Кто владеет информацией,
владеет миром

Анти-Кураев. Материализм и субъективный идеализм

Опубликовано 11.04.2011 автором Никита Быстров в разделе комментариев 136

Анти-Кураев. Материализм и субъективный идеализм

Предисловие

Как известно, после смерти Сталина оппортунисты, оказавшиеся у руля КПСС фактически отказались от развития марксистско-ленинской теории. Научно-теоретический уровень как рядовых членов партии, так и ее руководителей, неуклонно снижался. Подобное ослабление позиций марксизма-ленинизма, то есть диалектического материализма, привело к проникновению в коммунистическую партию, а затем и во все советское общество, буржуазных, субъективно-идеалистических концепций и «научных» направлений.

Закономерным следствием научно-теоретического упадка стала ликвидация советского социализма и открытое восстановление капитализма. Проникшая в советское общество буржуазная идеология получила статус официальной. Вместо диалектико-материалистической философии (пусть и формально, но все же считавшейся в СССР господствовавшей)  буржуазия начала открытую пропаганду субъективного идеализма, который сводится к тезису - «ощущения суть вещи».

Вместо исследования сущности явлений, познания объективных законов развития материального мира, субъективный идеализм предлагает сконцентрироваться на своих ощущениях, дескать, именно эти ощущения и есть реальное положение дел, а, изменив ощущения, можно это реальное положение дел изменить. То есть если пролетарий не осознает своего по сути рабского положения, а считает себя, к примеру, «русским патриотом», то его рабское положение «отменяется». Если капиталист усердно занимается благотворительностью или церковь посещает регулярно, то и эксплуататорская сущность его «отменяется». Если кто-то «общается с богом» и чувствует его «помощь», то и бог от этого становится «реальностью». Капиталистический мир - это мир образов, мифов, идеологем, очистить от которых подлинную сущность явлений - далеко не простая задача.

Стоит отметить, что на рубеже 19-20 веков положение материализма в интеллигентской среде было более прочным, нежели в наши дни. Материалистическое направление было представлено целым рядом крупных ученых. Энгельс в «Анти-Дюринге» и Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» выступали против таких философов-идеалистов, которые маскировались под материалистов или строили из себя основоположников неких «новых» направлений. Сейчас философы-идеалисты ни под кого не маскируются. При помощи буржуазного пропагандистского аппарата и дипломированных лакеев буржуазии субъективный идеализм насаждается абсолютно открыто.

Оппортунизм в коммунистическом движении привел к тому, что последовательно-материалистическая точка зрения фактически не озвучивается. Руководство большинства левых партий либо открыто стоит на позициях субъективного идеализма (КПРФ), либо позиционирует себя как материалистов, но при этом очень слабо владеет диаматическим мышлением, о чем свидетельствует их оппортунизм. Вообще непоследовательный материализм - беда современного левого движения. Самым причудливым образом в головах многих из тех, кто называет себя коммунистами, совмещаются идеалистическая и материалистическая философия, классовый подход с верой в бога, преклонение перед плановой экономикой с признанием тезиса «ощущения суть вещи», марксизм-ленинизм с готовностью защищать свое буржуазное отечество. Подобная каша в голове - верный признак оппортуниста.

Кроме того, одной из черт практически любого современного оппортуниста является намеренное принижение роли философии как науки или же вовсе отрицание философии. Сплошь и рядом оппортунисты всех мастей объявляют философию «пустой болтовней», якобы, «не имеющей никакого отношения к объективной реальности». Вольно или невольно, но пропаганда таких взглядов объективно служит интересам буржуазии.

Буржуазия четко понимает, что если ставить философские вопросы НАУЧНО и сделать задачей философии разрешение этих вопросов (то есть выяснение объективной истины), а не описание и зазубривание положений лженаучных, идеалистических теорий, то человек неминуемо придет к материализму. И чем добросовестнее человек в таком случае будет философию изучать, тем с большей вероятностью придет именно к завершенному материализму, то есть к материализму ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ. Овладение же самыми широкими массами диаматическим мышлением в корне противоречит интересам буржуазии. Ведь ее философия - это субъективный идеализм в самых разных его вариациях.

Таким образом, на уровне философии классовая борьба выражается в борьбе материализма и идеализма. А, если шире, то субъективного идеализма и диалектического материализма.

Одним из инструментов пропаганды субъективно-идеалистического мировоззрения является религия. Не зря именно религиозная пропаганда была взята на вооружение российской буржуазией после взятия власти.

Следует отметить, что, несмотря на субъективно-идеалистическое содержание, формы религиозной пропаганды различны. Для отсталых масс это увещевания попов о райской жизни после смерти, «всякой власти - от бога», рабской сущности человека по отношению к богу и пр. Для пропаганды субъективного идеализма в более образованных слоях религия даже готова отказаться от своих наиболее абсурдных тезисов и вырядиться в «научную» тогу. Ярким примером такого «ученого» попа является известный религиозный пропагандист диакон Кураев. О сущности его воззрений как раз и пойдет речь ниже.

В своей книге «Диспут с атеистом» (тут она в сокращенном виде) он ставит задачу опровержения материалистической философии. Хоть Кураев и маскируется под некого современного попа, попа «нового типа», «примиряющего» науку и религию, получилось у него лишь повторение под новым соусом из софистики и лжи старых идеалистических тезисов, давно уже разбитых материалистами. Однако поскольку, как было сказано выше, материализм сейчас переживает не лучшие времена, имеет смысл повторить материалистическое разоблачение идеалистических спекуляций.

Научные и ненаучные мировоззрения. Виды истин. Теорема Гёделя

Итак, свою борьбу с материализмом Кураев начинает с того, что объявляет материализм «мировоззрением» или «идеологией». А раз так, то, дескать, все остальные идеологии и мировоззрения, к примеру, религиозное, то есть, субъективно-идеалистическое, имеют такое же право на существование. Следовательно, по мнению автора, их тоже надо преподавать в учебных заведениях наравне с материализмом.

Тут Кураев лукавит и уходит от одного наиважнейшего вопроса. А именно, от вопроса об объективной истине. То есть, да, действительно существует материалистическое и идеалистическое мировоззрение. Только первое является НАУЧНЫМ мировоззрением и одновременно научным методом, при помощи которого познается объективная истина, то есть движется вперед наука. А второе мировоззрение является НЕНАУЧНЫМ, то есть не ведет познанию объективной истины.

Чуть дальше автор уже прямо пишет:

«Нет ни одной стопроцентно доказанной научной теории и теоремы (см. теорему Гёделя), но в науках есть свои критерии, по которым та или иная теория «терпится» даже с присущими ей недостатками».

Здесь мы снова видим запутывание вопроса об истине. Автор перескакивает через него. Но тут необходимо внести ясность.

Итак, существует несколько видов истин. Если мы говорим об истине объективной, то имеется в виду, что истина не зависит от нашего сознания, которое здесь является вторичным. Объективная истина не зависит от человеческого опыта, физический мир существовал задолго до появления человека и человечества. Вполне логично, что объективность истины Кураев отрицает, поскольку тогда пришлось бы доказывать объективную реальность бога, доказывать, что он является частью материального мира, который сознание человека отображает. Отрицание объективной истины как раз позволяет избежать необходимости такого доказывания, поскольку можно просто заявить, что раз в опыте человечества присутствуют религии, то бог существует.

Второй разновидностью истины является истина абсолютная. По сути, это абсолютно верное содержание объективной реальности. Человечество в своем развитии движется по пути постижения этой абсолютной истины, которая существует, но этот процесс происходит через познание истин относительных. Движение от истины более низкого порядка к истине более высокого порядка, от одной относительной истины к другой и есть научное познание.

Вот что пишет по этому поводу Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»:

«Итак, человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания».

Соответственно, тезис Кураева, что «нет ни одной стопроцентно доказанной научной теории» выглядит абсолютно абсурдным.

Во-первых, теории бывают истинными и ложными, то есть первые отображают объективную истину, а вторые не отображают. Первые являются научными, вторые являются лженаучными. Критерием истины является практика. Если положения теории получают практическое подтверждение в какой-то сфере, то теория признается истинной, то есть приоткрывающей человечеству часть абсолютной истины.

Во-вторых, стопроцентно доказанные НАУЧНЫЕ теории как раз существуют. Если теория не доказана стопроцентно она не имеет права называться научной. Другое дело, что научные теории имеют дело с относительными истинами, то есть действуют в известных пределах. Но верность лишь в известных пределах никак не делает теорию недоказанной.

И теорему Гёделя о неполноте автор приплетает здесь абсолютно не к месту. Открываем ту же Википедию и читаем:

«Теоре́ма Гёделя о неполноте́ и втора́я теоре́ма Гёделя - две теоремы математической логики о принципиальных ограничениях формальной арифметики и, как следствие, всякой формальной системы, в которой можно определить основные арифметические понятия: натуральные числа, 0, 1, сложение и умножение».

В тонкости здесь можно и не вдаваться. Речь идет о применимости данной теории в формальной арифметике и формальных системах, где можно определить основные арифметические понятия. Соответственно, распространять данную теорему на все науки просто некорректно.

Вообще крайне осторожно нужно относиться к глобализации математических выводов. Довольно часто математики забывают, что цифры и математические формулы служат для описания объективной реальности. И если этими цифрами оперировать произвольно, то можно сделать выводы космической глупости. Математика не является общей наукой для всех наук. Такой наукой является лишь философия.

Субъективный идеализм как «научный метод». Религиозные «ученые»

Обратимся к следующему антиматериалистическому тезису нашего «профессора»:

«Совсем необязательно считать, что с наукой может быть связана лишь материалистическая философия. Ни исторически, ни логически этот тезис недоказуем».  

Ну почему же недоказуем? Это как раз самый что ни на есть факт. Пускай господин Кураев приведет хоть один пример, когда какой-либо ученый сделал какое-либо НАУЧНОЕ открытие, создал какую-либо НАУЧНУЮ теорию, идя по пути субъективного идеализма. Таких примеров нет, а потому автор прибегает к самой бесстыдной софистике. Дескать, многие ученые были верующими и при этом делали научные открытия. Вполне возможно, что были или, по крайней мере, заявляли о том, что верят в бога. По вине религиозных мракобесов вести себя иначе в определенные времена было просто опасно для жизни. Однако если говорить о «верующих ученых», которые сделали действительно научные открытия, то можно с уверенностью сказать, что все такие открытия по сути своей являлись открытием независимых от сознания человека ОБЪЕКТИВНЫХ законов развития материи. А это как раз и есть материалистическая постановка вопроса.

Через несколько страниц автор видоизменяет данный аргумент. Он уточняет, что «мотивация, приведшая ученых к исследованию, была именно религиозной». Но, позвольте, какое отношение имеет мотивация к добытому научному знанию? Если религиозные чувства, к примеру, медика побуждают его усердно работать над получением препарата, который позволит большему количеству больных выздороветь, то изобретенный препарат есть результат вполне конкретных научных исследований и знаний этого медика. Причем знаний, полученных именно из практики, из взаимодействия с объективной реальностью, из опыта, а не взявшихся от провидения. То есть религиозная мотивация в данном случае - это всего лишь психологический механизм, который использовался данным исследователем для интенсификации своей научной деятельности. Данный механизм универсальным не является, поскольку далеко не все и даже не большая часть величайших открытий были сделаны при помощи религиозной мотивации.

Так что очевидно, что правы оппоненты Кураева (академики), которые пишут:

«Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет».

Действительно, нет ни одного примера, чтобы достоверное научное знание было бы добыто при помощи субъективно-идеалистических теорий. Кураев сам таких примеров не знает, а потому прибегает к откровенной софистике вроде той, что разобрана чуть выше, ссылок на изречения философов-идеалистов и теорию Эйнштейна о расширении Вселенной (которая до сих пор на практике не подтверждена). Другое дело, что и академики во втором предложении выразились не совсем корректно, поскольку в современной науке, кроме научных материалистических теорий, существует масса лженаучных идеалистических теорий. Между этими направлениями идет постоянная борьба, являющаяся отражением борьбы классов. Наилучшим образом такая борьба (если говорить о естественных науках) прослеживается на примере наук, которые лежат на стыке естественных и гуманитарных (психология), или теоретической физики. 

Продолжение следует



Рейтинг:   2.72,  Голосов: 172
Поделиться
Всего комментариев к статье: 136
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 22:23
(без названия) - фантомас (11.04.2011 22:07) 0
Теорема Геделя применима к формальным системам, т.е. к обычной логике. А следовательно ко всем наукам, основанным на логике. Поэтому ее формулируют иногда так "Любая формальная система аксиом содержит неразрешенные предположения", а в более сильной формулировке она звучит так "Для доказательства логической полноты любой системы требуются дополнительные аксиомы, не входящие в систему". Автора сбила с толку фраза про формальную арифметику, поэтому он формально и поступил, приписал теорему Геделя только арифметике.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вот, вот! Любая аксиома это утверждение не требующее доказательств. Бог есть! Это тоже аксиома как ни странно. Но по какой логике научные аксиомы лучше религиозных? Сегодня стало почти аксиомой что вселенная взорвалась и расширяется, а ведь это не так.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мудрость не покровительство над другими. Мудрость осознанный опыт преломления истины в тонком понимании мира. Опыт Творца и Созидателя, а не лукавого наблюдателя. Мудрость не есть истина. Мудрость есть путь. ( Вопрос: "Насколько точно соответствует истине это утверждение? Кто автор? Из каких источников оно было получено?" )
Re: материализм - просто мировоззрение
Быстров написал 11.04.2011 22:20
Раскрыть комментарий
Re: Торричелли,,,, (11.04.2011 14:50)-Капиталтст
Торричелли,,,, написал 11.04.2011 22:19
Раскрыть комментарий
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 22:07
Быстрову - Циник-романтик (11.04.2011 21:37) +2
Истина не может быть объективной или субъективной.
Она либо есть, либо ее нет (либо истина, либо ложь). Соответственно и результат. "Земля вращается вокруг Солнца" - Истина? Сколько Человечеству понадобилось времени (и жертв), чтобы познать эту Истину?..
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
=====либо истина, либо ложь======
А правду куда дели? Ленин говорил массам нельзя говорить осьмушку правды, четверть правды, половину правды. Массам надо говорить всю правду.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А что Вы скажете по поводу того что истина рождается в споре? Бесспорно ли это утверждение? Я считаю что не бесспорно.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++Циник-романтик. Циник не может быть романтиком. Одно противоречит другому. Даже скептик не может быть романтиком.
(без названия)
фантомас написал 11.04.2011 22:07
Теорема Геделя применима к формальным системам, т.е. к обычной логике. А следовательно ко всем наукам, основанным на логике. Поэтому ее формулируют иногда так "Любая формальная система аксиом содержит неразрешенные предположения", а в более сильной формулировке она звучит так "Для доказательства логической полноты любой системы требуются дополнительные аксиомы, не входящие в систему". Автора сбила с толку фраза про формальную арифметику, поэтому он формально и поступил, приписал теорему Геделя только арифметике.
.
В комментариях есть утверждение, что теория Максвелла взялась из ничего, что не было для нее экспериментальных оснований. В действительности, все наоборот. Теория Максвелла является обобщением экспериментальных результатов того времени.
.
К теории, взявшейся из неоткуда, обычно относят общую теорию относительности. Но все эти разговоры об "ниоткуда" - рассуждения людей не знакомых с логикой научного поиска, поэтому и не стоят обсуждения.
.
Статья скучная из-за своих необоснованных претензий. Начиная с названия (Анти-Дюринг) и кончая методом - подбора цитат из классиков. Автор, извините, но пока "не по Сеньке шапка".
Торричелли,,,, (11.04.2011 14:50)
Капиталист написал 11.04.2011 22:01
Отвечаю по порядку:
Последний раз появлялся здесь несколько месяцев назад и особо не активничал - по одному-два комментария оставлял и уходил. И кем тогда подписывался честно не помню.
Откуда у тебя столько знакомых-идиотов - не знаю. Хотя нет, знаю, ведь "скажи мне кто твои друзья и я скажу кто ты".
В разговоре и читабельности с кем-то и кем-то не нуждаюсь, если ты заметил, мои первые комментарии были адресованы автору статьи и главному персонажу Кураеву. Остальным просто отвечаю и никого ни о чем не спрашиваю.
А ты, видать, смелая жопа - потому и торчилла.
Re:
Торричелли,,,, написал 11.04.2011 21:59
как говорил Остап Бендер-"Знатоки.Убивать надо таких знатоков.Ему русским языком говорят,что Студебеккер в последнюю минуту заменен Лорен-дитрихом,так нет-Студебеккер ему подавай".
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 21:57
Природа человеческого сознания как такового и что такое "общественное сознание" - это для вас пока что terra incognita. Простите. Я, старая премудрая черепаха, желаю вам успехов и хочу в меру сил помочь.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Простите. А я в меру сил хочу помешать. Но если Вы уже знаете что такое "общественное сознание", то быть может по просьбе простых трудящихся заодно ответите нам что такое любовь? Помните как в фильме "Доживем до понедельника" Вячеслав Тихонов иронизировал на эту тему? На мой непосвященный взгляд это чистой воды субъективизм. А Козырев связывал "общественное сознание" со вспышками на солнце и вывел полную корреляцию. Это такая же самонадеянность, как и разрешение Пуанкаре верить в Бога. Типа это не вредно. А кто такой Пуанкаре и кто такой Бог? Александра! Верю что старая, а вот что премудрая думаю что это субъективно. Причем субъект и объект в одном Вашем лице.
(без названия)
Торричелли,,,, написал 11.04.2011 21:53
Раскрыть комментарий
Быстрову
Циник-романтик написал 11.04.2011 21:37
Истина не может быть объективной или субъективной.
Она либо есть, либо ее нет (либо истина, либо ложь). Соответственно и результат. "Земля вращается вокруг Солнца" - Истина? Сколько Человечеству понадобилось времени (и жертв), чтобы познать эту Истину?..
А вот познание истины - процесс сугубо субъективный. Хочу - познаю, не хочу - идите лесом.
А философия это НЕ наука, тут я согласен с "философом".
Вероятностный подход к объяснению очень многих явлений, разве это НЕ философия?
А непрекращающиеся попытки, начиная с Эйнштейна, создать Теорию Всего, это по-Вашему НЕ философия?
Разочаровали Вы меня вконец. Видимо прав был товарищ "философ" в части массовой гибели мух (от скуки).
Re: Re: Торричелли,,,, (11.04.2011 14:50)-Капиталист
Торричелли,,,, написал 11.04.2011 21:35
Раскрыть комментарий
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 21:34
Вспомнил. Ленин был революционером. Причем материалистом. то есть придерживался чисто механического устройства мира. И стало быть наука которая занимается механической без наличия духа и других невидимых субстанций разработкой революционных технологий очевидно называется Марксистско-Ленинская бездушная механика первого Ньютоновского порядка.
Господа! А не пора ли нам приступить ко второму Эйнштейновскому порядку? Тем более что ТОЭ Эйнштейна уже прошла проверку временем. Как она будет называться сообразно политическому моменту времени придумайте сами. Впрочем я помогу. Марксистско-Ленинская бездушно-политическая механика второго Эйнштейновского порядка. А что звучит неплохо и главное точно соответствует сути теории.
Re: витязь
Быстров написал 11.04.2011 21:31
"Ну почему же невозможно?"
Потому что это диаметрально противоположные философские направления.
"Почему сразу после гражданской войны был создан НЭП? Разве это не идеализм?"
Нет, не идеализм. Этого требовали конкретно-исторические условия. Рабочему классу было необходимо научиться управлять у буржуазии, чтобы потом приступить непосредственно к коммунистическому строительству. Идеалистамибыли противники нэпа, предлагавшие волюнтаристские меры вплоть до отмены денег.
"ИДЕАЛИЗМ это попытка подогнать реальность под личные желания".
В частности. Причем если эти желания не учитывают объективную реальность. Типичный пример такого поведения - решение о переименовании милиции в полицию. Ведь вастьпридержащие на полном серьезе думают, что от структурных изменений изменится сущность буржуазных правоохранительных органов. Или взять борьбу с коррупцией. Чистейший идеализм, основанный на непонимании того, что коррупция - ОБЪЕКТИВНЫЙ закон капитализма.
"К примеру сегодня это попытка из совершенно другого общества создать точно такое же социалистическое как при СССР".
Это оппортунизм, в основе которого, безусловно, идеализм. Идеализм суть синоним недобросовестности мышления.
"А вы утверждает что из нынешнего общества может получится точно такой же СССР и по тому же сценарию".
Я??? Это где это я такую чушь ляпнул?
Безусловно, нет и не может быть никкого рецепта, как сделать революцию. Однако, в общих чертах можно сказать,что нужно делать. Ведь есть кулинарные рецепты, то есть подробное описание того, что нужно делать. А есть правила смешивания продуктов, без знания которых вообще ничего приготовить нельзя.
материализм - просто мировоззрение
Александра написал 11.04.2011 21:31
Уважаемый тов. Быстров! Очень хорошее начинание, но очень много путаницы.
1. Мировоззрение не есть философия. Маркс и Энгельс решительно отрицали философию как науку наук и считали, что она исторически изжила себя вместе с развитием положительной науки. См. "Людвиг Фейербах..." "Анти-Дюринг" и др. А в "Немецкой идеологии" писали, что философия и положительная наука соотносятся между собой так же, как онанизм и половая любовь. И пока вы будете настаивать,что... "математика не является общей наукой для всех наук. Такой наукой является лишь философия", - Вы будете беспомощны перед тем же Кураевым и всеми ему подобными. Ни математика, ни какая бы то ни было еще наука, не действует "за себя и за того парня".
Сошлетесь на Ленина, но ему некогда было разбираться в тонкостях. И "Немецкой идеологии" он не читал, ибо ее впервые издали, помнится, году в 1934.
А различение науки и идеологии, мировоззрения и философии очень важно для понимания законов мышления и особенно идеологической борьбы. И еще. Выражение "марксистская идеология"- такая же нелепость, как, к примеру, "религиозный атеизм". Уверяю, я знаю, о чем пишу. Я на марксизм (классический) потратила годы и годы.
2. Вы наверняка слышали: бытие определяет сознание. Но в вашем анализе нет и тени понимания того, что это на деле. Если бы понимание и применение этого положения было Вам свойственно, вы не были бы так беспомощны в том,
что касается судеб теории марксизма (науки и только науки!)в сталинский и в советский период вообще.
3. Природа человеческого сознания как такового и что такое "общественное сознание" - это для вас пока что terra incognita. Простите. Я, старая премудрая черепаха, желаю вам успехов и хочу в меру сил помочь.
Re: Торричелли,,,, (11.04.2011 14:50)-Капиталист
Торричелли,,,, написал 11.04.2011 21:27
Раскрыть комментарий
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 21:15
Re: Re: Re: Re: "философу" - философ (11.04.2011 20:15) 0
1. поскольку наука не есть философия, что Вы признали, и поскольку наукой занимаются ученые, а не философы, то вот я Вам доказал, что не все люди философы, хотя и все познают. Да и бытовое познание есть, и познание того, как с людьми ладить. Все это не философия.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Странное утверждение. Тогда откуда как научная дисциплина взялась Марксистско-Ленинская философия. Без философии она бы не состоялось. Что в ней философия, а что математика вопрос видимо спорный. Но насколько я лично понимаю Ленин математиком не был, физиком тоже, химиком вроде тоже не был. Он был ЮРИСТОМ как Жириновский. Но насколько я помню ЮРИСТЫ революции не делают. Этим занимаются философы. Это философы овладевают умами народных масс и рождают новые научно обоснованные философские теории. Или я чего недопонимаю? Да кстати, а что мы здесь обсуждаем? Неужели математику? А быть может бухгалтерский учет? Или все же юриспруденцию? Ладно пусть это будет казуистика. Но по видимому это одно из тупиковых направлений философии? Или все же юриспруденции?
витязь (11.04.2011 20:14)
Капиталист написал 11.04.2011 21:12
#Полагаю что это не правильная постановка вопроса. Объективно то что не зависит от человека, от его мировоззрения и от его ощущений. Камень, кирпич и отесанный камень объективны.#
#
Постановка вопроса будет правильной, если мы разделим слова "объективность"("субъективность"), "объективно"("субъективно"), "объективный"("субъективный") от слов "объект"("субъект").
В чем разница?
В том, что в первом случае эти слова характеризуют восприятие чего-либо. Во втором случае - эти слова характеризуют восприятие происхождения или существования предмета.
Наша инерция мышления требует делать наоборот: мы говорим "дерево" - это первично, а "деревянный", "деревянность", "деревянно" - это производные, то - что от "дерева".
В философии, наоборот, "объективность", "объективно", "объективный" - первичные понятия, "объект" - вторичное понятие, это предмет, чье существование объективно.
Камень - это объект, он не может быть просто объективным или просто субъективным. Таковыми могут быть восприятие его и его свойств.
Поэтому корректно говорить объективная реальность (истина, идеальность) - потому что суть этих слов - восприятие, метафизическое описание или оценка.
И не совсем корректно вместо "человек с объективными суждениями" говорить сокращенно - "объективный человек". Это привыкается и потом трудно отойти от этих штампов.
Re: Циник-романтик
Быстров написал 11.04.2011 21:11
"А разве сознание НЕ материально?!
А информация?!"
Этот вопрос будет рассмотрен в последующих частях моей работы.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Циник-романтик
Быстров написал 11.04.2011 21:01
"Ужели вы возьметесь отрицать тот факт, что способ (алгоритм) познания даже самых простых вещей у КАЖДОГО человека разный?"
Разный. И если результатом разных видов познания является объективная истина, то претензий не имею. Дело не в способе познания, а в результате.
"А философия (дословно - жажда мудрости) это и есть тот самый алгоритм".
А физика, дословно, "природа". А экономика - "правила ведения хозяйства". Дальше будем в этимологию углубляться?
Философия, прежде всего, это наука о наиболее общих законах движения материи.
(без названия)
витязь написал 11.04.2011 20:56
СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО это общество, в котором ДОБРО и ЗЛО находится в равновесии, причем это равновесие в обязательном порядке - УСТОЙЧИВОЕ.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не убедительно. Зло имеет свойство виртуозно расползаться. Мы же не можем и не станем искать равновесие между сорняками и культурными растениями на грядке. Сорняки более жизнеспособны. Культурное растение приносит пользу не только себе, но своему хозяину. Сорняк полезен только себе самому. Или скажем как найти компромисс между здоровыми органами и раковой опухолью?
Возможно я что-то упустил из вида, но вот такая философия.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss