эта цель всегда с успехом достигалась, какой бы она несбыточной не казалась. Потому, что во главе народа стоял по-настоящему преданный ему, великий вождь Сталин, который воспитал поколение людей, умеющих превращать сказку в быль.
Шпана-с!
Козло-б написал 31.01.2012 22:42
"В эту ночь ты не сомкнешь глаз. Ты произносишь как в бреду обрывки
фраз, потом долго молчишь.""
Вот и все "духовные борения" этой изысканной интеллигенции....
"Может продать кавказ китайцам. "
- Шо-то в этом таки есть! А вот Западную Украину китайцы купят? Как Вы думаете?
Гнида конченая, ты баран тухлый жоопу лучше свою отдай китайцам
От Альберта написал 31.01.2012 15:05
слышь высерок маньяк - ты чмо тухлодырое тебя давно с одного удара убивали? Чурка ты недоношенная! У нас в Грозном люди имеют больше чести чем ты тухлая скотина! Дай свой адрес пидрила, я приеду и объясню тебе как ты не прав!
Re: я вновь обрел мою любовь!
ipadi написал 31.01.2012 15:00
Здравствуй, моя дорогая Vivendi133!
Я уже боялся, что никогда не увижу на этом гадком красном форуме твоих эмоциональных постов - гимнов потреблению. Сразу видно, что ты по-настоящему любишь колбасу и сардельки и знаешь про них все. Наверно теперь, когда рухнуло страшное советское иго, ты каждый день можешь кушать сколько угодно колбасы с любыми добавками.
С нетерпением жду твоих стихов, посвященых колбасным изделиям! Подсказываю пару задорных рифм в твоем стиле: сосиска - прописка, колбаса - небеса, карбонад - демократ.
До встречи, целую нежно
Vivendi133
Титов написал 31.01.2012 14:37
Почитайте это - http://www.apn.ru/publications/article9735.htm
(без названия)
Vivendi133 написал 31.01.2012 14:27
Там могут взять на работу и не отдать трудовую книжку при увольнении.
==================================
Могут. Говна хватает. Поэтому я выступаю за отмену этих книжек - наследия позорного советского союза.
Трудовые книжки есть еще только в Китае и Сев Корее. Рабский документ должен быть уничтожен.
(И мне проблем меньше - вести их правильно, хранить, целый геморрой для службы персонала).
Советские пережитки должны быть истреблены.
Путин и точка! Больше нам реально никто пока не нужен. - Альберт1 из Грозного (31.01.2012 12:06)
маньяк честности написал 31.01.2012 13:39
Бараны из грозного требуют капусты за русский счет. Может продать кавказ китайцам. Китайцев больше чем мусульман. Или буддистам из индии, тех тоже болше чем мусульман. Эти китайцы и индийцы сьедят выблядков чуреков, облагоустроят кавказ и сделают край нормальным для туризма. а то чуреки никак не могут сделать ничего из кавказа кроме помойки где бабы подстилки рожают выблядков чуреков.
Если все станут предпринимателями, тогда кто же будет работать?
маньяк честности написал 31.01.2012 13:33
Сравнение крупных предпринимателей с мелкими - сравнение маршрутного автобуса в автомашиной и велосипедом. Крупные предприниматели - много жрут, мало платят. Мелкие предприниматели - это типа семейный бизнес. На одного из членов семьи оформляется вся деятельность а работают вся семья.
А когда там наемные работники - ну это уже в россии такой цирк в этих организациях что не захочется туда идти работать. Там могут взять на работу и не отдать трудовую книжку при увольнении.
Re: Re: как утверждает господин rambler.ru
й написал 31.01.2012 13:16
места рабочие нужны с нормальными условиями
(без названия)
Аноним написал 31.01.2012 12:51
Про "постиндустриальный" маразм неплохо Калаш писал...
(без названия)
Альберт1 из Грозного написал 31.01.2012 12:06
Хватит оранжевую демогогию распускать - Путин и точка! Больше нам реально никто пока не нужен. А вы тут рассираетесь - сумашедший дом по вам плачет! Кто против путина - тот за развал России!
Re: как утверждает господин rambler.ru
непредприниматель написал 31.01.2012 10:57
Если все станут предпринимателями, тогда кто же будет работать?
как утверждает господин rambler.ru
маньяк честности написал 31.01.2012 09:06
как утверждает господин rambler.ru сегодня в мире рост мелких предпринимателей и только в россии упадок. Мир живет похоже по человеческим правилам а россия уничтожается тиранией.
статьи надо бы писать короче и сравнительно - как в мире и как в россии.
Кстати господин лимонов еще не окончательно созрел. Его партия выходит на митинг 31 числа с лозунгами "Долой диктатору". Мне просто интересно - появится ли лозунг "Долой тиранию". Путин В В - тиран.
Диктатор - понятие более слабое чем тиран. Диктатор - он просто сосредатачивает власть в своих руках и делает все в своих интересах,
практически зверь-карьерист на царстве.
А тиран - ну это уже что-то вроде канибала-людоеда, Который убивает и ест народ, а чужим он кидает понты и старается понравится.
Слово "революция" - это более мягкое слово - применяется при смене власти. А в России нужно просто навести порядок и убрать бандитов в кремле. Как назвать уничтожение бандитов во главе с путлером решайте сами.
(без названия)
артисты все идиоты написал 31.01.2012 06:40
"- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы
победили, и у нас нет ничего! Нам нечего купить, в некоторых городах годами
нет мяса, всего не хватает везде и всегда!"
====================
вранье.Все было по ценам доступно в СССР.Поэтому колбасу по 2-3 палки брали.
А сейчас многим россиянам продукты недоступны по цене.Один поход в магазин и 1000 рублей нет.
====================
Конечно,москвичей и буржуев это не касается...
Re:
дураки... написал 31.01.2012 06:31
"В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки
ломятся от мяса, сосисок, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как
полотно и вдруг сгибаешься пополам, и тебя начинает рвать."
---------------------------
Обожрался наверное,вот и блевал от этой химической колбасы...
Нехир сувать все в рот...
(без названия)
Vivendi133 написал 31.01.2012 03:46
Представляется, что современной революционной стратегии оптимально соответствует компактная организация, стоящая на твердой идейной почве живого, творческого марксизма...
Она помогает пробуждению сознательности борьбы и стремится поднять движение на более высокую ступень по мере удовлетворения частичных требований масс...
.. и, опираясь на наиболее радикальные и сознательные отряды трудящихся, сломав господство олигархии вывести общество из тупика, направив его по пути социализма.
================================================================
Из книги Марины Влади "Владимир, или прерванный полет". Эпизод - как Высоцкий увидел Капиталистический продуктовый магазин в Берлине.
-
В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин через Польшу и
Восточную Германию. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Возле
гостиницы ты выходишь из машины, и тебе непременно хочется посмотреть Берлин
- этот первый западный город, где мы остановимся на несколько часов. Мы идем
по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты
проходишь мимо этой выставки невиданных богатств - одежды, обуви, машин,
пластинок - и шепчешь:
- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин...
Я отвечаю:
- Все так, но только надо иметь деньги.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки
ломятся от мяса, сосисок, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как
полотно и вдруг сгибаешься пополам, и тебя начинает рвать. Когда мы наконец
возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы
победили, и у нас нет ничего! Нам нечего купить, в некоторых городах годами
нет мяса, всего не хватает везде и всегда!
Эта первая, такая долгожданная встреча с Западом вызывает
непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гаев, не удивление, а
разочарование, не обогащение от открытия новой страны, а осознание того,
насколько хуже живут люди в твоей стране, чем здесь, в Европе...
В эту ночь ты не сомкнешь глаз. Ты произносишь как в бреду обрывки
фраз, потом долго молчишь.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss