Кто владеет информацией,
владеет миром

Крах Системы, общественно-психологические аспекты

Опубликовано 11.11.2008 автором в разделе комментариев 39

Крах Системы, общественно-психологические аспекты

Жизнь политическая расцветает в период кризиса. Я это рад видеть своими много раз читавшими (написанное зачастую самим же) слово "революция" глазами. Собрания Исполкома Левого фронта, другие кружки и президиумы - всё это, наверное, уже похоже на 1916-й, на ту тёплую осень...   

То, что ельцинско-путинская Система пришла к кризису вполне закономерно, сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако важно не утерять нить событий и, что для этого важнее всего, сохранить некоторую преемственность толкования - ведь во многом жизнь силовигархической антинародной Системе продлевали скачки, которые она делала в области объяснения ею действительности. Послезавтра мы будем обсуждать в «Билингве» (где, кстати, и презентация моей книги проходила) экономические альтернативы созданному новорусским капитализмом кризису, но я бы хотел заранее внести в это обсуждение свою «терцию» - ноты психологизма и историзма. Ибо дело-то идет к революционной ситуации, и тут что-то упускать из виду недопустимо. Ни прошлое, ни настоящее. Итак, что же происходило с Системой, на каком языке она разговаривала, как объясняла изменяемый ею мир в ходе своих экономических реформ и какой в целом колпак нахлобучивала на общественное сознание?

Есть такая слабость у масс в период относительного благоденствия - верить начальственным интерпретациям. Не только верить - ещё и развивать. Хотя эти интерпретации - фиговый листок, не только фактам подходящий мало, но и ветром легко сдуваемый, ветром необъяснимой в рамках Системы действительности. Неизбывный угар державничества (я здесь имею в виду вытягивающихся во фрунт перед любой властью придурков, а не мечтателей о «сильной и неделимой») - штука, переживающая режимы, это верно. Как радовались эти, утомленные Ельциным, радетели за народное благо, когда по кремлёвскому ковру замаршировал, точно придерживая шашку, Путин!

И тотчас преобразился для них мир: с арестом Ходорковского как бы и вся психологическая травма от приватизации обратилась в словосочетание «лихие девяностые», после чего жить стало лучше и веселее, а тут и нефтедолларовый дождик поспел. Воистину Святой Володимир воцарился с миллениумом в России - аж цены на нефть среагировали...

А если серьёзно, то кубик-рубик общественного сознания в ходе махинаций, которые с ним вытворяли все девяностые и первую половину миллениумных,  пришел в несобираемый вид. Но что же, что происходило в головах? Как умудрялись выживать, как умудрялись объяснять все очевидно для них вредное, наступающее на их права, лишающее работы и будущего - как смотрели на этот мир сами дорогие россияне, сгоняемые с родных земель не волной нарождающегося английского, а возрождающегося новорусского капитализма?

Тут нужно еще раньше начать вглядываться. Итак, конец 1980-х. Начиналось-то всё эдак невзначай - с расцветом кооперативчиков, видеосалончиков и теневой коммерции, медленно вытеснявшей государственную... Появилось суждение о том, что рабочий человек в СССР недополучает. А если и получает хорошо, то где ему удовлетворить свои потребности, кто ему в этом поможет? Вот он, "день рождения буржуя"! Товары и услуги, заводы и фабрики, нефть и газ - всё это за рекордно короткие сроки было приватизировано именно под вышеуказанным психологическим соусом. Мол, плохо рулило госдуарство рабочих и крестьян, а вот государство буржуев всех накормит и напоит и все вместе полетят на самолете, как в "Ширлях-Мырлях" отдыхать на курорт, всей страной, ага... 

Государственный лохотрон у нас был, а не на местах! Но при всём сломе общественных ценностей только одна оставалась неизменной - патернализм. Хоть и критиковали КПСС за то, что руководила плохо и монопольно, но Система не изменилась - наоборот, бюрократия дала заметный численный прирост на фоне вымирания всей страны. Очень красноречивый факт, не забывайте таких фактов. Выходило на рубеже 1980/90, что административное командование - тупик, однако же выйти из этого тупика сами же партократы решили без системных изменений, но просто под новым флагом.

Контрреволюция происходила надстроечно - и именно так, как должна была произойти революция коммунистическая, по Марксу, "сверху". Да, доминантой остался патернализм - даже в самый либеральный период правления Ельцина. Мол, государство и теперь всё решит за нас - нужно лишь голосовать за партию власти и плыть по течению... Ну и куда приплыли? Не пора ли взяться за вёсла самим? И за руль!

Реформы проводились как продразвёрстка, ельцинская элита народ заставляла вымирать - экономическими инструментами, а иногда и танками, как в 1993-м. И самые тупые политологи-почвоведы уподобляют это большевизму - ну, это даже не смешно. Большевизм за 10 лет, не смотря на изнурительную Гражданскую, начатую белыми и поддержанную враждебным Западом, построил новую страну и вышел на рост ВВП в 1927-м, а либерализм гайдаровского розлива до сих пор не достиг показателей 1989-го года, отбросив страну по человеческому потенциалу (есть такой критерий в экономике, он же упоминается Подберёзкиным-Медведевым как "человеческий капитал") аж на 67-е место со второго (на даже кризисный 1992-й год). Слабее, извините за выражение, джамахирии мы теперь! 

Ох, неверно думать, что только партократы совершили в стране переворот, нет! Не забывайте и об их детишках-мажорах, увидевших преимущества привилегий не в рамках должностных и карьерных даже завоеваний (на которые уходит время), а просто как эквивалент, который можно расходовать и преобразовывать то в деньги, то во власть. Ясно, что только полный идиот не смог бы проделать в танце перестройки па под названием «назад в капитализм» - инволюция всегда проще происходит и быстрее.

И вот уже не комсомольские банки осваивали средства ЦК КПСС (кстати, если вам интересно - вот вполне публичный список оных), а на новом этапе новые хозяева распоряжались судьбами тысяч рабочих, да что там рабочих - целых республик. Эти вчерашние партийцы уже тогда поняли преимущества в плане превосходства примата индивидуального над коллективным. О том, как разворовывали СССР, ввергая в регресс целые отрасли, а общество в феодализм - ещё предстоит написать тома...

Новейшая доминанта (точнее - терция) общественного сознания (антикоммунизм/собственничество) уселась на троне рядом с Ельциным, который и после сложения с себя президентских полномочий ничего умнее цитат из речей Шарикова не мог привести в оправдание своего экономического и демографического террора: «Ну ведь уже не хотят чтобы этаа... всё взять и поделить?». Взяли и поделили-то как раз приватизаторы...

Но общество в условиях перманентного кризиса девяностых - при низком уровне жизни (который нисколько лучше 1980-х и не был!) умудрялось жить надеждами, оно этими надеждами даже выживало, осмелюсь скаламбурить... Малейшие «свободы», о которых тут недавно задыхаясь твердил на ТВЦ бывший спичрайтер горбачёвского ЦК КПСС Ципко, принимались за эпохальные свершения, появление в руках мобильников - как пропуск в «цивилизованный мир». И главное, главное - утверждалась доминанта собственничества.

Совершенно закономерно: правящий класс в интерпретации всегда уподобляет себе всех субъектов озираемого им пространства. Он хочет размножения своего, он экстраполирует себя на всё и свою оптику туда же. Диктатура пролетариата увеличивала рабочий класс количественно - об этом Сталин прямо заявлял на съездах, мол, надо к такому-то числу рабочих рук прийти в таком-то году, и приходили ведь... Нынче же наоборот. Правит бал буржуазия и все с нею связанное, возродились все эти клевретики, фаворитки, стилисты, домработницы, чёрт ещё знает кто... Но все - собственники. Ельцин даровал нам это право - право собственности (ну, на то, что было, а вот самым дорогим россиянам - и на то, чего не было, Чубайсу, Ходорковскому тому же... нам квартирки, им - скважинки нефтяные и турбинки).

Справедливо ли это было? Почему тогда же не прозвучали гневные вопросы? Ну так мораль капитализма - руководство страны утверждало, что всё заработает куда лучше в частных руках. Ибо появится Хозяин... Неужели тогда становившиеся в оночасье зависимыми от этого Хозяина слуги и рабы не видели подвоха? Почему? А потому, что с той же идейностью, которая прежде двигала массы к коммунизму (и на этом пути совершены все технические завоевания, позволяющие поныне паразитировать буржуям на них и на шее трудящихся - даже трудящихся прошлого, вон какая засада!), огрызок СССР повели развенчавшие себя партократы к капитализму. Ну вот сегодня мы уже и видим горизонты этой "земли обетованной". Уволенные падают за этот горизонт. А кто не хочет пускать себе пулю в голову, как сделал провинциальный шофер - придут в революцию и отомстят всему классу-обидчику.

Таким образом, рабочий начинает думать, что он собственник своих рабочих рук. И даже гордится этим - но не по-пролетарски, а по-буржуйски, вот в чем разница. Мол, захочу - туда пойду работать, захочу сюда. Но если бы так (это как раз в СССР можно было этак выделываться - ибо безработным не остался б).

Ибо не так: кризис. И итогом таких классовых заблуждений стали увольнения не только в банках (как обещала путинская пропаганда), но и в госучреждениях, в немногих функционирующих НИИ. Тамошние и так низкие зарплаты (тысяч в семь-восемь) собираются урезать и заняться слиянием и поглощением НИИ, с сокращением сотрудников неизбежным. Если вам нужен конкретный пример - ГЕОХИ (Институт геологической химии РАН) ожидает эта судьба, знаю доподлинно.

Но это сейчас, а мы должны вернуться туда, откуда проистекают беды - туда, где мы приняли власть приватизаторов, рассказывавших о  кровавых преступлениях прошлого чтобы застить глаза перед преступлениями своего настоящего. Они обворовывали нас, они сгоняли целые армии безработных поближе к своим гнездам и подальше их, безработных, гнезд. И все во имя чего? Этот вопрос в период кризиса не спрятать ни под какую позолоту и патриотизм!

Так как крах Системы стал фактически кризисом доверия (лопнули надежды на спекулятивный капитал) - выяснилось, что и позиционировавший себя этаким прагматиком, капитализм тоже строился в России за счет энтузиазма. Более того - за счет вымирания страны. А когда меньше населения - то и прокормить легче. Все эти задачи решала прежняя Система, которая из дядек партийных переродилась в дядек единороссийных - со счетами в банках и виллами за рубежом (чего им ЦКаКашка ПСС ну никак бы не позволила - вот и пришлось переворот учинить во всей стране)...

Что строили так долго и с такими большими напрягами для населения сперва либералы, а потом силовигархи? Народ охотно шел на лишения и на подвиги в 1920-х и 1930-х, когда понимал, что строят общество равных, что на глазах у него, у народа, не будут хамски жировать какие-то лучшие, неизвестно чем заработавшие свой капитал. Единственные привилегии, которые тогда существовали - были должностными, об этом я писать не устану.

И более того: когда был ясный для масс план строительства будущего под простым названием «коммунизм», то была и охота работать. И охота размножаться была. Нынче же вымирают собственники. Таков итог правления постсоветской тупиковой власти. Какая будет дальше - нам решать. Пожалуй, эта простая и непретенциозная мысль, логически неизбежно вытекающая из осознания краха правящего режима вместе с им возведенной на руинах социализма экономической формацией, - есть то, что я хотел сказать этой  статьей.   

Решать нам - это не трюизм, это методология. Это и приговор Системе. Ведь она - результат мутации административно-командной Системы, которая разменяла власть на собственность в обменнике 1991-го года, и нынче часто еще туда наведывается менять валюту. Глупая и бесплодная формула «ты это твоя собственность» падает вместе с капитализмом. А за ним - осознание себя не индивидуумами, а коллективом. И новый блеск слов «решать НАМ». Создать свою "горизонталь" - которая и сможет дельно руководить страной, то есть самйо собой. В первую очередь прекратив её вымирание, своё вымирание. Нужно перестать быть статистическими величинами для абстрактного же и для нас Кремля - пора учиться радикальному реализму.

То есть учиться решать совместно, а не ждать от многожды предавших идеологии, партии и свой электорат дядек того, что они делать и не собираются. Они выронят власть из рук - как омоновец свою дубинку. И не только выронят - ещё и флаг свой будут топтать, как тот омоновец. Ибо приговор истории часто приводят в исполнение сами приговоренные, как Гитлер, к примеру. У вас хорошо начищено оружие, силовигархи?



Рейтинг:   4.75,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 39
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Как жить то нам?
А.В. написал 06.12.2008 01:03
"...после Петра-1 России не везло на царей..."- с грустью сказал один из школьников в фильме "Доживем до понедельника".
Скажу больше... По моему в Тверской области в 90-е годы,или как их сейчас называют-"Лихие-90-е" проводилось исследование, к сожалению не обследование. И выяснилось, что из 10 - ти кандидатов в депутаты городской думы
9 состояли на учете в психоневрологическом диспансере.Комментарии излишни. Это логично.Многие в подобных клиниках мнят себя Наполеонами, либо стремятся ими стать на свободе...
Обществу необходимо уметь или,по крайней мере, учится защищать себя и своих потомков от "одержимых" властью и верить не словам, а результатам.
(А насчет объема комментария не принятого вами...Я его уменьшил,но может заодно форму одеть и сапоги, да с песней?..)
Ну,ну!..
Re: барану-олегофрену
1905 написал 18.11.2008 23:13
Опять олегофрен расфлудился - по два раза одну бредятину пишет.
барану.
..олег,, написал 17.11.2008 20:24
конечно...
Даже на Мертвом море -не все равны.
Кучерявым - Извечно МАЛО места...
(и - шнобелястым...
барану.
..олег,, написал 17.11.2008 20:23
конечно...
Даже на Мертвом море -не все равны.
Кучерявым - Извечно МАЛО места...
(и - шнобелястым...
Re: барану-олегофрену
1905 написал 17.11.2008 20:04
Твое вонючее государство - всего лишь паразит на теле у общества. Лучший способ защиты - его разрушение. В новом, бесклассовом
обществе ему НЕ БУДЕТ места.
барану.
..олег,, написал 17.11.2008 18:47
ГОСУДАРСТВО - было, Есть - и(!) ОСТАЁТСЯ - ЕДИНСТВЕННЫМ
инструментом защиты (САМОЗАЩИТЫ!) - Любого Народа.
(Включая ЕВРЕЕВ...
05 - му.От классика :
..олег,, написал 17.11.2008 18:41
"Необходимость защиты от внешнего врага приводила к укреплению государства вместо его отмирания...
НЕОБХОДИМОСТЬ!!!ЗАЩИТЫ!!!...
баран...
Re: Теперь кричать поздно
Сталинист - Максиму написал 14.11.2008 02:52
Максимка, нэсмотря на твою политическую близорукость и наивность, ты понимаэш, что "сталинское наследие еще далеко не изжито". Это ты правильно понимаэш. "Сталин ушел не в прошлое, он растворился в нашем будущем — как это ни опечалит многих". И когда мы придем к власти, мы уже нэ будэм такими добрэнькими как в первый раз. Но у каждого будэт выбор: быть на стороне своей совэсти или на стороне своей подлости. Подготовься к нэму хорошэнько Максимка.
Re: Re: Re: Re: Теперь кричать поздно.
1905 написал 13.11.2008 22:37
Если данная "банда" действует изнутри движения то все возможно. Что до шатких эсдеков, то сталинисты во второй половине 1930-х гг. сами вступали союз с таковыми, а также с "прогрессивным крылом" национальной буржуазии ( это называлось "народный фронт" ), расчитывая остановить фашизм - да поздно было.
В России сознательный пролетариат и значительная часть его революционного большевистского авангарда погибли в Гражданской войне - кто на поле боя, кто в белогвардейских застенках. После войны партию заполнил крестьянский, мелкобуржуазный элемент, который "сталин" и его сторонники, захватившие контроль над аппаратом, массово принимали в партию, чтобы сделать своей опорой и растворить, подавить собственно-революционный элемент в этой серой массе.
Известно, что новый госаппарат формировался из осколков старого, который, по признанию Ленина "представлял собой буржуазную и царскую мешанину". Эта разнородная масса, не имевшая никакого отношения к собственно Революционерам-большевикам, зато имевшая унаследованную от царизма привычку подчиняться начальству стала главной опорой сталинизма.
Сталинисты воспользовались усталостью масс после Гражданской войны, провозгласив идею "социализма в одной стране". Что было дальше -очень хорошо понятно. Изоляция Революции в отсталой стране, с многовековыми традициям рабства и деспотизма ее убила.
Необходимость защиты от внешнего врага приводила к укреплению государства вместо его отмирания. Укрепление государства порождало привилегированный правящий слоя чиновников, вместо власти рабочих Советов и настоящего равенства. Изоляция внутри одной страны вела к национализму и великодержавному шовинизму, вместо пролетарского интернационализма и равенства народов. Не говоря уже про террор против большевиков - участников Октябрьской Революции, этнические чистки 1944 г. Короче, суть сталинизма очевидна - это удушение Революции и воспроизведение старого общества.
А "экспорт" Революции тут не причем, это всесторонняя поддержке Революций, а не привнесение их извне. Успешные Социальные Революции в Европе ( и в Азии ) были бы лучшей гарантией безопасности молодого советского общества. Объединение с пролетариатом Европы в социалистическую федерацию гарантировало бы ему необходимую материальную и экономическую помощь. Не было бы необходимости в "сталинских" методах коллективизации и индустриализации, не было бы необходимости защищаться от внешнего врага ( которого бы не было ) и т.д.
Опыт ХХ века должен быть учтен.
Re: Re: Re: Теперь кричать поздно.
Д.Ч. написал 13.11.2008 20:25
"мировой войны и нацизма могло и не быть, если бы "сталин" и его банда не сгубили "
экий вы идеалист. ежели по-вашему один человек или даже вся его "банда" могут сгубить дело мировой революции - это что ж за революция такая? нет в ней решающей движущей силы масс, получается?
то-то и дело, что антисталинизм как слева, так и справа немедленно свеливается в антиисторизм или идеализм. экспрот революции выходит? а с этим и Троцкий не согласился б)))
вы что, и впрямь считаете, что шаткие немецкие эсдеки были той солью Революции, которую треклятый Сталин намеренно выдернул как детонатор из тротила Революции?
Не-а...
пассажир написал 13.11.2008 17:45
Позволю себе категорически с Вами не согласиться! По одной простой причине: Как доказала практика, к власти после революции приходит ЦК и Политсовет - так какой же смысл нынче городить эту самую революцию, если и ЦК и Политсовет сейчас и так уже у руля!!! Вы же противоречите сами себе - говоря о разобщенности масс и отсутствии идей, Вы доказываете крах правящего режима... где Вы тут узрели революционную ситуацию? Правящая элита сейчас сильна как никогда! Бороться с такой системой нищим массам однозначно не под силу, тем более, учитывая отсутствие сплоченности/вектора... Вспомните начало прошлого века - практически все активисты были достаточно богаты и образованы, их финансировали немцы и промышленники, а сейчас Вы знаете хоть одного мало-мальски серьезного предпринимателя не повязанного с властными или силовыми структурами! Кто же станет воевать с самим собою? Даже и не надейтесь! Попробуйте сегодня опубликовать свои опусы не только в интернете, а в каком-нибудь центральном издании или выступить со своими мыслями на TV... Вся идеологическая машина работает против таких как мы нас либо не допускают к СМИ, либо самым циничным образом высмеивают в том же Аншлаге или прожекторе перес хилтон... Но все-таки я хочу Вас поблагодарить за то, что Вы пишите - пускай люди задумаются!
Re: Re: Теперь кричать поздно.
1905 написал 13.11.2008 17:44
"думаете без заводов и организованного в колхозы народа она бы выстояла перед вермахтом?"
А мировой войны и нацизма могло и не быть, если бы "сталин" и его банда не сгубили дело Революции в Европе. История пошла бы по другому пути, если бы на теле Коммунистического движения не было раковой опухоли сталинизма.
Максиму
Чужак написал 12.11.2008 11:43
"Многие не понимают, что сталинское наследие еще далеко не изжито, его еще лет на 100 хватит."
Спасибо, голубчик, утешил и обнадежил, а то тут некоторые совсем было духом упали. Ваши слова бы да Богу в уши.
Только очки протрите, ту грязь, которую Вы заметили - она на очках Ваших налипла - сотрите. И по части логики потренируйтесь - прежде всего установите логическую базу - в чем именно состоит демографическая проблема? что, людей слишком много или слишком мало? а потом логически увяжите это с индустриализацией и коллективизацией.
поздно пить боржоми
пух написал 12.11.2008 11:32
не осталось в россии пролетариата.не кому делать ррреволюцию.и все тут.
Re: Теперь кричать поздно.
Д.Ч. написал 12.11.2008 10:59
индустриализация и колхозы - изуверскими методами?
а какие были варианты? вы речь-то Сталина помните, где он сказал, что если не эта спешка - то сомнут?
это террор истории, дорогой. а не так - было бы совсем нехорошо, России вашей пресвятейшей не было б.
думаете, без заводов и организованного в колхозы народа она бы выстояла перед вермахтом?
Re: Спасибо Дима ваши статьи всегда радуют
Д.Ч. написал 12.11.2008 10:56
Всегда готов)
Служу трудовому народу!
Спасибо Дима ваши статьи всегда радуют
Татьяна написал 12.11.2008 10:37
Капитализм по сути криминальный строй, ведь основа его - деньги и за них можно все купить в том числе власть и справедливость.
Крах его неизбежен, но от революций он защищен тем, что нет у людей времени и материальных возможностей заниматься чем либо другим кроме добывания денег. В 1917году даже рабочие в основной своей массе жили в собственных домах и им не грозило отключение воды, света, тепла. Имели огороды. Природа была богаче можно было охотиться, ловить рыбу, а сейчас мы жестко привязаны к работе и все больше внедряются всякие "потогонные системы".
Но крах капитализма неизбежен. Об этом на одной из экологических конференций говорил бывший президент Франции Франсуа Миттеран, он сказал, что будущее человечества зависит от того сможим ли мы построит общество - экологический социализм, иначе неизбежно притворение в жизнь плана "золотой миллиард" либо гибель жизни на земле.
к власти пришло не простое ворье, а организованная группа - Крик
Замечающий написал 12.11.2008 06:40
Об ОРГАНИЗАТОРАХ надо не забывать, а то опять во всем виноват народ и исполнители
Теперь кричать поздно.
Максим написал 12.11.2008 02:30
В 200x Россия с экономикой определилась: это нефть, газ, ресурсы. Беда только в том, что 140 млн человек такая примитивная модель экономики охватить не может, ей столько людей не нужно, да и спрос на ресурсы штука ненадежная. А правительство в силу своей коррумпированности и тупости не способно менять ситуацию.
И не нужно про коммунизм и идейность: все это чушь. Как коллективизация так и индустриализация проводились средневековыми, изуверскими методами. Именно из-за них у нас было уничтожено крестьянство, отсюда и демографические проблемы. Многие не понимают, что сталинское наследие еще далеко не изжито, его еще лет на 100 хватит.
Re: Мнение
Д.Ч. написал 11.11.2008 23:54
что ж, рад что это уже не ребует доказательств. это, кстати, ответ тем, кто ниже меня упрекал в многословности.
до подобной очевидности - километры строк. средь них немало и моих
1 | 2 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss