Режим входит в зону турбулентности. Звук «шагов командора» слышен и в записывании в путинфронт уже десятками миллионов, и в шизофренических лавированиях вокруг регистрации Партии народной свободы, и в законодательной инициативе сенатора Торшина-Бесланского, которая столкнет Диму-блогера либо с «партией жуликов и воров», либо с цивилизованной Европой.
Полезно заранее классифицировать оппозицию хотя бы в общих чертах. Недавно вышедшая монография эксперта Движения «За права человека» профессора РГГУ, философа Игоря Григорьевича Яковенко о роли репрессии как социокультурного фактора в мировой и отечественной истории позволяет взглянуть на идеологические размежевания в нашей стране в совершенно новом ракурсе.
Идеологическое движение может временно скрывать свою веру в насилие как в социальную панацею, но она все равно вылезет при при общественном размежевании. Преклонением перед репрессивностью грешат и «правые» с их фашистским либерализмом, и «левые», которые хоть и признали необходимость «основных буржуазно-демократических свобод», но свои истинные предпочтения выдают апологией Катыни, коллективизации и сталинских чисток.
Как в 1916-м, все только и обсуждают грядущую революцию. А это значит, что через несколько лет российская оппозиция может сама стать «партией власти».
Яковенко предлагает ранжировать все культуры и субкультуры в зависимости от того, что и в какой степени превалирует в качестве стимула - поощрение или репрессия. Он считает, что в России репрессия - почти священнодействие.
Если развить логику культуролога, то оппозицию можно разделить на ту, для которой в методах построения будущего преобладает поощрение, и ту, которая видит в качестве основного инструмента преобразований репрессию. Таким образом, можно условно обозначить типы оппозиции как П(поощрительная) и Р(репрессирующая).
Это деление представляется мне более точным, чем такие категории, как «демократическая» и «патриотическая» или «либеральная» и «тоталитарная», не говоря уже о совершенно причудливых в наших условиях дефинициях «правые» и «левые»*.
«Репрессирующая» оппозиция может внешне стоять на предельно демократических позициях, понимая под «демократией» не свободное и честное соревнования политических проектов, но абсолютное народовластие, где каждый чих большинства должен немедленно превращаться в закон. Как, например, в безумном проекте запрещенной за экстремизм «Армии воли народа», согласно которому и президента, и весь депутатский корпус избиратели могут отправить в тюрьму, если им не понравилось, как ими управляют.
Очень важно отношение к достоинству личности. Если изобретатель «Стратегии-31» не видит ничего страшного в расистской выходке болельщиков (на самом деле, раздухарившейся шпаны), метанием банана** фактически обозвавших бразильского футболиста «обезьяной», то все его слова о верности конституции и демократии - пшик. Без уважения к личности не может быть современной правовой демократии. Только плебисцитарный цезаризм, как у Путина.
«Поощрительная» оппозиция четырежды пыталась придти к власти в России - в декабре 1825 года, октябре 1905-го, марте 1917-го и августе 1991-го. В двух последних случаях после формальной победы она была сметена своими репрессирующими «попутчиками» - в 1917-м уже через полгода коалицией большевиков и левых эсеров, а в недавнем прошлом - через 9 лет «рыночной гэбней».
Расхождения между П- и Р-оппозицией носят всеобъемлющий характер. При этом к «поощрителям» относятся не только леволиберальные круги, но и существующая пока в «нераскрытом» состоянии российская «социал-демократия», и очень небольшие действительно левые и анархистские группы.
Поскольку начинающийся подъем революционного движения втянет в себя обе оппозиции, то тема их глубинной несовместимости должна открыто обсуждаться оппозиционными лидерами и идеологами уже сейчас***, чтобы потом не было неожиданностей. При этом надо исходить из того, что, как показал опыт Национальной ассамблеи, никакие торжественные обещания и письменные соглашения не могут служить гарантией в тот момент, когда «репрессанты» захотят перехватить политическую инициативу и начнут взывать к самым темным инстинктам толпы.
* Большинство отечественных «левых течений» по своему настрою противоположны эталонным европейским левым (западным компартиям полувековой давности) с их установкой на защиту прав наемных работников и вообще «маленьких людей», с их яростным антирасизмом и антиклерикализмом, защитой принципов честного политического и духовного плюрализма, с их отторжением любых форм колониализма - в пользу равноправного экономического и культурного сотрудничества свободно самоопределившихся народов.
** Латиноамериканцам и африканцам нельзя показывать банан, мусульманам - свиное ухо, евреям - свастику, немцам - усики и челку, русским... На самом деле русским нельзя показывать усы и трубку, а также горные лыжи, завернутые в кимоно.
*** Ну, не речь же Прохорова же обсуждать.
|
Рейтинг: 1.30, Голосов: 37
|
|
|