Кто владеет информацией,
владеет миром

Консервативный коммунизм

Опубликовано 30.06.2011 автором Алексей Пригарин в разделе комментариев 21

Консервативный коммунизм

Консервативный коммунизм. Да возможно ли такое явление в принципе? Отвечаю: возможно! Полтораста лет назад Маркс и Энгельс активно атаковали реакционные течения в революционном движении. В Коммунистическом Манифесте целая глава носит заглавие: «Реакционный социализм». И в ней, в частности, рассматриваются течения, ставшие источниками и ряда сегодняшних болезней, поразивших многих коммунистов. Но не оскорбительны ли слова «реакционный», «консервативный» в сочетании со словом «коммунизм»? Да, обидны, и хорошо бы обойтись без них, но «Платон друг, а истина дороже». Это, во-первых. И, во-вторых, наша партия не впервые использует эти характеристики.

Позволю себе привести длинную цитату из Программного заявления РКП-КПСС, принятого еще 10 лет назад. Итак, напоминаю: «Пора признать, что, то движение, которое сегодня принято называть коммунистическим, на самом деле таким не является. Сегодня в нем смешаны идеи научного коммунизма и православия, признание реальностей постиндустриальной эпохи и патриархальная риторика, лозунги международной солидарности и казенный патриотизм, призывы к равенству народов и националистические установки, любовь к народовластию и к сталинским порядкам одновременно. Это превратило движение в аморфную, не способную к единым действиям и лишенную энергии массу.

Особенно разлагающее воздействие на «коммунистическое» движение оказывает на него изнутри течение, которое в «Коммунистическом манифесте» определено как «реакционный социализм». Разоблачая мерзость сегодняшнего криминального капитализма, оно ищет свой идеал в патриархальности добуржуазной России. Его ориентиры - слияние «белого» и «красного» идеалов, «общинность, соборность, народность», великодержавность, отказ от интернационализма, союз с церковью. Отсюда постоянная тяга к образам и символам дореволюционного периода. Отсюда идеологическая опора на славянофильство, русских религиозных и белоэмигрантских философов. Это направление играет на оскорбленных социальных и национальных чувствах русского народа, и, прежде всего, находит отклик у самой отсталой части трудящихся. Оно полностью дискредитирует коммунистическое движение и создает питательную почву для заражения его национал-социализмом. Я называю это направление «реакционным коммунизмом».

Но и в левом спектре коммунистического движения (то есть в собственно коммунистическом движении) господствуют идейный разброд и шатания. Их диапазон - от маоистов и троцкистов до тех, кого следует именовать «коммунистическими консерваторами». Однако если первые представлены небольшими группами, не влияющими существенно на движение, то последние среди левых коммунистов сегодня преобладают. Непрестанно клянясь в верности марксизму-ленинизму, они полностью отказываются от марксистского анализа противоречивых процессов развертывающихся в мире, от ленинского бесстрашия при оценке реальной действительности, какой бы неприятной она ни была.           Консерватизм подменяет такой анализ общими лозунгами, правильными на все времена, но от бесконечного повторения выглядящими как заклинания. Если реакционеры, - «православные коммунисты», опираются на ценности «позавчерашнего» дня, то «консерваторы» - на образы недавнего прошлого, прежде всего сталинского периода. Они решительно отказываются от критического анализа советского, первоначального этапа социализма. Они не хотят и не могут извлечь уроков из поражения и, поэтому, не могут противопоставить сегодняшней действительности свой проект, проект социализма XXI века. Эти принципиальные установки предопределяют крайний догматизм и сектантство «консервативного коммунизма». Консерватизм отталкивает от коммунистического движения широкие массы, особенно молодежь, тормозит развитие современной марксистской теории.

Ностальгические настроения, преобладающие среди как «православных», так и догматиков придают всему коммунистическому движению, независимо от возраста его участников, характер старческой угрюмости. Лозунги, состоящие в большинстве из проклятий и угроз в адрес режима, совершенно правильны по существу. Их преобладание во многом объясняются тяжестью повседневного существования, затянувшимися и несбывшимися надеждами на скорое возрождение советской власти. Но победить под этими лозунгами нельзя».

Я позволил себе эту длинную цитату по двум причинам. Во-первых, кто же сейчас заглядывает в партийные программы? Споря до умопомрачения при их принятии, они, затем  тут же кладутся под сукно и вспоминаются лишь при общепартийных кризисах, что бы уязвить оппонента. Полезно, поэтому напоминать о них и в «мирное время». Во- вторых, и это главное, мы, марксисты из разных организаций все эти годы вели спор, главным образом, с правым оппортунизмом  КПРФ, в то время как левый оппортунизм, он же догматизм, он же «консервативный коммунизм», сосредоточенный в партиях левее КПРФ, практически оставался вне идеологической критики.

Несколько упрощая, можем утверждать что для «консерваторов» характерны:

1. Нежелание (неумение) признавать даже очевидные факты, если они не укладываются в рамки установившихся представлений о мире.  

2. Вытекающее отсюда нежелание (неумение) видеть мир в развитии.

1.

Один из «главных тезисов» консерваторов. Каждая из общественных социально-экономических формаций, по их мнению, неподвижна, неизменна на протяжении всего своего жизненного цикла. «Капитализм есть эксплуататорское общество, всякие разговоры о его развитии, есть ревизионизм, оппортунизм, предательство рабочего класса, и больше ничего».  «Социализм един, у него не может быть никаких отдельных этапов, моделей, вариантов, модификаций и пр. Либо такой, как в Советском Союзе, либо это не социализм!» Максимум, на что соглашаются «консерваторы», это признание отдельных исключений, вроде империализма, «как высшей стадии...», или социализма как первой стадии полного коммунизма.

Вообще говоря, эти взгляды даже на уровне абстракции просто противоречат здравому смыслу.  Ведь жизнь каждой формации продолжается веками. Окинем взглядом историю. Легко можно перечислить великие достижения античности. В науке Пифагор, в философии Аристотель, в искусстве ­- Фидий. Однако, на любого, кто скажет, что подобное перечисление -  это витрина рабовладельческого общества, посмотрят как на чудака. Феодализм господствовал в Европе более 1000 лет. И странно  утверждать, что за десять веков не произошло никаких изменений в обществе, причем не только в науке, технике, технологии, но и в общественных отношениях, просто в образе жизни. Та же логика применима и к 20 веку. Не буду даже упоминать научно-техническую революцию. Но и прогресс (почему мы должны бояться этого слова?) в условиях жизни рабочих на протяжении последнего столетия, очевиден. И те не менее, еще полно «коммунистов» желающих по прокурорски спросить, так  значит «формационная теория исторического процесса К.Маркса устарела, и человечество может дальше развиваться в рамках капиталистического способа производства?» 

Далее. Буржуазное общество начало свой победный марш свыше 300 лет назад. И за несколько веков  существования, капитализм, оставаясь самим собой, то есть, сохраняя свои главные свойства, прошел целый ряд этапов: первоначального накопления,  либерального капитализма, затем империализма, и сейчас, на глазах нашего поколения трансформируется в постиндустриальный ультраимпериализм. Таковы факты.

           

2.

Консерватизм чрезвычайно живуч. По своему, даже забавно, что еще в советской «Экономической энциклопедии» наряду с критикой правого ревизионизма отмечалось, что «современный «левый» ревизионизм» (так это тогда называлось, А.П.) отрицает возможность существования прогрессивных изменений в производственных отношениях капитализма, недооценивая значимость классовой борьбы пролетариата».

За последние сто лет мир в корне преобразился. 20-й  век был веком революций и войн. Великая Октябрьская революция, создание социалистического лагеря, крах колониальной системы лежали в основе этих преобразований. А одновременно шли научно-техническая революция и взрывной рост производительных сил.

 Колоссальный рост производства, включая продовольствие, сокращение рабочего времени, рост реальных доходов трудящихся, демократизация политической системы, достижение почти полного равенства женщин, развитие образования и медицины,  значительные успехи в преодолении расовых и национальных барьеров, и, как результат, увеличение продолжительности жизни практически во всех странах мира, вот далеко неполный перечень достижений человечества за последнюю сотню лет.

И вот, эти простые факты вызывают яростное неприятие у «консервативных» коммунистов. Одни из них, просто заявляют, что «этого не может быть потому, что не может быть никогда», ибо Ленин еще 100 лет назад назвал капитализм загнивающим и умирающим. Другие, сквозь зубы признают мировой прогресс, но убеждены, что за него трудящиеся платят чрезмерную цену, подвергаясь все более изощренной эксплуатации. Третьи, полагают, будто само признание этого прогресса есть витрина для пропаганды капитализма, и означает призыв к отказу от классовой борьбы. Они забывают, что кризисы предшествуют новым подъемам, что даже в кризисы и войны, откатываясь назад на одних «фронтах», он наступает, пусть не всегда заметно, на других. . Четвертые говорят: «Да, Вы правы. Но даже если это так, то сейчас, когда левые, и в нашей стране, и в мире, переживают тяжелые времена, не стоит говорить об этом».

Во всей этой аргументации много наивности или простого незнания. Недавно я получил письмо, от одного убежденного коммуниста, одного из лидеров нашего движения в своем немаленьком городе,  человека, как я понимаю с высшим образованием. И вот он, с одной стороны соглашается: «...В итоге мировой пролетариат
победил, и его жизнь стала лучше. Так что рост благосостояния _
трудящихся - это заслуга пролетариата...». Конечно! Но это не мешает ему, одновременно демонстрировать поистине дикарские мифы: «Глобализм безжалостен. «Людоеды в галстуках», собираясь в Давосе, под аккомпанемент рассуждений об «оказания помощи» голодающим странам, намечают планы их дальнейшего жесточайшего ограбления, вплоть до полного истребления голодом...В США, из 300 млн.населения - 100 млн. бомжей; 100 млн. нищих; и, только 100 млн. - средний класс (пролетариат и мелкая буржуазия). Эти современные данные соответствуют
советской статистике (?! ред.)...  В США ежегодно прибывает 15 млн. мигрантов: назад никто не уезжает, а население, практически, не растёт, или растёт очень медленно. США - это гигантская мясорубка, в которой, каждый год, истребляется
около 15-ти млн. человек». И вот с такими данными мы выходим агитировать народ. А в ответ нам показывают сообщение, что в штате Иллинойс, власти решили выплачивать стипендию учащимся в школах и в ВУЗах, детям (внимание!) нелегальных иммигрантов, а их родителей не высылать из страны.

 И еще один пример. Напомню ставшую уже классической фразу одного моего товарища (ГК N 5, 2010)о капитализме: «Его звериного  облика не могут очеловечить  косметические  румяна, в том числе  в виде «шведских социализмов», «гражданских обществ», «социал-демократических революций» и прочая, прочая». Но в прессе почти одновременно публикуется обширное интервью посла Финляндии в России. Он убежден, что его страна вошла в лидирующую группу по уровню и качеству жизни, только потому, что образование в ней (разумеется, бесплатное) стало государственным приоритетом и подробно рассказывает, «как это делается».

 Вообще говоря, не слишком «прилично» коммунистам называть «косметическими румянами»  высокое качество жизни, достигнутое пролетариатом развитых стран. Достигнутое, между прочим, своим квалифицированным и напряженным трудом, плюс упорной двухвековой экономической (и политической тоже) борьбой, плюс исторической поддержкой Советского Союза. Верно, что частью своего благосостояния пролетариат обязан сверхприбылям собственной буржуазии, которые получает их от экономической эксплуатации стран третьего мира. По оценке специалистов это добавляет около 15 процентов к ВВП развитых стран. Но по сравнению с тем, в разы повышением уровня жизни, которого добились люди наемного труда, эта сумма не слишком значительна. А мы все про «звериный оскал». Разумеется, так же по дикарски, было бы представлять жизнь даже в развитых странах как райские кущи. Тысячи статей и книг написаны о пороках буржуазного общества. Но в данном случае, речь идет об исторической тенденции развития человечества.

3.

В конечном счете, в основе этих прогрессивных изменений лежит развитие производительных сил. Их решающая роль в смене социально-экономических формаций хорошо изучена. Именно они взрывают устаревшие производственные отношения. Остановить их развитие невозможно. Это, можно сказать, арифметика марксизма. Но диалектика марксизма в том, что накапливая количественные изменения и приводя в итоге к революционному взрыву, производительные силы, одновременно вносят изменения и в действующую систему общественных отношений. К сожалению, воздействие производительных сил на развитие общества внутри формаций почти не исследовано Между тем, они развиваются постоянно, в разные периоды с разными темпами, но  даже в кризисы и войны, откатываясь назад на одних «фронтах», он наступают, пусть не всегда заметно, на других. Кризисы? Но именно в это время капиталисты форсируют обновление оборудования и технологии, наиболее заинтересованы во внедрении достижений науки.

Войны? Но, как бы ни было чудовищно это массовое взаимное убийство народов, именно в эти периоды идет разработка сначала для войны, а затем для мира, невиданной ранее техники. Атомная энергия, радиоэлектроника, реактивная техника, это лишь отдельные примеры. Иначе говоря, иронический афоризм - «прогресс обречен на  успех», абсолютно верен.

 И здесь возникает следующая проблема. Теоретически она всерьез не обсуждается и даже не ставится, но практически возникает перед каждым из нас, как личная эмоциональная и интеллектуальная альтернатива. Как марксистам нужно относиться к улучшению жизни трудящихся? Спустимся с высот социологии и политэкономии на землю. Радуетесь (злорадствуете?) ли вы очередному кризису на Западе? Варианты: а) «так вам и надо, зажравшийся «золотой миллиард»: америкосы, лягушатники, макаронники, продавшиеся буржуазии, пьющие кровь народов отсталых стран. Теперь узнаете почем фунт лиха». б) «Кризис 2008-2009 показал, что это не просто очередной экономический кризис. Это катастрофа всей буржуазной системы, которая привела капитализм к краху». в) Любые попытки предложить властям социально-ориентированные меры для выхода из кризиса (кроме социалистической революции), воспринимаются как шаги, направленные на продление жизни капитализма.

Эта же альтернатива возникает, когда мы думаем о судьбах России. С одной стороны, мы не можем не радоваться, что наша оценка либерального экономического курса режима, как ведущего Россию к провалу, оказалась верной, с другой - мы понимаем, что кризисы означают невзгоды и страдания для миллионов людей.

Одним словом эти взгляды можно выразить кратко: «чем хуже, тем лучше». Этот постулат вытекает из известного тезиса, что революции происходят именно в периоды общенациональных кризисов.

Но проблема не только в кризисе. Она и в целях и результатах экономической борьбы.  Экономическая борьба рабочего класса  за свои права, как в местных, так и в общенациональных масштабах, это (по Ленину), одна из трех форм классовой борьбы. Остальные две, напомню, это теоретическая и политическая. Так как же коммунистам следует относиться к успехам в экономической борьбе? Вот в одной из европейских стран, массовые протесты заставили власти отказаться от увеличения срока выхода на пенсию. И мы должны торжествовать эту частичную, но, все же, победу, или  ворчать: «Люди, вы же продлили существование буржуазной власти!». Один из наиболее прогрессивных (без кавычек) теоретиков левых написал: «Отточенной, доведенной до совершенства стала практика мелких подачек, своего рода «социальных компрессов», снижающих градус недовольства властью». Так радоваться нам или печалиться?

Думаю, что в связи с этим, коммунистам нужно отказаться от двух пропагандистских догм. Первая из них, что при капитализме невозможно возникновение и последовательное накопление элементов социализма. И вторая, что улучшение жизни трудящихся в последние десятилетия есть результат их подкупа со стороны буржуазии, в лучшем случае ее уступок. Развернем свое сознание на 180 градусов! Говорить об уступках, это все равно, что говорить: «Фашисты нам уступили Смоленск, или Минск. Или даже Варшаву». Нет! Это мы взяли, мы наступаем, отвоевывая метр за метром у врага. Пусть медленнее, чем хотелось бы, пусть до «Берлина» еще не близко, пусть сейчас мы отбиваем попытки контрнаступления противника, но неизбежно, со временем, и наше «генеральное наступление».

Краткие, промежуточные выводы.

1. Развитие производительных сил позволят даже в условиях капитализма обеспечить основные материальные потребности человечества, а в ближайшие десятилетия удовлетворить их практически полностью. В связи с этим следует  отказаться от привычных слов, будто буржуазное общество уже настолько тормозит рост  производства, что дальнейшее его развитие невозможно. Но развитие идет неравномерно. Классовые конфликты XXI века будут протекать в различных, в том числе новых формах, в зависимости от экономических, социальных и национальных особенностей каждой страны или региона.

Революционные движения в капиталистических странах третьего мира будут бороться за необходимые средства к существованию, против голода, нищеты, угнетения. Заметную роль в них станут играть национально‑освободительные задачи. Социальные революции будут во многом походить на социалистические революции начала и середины ХХ века в Европе, принимая зачастую еще более острые формы.

В странах Европы и Северной Америки, где материальные потребности пролетариата в значительной мере удовлетворяются, и именно в силу этого, на первый план выдвигаются проблемы социального неравенства и несправедливости, невозможность профессиональной и творческой самореализации, кризис нравственности и культуры, устранить которые возможно только вместе с капитализмом. В развитых странах, с учетом сложившихся политических традиций, более вероятны относительно мирные формы социалистических революций.

 

2. Есть человеческие потребности, которые в условиях частной собственности не могут быть удовлетворены никогда, и ни при каких условиях Это социальные и духовные потребности. Это жажда реальной свободы, включая свободу личности, независимой от имущественного положения. Это социальное равенство и вытекающая из этого справедливость. Это возможность для каждого раскрыть свои творческие способности, это свобода от власти денег и освобожденная тем самым от материальных соображений (и в личных, и в общественных отношениях), новая нравственность.

Именно эти проблемы, станут причиной массовых выступлений и социалистических революций в будущем, даже в самых развитых странах.

И наконец. Политический успех левых во многом зависит от того, удастся ли преодолеть консервативную тенденцию внутри коммунистического движения, без чего не удастся решить важнейшие политические задачи.

Возрождение коммунистического движения исторически неизбежно. Оно произойдет тем скорее, чем быстрее коммунисты поймут необходимость приведения своей стратегии и тактики, практики и форм политической борьбы в соответствие с требованиями XXI века.

 



Рейтинг:   4.08,  Голосов: 26
Поделиться
Всего комментариев к статье: 21
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
6852333666 написал 21.07.2011 16:53
КАЖДОЙФЫВЕПОПРОЛДЖУ
(без названия)
12brd написал 06.07.2011 22:59
О как: "за упокой" начал - "за упокой" и закончил. Совсем по Штирлицу "запоминается первое и последнее"? Иначе, чем "пдставой" этот "опус" назвать невозможно. Потому, что вместо ОБЪЕДИНЕНИЯ, он несет сплошное разделение. И никакого КОНСТРУКТИВА.
И КОММУНИЗМ, и ПРАВОСЛАВИЕ, и вообще "здравый смысл", подтверждаемые всеми законами природы гласят: "Каждый человек имеет равное и неотъемлемое право на жизнь, обеспеченную всеми современными благами". Именно боль несправедливости земной и пронизывает насквозь все Религии и "сказки", нашедшие свое счастливое окончание в сознательной борьбе за КОММУНИЗМ. А коммунисты нашли ответ на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?".
"Люди действуют НЕЗАВИСИМО от своего сознания, подчиняясь господствующему экономическому закону". Именно эта аксиома и является "золотым ключиком", который открывает перед человечеством Путь в Царство Справедливости.
ВИНОВАТА СИСТЕМА "извлечения прибыли". Потому, что это система ГЕНОЦИДА построенная на неоплаченном Труде, нарушенных технологиях, обмане потребителей. Не, "буржуазия", как таковая виновата и не "олигархи", а СИСТЕМА, вынуждающая людей соответствовать ее людоедским правилам.
МЕНЯТЬ НАДО СИСТЕМУ.
На сталинскую - безприбыльную.
"Философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К.Маркс).
ВОТ ПОЧЕМУ (Программа):
1. Долой диктатуру буржуазии (сионистов)!
2. Да здравствует Диктатура Пролетариата!
3. Да здравствует наша Родина - СССР!
4. "Пролетарии ВСЕХ стран, соединяйтесь!"
О статье А. Пригарина
С.Федин написал 06.07.2011 14:04
Основной подход в статье правильный, марксистский, то есть материалистический, требующий исходить из реальности и понимать ее такой, какова она есть, а не из каких бы то ни было догм. Статья ценна именно своим антидогматизмом. Современные коммунисты находятся во власти стереотипов, внушенных партийной пропагандой прошлых лет, причем разных. Не учитывается, что Октябрьская революция, которая прошла и победила по Ленину, явилась практическим
опровержением "ортодоксального марксизма" меньшевиков,следовавших букве теории революции Маркса и Энгельса. Тот марксизм давн-муо устарел, но именно за него держатся те коммунисты, которых Пригарин называет консерваторами. Современная ситуация ближе не к 19-му веку и не к 17-му году, а
к сороковым годам 20-го века, и ее надо оценивать в
терминах войны между народами. Это факт, что Запад
ведет войну против России (а также и против КНР). Из
этого и надо исходить, а не из мнимых законов, открытие которых приписал Марксу Сталин. На эти догмы опирался и Горбачев, обосновывая свою "перестройку", что повторял в свое время и сам А.Пригарин. Освобождение компартий от горбачевщины - не менее важно, чем их освобождение от догматизма.
Не надо забывать и об опасности "цветных" революций.
Нужен и Народный Фронт, антифашистский и антинатовский. Надо думать о победе в той войне, которая реально происходит.
Re: Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й (30.06.2011 14:38)
С.Федин написал 06.07.2011 13:25
"Коммунизм - это ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Это тавтология, повторение одного и того же, нет посылки и вывода, нет мысли. То есть бессмыслица, пустышка, но легко воспринимается и звучит привлекательно. Поэтому эта пустая фраза из
марксовского "Манифеста" живет до сих пор, доказывая, что люди не вдумываются в то, что они читают и принимают за содержательную мысль явную бессмыслицу, даже за некую формулу коммунизма. Однако коммунисты обязаны думать. Догматизм - это, в сущности,антиматериализм и,значит,антимарксизм, а поэтому и антикоммунизм.
(без названия)
Дмитрий написал 05.07.2011 11:45
Вот это да! Ай да Пригарин! В самое больное место коммуняк!!! А я думал,что он тоже догматик.
Re: "...а истина дороже»?
Шайтан написал 01.07.2011 23:22
"русские оказались у него "реакционными", как и практически все славянство"
++++++++++++++
"Смотрящий", вы смотрите в книгу, а видите там только фигу.
Маркс имел в виду "славянство" реакционным, потому что это был ФЕОДАЛИЗМ, противостоящий европейскому буржуйскому капитализму. Как только "ветер" в России поменялся, как стали "славяне" понимать прогрессивность капитализма против феодализма, так Маркс "опустился" до того, что стал изучать русский язык. Кроме того (см. письмо Засулич), Маркс полагал возможным при некоторых благоприятных обстоятельствах русский общинный социализм...
В общем, "Смотрящий", "смотрите" марксистские источники, а не лишь их пересказы. И источники нужно зрить в комплексе, а не частями.
"...а истина дороже»?
Смотрящий написал 01.07.2011 13:50
Да, марксова истина специфична. Например, он не только делил коммунизм (и коммунистов) на "прогрессивных" и "реакционных". Но и народы тоже, причем, как странно! - русские оказались у него "реакционными", как и практически все славянство (наиболее прогрессивными были признаны поляки, совсем как в предвоенных планах фюрера).
Но и такая "истина" некоторым друзьям русских "дорогА".
Re: Анатолий Б. (30.06.2011 22:07)
антикоммуняка-анархист написал 30.06.2011 22:15
"Еще при капитализме возможно исчезновение элементов социализма."
Возможно, особенно при госкапитализме (пример - СССР, отчасти - КНР), но вовсе не обязательно, особенно на современном этапе развития и производительных сил, и производственных отношений.
зюгановцы и его "патриоты-государственники" благоволят к коммунизму не ради него самого,
Сергей написал 30.06.2011 22:08
а только потому, что под руководством коммунистов была достигнута вершина "российской государственности". О социализме - он победит потому, что он выгоднее большинству, чем капитализм, и потому, что это будет осознаваться все большим числом людей.
(без названия)
Анатолий Б. написал 30.06.2011 22:07
Весьма неплохо. Тоже считаю что надо отделить от коммунистического движения консервативные и архаичные силы. А так они дискредитируют всю идею.
-
>«Капитализм есть эксплуататорское общество, всякие разговоры о его развитии, есть ревизионизм, оппортунизм, предательство рабочего класса, и больше ничего».
-
Да, забавная цитата. По Марксу одно из свойств капитализма - тенденция к постоянному научно-техническому прогрессу. Коммунизм он призван развить эту и другие тенденции капитализма.
-
>Первая из них, что при капитализме невозможно возникновение и последовательное накопление элементов социализма.
-
Еще при капитализме возможно исчезновение элементов социализма.
Re: Re: Достойная и злободневная статья!
антикоммуняка-анархист написал 30.06.2011 21:03
Не совсем так, ув.тов.Ольга.
И в РФ есть достаточно крупные и стабильно работающие предприятия, где пакет акций в руках трудового коллектива доходит до 100%. На МОЁМ предприятии (4,5 тыс. работающих) - 80%.
Вообще-то неплохо было бы почитать обобщенную статистику по этому поводу из-под пера кого-либо из здешних авторов. Еще лучше - в сравнении с другими странами.
Попросим авторов!
Таким ты и остался
Александра написал 30.06.2011 21:00
Автор понятия не имеет, чем же социализм как способ производства отличается от капитализма. Для него социализм - это "хороший" капитализм. Так он всегда и мыслил, еще в советские времена.
"Марксисту" следовало бы освоить Маркса. Понять, что такое производственные ОТНОШЕНИЯ и не сводить социализм к научно-тахническому прогрессу и уровню социальной защищенности.
А за критику зюганья спасибо, хотя и это старо.
Re: Достойная и злободневная статья!
Ольга написал 30.06.2011 20:40
Вот пишут: "Рабочий (трудящийся)-акционер, а таковых все больше и больше, он КТО? Пролетарий или буржуин?"
Может, где-то и есть рабочие-акционеры, но не в РФ. У нас такие законы, что держатели основного пакета акций могут отбирать акции у тех владельцев, кто имеет их в небольшом количестве, причем против воли последних. Не говоря уж о том, что доходы, которые получают на свои акции те, кто имеет их в небольшом числе, смехотворны.
Когда-то, в начале 90-х, на некоторых предприятиях трудящиеся получали акции этих предприятий. Можете поинтересоваться, что они сейчас имеют с этих акций.
Re: Начетчики-фарисеи.
Ольга написал 30.06.2011 20:31
Описать нынешнее состояние Росфедерации с позиций истмата совсем не сложно. Это - империализм со свойственным ему государственно-монополистическим капитализмом, вывозом капитала за рубеж, господством транснациональных компаний.
При нищете народных масс и низком среднем уровне жизни существует богатая олигархия, размер собственности которой не уступает собственности капиталистов богатых империалистических государств.
Эту общественно-экономическую формацию подробно описал Ленин в работе "Империализм как высшая стадия капитализма".
Начетчики-фарисеи.
А.П. написал 30.06.2011 19:37
Какой воинствующий истмат. Одно только не хочет принять автор , что все измы, коммунистические, либеральные. националистические уже доказали свою полную несостоятельность.И никакого линейного развития общества , со сменой общественно-экономических формаций не будет. Пусть автор попробует описать нынешнее состояние Рос федерации с позиций истмата, или неолиберализма. Потерпит неудачу.
Достойная и злободневная статья!
антикоммуняка-анархист написал 30.06.2011 18:35
Автору спасибо!
Побольше бы подобных авторов и статей.
И все же:
1. Это проблемы всего ЛЕВОГО движения, а не только и даже не столько коммунистического.
2. "Пролетариат" - не пора ли подумать о другом, в свете происшедших и происходящих со все нарастающей скоростью ГЛОБАЛЬНЫХ изменений, понятии? Рабочий (трудящийся)-акционер, а таковых все больше и больше, он КТО? Пролетарий или буржуин?
3. Глобализация - требует четко выработанной и понятной всем позиции и ЕДИНОЙ для всего левого движения. Отрицать глобализацию по меньшей мере - глупо, она уже свершилась!
4. Транснационализация а не былая интернационализация левого движения и отход от национальных и националистических догм - архиважная и архинеобходимая сегодня задача всего левого движения в глобальном масштабе.
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 30.06.2011 17:00
Русская культура вообще и быдлячье воспитание убогих 2000 в частности, выращивают зверьков с неконтролируемыми потребностями.
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й (30.06.2011 14:38)
Ирина Арзамасцева написал 30.06.2011 16:48
"Культура должна воспитывать людей которые могут умерять свои потребности".
Умерять потребности людей способно только бескультурье.
Культурное общество ОБЯЗАНО всемерно развивать способности людей для максимального удовлетворения их потребностей. Прежде всего, для удовлетворения потребности в свободном и творческом труде.
Коммунизм - это ассоциация, в которой свободное развитие КАЖДОГО является условием свободного развитие ВСЕХ.
Ограничение потребностей людей - это стагнация и умирание общественного производства.
недопечатка
ваше имя написал 30.06.2011 15:53
"Массы должны быть поставлены перед крайним выбором..." - жить по новому или не жить вообще, когда им действительно нечего терять, а получить могут более чем "уровень жизни" раба.
и это марксист?
ваше имя написал 30.06.2011 15:46
>>Именно эти проблемы, станут причиной массовых выступлений и социалистических революций в будущем, даже в самых развитых странах.>>
Указанные причины никогда не станут даже поводом для переворота такого масштаба. Идеализм знаете ли. Такие причины способны как максимум зарядить мелкобуржуазный анархизм или социал-демократию (на разные формы протеста), но никак не массы. Массы должны быть поставлены перед выбором
>>Как марксистам нужно относиться к улучшению жизни трудящихся?>>
В сущности все относительно. Это Маркс кстати.
Чем выше, тем больнее падать. А капитализм не знает иной траектории.
Ну а в тему, не проще ли российским "коммунистам" не вспоминать более о Марксе? Оставить лапшу о "социализме в СССР" как основное блюдо - до сих пор ведь "хавают"?
Российская целевая аудитория совсем не восприимчива к научным и левым теориям, чему кстати подтверждение находим и в маргинальности собственно левых течений (это следствие, причина в малочисленном и слабом пролетариате), вроде троцкистских.
России в принципе подходит 2 сценария: медленное вымирание или быстрый взлет и разгром в стиле третьего Рейха. Второе сомнительно, это пугало как ни накачивай кредитами монстра из него не получится.
А людей в войнах жалеть бессмысленно - это просто уничтожение производительных сил самой системой. Системе "до лампочки" страдают ли ее "винтики".
На их место придут новые поколения, когда-нибудь они будут намного лучше.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss