Кто владеет информацией,
владеет миром

Социалистическое сознание и рабочее движение

Опубликовано 09.04.2011 автором Дмитрий Кремнёв в разделе комментариев 25

Социалистическое сознание и рабочее движение

Выдающийся теоретик II Интернационала, впоследствии социал-соглашатель и ярый враг большевистской революции Карл Каутский является автором известного тезиса о внесении социалистического сознания в ряды рабочих. Этот тезис он формулировал таким образом: "Социализм и классовая борьба возникают рядом одно с другим, а не одно из другого, возникают при различных предпосылках. Современное социалистическое сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания. Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция: в головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и ими уже был сообщен выдающимся по своему умственному развитию пролетариям, которые затем вносят его в классовую борьбу пролетариата там, где это допускают условия. Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно из нее возникшее" (1). 

Думается, нет нужды объяснять огромное значение этого теоретического вопроса для практической борьбы пролетариата. С этим вопросом связаны другие важнейшие вопросы и прежде всего вопрос о роли и месте пролетарской партии. Поэтому так важно понять этот тезис в его, философски выражаясь, истине.   

Следует прежде всего обратить внимание на то, что Каутский сформулировал свой тезис крайне некорректно. Вышеуказанная формулировка затушёвывает реальную историческую взаимосвязь и взаимообусловленность социалистического учения и рабочего движения, разводит их в разные стороны. Между тем, научная теория социализма могла возникнуть только лишь тогда, когда на сцене истории появился новый борющийся класс - пролетариат. Первыми самостоятельными выступлениями пролетариата против буржуазии были Лионские восстания 1831 и 1834 г.г., мощное чартистское движение в Англии в 1836-1843 г.г., восстание рабочих-ткачей в Силезии (Германия) в 1844 г. Со времени Лионских восстаний и чартизма, писал Энгельс, "классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в истории наиболее развитых стран Европы..." (2). Теоретики социализма Маркс и Энгельс из буржуазных интеллектуалов стали пролетарскими революционерами вовсе не потому только, что на базисе трех источников (немецкой классической философии, английской буржуазной политэкономии и французского утопического социализма) разработали теорию социализма, но прежде всего потому, что увидели борющийся за свое освобождение пролетариат и безоговорочно встали в этой борьбе на его сторону. 

Социалистическое сознание в донаучной форме вполне может возникнуть в недрах рабочего класса (соответственно, рабочее движение самостоятельно порождает не только тред-юнионизм, но также и утопический социализм, анархизм и анархо-синдикализм). Например, из рабочей среды вышли видные деятели французского (Пьер Леру), немецкого (Вильгельм Вейтлинг) и английского (Джордж Гарни) утопического социализма. Руководимая Дж. Гарни "Демократическая ассоциация" объединяла наиболее революционные элементы чартистского движения и состояла главным образом из рабочих. Эта рабочая организация, действовашая до конца 1839 г. (т.е. за несколько лет до вступления Маркса и Энгельса на поприще теоретической и политической борьбы) отстаивала революционный путь борьбы за Народную хартию, вплоть до вооружённого восстания, выступала за установление в Великобритании республиканского строя, пропагандировала доктрины утопического коммунизма.

По словам Энгельса, Демократическая ассоциация "сильно способствовала укреплению активности чартистского движения, развитию заложенных в нем коммунистических элементов" (3). Показательно, что чартистское движение в Англии в это время предвосхитило, в какой-то мере, будущую форму политической самоорганизации рабочего класса - Советы рабочих депутатов. 4 февраля 1839 года в Лондоне собрался первый национальный конвент чартистов, состоявший из 53 делегатов от различных чартистских ассоциаций. Этот конвент имел значение рабочего парламента в противоположность буржуазному парламенту.  Непосредственное знакомство Фридриха Энгельса с чартистским движением и его участие в нем (Энгельс  в 1843-1845 г.г. жил в Англии) дало ему возможность обратить внимание своего друга Карла Маркса на положение рабочего класса. 

Каковы же были взгляды Маркса и Энгельса на данную проблему? К сожалению, они не оставили нам никакого исследования, специально посвящённого этому вопросу. Поэтому, для реконструкции их аутентичных взгядов относительно соотношения стихийности и сознательности в классовой борьбе пролетариата нам приходится использовать разрозненные отрывки, как теоретического, так и политического характера, содержащие различные формулировки, которые использовались ими при разработке своей теории истории. В общем и целом на основании этих фрагментов можно заключить что первостепенное значение Маркс и Энгельс придавали «стихийной» революционной установке пролетариата, его "реальному движению", самодеятельной активности (Selbsttätigkeit). Революционная рабочая партия у них играет всего лишь роль повивальной бабки, предоставляющей возможность чисто формального превращения пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя». В одной из своих самых ранних совместных работ, "Немецкой идеологии", Маркс и Энгельс высказываются прямо в противоположность тезису Каутского: пролетариат, "будучи вытеснен из общества, неизбежно становится в самое решительное противоречие ко всем остальным классам; этот класс составляет большинство всех членов общества, и от него исходит сознание коренной необходимости революции, коммунистическое сознание, которое может, конечно, - благодаря пониманию положения этого класса, - образоваться и среди других классов" (4).   

Так что же, выходит Каутский был не прав? Не все так просто. Коммунисты, говорится в Коммунистическом Манифесте, "имеют перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода, и общих результатов пролетарского движения" (5). В условиях чрезвычайно усложнившейся социальной реальности такое понимание "условий, хода, и общих результатов движения"  может быть только пониманием, достигшим ступени научного знания. В этом смысле, современное социалистическое сознание в его научной форме действительно не может быть самостоятельно выработано пролетариатом (6). Само "реальное движение" классовой борьбы, и особенно в период империализма, показывает, что там, где пролетариат не вооружен ясной и четкой стратегией и тактикой, базирующейся на научном понимании социальной действительности, он идет в хвосте про-буржуазных политических сил. Вопрос не в том, что тезис о сообщении социалистического сознания рабочим массам изначально неверен, вопрос стоит о его правильном понимании и понимании тех опасностей, которые возникают в связи с социологическим профилем интеллигенции в капиталистическом обществе. 

Очевидица и участница революционных событий в Париже в мае 1968 г. английская социалистка Клэр Дойл, с которой автор этих строк имел честь лично общаться, в своей брошюре "Месяц революции" описывает как раз извращенное понимание роли и места интеллигенции в классовой борьбе и вытекающий из такого рода понимания образ действия: "ультра-левые секты, провозглашавшие себя «троцкистами», кричали на каждом углу о «руководящей роли» учащейся молодежи в развернувшейся борьбе, тем самым подкрепляя чисто барское заблуждение студентов касательно их миссии в этой революции. Они утверждали, что революция должна произойти под дирижерскую палочку студентов. А одна из сект - РКМ, не постеснялась даже лицемерно воспользоваться в своей листовке цитатой из Ленина о том, что рабочий класс не может выйти за рамки тред-юнионистского сознания. Намек предполагал необходимость предоставить студентам посты «революционных генералов» в то время, как «обязанность» рабочих - поставлять рядовой состав! И подобные заявления раздавались именно в то время, когда многомиллионный французский пролетариат не только очнулся от спячки, но уже почувствовал вкус смелой импровизации, инициативы и отважных дерзаний! Естественно, что прочитав такую листовку рабочие лишь в недоумении пожимали плечами и возвращались к серьезным делам" (7).  

Не высокомерное поучение пролетариев и всех трудящихся с претензией на обладание абсолютной истиной, а содействие, прежде всего, процессу социалистического просвещения передовых, наиболее сознательных элементов пролетарского класса и предоставление в распоряжение борющегося  пролетариата ясных перспектив относительно конечных целей борьбы, четкой стратегии и тактики действий - такова функция революционной интеллигенции. Этот процесс просвещения передовых пролетариев в социалистическом духе должен основыватся на равноправных, партнерских взаимоотношениях. В буржуазном, капиталистическом обществе может быть только одна господствующая культура - буржуазная культура. Носителем этой культуры является буржуазная интеллигенция. Вступая же во взаимодействие с пролетариями в процессе практической революционной деятельности,  представитель интеллигенции неизбежно сам учится у пролетариев, преодолевая ограниченность, накладываемую на него буржуазной культурой.

Только в процессе непосредственного взаимодействия с пролетарской массой буржуазный интеллигент может на самом деле порвать с буржуазным миром, безоговорочно встать на точку зрения пролетариата, действительно перековатся в пролетарского революционера. Необходимо также помнить о том, что марксизм это не чисто академическая теория. Суть марксизма в том, что он является прежде всего теорией, неразрывно связаной с практикой революционного преобразования общества пролетариатом. Вне этой связи марксизм, по сути, теряет всякое значение. Марксизм - это особая наука, наука-социальный праксис. Возникновение этой науки-праксиса, как было показано выше, было обусловлено практикой реальной классовой борьбы пролетариата (а не возникло из головы интеллектуала, как вытекает из неудачной формулировки Каутского) и каждый дальнейший шаг вперед этой науки был прямо связан с практикой реальной классовой борьбы. В этом смысле можно сказать, что реальное рабочее движение формирует научное социалистическое сознание, так же как научное социалистическое сознание направляет рабочее движение.       

Всегда однако сохраняется опасность того, что полная перековка буржуазного интеллигента по каким-то причинам не удалась, являясь чисто поверхностной. Этим объясняются многочисленные факты, когда интеллигенты покидают лагерь пролетарской революции, скатываясь к оппортунизму или даже переходя в лагерь открытой реакции. Это, как правило, происходит в исторические периоды отлива революционной волны, в периоды спада рабочего движения. Поэтому необходимо стремится к тому, чтобы в идеале основной костяк пролетарской революционной организации составляли не интеллигенты, а образованные в социалистическом смысле пролетарии.    

Сила и неуязвимость теории Маркса обусловлена ее критическим материалистическим методом, требующим выявления за теми или иными идеями, теоретическими положениями, концептами и тезисами реальных интересов различных классов, социальных слоев и групп. Этот критический метод может и должен применятся в том числе и к любым "марксистским" идеям и тезисам. В этой связи, вполне возможно допустить, что извращенное понимание тезиса о внесении социалистического сознания в рабочее движение, может, при определенных условиях, стать идеологической ширмой для претензий промежуточных социальных слоев - технической (т.н. "белых воротничков") и гумманитарной интеллигенции  сохранить и упрочить свое относительно привилегированное положение, претензий путем устранения буржуазии стать ее фактическим заместителем, перехватив у нее функции контроля и управления обществом (8).    

Известно, что В.И. Ленин полностью разделял тезис Каутского. Сейчас это ставят ему в вину всевозможные критики теории и практики большевизма из числа анархистов и "левых коммунистов". Показательно, что такие "критики" говорят в унисон с махровыми антикоммунистами из лагеря буржуазии (9). Ленин, говорят они, "стремился внушить рабочему классу сознание необходимости социализма", он, якобы, "давал ему руководящие установки, объясняя, что и когда ему следует делать" (10). Видимо эти люди изучали историю русской революции и историю большевистской партии преимущественно по буржазной литературе. Объективный и непредвзятый анализ показывает, что как раз в деятельности партии большевиков (по крайней мере это касается периода от основания партии до конца гражданской войны) было на практике найдено оптимальное сочетание стихийности и сознательности. Большевистская партия смогла привлечь в свои ряды и с исключительной заботливостью выпестовать десятки тысяч передовых пролетариев, которые стали прекрасными борцами за социализм. Не анархисты, а большевики сумели направить цунами революционного подъема широчайших масс трудящихся к осуществлению победоносной пролетарской революции. И это стало возможным только благодаря тому, что партия большевиков не плелась в хвосте у масс и в то же время не толкала массы в авантюры, она была неразрывно связана с массами и отражала их коренные интересы (11). 

Рассматриваемая здесь проблема имеет не только важное теоретическое значение, но и прямо соотносится с текущей повесткой дня. Один из активистов РСД ("Российское социалистическое движение") пишет в интернете: "мы считаем, что в современной России, если левая политика вообще возможна, то на основе совершенно особого соотношения партии и класса, где политическая партия будет если не единственным, то основным и системообразающим институтом рабочего класса, единственной массовой организацией, придающей субъектность тому огромному атомизированному большинству российского общества, которое объективно являет собой рабочий класс". То есть, попросту говоря, здесь предлагается создавать "пролетарскую" партию без пролетариата.Создавать ее конечно будут интеллектуалы, которые априори предполагают наличие у самих себя "правильного" классового сознания. Я не думаю, что эти товарищи сознательно стремятся создать политическую структуру для беспринципных действий на левом фланге игрового поля буржазной политики. Скорее всего, молодые интеллектуалы (большинство из которых, кстати говоря, являются выходцами из непролетарских слоев) испытывают искреннюю неудовлетворенность от текущего состояния российского левого движения, пораженного бестолковой субкультурщиной одних, неповоротливым догматизмом других, монструозным социал-шовинизмом третьих.

С идеологической точки зрения очевидно, что они находятся в плену крайне спорного дискурса Георга Лукача, утверждавшего что партия неизменно воплощает в себе классовое сознание и может активно воздействовать на ход истории даже не опираясь на уровень классового сознания и степень политической активности пролетариата.  По существу мы видим здесь отказ от задачи сообщения социалистического сознания трудящимся массам, которая уступает место нетерпеливому желанию поиграть в политику. Можно с уверенностью предположить, что, при таком подходе, декларируемое РСД стремление "создать политическую силу, способную выдвигать антикапиталистическую, социалистическую программу через выдвижение собственных ответов в дебатах по всем ключевым общественным проблемам" на практике обернется лишь принятием на себя определенной роли в буржуазном  политическом цирке, а другая глобальная цель РСД -"развитие критической академической и студенческой среды" сведется лишь к бесплодному словоговорению на всевозможных интеллектуальных площадках. 

Самое же существенное, пожалуй, состоит в том, что в современной ситуации задача сообшения социалистического сознания массам приобретает специфический характер.Во времена Маркса, Каутского и Ленина массы не имели понятия о научном социализме. Сегодня, к сожалению, в глазах широких трудящихся масс социалистическая идея скомпрометирована в результате известной исторической практики. Следовательно, объяснение того что есть социализм необходимо предполагает сегодня объяснение того, почему и как великая историческая попытка социалистического переустройства общества в СССР окончилась поражением. 


Примечания: 

1. Цит. по кн.: Ленин В. И. "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения", ПCC, 5 изд., т. 6.

2. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 208.

3. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 591.

4. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 600-601.

5. Маркс К. и Энгельс Ф., "Манифест Коммунистической партии", Соч., 2 изд., т. 4, с. 437.

6. Здесь уместно заметить, что попытки противопоставить "аутентичное прочтение" Маркса всему последующему развитию марксистской теории, вызванному историческими трансформациями капитализма, иногда могут быть сугубо реакционны. Например, Максимильен Рюбель утверждает, что, якобы "подлинные идеи Маркса предназначались исключительно для Запада и относились исключительно к промышленно развитым буржуазным странам" и не предназначался для стран, остававшихся "за пределами эволюции, присущей западному капитализму" (М. Рюбель. "Маркс против марксизма", М. НПЦ "Праксис", 2006 г., с 62). Рюбель ничего не понял в ленинском анализе империализма как новой стадии капитализма, соответственно, он очень мало что понял и в подлинном марксизме. Эта установка западного левого интеллектуала на самом деле служит прикрытием интересов рабочей аристократии стран 1-го мира, а стало быть, служит империализму.  

7. Клэр Дойл. "Месяц революции. Уроки всеобщей забастовки", СПб, 1993 г. Изд. "Рабочая Демократия", с. 24. 

8. О социальной природе этих промежуточных слоев см. мою статью "Революционный субъект".

9. Ср. например статью французского "левого коммуниста" Жиля Дове "Ренегат Каутский" и его ученик Ленин" и главы из книги ренегата и перебежчика М. Восленского "Номенклатура".

10. Жиль Дове. "Ренегат Каутский" и его ученик Ленин".

11. См. например, "История гражданской войны в СССР", т.1, М., 1935 г. Несмотря на некоторый элемент идеологической нагрузки, обусловленный временем ее издания, книга в целом представляет объективное историческое исследование, изобилует ценным фактическим материалом и является важным пособием для понимания взаимоотношений партии и масс в 1917 г. 



Рейтинг:   2.00,  Голосов: 46
Поделиться
Всего комментариев к статье: 25
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
но практика, моя подруга, зеленеет (продолжение)
ooleg написал 12.04.2011 23:42
А до "тред-юнионизма" рабочему классу в Раше и не нужно "подниматься". Потому что бесполезно. И работяги это "чувствуют своей задницей" гораздо лучше, чем вы, Александа, своим убогим умишком.
но практика, моя подруга, зеленеет
ooleg написал 12.04.2011 23:37
Марксизм диалектическое учение, и во главу угла ставит практику, как критерий истины. У придурка Кремнева нет не только теории, но даже марксизма. Это просто демагогическое перемалывание марксистских терминов, большинство из которых уже не соответствуют современной практике. И это не вина Маркса. А вина ублюдочных последователей "изуверов" типа Кремнева, которые просто паразитируют на марксизме. Если вы, Александра, хотите узнать про современный марксизм, читайте современных философов марксистов, есть очень даже приличные люди. Но их "почему-то" этот сайт игнорирует. Не знаете "почему"?
теория, мой друг, суха... Продолжение
Александра написал 11.04.2011 22:16
Статья страдает "сухостью" в том смысле, что нет ни малейшего поползновения охарактеризовать современное состояние рабочего класса и его нынешние стремления, ожидания, иллюзии. Кому, собственно, социалистическое сознание вносить вознамерились?
Рабочему классу нынче хоть бы до тред-юнионизма подняться. Хоть бы научиться защищать свои экономические интересы! Поглядели бы на французов или греков - вот она классовая солидарность. Нашим до этого еще расти.
А тут - партийцев хоть отбавляй! И каждый в свою дуду!
теория, мой друг, суха...
Александра написал 11.04.2011 22:03
Хорошая статья. Грамотная. Это уже немало, если учесть огромные потери, которые понесла марксистская наука, превращенная в идеологию и, следовательно, в орудие духовного закабаления масс. то есть в противоположность самой себе. Это не говоря о том, какое пугало пытается сотворить из марксизма буржуазная пропаганда.
Есть только одно принципиальное замечание. Цитирую:"... происходит в исторические периоды отлива революционной волны, в периоды спада рабочего движения. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы в идеале основной костяк пролетарской революционной организации составляли не интеллигенты, а образованные в социалистическом смысле пролетарии".
Это крайне опасная тенденция. Увы, есть такие поползновения. Рабочисты, пролетаристы и проч. вообще стремятся сделать из революционной интеллигенции некую подчиненную силу,так или иначе прислуживающую "гегемону". А ведь пролетарская партия стремится к бесклассовому обществу, и потому деление на "классы" внутри самой партии - это, мягко говоря, нонсенс. А на деле - отказ от коммунизма как внутреннего содержания всей партийной работы.
Re: витязю
ooleg написал 10.04.2011 12:18
Смешно, но в главном витязь прав. Кремневы говорят именно "изуверски казенным языком", который ни к науке, ни к, даже, пропаганде не имеет никакого отношения. Мудак Кремнев (поддержу здесь витязя) в левом движении хуже прямых врагов, которые, по, крайней мере, практичны. А от кремневых - как от козла молока. И кормится на этой ниве, я думаю, он совсем неплохо. Гнать в шею - демагогов от Маркса.
(без названия)
витязь написал 10.04.2011 11:11
без правильного научного формулирования, с учетом практики реального строительства социализма в ссср и других странах, социализма, достаточно сложно формировать сейчас классовое сознание класса наемных работников в русле достижения этих коренных интересов наемных работников, но не безнадежно, т.к. сама практика жизни в эксплуататорском обществе формирует через классовую борьбу общественное классовое сознание наемных работников и наполняет теорию социализма... при этом надо понимать, что поражения социализма нет и не будет, революция все еще продолжается, а сейчас всего лишь временный период контреволюции - победа за коммунизмом!
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Если бы Ленин таким изуверски казенным языком писал свои речи х.е.р бы он добился революционной обстановки. Откуда же эта казенная жидовская х.у.е.т.а здесь берется? Как же вы надоели суки казенные. Что-то наполняет жидовским гавном ваши замшелые мозги. Морда жидовская кому ты впариваешь мозги?
=======================================================================================
Из журнала молодой коммунист за 1988 год: "В науке, как впрочем и везде, скопилось огромное количество пошляков готовых опошлить любую прекрасную идею, довести ее до абсурда, выставить на посмешище и во конце концов приспособить для собственных мелких целей".
======================================================================================
Недоумки е.б.у.ч.и.е. не выйдет у вас приспособить Ленинские идеи под свою жидовскую мерзость. Язык у вас корявый и коростой покрылся. Вы пытаетесь слова подобрать самые выпендрежные и наукообразным языком пытаетесь говорить. Оглянитесь вокруг. Народ уже давно восторженным сленгом разговаривает и в сказки дерьмократические верит. Народу нужны сказки о будущей красивой жизни, а вы н.е.о.д.о.е.б.к.и обрезанные корявые обороты протухших жидовских профессоров вытаскиваете на свет и пытаетесь из них сколотить "светлое" будущее.
=======================================================================================
сама практика жизни в эксплуататорском обществе формирует через классовую борьбу общественное классовое сознание наемных работников и наполняет теорию социализма
=======================================================================================
У.е.б.о.к. Какая практика? Какая классовая борьба? РАБЫ, РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ и НАДСМОТРЩИКИ. Б.л.я.д.ь жидовская. Как вы с.у.к.и надоели своими заумными теориями. Нет у рабов никаких классовых теорий. Они им не нужны за полной бесполезностью. Засунь себе в очко эту теорию и пляши как бес на горячей сковородке. Классовая борьба при капитализме, а нас РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ. Все принадлежит ЖИДАМ, а мы просто РАБЫ. И лишь вопрос времени, чтобы это стало очевидным для всех. Просто строй толерантный. Рабы современные в металлических кандалах работать не смогут. Сколково сделает электронные кандалы и все круг замкнется. Холуи е.б.у.ч.и.е. Какая классовая борьба у рабов? Русские не класс, а по определению и предназначению РАБЫ.
о теории социализма
николай кудакин написал 10.04.2011 03:02
классовая борьба по марксу - объективный процесс развития общества, как и объективен процесс формирования интересов класса наемных работников через саму практику этой борьбы, но эти интересы являются по марксу только внешним проявлением сущностных коренных интересов класса наемных работников в их борьбе с классом буржуазии и другими оставшимися еще в том, или ином обществе эксплуататорскими классами по самоосвобождению класса наемных работников и в связи с этим и других классов общества от отношений буржуазной частной собственности на средства производства...
и вот именно эти и связанные с ними интересами класса наемных работников, а также практику классовой борьбы по достижению этих истинных интересов, доносят и разъясняют наиболее прогрессивные представители других, наиболее образованных в силу сложившихся в эксплуататорском обществе отношений, не эксплуатируемых классов, в том числе представители прогрессивных слоев буржуазии
и маркс, и энгельс, и ленин, и многие другие теоретики и практики организации революционной классовой борьбы, были такими прогрессивными представителями не эксплуатируемых классов
что касается партии, то и маркс, и ленин указывали, что коммунистическая партия имеет такие же интересы как и любая рабочая партия, в том числе не как не партия кого-то для рабочих, а как партия из рабочих и для самих рабочих, и отличается только тем, что в отличие от иных рабочих партий, всегда отстаивает интересы рабочего движения в целом и выступает за движение наемных работников к достижению общих коренных интересов рабочего движения в отличие от отстаивания иными рабочими партиями интересов рабочего движения на национальных территориях...
это и есть тот оселок, который или на котором часто возникает предательство или отход от коренных интересов пролетариата, некоторых прогрессивных представителей, в силу отсутствия у них классового сознания наемных работников, в сторону некоторых частных интересов класса наемных работников в рамках "улучшения" действующих эксплуататорских обществ на национальных территориях, что в частности определило и судьбу каутского, при всех его теоретических заслугах перед революционной социал-демократией, а так же и линию меньшевизма...
а что касается "компрометации" социализмом в ссср идеи социализма и коммунизма, то сначала нам надо научиться наконец-то вести правильно, как пропаганду, так и контрпропаганду именно с позиции классовых интересов класса наемных работников, и тогда любому сознательному наемному работнику будет ясно, кто и зачем пытается скомпрометировать социализм в ссср при всех его громадных достоинствах и имевшихся в том числе отдельных недостатках притом в период обострившейся лютой классовой борьбы капитала против советского народа и ссср
кроме того, надо определить вообще-то, что такое социализм, т.к. ни у маркса, ни у ленина, нет совокупности признаков социализма, как общественного строя и способа общественного производства, кроме некоторых высказыванию общего характера и практических поисков лениным путей строительства социализма, без чего мы не в состоянии убедительно сказать был ли построен в ссср социализм или все же все еще продолжалось строительство - движение к социализму
без правильного научного формулирования, с учетом практики реального строительства социализма в ссср и других странах, социализма, достаточно сложно формировать сейчас классовое сознание класса наемных работников в русле достижения этих коренных интересов наемных работников, но не безнадежно, т.к. сама практика жизни в эксплуататорском обществе формирует через классовую борьбу общественное классовое сознание наемных работников и наполняет теорию социализма... при этом надо понимать, что поражения социализма нет и не будет, революция все еще продолжается, а сейчас всеголишь временный период контреволюции - победа за коммунизмом!
Re: Re: Re: Re: Re: о статье
Торричелли,,,, написал 09.04.2011 21:33
Вот так вас,блядей.
Re: Re: Re: Re: о статье
Торричелли,,,, написал 09.04.2011 21:30
Я давно уже подметил за барановскими мудераторами повышенную их активностьпо части дурости по выходным.К чему бы это? Неохота нарваться на втык по понедельникам на утренней разборке от "шефа"?
Re: Re: Re: о статье
Торричелли,,,, написал 09.04.2011 21:27
Ну что же-мне не трудно для воскресных барановских мудераторовских кретинов повторить еще раз-"то ли Жыдоведофф нацбол,то ли нацпиздобол-я штой то не пойму?"
Re: Re: о статье
Торричелли,,,, написал 09.04.2011 21:15
Не,не так.Электрификация всей страны-это Социализм минус Савецка власть.И даже не так-Социализм-это электрификация всей страны минус Савецка власть.Совершенно ясно,что дело решается ТОЛЬКО в том случае,если электрификацию проводит Жыдоведофф и его родственники.Ну а кто еще? Больше некому.
ПРИКОЛ!
Fantom написал 09.04.2011 21:12
http://youtu.be/ztx0Np_98mA
Re: о статье- Зухов (09.04.2011 18:31)
? написал 09.04.2011 20:49
Зухов-уже не Зухов
.
Re: о статье
жЫдоведоФФ && ДальССкий написал 09.04.2011 18:54
Сухову .
Если " Социализм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны",
то тогда " Савецка власть - это есть Социализм минус электрификация свей страны "
Так ?
А?
о статье
Зухов написал 09.04.2011 18:31
В СССР когда-то был популярен ленинский тезис, который знал каждый школьник. Этот тезис был такой - Социализм - это есть бабло плюс электрификация всей страны. На мой взгляд основой, первым важным шагом для построения бабломета, есть отмена частной собственности на средства производства. И далее обобществление всего производства, как в индустрии, так и в сельском хозяйстве. Сталин так и планировал и твердо и успешно к этому шел.Капиталистический хаос рынка и принцип купли-продажи, то есть товарное производство должны быть постепенно заменены на плановое хозяйство и необходимое, разумное, справедливое, пропорциональное пидоpaсам и адекватное распределение всех материальных благ. Цель социализма совершенствование общего хозяйства, на осознанном участии каждого гражданина в общественном труде и распределении его на равноправной, разумной, адекватной основе всех участников. Такой социализм предполагает более высокий и осознанный уровень управления.При социализме материальной благополучие, есть лишь инструмент, помогающий достигнуть цели- совершенства всей хозяйственной и духовной жизни. Поэтому разница между социализмом(периодом осознанной жизни и труда) и капитализмом(периодом взросления человечества)видится очень существенной. При социализме нет необходимости, всю жизнь, ее блага, ее полезность, мерить деньгами, материальной выгодой. При социализме критериями жизни выступают человеческий интеллект, нравственность, совершенство своих возможностей. Если бы в 1985 году во властных структурах нашлась группа умных людей, которые бы понимали выгоду и мощнейший, нераскрытый еще потенциал социализма в СССР, то уже сегодня широкополосный интернет бы был в каждом доме и совершенно бесплатно. И это при всех тех достоинствах таких, как всеобщее бесплатное,образование, медицина, повсеместная возможность трудиться где ты только пожелаешь. Однако общество люди, тогда, были еще не готовы, не осознавали, что такое социализм. Все мыслили другими категориями- обывательскими, потребительскими, что и привело к сегодняшнему результату.
о статье
Зухов написал 09.04.2011 17:53
Раскрыть комментарий
Re: Re: ПАРАЗИТИЗМ
V.N. написал 09.04.2011 17:42
Паразит - потребитель. Человек же как биологический вид с начала неолитической революции создал симбиоз из растений, животных, птиц, насекомых и искуственного ладшафта. Да, необходимо признать, что этот симбиоз заметно обеднил биоту количеством видов. Но называть его паразитом как вид - абсурдно: примерно 80% своих трудозатрат человек тратил и тратит на содержание и развитите своего симбиоза. А с началом промышленной революции вовлек в кругооборот и погребенную органику-ископаемое топливо и минералы - почвенные удобрения. Но как в любом природном симбиозе есть паразиты, так и в "цивилизационно-человеческом" они есть. И задача любого симбиоза - борьба с паразитизмом, как внутренним, так и внешним. Революция есть общественное действо приводящее к понижению паразитизма в системе.
Re: Re: ПАРАЗИТИЗМ
В.Н.Е. написал 09.04.2011 15:19
Это почти так, с небольшой поправкой. Кроме паразитов, существуют еще и симбионты. В этом и есть альтернатива для человечества. Полагаю, далее разъяснять автору комменратия разницу ни к чему, явно сам умен.
НУ,ТАК ПОЧЕМУ И КАК,ШЕФ?
Л. написал 09.04.2011 13:48
"...Следовательно, объяснение того что есть социализм необходимо предполагает сегодня объяснение того, почему и как великая историческая попытка социалистического переустройства общества в СССР окончилась поражением."
МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЛЕНИН НАЗЫВАЛ КАУТСКОГО "КАБИНЕТНЫМ ДУРАКОМ".
НАШ НЫНЕШНИЙ "КАУТСКИЙ" - ЭТО КУРГИНЯН.
А,ВОТ,"ПОЧЕМУ И КАК" - ЗДЕСЬ:
"Что такое социализм или роковые ошибки Гайдара и Чубайса."
http://www.socialism-real.narod.ru/index1.htm
Re: ПАРАЗИТИЗМ
Анархо-эколог написал 09.04.2011 12:38
Homo sapiens в отношении ВСЕЙ остальной земной природы - ПАРАЗИТ, ибо он только берет от нее, взамен отдавая лишь гoвнo, углекислый и все другие газы. Причем, Вы правы, делает это независимо от своего социалистического и классового сознания. И это - сегодняшняя ЕДИНСТВЕННАЯ форма и способ существования ВСЕГО человечьего социума, за очень малыми исключениями. А социализм там, капитализм - это все вторично по отношении к Природе в целом. В "социалистическом" СССР природу портили похлеще, чем в "капиталистических" США, Японии, Германии.
И корни паразитизма человеческого заложены единовременно с уточняющим определение человека словом "sapiens". Правильнее было бы назвать современного человека Homo parasitiens.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss