I
Над современным миром нависла угроза установления глобальной диктатуры нескольких империалистических держав во главе с США. Их цель господство «золотого миллиарда» над эксплуатируемой периферией, навеки обреченной на экономическую и социальную деградацию. Поэтому у человечества нет сегодня более важной задачи, чем борьба с империализмом и его новейшей разновидностью глобализмом. Борьба увенчается успехом только при условии всемирного объединения усилий рабочего класса, трудового крестьянства, демократической интеллигенции, борцов за национальное освобождение.
Эта борьба продолжается и усиливается, несмотря на временное отступление социализма на Европейском континенте. Влияние левых сил вновь растет во всем мире. Коммунисты всегда выступали и выступают в авангарде борьбы с империализмом. Поэтому не случайно в последнее время участились антикоммунистические провокации. Вопиющим примером явилась резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) на январской сессии этого года.
Конечно, никакие резолюции не в силах вычеркнуть коммунистическое движение из истории, умалить его вклад в развитие мировой цивилизации. Однако это не освобождает нас от обязанности дать решительный отпор провокаторам. Ведь резолюция ПАСЕ не просто проявление исторического беспамятства и черной неблагодарности Советскому Союзу, спасшему Европу от фашистского порабощения. Это линия на фашистский реванш, на фашистский «ренессанс».
Мир переживает решающий момент. Либо человечество скажет решительное «нет» фашистской реставрации, либо оно обречено на новые многолетние страдания. Поэтому Компартия Российской Федерации коммунисты считает своим общественным и интернациональным долгом выступить с инициативой выработки стратегии и тактики активной борьбы человечества с глобалистской угрозой.
Эта задача требует всесторонней международной оценки и осуждения преступлений империализма и глобализма. Мы не претендуем на то, чтобы дать исчерпывающий перечень их преступлений. Предлагаемый вниманию мировой общественности меморандум открыт для обсуждения, доработки и внесения уточнений и дополнений. Мы полагаем, что для этой работы необходимо создание авторитетной международной комиссии.
II
Составители доклада шведского парламентария Линдблада самонадеянно и без должной научной квалификации коснулись важнейшего вопроса теории и практики о роли насилия в истории.
Если подходить к мировой истории с обывательскими критериями, то следует осудить ее всю, начиная с того момента, когда первобытный человек слез с дерева и зажил общественной жизнью. Всемирная история это во многом история бесконечных войн, грабежей и насилия. Как оценивают коммунисты этот прискорбный, но бесспорный факт?
Марксизм никогда не преувеличивал роль насилия в истории. Наоборот, его основоположники всегда зло издевались над «мыслителями» типа Дюринга, считавшими насилие первичным источником общественного развития. И это понятно: апология насилия признак идеологии эксплуататорских и реакционных классов.
Но марксизм никогда и не приуменьшал роль насилия, понимая, что на насилие эксплуататоров угнетенные имеют право и должны отвечать насилием самообороны. А обороняться было и есть от чего. Капитализм рождался в процессе так называемого первоначального накопления, смысл которого в насильственном отделении работника от средств производства. Ужасы первоначального накопления навеки записаны в истории кровавыми буквами.
Капитализм явился на свет, с ног до головы забрызганный кровью и грязью. Его история дает массу поводов для покаяния. Для того чтобы он утвердился на своей родине в Англии, потребовалось полностью разорить и ликвидировать свободное крестьянство, бывшее собственником земли, шекспировских «гордых иоменов». Ввести против согнанных с земли «бродяг» террористические законы, каравшие смертной казнью малейшее покушение на «священное право» частной собственности, Широко использовать рабский труд тех же бродяг, заключенных в каторжные «работные дома». Вялая, тянувшаяся два с половиной столетия буржуазная революция в Германии несколько раз буквально опустошала страну, уменьшая ее население более чем наполовину. Великая французская революция без колебаний прибегала к мерам массового террора против врагов народа. Соединенные Штаты Америки воздвигли здание своей цивилизации на костях миллионов индейцев и черных рабов. Сытая Европа по сей день обязана своей сытостью зверской эксплуатации вчерашних колоний и нынешних полуколоний.
Несмываемым пятном лежат на европейской истории жестокие войны эпохи становления капитализма. Среди них - Тридцатилетняя война XVII в., в ходе которой была истреблена чуть ли не треть населения Германии и решающую роль в которой играл королевский режим Густава Адольфа в Швеции. Северная война, развязанная шведским королем Карлом XII. Война за «испанское наследство» между Францией, Испанией и Австрией. Семилетняя война, начатая прусским королем Фридрихом II. Наполеоновские войны, погрузившие в хаос всю Европу, и вызвавшие гибель мирного населения, убийства и казни миллионов людей, разрушения памятников культуры и т.п.
Как должны мы отнестись к этой цепи жестокостей, именуемой всемирной историей? Классический буржуазный гуманизм мирится с тем, что путь добру пролегает через насилие, и ищет примирения с теми противоречиями, благодаря которым зло выступает в качестве движущей силы прогресса. Эту позицию с наибольшей полнотой и откровенностью выразили духовные отцы буржуазной цивилизации экономист Рикардо и философ Гегель.
Коммунисты также не слезливые мещане и знают цену общественного прогресса. За все надо платить. И пока человечество переживает «предысторию» (Маркс), оно вынуждено платить за прогресс кровью. Коммунистическое учение не пытается ни отрицать действительность, ни приукрашивать ее. Оно видит всю жестокость жизни и не отвергает купленных ужасной ценой плодов прогресса. Но оно отказывается признать такое положение вещей вечной нормой и ищет дорогу к иным, более человечным формам развития, к собственно истории человечества в отличие от ее «предыстории». Научный коммунизм единственное в истории общественное учение, которое указывает выход из этого политического, экономического и нравственного тупика.
Да, социализм, как и все предшествующие ему общественные формации, возникает из жертв и насилия. «Долгие муки родов», о которых говорили Маркс и Ленин, не пустая метафора. Но вместе с тем это первый в истории строй, который объективно заключает в себе отрицание «нормального» кровавого пути прогресса. И делает неприятие такого пути достоянием массового сознания.
Нужно различать кровь революционеров, пролитую за дело общественного прогресса, и кровь реакционеров, пролитую в борьбе против прогресса, в попытках задержать и повернуть его вспять. Есть справедливое революционное насилие, направленное на завоевание свободы и независимости. И есть реакционное насилие, направленное против свободы и прогресса, на защиту корыстных интересов реакционных эксплуататорских классов.
Революционеры не каялись и не будут каяться за справедливое насилие угнетенных над угнетателями. Они считают, что отказ провести грань между убийством насильника и убийством с целью грабежа фарисейство. Великие социалистические революции ХХ века в России и в Китае заставили понять эту простую истину даже таких рьяных защитников капитализма, как Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Шарль де Голль. Более того, они вынуждены были вступить в союз с социалистической Россией в борьбе с фашизмом. Однако старая дружба забывается. На смену союзникам сороковых годов пришли «Иваны, не помнящие родства».
Поэтому мы рекомендуем государствам Запада критически взглянуть на свое прошлое и дать ему честную оценку. Покончить с практикой двойных стандартов. Преступления должны быть осуждены, в отличие от того, что было достигнуто позитивного и непреходящего.
Есть четкий критерий отделения преступлений от вынужденного революционного насилия. «Буржуазия, говорится в «Манифесте Коммунистической партии», сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. И коммунисты не должны эту роль приуменьшать и замалчивать. Но времена революционности буржуазии давно прошли. Капитализм вступил в стадию империализма и глобализма. Его цели далеко разошлись с задачами общественного прогресса. Историческим преступлением коммунисты считают всякое насилие, направленное на торможение общественного прогресса. Такими преступлениями давно уже запятнан империализм.
III
Империализм существует в двух разновидностях: либеральной и тоталитарной фашистской. Они отличаются друг от друга формой политического устройства, но экономическая основа у них одна обеспечение собственного благополучия за счет иных стран и народов. Как свидетельствует история, либерализм легко перерождается в фашизм немецкого или итальянского толка либо в его разновидность - американский маккартизм. Фашистские режимы нередко уживаются с либеральной экономикой и пользуются всемерной поддержкой либералов, чему примером служит пиночетовский фашизм в Чили.
Преступления нацизма и фашизма были осуждены и наказаны международным сообществом. Преступления же так называемых либеральных режимов должной оценки до сих пор не получили, мировая общественность зачастую плохо осведомлена о содеянных ими злодеяниях.
Преступления империализма различны в зависимости от страны и исторического периода. Они включали в себя массовые убийства и казни, создание лагерей уничтожения, голод, депортации, пытки, подневольный труд, а также другие формы террора. Огромна их ответственность и за подрыв основ существования многих государств и наций. За нарушение основополагающих принципов общественной морали, национальных традиций и культурных ценностей. За создание ситуаций социально-политического и духовного кризиса в мире.
1. Преступления против трудящихся, против рабочего класса крестьянства, демократической интеллигенции.
Капитализм всегда с предельной жестокостью старался подавить восстания трудящегося и эксплуатируемого народа. Достаточно указать на кровавую расправу над парижскими коммунарами, на расстрел первомайской демонстрации в Чикаго, на ужасы Гражданской войны в России.
Но главное орудие борьбы с трудовым народом прямое и косвенное порабощение, голод и пытки. В частности, использование подневольного труда рабов в условиях «демократических» режимов Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, США в период их колониальной и неоколониальной экспансии.
Катастрофичны последствия политики империалистической глобализации. Социальные и экологические издержки так называемой либеральной рыночной политики западных стран сбрасываются на весь остальной мир, что приводит к резкому увеличению страданий миллиардов жителей нашей планеты. Усугубляется вопиющая несправедливость в международных отношениях, прежде всего в разделении труда, навязываемом диктатом западных держав. Это привело за последние 10 лет к беспрецедентному обострению проблем голода. Показатели детской смертности из-за голода по данным ООН достигли ранее невиданного уровня: 17 тыс. смертей каждый день. Всего же 25 тыс. человек ежедневно погибают от голода. От недоедания сегодня страдают 777 млн чел. в странах, зависимых от либеральных режимов, и 38 млн - в странах, где установлены либеральные режимы по образу западных демократий. В самих «свободных и демократических» США ежегодно не менее 18 тыс. американцев умирают только по причине отсутствия у них медицинской страховки.
Приговором империализму звучат данные Доклада ООН 2005 года о развитии человека. Совокупные доходы 500 самых богатых людей мира превышают доход беднейшей части населения планеты, которая насчитывает 416 млн человек. Между этими двумя полюсами находятся 2,5 миллиарда, живущих менее чем на 2 доллара в день. Это 40 процентов населения Земли, но на их долю приходится всего 5 процентов мирового дохода. На долю же 10 богатейших процентов населения приходится 54 процента мировых доходов. Политика западных режимов приводит к тому, что более 1 млрд человек на Земле живут в условиях нищеты. Каждый год 10,7 млн детей не доживают до 5 лет. При этом, по расчетам экспертов ООН, затратив лишь 4 млрд долларов можно было бы почти на две трети сократить детскую смертность в 75 беднейших странах.
И поныне в огромных масштабах эксплуатируется подневольный труд. Из 2,5 млн рабов по данным ООН и ОБСЕ, до 500 тыс. живет в странах Западной Европы и до 200 тыс. в государствах с «переходной» либеральной экономикой.
Насаждение «демократии» и либеральных моделей в России под нажимом США и контролируемых ими международных институтов привело к человеческим потерям на территории Российской Федерации в 10 млн человек, из которых - 9 млн русские. Факт геноцида русского, других российских народов в результате подобной политики был зафиксирован в материалах комиссии по импичменту президенту Б.Н.Ельцину и нашел поддержку большинства депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году.
2. Преступления против свободы и независимости народов.
Велика вина капитализма за жестокости колониальных времен. Истреблению со стороны «либеральных» Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Италии подверглось соответственно население Индии, Алжира и Камбоджи, Индонезии и Эфиопии в период антиколониальной борьбы. А также народы Кореи, Вьетнама, Югославии, Афганистана и Ирака во время агрессии США.
Капитализм широко практиковал и практикует разрушение основ жизни и геноцид коренного населения, массовые убийства и казни:
индейцев в Северной Америке режимом США;
русинов в Австро-Венгрии в начале XX столетия;
китайцев в ходе «опиумных» войн, которые велись США, Великобританией, Германией и др. европейскими государствами, а также Японией;
народов стран Африки, Азии и Латинской Америки нынешними государствами Европейского Союза и США в XIX-XX веков;
белорусского и украинского народов в ходе политики «умиротворения» в Польше в период между первой и второй мировой войнами.
Геноцид русского, украинского, белорусского, еврейского и других народов в период оккупации СССР войсками Германии, Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, Хорватии и Словении, а также частями СС, сформированными из латышских, эстонских, литовских и галицийских кулаков и националистов.
Начиная с середины XIX века, США, руководствуясь так называемой доктриной Монро, ведут бесконечные вооруженные интервенции против стран Латинской Америки. Бессудные аресты и казни таких революционеров, как Эрнесто Че Гевара, давно уже стали неотъемлемой чертой американской «демократии» и «правового государства». Инспирированный ЦРУ военный переворот в Чили, убийство президента Альенде, вошли в историю как одно из самых циничных преступлений империализма. Сегодня продолжаются блокада Кубы и непрерывные провокации против Венесуэлы, народы которых избрали социалистический путь развития.
Под предлогом насаждения демократии ведется безжалостная война против народа Ирака, единственной «виной» которого является желание жить по своим законам и самому определять свою судьбу. Под прикрытием ханжеских рассуждений о защите свободы готовится агрессия против Ирана и Сирии, оказывается поддержка захватнической политике Израиля, устраиваются расправы над всеми, кто перечит претензии США и их союзников на гегемонию в современном мире.
В Европе в Латвии и Эстонии при молчаливом согласии Евросоюза возрождается система апартеида, лишающая политических прав почти половину населения по этническим признакам.
3. Преступления против мира и жизни на Земле.
Империализм несет ответственность за развязывание двух мировых войн, повлекших гибель около 100 миллионов человек. Величайшим военным преступлением в истории человечества является американская ядерная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки. Не менее губительным стало применение оружия массового поражения, направленного против живой клетки. Например, распыление американской авиацией дефолиантов в Индокитае.
Войны сопровождались депортациями, пытками, уничтожением людей в концлагерях. Русских - в концлагерях интервентов, в т.ч. Англии на о. Мудьюг во время интервенции Антанты. Русских, украинцев, белорусов и представителей других народов из числа пленных красноармейцев - в польских концлагерях, где в начале 20-х гг. были умерщвлены до 20 тыс. человек. Украинцев, белорусов, евреев в польском концлагере, где содержались и уничтожались инакомыслящие, сторонники коммунистических идей, борцы за воссоединение украинского и белорусского народов.
На принудительных работах, от голода, военных лишений, массовых казней погибло 20 миллионов гражданского населения СССР, в основном русских, украинцев, белорусов, евреев и цыган, уничтоженных во время оккупации территории Советского Союза войсками Германии, Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, а также национальными легионами СС, в том числе из Финляндии, Норвегии, Латвии, Эстонии, Литвы. Блокада Ленинграда, в ходе которой погибло более полумиллиона мирных жителей, является одним из самых страшных преступлений против человечности.
Империалистические войны рождаются из циничных провокаций. Поджог Рейхстага, взрывы жилых домов в Москве, 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Не представляет секрета активное сотрудничество западных спецслужб с международными террористами, их подготовка и снаряжение, выбор для них целей.
4. Преступления против культуры.
Мы полагаем, что преступления империализма против общечеловеческой и национальной культуры заслуживают отдельного серьезного расследования. Ведь все вышеперечисленные злодеяния прямой результат «цивилизаторской миссии» империализма, насильственного насаждения «демократии», концепций «ненужности» национальных культур и цивилизаций коренных народов Азии, Африки, Америки и даже части Европы. Исходя из этих идеологических установок обосновывалась необходимость «устранения» не только отдельных людей, но даже целых народов, которые, как утверждалось, препятствовали построению «свободного» общества и зачислялись в категорию «недочеловеков», не пригодных для жизни в условиях либерально-демократической идеологии и политики. Мы считаем, что международная общественность должна выразить свое отношение и осудить такие человеконенавистнические «теории», как мальтузианство, социал-дарвинизм, ницшеанство, расизм, мондиализм и т.п.
Мы полагаем также, что развязанные империализмом многочисленные войны на Балканах, длящиеся вот уже полтора века, преследуют не только экономические цели, но и направлены на уничтожение Греции как колыбели европейской цивилизации, Сербии - как очага православия в Европе.
IV
Правящие круги и политические партии западных стран во многих случаях не отмежевались от преступлений, совершенных в прошлом и совершающиеся в настоящем. В Европе под видом «демократов» зачастую подвизаются приверженцы диктаторских режимов в Испании и Италии, нацистов - в Австрии, пилсудчиков в Польше, бандеровцев на Украине, карликовых прибалтийских фашистов.
Политическая и моральная оценка прошлых и нынешних дел империалистов необходима именно сейчас, когда страны, придерживающиеся этой идеологии и ее установок, пытаются изобразить свою деятельность как некий эталон для подражания всем человечеством. Долг международного сообщества - дать истинную оценку «вклада» этих режимов в мировую историю и предупредить людей против повторения совершенных либералами преступлений. Объективная оценка истории империализма чрезвычайно важна для воспитания молодых поколений, создания основы для подлинного сотрудничества государств и народов с различной историей и принадлежащих к разным цивилизациям.
Считаем, что жертвы преступлений империалистических режимов, их семьи и потомки заслуживают материальной компенсации за свои страдания. Предлагаем учредить Международный день памяти жертв преступлений империализма. Им могло бы стать 1 сентября годовщина начала второй мировой войны.
Но одного осуждения мало. Необходимо предложить человечеству реальную альтернативу.
Империализм и глобализм реакционные, извращенные формы мировой интеграции. Но сама эта интеграция неизбежна. Человечество не по чьей-либо доброй или злой воле, а объективно и неуклонно продвигается к все более тесному и всестороннему единству. Это бесспорный и позитивный факт. Любые попытки обратить это движение вспять, возродить изоляционизм реакционны. Однако для судеб человечества, для судеб всего рода Homo sapiens, далеко не безразлично, каким путем и к какому единству оно идет.
Идет ли оно к дальнейшему подчинению труда капиталу или освобождению труда от капитала, к превращению труда в естественную жизненную потребность?
Идет ли оно к единству многообразия, к ассоциации, в которой "свободное развитие всех есть условие развития каждого» или к единству однообразия, к мировой казарме, в которую загоняет человечество власть капитала?
Идет ли оно к установлению над миром олигархической власти узкого круга лиц или к демократическому взаимодействию и сотрудничеству суверенных стран и народов?
Только социализм может дать реальную, а не реакционно-утопическую альтернативу глобализму и «новому мировому порядку». Исходный тезис российских коммунистов единство классовой борьбы трудящихся за социальное освобождение и борьбы народов за независимость, свободное, демократическое и самобытное развитие.
Мы убеждены, что антиимпериалистическое и антиглобалистское движение приобретет еще больший размах и укрепит свое единство на основе следующих целей совместной борьбы:
За освобождение труда от эксплуатации и социальную справедливость.
За интернационализм и патриотизм как основополагающие ценности человеческого и международного общежития. Против шовинизма и космополитизма.
За национальную и государственную независимость.
За права человека не только гражданские и политические, но и социально-экономические: на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальную защиту.
За свободу слова и информации. Против информационного тоталитаризма и культурного империализма.
За защиту природной среды от разрушительного воздействия «потребительской гонки» и современного мирового разделения труда.
За право народа на восстание, на самозащиту от агрессии и вооруженную борьбу с угнетателями, интервентами.
Против международного терроризма. За четкое разграничение терроризма и национально-освободительной борьбы.
Против расовой и национальной дискриминации, всех форм апартеида.
Против долговой кабалы.
За ликвидацию тотального полицейского контроля над личностью.
За роспуск агрессивных военно-политических блоков.
Предлагаемая платформа нового, антиимпериалистического и антиглобалистского Интернационала никого не стесняет и не предрешает конкретных форм общественного устройства, которые изберет человечество в будущем.
Но реализация этих лозунгов крайне необходима. И они обязательно будут осуществлены объединенными усилиями прогрессивного человечества, если оно хочет не просто выжить, но и двинуться вперед по пути прогресса, мира, равноправия и справедливости.
Надо смотреть в будущее, а не сводить счеты с прошлым.
Надо смело и уверенно идти вперед!
|
|