Кто владеет информацией,
владеет миром

Докатится ли арабская революция до России?

Опубликовано 06.03.2011 автором в разделе комментариев 235

Докатится ли арабская революция до России?

Все чаще меня спрашивают - вот, уже даже полудикие бедуины восстали против своих "мубараков", когда же зашевелится "родина трех революций"?

А я отвечаю одно и то же: "Похожа свинья на коня, только хвост не такой".

Но, видимо, ограничиваться лаконичными ответами уже не совсем прилично. Надо говорить что-то более развернутое: анализ, синтез, предпосылки, движущие силы и прочая лабуда из учебника.

Итак, во всех событиях на востоке, только отчасти, кстати, арабском, сегодня можно разглядеть три важные вещи.

Первое - это несоответствие ожиданий большинства общества и реального уровня жизни, который в данном обществе присутствует. Можно сколь угодно долго говорить о неразвитости гражданских институтов в Египте или родоплеменной структуре ливийского общества, но важно, что даже сегодняшний уровень развития здесь предполагает достаточно высокий уровень ожиданий. Ведь даже Ливия, не говоря уже о туристических Тунисе и Египте, - это не замкнутая система, особенно сейчас, в век Интернета. Люди видят, как живет развитая часть человечества, и не только в материальном плане, и сравнивают это с собственным настоящим - на 2 доллара в сутки, и с собственными перспективами - верней отсутствием всяких перспектив.

Естественно, такое сравнение не может не вызывать колоссального раздражения. Причем в Ливии, где большинство населения живет относительно неплохо по сравнению с тем же Египтом, разрыв между ожиданиями и реальностью все равно очень велик. Можно говорить о том, что эти ожидания явно завышены, но это рассуждения для социологов, а не для масс людей. Потом у тех же людей может наступить и отрезвление, и разочарование, как в бывшем СССР полтора десятка лет спустя после распада страны и ликвидации социалистической системы, но это потом. Сейчас - только раздражение и надежды.

Второе - это политическая и общественная стагнация. Каким бы хорошим парнем не был диктатор, но если он правит 30-40 лет, это как минимум вызывает также раздражение. Но главное - любая диктатура, а особенно диктатура длительная, устаканившаяся, приводит к колоссальному отчуждению масс людей от политики, от принятия решений. Даже если проводятся какие-то фиктивные выборы, всем уже становится ясно, что они фиктивные, за 30-40 лет - даже самым тупым.

Казалось бы, на западе выборы - это тоже фикция, хотя и более изящно оформленная. Но говорить о неучастии масс граждан в политической и социальной жизни все же нельзя. Участвуют и могут влиять. Еще сто лет назад, когда основной проблемой государства было - чем накормить граждан и сохранить их жизни хоть на короткий период, любой диктатор, эффективно решавший эти две задачи, становился "отцом народов", а говорить о личном участии во власти было как бы даже и неприлично. Сейчас в развитых странах ситуация радикально иная - и есть все основания полагать, что именно поэтому они и развитые. Рост участия граждан в принятии решений - это такая примета нового постиндустриального мира. И все, понятное дело, хотят равняться на первых, а не на аутсайдеров.

Поэтому даже такой "славный малый" как Каддафи с его экзотическим режимом воспринимается только в качестве  огромного валуна на пути прогресса. Это иллюзия? Не буду спорить, здесь нет предмета для спора, в конечном счете вся наша жизнь - иллюзия. Но вот восприятие этой иллюзии и есть самая реальная реальность, а восприятие иллюзии массами граждан - это уже реальность политическая.

И третий фактор - это ислам. Ислам не как религиозная система, а как общественное устройство, основанное на справедливости. Этим отличается ислам от других мировых религий - он дает образец не только личной, но и общественной жизни. У арабского мира, а говоря шире - у всего востока есть идеальный образец, причем образец общепринятый на религиозном уровне и, соответственно, легко транслируемый в общественный и политический план жизни. И, кстати, неразвитость ряда восточных обществ только облегчает адаптацию этой средневековой, в общем, системы к современным реалиям. 

Конечно, это тоже иллюзия, но когда она входит в плоть и кровь миллиарда человек, что может быть реальней?

Тем более, что справедливость и равенство, о которых говорит ислам, совсем не иллюзорны. Другое дело, что уже в самом сердце исламского мира, в Саудовской Аравии эта исламская справедливость уже полторы сотни лет попирается самым наглядным образом, и вроде бы арабский и в целом исламский мир с этим как-то мирится. Но сегодня мир уже совсем другой, и "исламское" государство, даже в своем названии имеющее имя королевской династии, не может не ощущать, что выпадает из системы традиционного понимания справедливости.

Но что это для нас, находящихся за тысячи километров от мест основных событий, никак не относящихся к арабскому миру и соотносящихся с исламским миром лишь в небольшой степени?

Если "мы" - это только Россия в границах РФ, то и правда, соотносится довольно слабо.

Первое - у нас, конечно, тоже имеется несоответствие ожиданий большинства общества и реального уровня жизни, но это противоречие не так резко выражено. Хотя в нашем обществе все еще достаточно высок уровень образования, то есть высок уровень запросов и, соответственно, ожиданий, но на 2 доллара в день у нас никто не живет. Еще нет такого всепроникающего ощущения безнадеги. Особенно у молодежи, которая и является в любом обществе главной движущей силой любой революции. Российская молодежь в массе своей на самом деле куда более контрреволюционна, консервативна, чем поколение "отцов". Это связано и со снижением качества образования, а соответственно - с сознательным занижением уровня запросов. Есть и некоторые надежды на "продвижение", карьеру, рост материального благополучия - это поколение еще не пережило резкого кризисного падения уровня и качества жизни, у него есть надежды на поступательное развитие именно такого общества, которое в РФ сложилось.

Второе - российская власть, конечно, застойна, но 12 лет "национального лидерства" Путина еще не вызывают такого раздражения, как 30 лет Мубарака. Тем более, что в Египте имело место ощутимое снижение жизненного стандарта для масс населения, а Россия еще помнит годы нефтяного изобилия, волей или неволей связывая их с образом "национального лидера".

В этом плане РФ после нищенской жизни времен позднего Горбачева и раннего Ельцина испытывает на себе эффект "успешной диктатуры" - да, пришел диктатор, но он нас накормил и защитил. Это очевидный социальный регресс именно в восприятии действительности, в массовой оценке политической и социальной реальности. И здесь как бы "развитое" российское общество очевидным образом уступает якобы "диким" берберам Ливии. И для преодоления этого отставания массового сознания потребуется время.

Третье - у православно-атеистической России нет общепринятой системы социальной справедливости. Советский эталон социальной справедливости остался в прошлом, причем сегодня чтобы дотянуться до него российскому обществу придется преодолевать собственную отсталость - Россия 21-го века отстала от себя самой века минувшего. Воспринять ислам навряд ли получится, да и к тому же для России это будет движением к средневековью, в отличие, кстати, от арабского востока, где движение идет как раз от средневековья к современности. А традиционное православие прямо осуждает стремление к социальным трансформациям.

Это не значит, что так все и будет, так и останется. Но то, что тренд, заявленный арабским востоком, сегодня не имеет почвы в России, к сожалению, достаточно очевидно. Это не говоря о том, что русская молодежь сегодня не готова, подобно арабам, идти под пули ради не слишком даже и осознанного стремления к переменам. Представить сегодня в Москве повторение 1993 года положительно невозможно, хотя и те события вызвали далеко не всеобщий отклик. Боюсь, что на арену российской истории вступает поколение, которое станет одним из самых больших разочарований отечественной истории - поколение воспитанных Сурковым и Якеменко.

Но совсем иначе все выглядит на южных окраинах бывшего СССР, где все 3 обстоятельства арабской революции присутствуют куда более выпукло. Там, в Туркмении и Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, Азербайджане и других республиках Кавказа жизнь на 2 доллара в день вполне обычное дело. Там правят династии и диктатуры обнажены. И там традиционен ислам, да и представления о советской справедливости выветрились куда меньше, чем в РФ.

Там есть и еще один фактор - гастарбайтеры, которые приезжают домой из России и Казахстана, полные завышенных социальных ожиданий и ненавистью к капиталистической системе, в которой для них есть место только в подвале или бытовке и социальный статус раба.

Что ж, великая русская революция тоже произошла в стране, бывшей отсталой, на 80% неграмотной и всего полвека как освободившейся от крепостного права.



Рейтинг:   4.82,  Голосов: 194
Поделиться
Всего комментариев к статье: 235
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: В Татарстан "арабская волна" уже почти пришла!
Счетовод Вотруба написал 06.03.2011 15:55
Не надо смешить мои ночные тапочки, уважаемая Татьяна!
Татарстан по уровню доходов на душу населения - не самый выдающийся в РФ.
НО! На 1 рубль дохода любого жителя Татарстана, включая и пенсионеров, количество совокупных БЛАГ приходится в 1,5 раза БОЛЬШЕ, чем в соседнем Башкортостане, более чем в 3 раза БОЛЬШЕ, чем в соседней Кировской области, в 2 раза БОЛЬШЕ, чем в соседней Удмуртии и т.д.
(без названия)
Петр Киле написал 06.03.2011 15:33
Раскрыть комментарий
Re: Почему Россия не Египет
Счетовод Вотруба написал 06.03.2011 15:24
Проводить тождества, равно как и "исторические аналогии" - дело весьма тонкое и чаще всего - неблогодарное. Посему, ну его нафиг!
С Барановым согласен. Во-первых и главных - ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ. В России это - пенсионеры (и далеко не все). Молодежь?!
Вот здесь хотел бы дополнить Баранова. Россия вместе с сегодняшними людьми т.н. "среднего возраста" и помоложе прошла через достаточно длительный период "криминализма". Этот перид не остался вне "исторической памяти" этого поколения. И очень многому очень многих НАУЧИЛ.
Сегодняшняя молодежь очень хорошо ЗНАЕТ, ЧТО надо делать и КАК для того, чтобы жить не на 2 доллара в день, а на 30-50. И значительная часть, если не большинство, это не без успеха ДЕЛАЕТ. Думаю, что следующее поколение научится ДЕЛАТЬ ЭТО еще успешнее, с учетом "опыта ближайших предков". Рисковать в России ВСЕГДА было выгодно. В условиях сегодняшнего "государства" РФ это АРХИВЫГОДНО! И молодежь сознательно (осознанно) идет на этот риск и в подавляющем большинстве случаев - ВЫИГРЫВАЕТ. Проигравший же всегда может начать сначала. Лозунг "Воровать не выгодно!" для современной России так же "актуален", как и "Все - на баррикады!"
Хорошо это или плохо - вопрос десятый. Это - имеет место быть и будет иметь место еще долго.
Спасибо за статью!
В Татарстан "арабская волна" уже почти пришла!
ТАТЬЯНА РАБОЧАЯ, КАЗАНЬ написал 06.03.2011 14:47
Я - участница выступлений пенсионеров против монетизации в 2005 году, которые у еас в Казани возглавила инициативная группа Захарова и Гупало, этих идеологов "Рабочего социализма" утверждаю, что еще за месяц до тех выступлений никто их не предвидел, все считали народ абсолютно общественно пассивным и вот отняли у пенсионеров право на бесплатный проезд и казанские рабочисты, напечатав даже не на компьютере , написав от руки текст листовки , пропустили его через "советский"ксерокс собрали от трех до пяти тысяч человек очень агрессивно настроенных к власти пенсионеров и инвалидов.Тов. Баранов вы там в Москве плохо знаете провинцию, даже если это пресловутая"третья столица". Еще чуть-чуть и народ опять выйдет, но на этот раз более многочисленно и более агрессивно к власти чем в 2005 году.В Татарии активизировались "мероприятия "против потенциальных "исламских активистов" - глупость, не они будут ядром нового общественного подъема!
Согласен с Сергеем58 - это Нестеренко Ю.
Марксист написал 06.03.2011 14:26
Стихотворение это называется "Глядя в телевизор".
И есть
"Глядя в телевизор-2"
"И снова течет с экрана
Прогоркло-гнилая чушь,
Довольная пасть тирана
Плюет в миллионы душ.
Под пафосный посвист плеток,
Под пыльные миражи
Глумливый оскал решеток
Сочится слюною лжи.
И лязгают ржаво звенья,
И душит навозом хлев,
И черная желчь презренья
Рождает багровый гнев!
Мириться с плюгавой швалью
Трудней, чем идти на бой,
И ненависть станет сталью,
И честь пропоет трубой.
И нету желаний, кроме
Удушье остановить -
Давить эту вошь на троне,
Любою ценой - давить!
Однако державной мрази,
Не морща во гневе лбов,
Но дружно зайдясь в экстазе,
Внимает толпа рабов.
И славят, и бьют поклоны,
И лижут наперебой,
И счастливы встать в колонны
Шагающих на убой.
Зачем же пред горсткой сброда
Они расшибают лоб?
Неужто толпы народа
Сильнее мундирный клоп?
Продажны? Глупы? Не каждый,
И помнят свободы дни -
Зачем же холопьей жаждой
Объяты опять они?
Причина не в том , что туже
Сжимают кольцо псари;
Раб - это не цепь снаружи,
Но жажда цепей внутри!
И тщетно твердить баранам
Про волю как цель борьбы:
Не раб порожден тираном -
Тиранов родят рабы!
И в том , чтобы свергнуть гада,
Конечно же , нет греха,
Но вскоре, как прежде, стадо
Потребует пастуха.
И не исцелится рана,
И сделает круг резьба...
Свободный, убей тирана,
Но прежде - убей раба!
Все прочее - бесполезно,
Хоть замыслы хороши,
И нагло глумится бездна
Ухмылкой верховной вши..."
Юрий Нестеренко
декабрь 2007
(без названия)
xxl написал 06.03.2011 14:16
" ... Что ж, великая русская революция тоже произошла в стране, бывшей отсталой, на 80% неграмотной и всего полвека как освободившейся от крепостного права. ..."
Правильно, но появились идеи СОЦИАЛИЗМА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, наконец партия РСДРП во главе с Плехановым и Лениным.
Т.е. ПОЯВИЛИСЬ ИДЕИ, которые медленно, но уверенно стали овладевать МАССАМИ.
А ГДЕ СЕЙЧАС такие идеи. Думается глвная проблема - НИКАКАЯ ОППОЗИЦИЯ в РФ, то ли парламентская то вне,
НИКАКОГО РЕАЛЬНОГО ПРОТИВОВЕСА РЕАЛЬНОМУ КУРСУ в РФ предложить не может и по причине
своей интеллектуальной импотентности - а так НЕМНОЖКО КАПИТАЛИЗМА, НЕМНОЖКО там вроде социализма - в общем то
НЕМНОЖКО БЕРЕМЕННОСТИ.
Re: Другое дело,что они не видят альтернативы
... (настоящий) написал 06.03.2011 14:13
Чтобы видеть альтернативу, нужно не только иметь глаза. но и понимать, что видишь.
Правильно написал: дело не в том, что нет альтернативы, а в том, что такие вот козлы ее "не видят".
Re: "Веселей страна, впереди маразм!!!"
... (настоящий) написал 06.03.2011 14:11
А вывод? Сплотимся вокруг Путина и "Е...ной России", будем готовы дать отпор врагу внешнему и врагу внутреннему. Уря, уря!
Правильно пишет Баранов, с таким народом не революцию делать, а телевизор смотреть.
"Веселей страна, впереди маразм!!!"
Сергей 58 написал 06.03.2011 14:09
Баранов,Вы как всегда не сказали главного - Марксист (06.03.2011 13:34)
Уважаемый Марксист - автор Юрий Леонидович Нестеренко Ноябрь 2007
http://www.wikilivres.info/wiki/Mustdie_(Nesterenko)
-
Вот так - +.
(без названия)
Краснодонец написал 06.03.2011 13:47
Все то,что товарищ Баранов называет"лабудой из учебника" вовсе таковой не является. Что происходитв некоторых арабских стрнах революция или бунт управляемый и направляемый из-за рубежа? Не знаяю как в Египте,но в Тунисе жизни на " доллара не было. И жизненные перспективы для молодежи это далеко не только обслуга туристов. В частности там осуществлялась государственная программа по задержанию песков Сахары. Государство строило жилье и помогало в освоении земли, но "завышенные ожидания" арабов это то же , что и у "новых россиян".Нажать кнопку и что бы деньги пачками поступали. Но так не быает. Работать надо. В той же Ливии всю тяжелую или технически сложную работу выполняли гастарбайтеры( в чем то похоже на РФ). Но арабам безусловно надоело быть рабами своих диктаторов-нацлидеров. Автор преувеличивает влияние Суркова и Якименко на российскую молодежь. Даже вскормленные сурковыми россияне не посто презирают главарей правящей Хунты но и ненавидят их. Другое дело,что они не видят альтернативы.
Баранов,Вы как всегда не сказали главного
Марксист написал 06.03.2011 13:34
КАК ЭТО НЕ ПРИСКОРБНО,В РОССИИ НЕТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ,РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПАРТИИ И РЕВОЛЮЦИОННОГО КЛАССА.
"Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило нас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано..."
Н.Некрасов
"Те же там же, и так же то же...
Под собою страны не чуя,
Наблюдая все эти рожи,
Одного лишь теперь хочу я.
Не мечтаю уже о лете,
Не хочу ни в купцы, ни в князи;
Я хочу одного на свете:
Я хочу, чтоб вы сдохли, мрази.
Все, что до тошноты знакомы,
Все, что лезут в глаза и уши;
От верховного лысогнома
До последней домашней ксюши,
От блажащей массовки снизу
До верхушки в гэбульных рясах,
От державного жополиза
До эстрадного жопотряса.
Я хочу увидать их в морге,
Чтоб прозектор кромсал их тушки;
От наследника-недозорге
До сосательной журналюшки.
От потешных зиц-атаманов
До героев конька и мата,
От вождя молодых баранов
До дворового дипломата.
От рубителей прежней щепки
До строгателей новой стружки,
От носителя главной кепки
До звонящей в эфир старушки.
Наступает он, зрим и четок;
Край, когда одного лишь надо:
Не зарплат, не жратвы, не шмоток,
А того, чтоб вы сдохли, гады.
Вместе с вашей холуйской спесью,
Вместе с вашей вселенской ложью,
Вместе с вашей блевотной лестью,
Вместе с вашей рычащей вошью.
Не ослепли мы, не оглохли,
Сколь ни бейтесь в пиар-угаре;
Мы ответим вам: чтоб вы сдохли!
Чтоб вы все передохли, твари!"
Неизвестный автор
Чубайс готовится «управлять хаосом» переворота в России…
электорат написал 06.03.2011 13:29
http://martinis09.livejournal.com/232113.html
"Веселей страна, впереди маразм!!!"
Сергей 58 написал 06.03.2011 13:19
"...- А вы сами не видите, что происходит? Посмотрите, как странно все выглядит вокруг Ливии. Что нам говорят и что показывают оттуда? Говорят, самолеты Каддафи бомбят город Бенгази, захваченный оппозицией. Где эти самолеты? Ни один телеканал их не показал. Они что, призраки? Говорят, обстреливают демонстрантов на улицах ливийских городов. Ни одного телекадра про это. Да и очевидцы рассказывают, что все в Ливии выглядит иначе. А к берегам этой страны уже подтягиваются американские авианосцы. Репортажи из Триполи все больше походят на психологическую подготовку мирового общественного мнения к вторжению.
В целом, мне представляется, что Вашингтон погружает мир в управляемый хаос. Они не знают, как выбраться из экономического кризиса. Им нужен новый мировой порядок. На всех континентах. Поэтому арабские страны и Центральная Азия - это только начало. Следующими будем мы. Взрывной потенциал России намного выше, чем у Египта. И к нам уже подбираются. Вот зачем-то же на днях заявили Соединенные Штаты, что признают суверенитет Японии над Курильскими островами? Кто знает, сколько мирного времени нам отпущено?...".. http://svpressa.ru/society/article/39819/
-
Вот такие оранжево - жасминовые "революции".
Re: Почему Россия не Египет
А.Б. написал 06.03.2011 13:16
Евгений, согласиться можно почти со всем, кроме основного посыла - тождество 1988-92 гг. в Вост. Европе и сегодняшних арабских событий (про 1848-й год даже не говорю). Это все абсолютно разные процессы (см. "Похожа свинья на коня").
Почему Россия не Египет
Евгений Ихлов написал 06.03.2011 12:51
Та революционная эпидемия, которая охватила арабский мир, была пережита Западной Европой в 1848 году, а Восточной Европой (вкл. СССР) в 1988-92 годах. Задачи нынешних арабских революций - создание прозрачной системы парламентской демократии и ликвидация засилья полицейской машины и чудовищной коррупции правящего клана в РФ может быть выдвинута лишь во второй части. Российское общество: а) предельно атомизировано (по сравнению с разветвленной "корпоративностью" полутрадиционалистских социумов); б) отторгает идею представительной демократии как ценность.
Никакой идеи социальной справедливости исторический ислам не несет (социальные контрасты в исламском мире были больще, чем даже в Европе 18-19 веков), но ислам не признает сакральность государственной власти. В России как и 120 лет назад любое стихийное протестное движение - это бунт на коленях (мольба к высшей власти - повысить пенсии, проспонсировать завод, сохранить заповедник, снять плохого губернатора...). Мусульманин, кроме того, не верит государственному патернализму (хотя убежден, что религиознй долг богача помогать бедным, но через мечеть, а не через собес). Его требование к власти - перестаньте воровать и вымогать взятки, а деньги на жизнь я себе заработаю. Арабские революции - завершение антифеодального движения.
Кроме того, арабские страны имеют огромное количество сравнительно образованной молодежи, сконцентрированной в мегаполисах, и осознающих, что они обречены быть на дне социльной лестницы. При этом они видят положение молодых специалистов в Израиле, Зап.Европе и США.
Россия (кроме сев. Кавказа) - пожилое исторически "уставшее" общество, где для обеспечения соцстабильности достоточно сдерживать рост тарифов ЖКХ и следить, чтобы пенсии и зарплаты бюджетников не слишком отставали от инфляции, а молодежь мегаполисов мечтает только о карьере клерка (сейчас эат категория называется офисные кораллы).
То, что в российском социуме есть небольшой бурлящий котел (я назвал его "Орущей интеллигенцией", причем впервые с 60-х годов с очень значимой долей студентов и молодых специалистов), никак не влияет на остальное теплохладное болото.
[В начало] << | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss