Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков.
Религия есть опиум народа.
К. Маркс
В настоящее время объединение трудящихся для совместных действий против капиталистической политики, проводимой властями, стала великой проблемой, от решения которой зависит их будущее.
Не ставя себе задачей обсудить все предложения, высказываемые по этому вопросу, я лишь отмечу здесь: во-первых, всякое объединение предполагает основу, на которой оно осуществляется; во-вторых, существует только одно истинное решение этого вопроса, и в этом смысл это решение всегда однозначно; наконец, общественные отношений между людьми регулируются не только с помощью силы закона, но и связанные с их представлениями о добре и зле, правде и лжи, справедливости, чести, долге и т.д., – одним словом, связанные с общечеловеческими моральными нормами поведения людей, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.
Между тем ложных решений всякого вопроса, в том числе и вопроса об объединении трудящихся для совместной борьбы против капиталистов, может быть неограниченное количество. Но вместе с тем это последнее обстоятельство создаёт иллюзию множественности путей объединения трудящихся в их борьбе против капиталистов, вводит их в заблуждение. Этой кажущейся множественностью путей объединения, искажающей действительное положение вещей, ловко пользуются апологеты капитализма, облегчая тем самым борьбу капиталистов против трудящихся.
Фокус здесь заключается в следующем. Сперва, реальные действительные общественные отношения и общечеловеческие моральные представления людей смешивают друг с другом, как абсолютно не связанные между собой явления. Такое смешивание этих двух явлений, одно из которых есть реальная действительность (основа), а другое – идеальное выражение этой реальной действительности, очевидно, образует в сознании человека нечто новое целое.
Чем же может быть это нечто новое целое в сознании человека? Очевидно, вещью, реальное содержание которой разбавлено, растворено её идеальным выражением, стало быть, вещью, в которой сознание связи её идеального выражения с её реальным содержанием ослаблено, а иногда даже утеряно совсем, – короче говоря, пустой абстракцией. Теперь уже (когда реальное содержание глубоко замаскировано её идеальной формой) человек своё отношение к другим людям, очевидно, сообразовывает не с реальной действительностью, а с её идеальным выражением, – идеальным выражением, называемое также моралью, которое якобы существует независимо, как нечто самостоятельное, от этой реальной действительности.
Но если человек своё отношение к другим людям сообразовывает не с реальными действительными общественными отношениями окружающих его людей, а, наоборот, сообразовывает их с моралью, то такому легковерному человеку, очевидно, не может не казаться, что мораль объединяет всех людей вместе в их стремлении к единому счастью и благу.
С другой стороны, чтобы придать этому ложному представлению о путях достижения единого счастья и блага для людей, вытекающему из грубого искажения реальной действительности, некоторую общественную санкцию, идеологи капиталистов манипулируют общественным сознанием, посредством религиозной пропаганды. И вот при таких обстоятельствах, т.е. набросив покров морали на реальные действительные общественные отношения, появляется некий философ и доказывает, что достаточно людям признать единую мораль для всех, как сразу же они приобретут всеобщее счастье и благо; и что если этого до сих пор не произошло, то только потому, что некие зловредные либерасты противятся этому признанию.
В качестве примера, ярко иллюстрирующего то, как идеологи капиталистов обманывают трудящихся морализаторской болтовнёй о единой моральной основе, на которой якобы обеспечивается всеобщее счастье и благо, можно указать на статью, размещённую на сайте МГК КПРФ, с характерным названием «О правде», в которой, ни много, ни мало, утверждается: «Либерасты исповедуют принцип "у каждого своя правда" потому, что они люто ненавидят правду, и больше всего боятся, что люди смогут найти ее и на ее основе объединиться. Правда – это основа объединения людей. Это основа общественного договора. Именно признавая единую для всех систему ценностей – единые для всех права человека: право на жизнь, право на образование, право на медицинскую помощь, право на развитие и счастье – люди обретают основу для таких чувств, как единство и равенство. Без признания единой правды невозможно равное для всех образование. Без признания единых общечеловеческих ценностей невозможно братство народов. Когда вам внушают, что единой правды нет, вам внушают, что не существует единого блага для людей, а значит - нельзя его искать и к нему стремиться. Оставь свои мечты о счастье для всех, говорят тебе, его не бывает. Оставь свои попытки найти истину, ее нет. Сядь и принимай все, что льется на тебя с экранов и с глянцевых обложек – у каждого своя правда».
Итак, правда – это основа объединения людей. Что сказать по поводу такого определения правды? То, что в таком определении правды, кроме религиозно-морализаторской болтовни о правде, никакого реально действительного содержания нет. А между тем, реально действительным содержанием правды является то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.
Определение правды, как основы объединения людей, есть лишь выгодное для политически господствующего класса капиталистов грубое маскирование реально действительного положения дел в общественной жизни современной России, а именно: грубое маскирование того очевидного факта, что современное российское общество разделено на два враждебно противостоящих друг другу класса: с одной стороны – капиталистов, захвативших в частную собственность все основные средства производства – землю, производственные предприятия, банки, а с другой – трудящихся, наёмных работников, лишённых всякой собственности на основные средства производства, кроме своей рабочей силы.
Не требуется больших усилий мысли, чтобы понять, что трудящиеся, лишенные всякой собственности, кроме своей рабочей силы, чтобы жить, просто вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам, следовательно, ставить себя в зависимое положение от них, а тем самым подвергаться нещадной эксплуатации ими. При таком положении дела, при расколе российского общества на два враждебно противостоящих друг другу класса, призывать трудящихся к поиску единой для всех правды, значит обманывать их, отвращать их от политической борьбы, значит внушать им скотскую покорность, согласие с реально существующими звериными общественными отношениями.
О какой единой правде может идти речь в обществе, где правда одних, капиталистов, состоит в том, чтобы эксплуатировать, жить за счёт других, трудящихся, а правда этих других, трудящихся, состоит в том, чтобы избавиться от капиталистов, уничтожить всякую эксплуатацию человека человеком?
О какой единой правде может идти речь в обществе, где правда государства состоит в том, чтобы облагать налогом землю, т.е. облагать данью общество за право жить, а правда общества состоит в том, чтобы избавиться от этой дани?
О какой единой правде может идти речь в обществе, где правда банкиров (торговцев деньгами), состоит в том, чтобы загнать общество в долговую кабалу, а правда общества состоит в том, чтобы уничтожить это гнусное ростовщичество? О какой единой правде может идти речь в обществе, где небольшая группа капиталистов, завладев политической властью, всеми правдами и неправдами, унижает, оскорбляет, подавляет, короче, смешивает с дерьмом «борцов» за единую правду из среды своего же собственного класса, типа Немцова, Лимонова, Пономарёва и т.д.?
О какой единой правде может идти речь в обществе, где конкуренция между отдельными капиталистами превратилась в дарвиновскую борьбу за существование, перенесённую из мира зверей в человеческое общество?
Короче говоря, пока не будет уничтожено безраздельное господство частной собственности, раскалывающее общество на два враждебно противостоящие друг другу класса, всякий разговор о единой правде будет оставаться пустой болтовнёй, обманом трудящихся. Поэтому для своего полного освобождения от капиталистической эксплуатации трудящиеся сами больше всего сделают тем, что уяснят себе свои классовые интересы (свою правду), а именно: превращение земли, средств производства и банков в общественную собственность, как можно скорее объединятся на этой своей классовой основе и ни на одно мгновение не поддадутся тому, чтобы агенты капиталистов проповедями о единой правде сбили их с пути борьбы за уничтожение капитализма вообще. Только тогда возникают условия для равных возможностей и обеспечения всем членам общества вполне достаточные материальные условия существования, когда земля, средства производств и банки находятся в общественной собственности.
Ярким свидетельством этого является СССР, где именно благодаря безраздельному господству общественной собственности всем членам общества были обеспечены не только вполне достаточные материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей. Действительный смысл этой проповеди о единой правде, меду прочим, состоит не только в том, чтобы грубо маскировать действительную общественную жизнь современной России, но ещё и в том, чтобы грубо искажать действительную общественную жизнь бывшего СССР. На это прямо указывает то, как проповедники единой правды изображают, т.е. грубо искажают, действительную общественную жизнь в СССР.
Слушайте: «СССР был по преимуществу рациональной культурой, со всеми вытекающими последствиями: люди верили, что правда существует, что она одна, и что последовательное логическое рассуждение может эту правду открыть. Как в науке: ученые же не верят, что "у каждого человека своя валентность углерода", а "земля меньше солнца" – это спорное утверждение и зависит от того, с чьей точки зрения на это посмотреть». Здесь достаточно привести выписку из 6-й статьи Конституции СССР, а именно: «Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма», – чтобы убедиться в провокаторской сути этого утверждения.
Впрочем, поскольку, во-первых, новое поколение, выросшее в условиях частнособственнических общественных отношений, не имеет ни малейшего представления о марксистско-ленинском учении; поскольку, во-вторых, в настоящее время марксистско-ленинское учение отрицается, предаётся забвению, между прочим, его же вчерашними пропагандистами, – здесь следует показать, в самых простых, доходчивых выражениях, основные положения этого учения. Итак, марксистско-ленинское учение объясняет общественную жизнь, исходя из того очевидного факта, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и что, следовательно, они должны трудиться, прежде чем они могут бороться за власть, заниматься политикой, религией, петь, плясать, искать справедливость, правду и т.д. С этой абсолютно правильной точки зрения все исторические явления объясняются простейшим образом, и точно также представления и идеи каждого исторического периода объясняются в высшей степени просто экономическими условиями жизни людей.
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», К. Маркс.
Это простое понимание общественной жизни людей со всей очевидностью доказывает, что люди, как высокоорганизованные (высокоразвитые) биологические существа, объединены в человеческое общество не на основе стремления к равенству, к общему счастью, к общечеловеческим ценностям, одним словом, единой правды, а на основе жизненно необходимой производственной деятельности.
Здесь, однако, во избежание возможных недоразумений, необходимо сказать следующее. Люди образуют человеческое общество не потому, что просто связаны производственной деятельностью. Отнюдь нет. Производственная деятельность присуща и животным. Здесь решающим отличительным признаком является то, что люди создают орудия труда, в то время как ни одно животное не изготовило когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Благодаря орудиям труда совершается переход от непосредственных действий, присущих животным, которые пользуются своими естественными органами – когтями, клыками и т.п., к свойственным исключительно человеку действиям, опосредствованным орудиями труда. Последние выступают как бы в качестве продолжения естественных органов; они выполняют вначале те же функции, что и естественные органы, усиливая их действие.
Развитие человека, человеческого общества обусловлено, таким образом, необходимо непрерывным совершенствованием его искусственных органов – орудий, средств труда. Такая категорическая необходимость требует изучения реальной действительности, накопления знаний о свойствах и взаимодействиях реально существующих вещей, далее, обобщения этих накопленных знаний до законов сообразно внутренней связи вещей, наконец, сведения законов в единую систему – науку. Без науки, т.е. без единой системы объективного истинного знания об окружающем человека мире, невозможно развитие человека, человеческого общества вообще. Вот на такой научной, единственно правильной, основе и построено марксистско-ленинское учение о развитии человека, человеческого общества вообще.
Отсюда ясно само собой, что СССР, идеологическим обоснованием которого было марксистско-ленинское учение, просто не мог быть обществом «по преимуществу рациональной культурой, где люди верили, что правда существует, что она одна, и что последовательно логическое рассуждение может эту правду открыть», а был обществом, где безраздельно господствовала наука. Болтовня о том, что СССР якобы был по преимуществу рациональной культурой, где «люди верили», на самом деле есть спекуляция на чувствах бывших советских людей, не принявших лицемерие сегодняшней жизни, стремление подменять практические действия морализаторским пустословием.
Вместе с тем религия в СССР не запрещалась, хотя её пропаганда не допускалась. КПСС прекрасно понимала, какую роль играет религия в жизни людей, какой обладает она живучестью, влиянием среди отсталых слоёв населения. Поэтому было недопустимым оскорбление религиозных чувств верующих. В ССCР церковь была отделена от государства и школа – от церкви. Это означало, что церковь не имела права вмешиваться в государственные дела и влиять на содержание и организацию образования.
Ярким свидетельством этого является Советская система образования, которая была построена на одном- единственно верном – материалистическом, т.е. атеистическом, мировоззрении; при этом вся образовательная система была построена на приоритете естественных наук о природе. В Советское время и во сне не могло присниться, что в высшем учебном заведении наряду, например, с физикой преподаётся астрология, уфология и прочая мракобесия. Во всех учебных заведениях велась научно-атеистическая пропаганда, церковь и близко не допускалась к учебным заведениям вообще, а те из церковников, которые стремились нарушить закон отделения церкви от государства и школы – от церкви, преследовались со всей суровостью Советского закона. Религия даёт ложное, извращённое отражение природы и общества. Напротив, наука даёт истинное отражение природы и общества. Поэтому религия глубоко враждебна науке. Религия искажает сущность мира, даёт о нём превратное представление, проповедует трудящимся безоговорочное подчинение эксплуататорам, покорность судьбе, непротивление злу и насилию и тем самым притупляет их разум и волю, обрекает их на пассивность, на невежество, на смиренное ожидание, что всё свершится по воле божьей. Напротив, наука расширяет кругозор трудящихся, избавляет их от суеверий и предрассудков, способствует осознанию ими непримиримость своих классовых интересов с классовыми интересами капиталистов, поднимает их на борьбу против этих последних. Наука – освободительница человечества. Наука об обществе и природе, которую Маркс и Ленин раскрыли для трудящихся, убивает капитализм, а вместе с ним и капиталистов-паразитов как класс, – класс, который, пока господствует, не даёт религии умереть. За рабочий класс!
P.S. «То понимание законов движения общества, которое даёт марксизм, всегда обеспечивает известное превосходство тому, кто усваивает его, и из всех врагов социализма опаснейшие, несомненно, те, кто наиболее вкусили от плодов этого познания». Рудольф Гильфердинг.
Когда Р. Гильфердинг писал эти строки, он ещё не знал, правда догадывался, что пишет про себя.
|
|