Голос Русской Православной Церкви
и Компартии Российской звучит, нередко, сливаясь.
Г.Зюганов
Рассмотрим историю РПЦ с 20-го века.
К 1900г. численность православных россиян составляла 87,3 млн. из 127 млн. населения, т.е. 69,5%; действовало 48375 церквей, 267 мужских и 208 женских монастырей, 4 академии, 57 семинарий, 184 училища; выходили «Церковные ведомости» и «Епархиальные ведомости»; в школах и гимназиях преподавался «Закон Божий». Т.е. РПЦ имела все возможности для воспитания мирян в духе божьем.
Однако, с 1905 по 1917 в России произошли одна за другой 3 революции. В чём же дело?
Дело в том, что церковники имели уровень жизни, десятикратно превышающий общенародный. Например, в петербургской епархии из 572 священнослужителей 368 имели годовой доход до 2 тыс. рублей, 201 - до 5 тыс. рублей, 3 - свыше 5 тыс. рублей. Среднегодовой заработок петербургского квалифицированного рабочего был 366 рублей. А церковные проповеди призывали: богатых - к благотворительности, бедных - к труду в поте лица. Церковников было 123636 человек. Бедных - около 80 млн. человек.
Грянул гром: Первая русская революция (1905 - 07). Церковники осознали необходимость обновления... проповедей. А что, кроме этого, они могли осознавать? Все привилегии РПЦ остались. Она продолжала сохранять режим религиозного крепостничества. Ленин в это время как раз говорил о «Крепостной зависимости русских от господствующей церкви».
В Отчёте обер-прокурора Синода за 1910 год констатировалось: «Рабочие чрезвычайно невосприимчивы к церковно-монархическим проповедям... Именно рабочие составляют главный контингент последователей социализма». В том же Отчёте сообщалось и о крестьянах: «Крестьяне снижают плату за венчание, крещение, панихиду... В дни религиозных праздников при обходе дворов священниками крестьяне нарочно закрывают перед ними ворота... Крестьяне захватывают церковные земли». Всё это говорило о нарастающей отчужденности народа от церкви.
Но церковники сие игнорировали. Для них революция была «забавой людей, начитавшихся запрещённых книг». Поэтому борьбу с «этой ересью» они видели в повышении роли религии, а, значит, и в сохранении привилегий, предоставленных им монархическим («патриархальным») строем. Они не понимали своей реакционной сути и даже после Третьей русской революции 1917 продолжали воевать с народом за свои привилегии, выдавая это за борьбу в защиту религии. То, что это так, вот факты.
20 января (2 февраля) 1918 вышел ленинский декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Патриарх Тихон назвал его «актом гонения на религию» и начал борьбу с Советской властью, забыв, что «всякая власть от бога». Он предал анафеме членов Советского правительства, забыл, что анафема - отлучение от церкви членов церкви, коими члены Советского правительства не являлись. Но главное не в этом.
Главное то, что декрет не содержал ничего дискриминационного по отношению к РПЦ. Просто она превращалась из государственной организации в частную организацию и поступала на содержание её членов. В декрете говорилось, что граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
В феврале 1919 в «Проекте Программы РКП(б)», опубликованном во всех газетах, говорилось о том чтобы «заботливо избегать всякое оскорбление чувств верующих».
В апреле 1921 в циркуляре ЦК о праздновании 1 мая была фраза «разоблачать ложь о религии». Ленин её исправил, комментируя: «Это нетактично... Надо: не разоблачать, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии». И.т.д. Примеров тому множество. По-иному не могло быть.
Советская власть отделила церковь от государства. Но она не отделила верующих от религии. Компартия постановила долговременную задачу воспитания народа в духе научно-материалистического мировоззрения.
Приход Советской власти ознаменовался ДОБРОВОЛЬНЫМ массовым отходом верующих от церкви, потому что за многие годы крепостного гнета в народе накопились горы ненависти к крепостникам. Отход был бурным и, увы, сопровождался местами разрушением церквей и даже расправами с некоторыми священниками. И советские власти, и коммунисты на местах не везде смогли сдержать этот буреворот, хотя он и шёл вразрез с указанием сверху.
А РПЦ это было на руку: она лелеяла надежду на поражение революции и вносила свою лепту в разжигании религиозных чувств народа, тормозила его путь к духовному обновлению. Это поняла часть РПЦ - «обновленцы», что заставило в 1923 патриарха Тихона обратиться к мирянам с раскаянием - чистосердечным, как показала жизнь.
Свобода совести была правом не только верующих, но и неверующих. И если неверующие, которым годами зажимали рот церковники, тоже воспользовались этим правом, то ПОЧЕМУ ЭТО НАДО РАСЦЕНИВАТЬ КАК «ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ»?! Да, к тому же, приписывать это инспирированию руководящим большевикам! Это не соответствует действительности. Вот факты.
В 1918 Наркомат просвещения разрешил открыть в Москве: Богословско-пасторское училище, а в 1919 - Богословский институт.
В 1925 «староцерковники» (противники «обновленцев») открыли в Ленинграде Высшие богословские курсы.
В 1929 митрополит Сергий получил разрешение на открытие в Ленинграде Богословского института. И т.д. Примеры можно продолжить.
Это уже делалось при Сталине, который ещё в 1913 в работе «Марксизм и национальный вопрос» писал: «Социал-демократия будет бороться против всяких религиозных репрессий, против гонений на православных, католиков, протестантов». Вот так.
Говорят, что Сталин понял - перед войной 1941- что надо, мол, с религией налаживать отношения.
Если это Сталин понял перед 1941, то почему же не сделал этого ни до 1941, ни в 1941, ни в 1942 - в самые тяжёлые годы для Советской власти?
Очередная ложь про Сталина.
Сталин никогда не шёл на поклон к церкви, как он не шёл никогда на поклон к идейным противникам. Сталин дал возможность РПЦ самой решать, с кем она - с народом или против. И лишь когда РПЦ доказала то, что она с народом - проповедями в пользу Советской власти, сборами средств для Красной Армии и т.п., тогда Сталин принял её верхушку.
Это произошло осенью 1943, в Кремле. Говорили о подготовке к Собору (церковному съезду), об очередном открытии духовных заповедей, об издании «Журнала Московский патриархии» и др.
Итогом встречи стало учреждение Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР.
Во второй половине 20-го века РПЦ взяла на вооружение концепцию «Коммунистического Христианства», которая представляла собой систему богословских воззрений, одобряющих с религиозных позиций социально-нравственные принципы, сложившихся в социалистических странах.
Эта концепция тесно сближала религиозные оценки с... марксистскими. Например, в «Журнале Московской патриархии», 1969, 11, с.60 напечатано следующие: «Не только в вопросах войны и мира, но и в деле построения наиболее справедливого общества наши верующие, наша церковь не имеют мнения другого, чем наши секулярные* сограждане - марксисты, которые руководят обществом». Т.е РПЦ однозначно за СОЦИАЛИЗМ, за СССР.
Но это говорилось тогда, когда был СССР.
Сегодня СССР нет. И нынешний глава РПЦ говорит: «Наверное, никогда не будет такого государства, как СОВЕТСКИЙ Союз, да и не нужно, чтобы такое государство появилось». Вот как.
Если вожди большевизма всегда держали дистанцию с РПЦ, то ЦК КПРФ в лице Зюганова готов слиться с "ЦК РПЦ" - ведь деятельность КПРФ при Зюганове сведена по сути именно к проповедям, и тут действительно исчезают различия так убого понятого коммунизма и религии. Но вовсе не все коммунисты на стороне ревизиониста Зюганова в этом вопросе. Но если учесть, что имение Зюганова в Снегирях охраняет та же самая ФСО, что и Гундяева - вопросы к ЦК исчезают. И РПЦ и ЦК КПРФ - "братья во Кремле". Оттого-то выступления Зюганова все сильнее смахивают на бубнёж пономаря... Работа такая - дурить народ. Одни это делают под куполами, другие - под знамёнами. И если первейшим требованием не только коммунистов, но и демократов было отделение церкви от государства, то сегодня и эта позиция социал-демократии пересмотрена в ЦК КПРФ.
P.S. «Я считаю, что в России государство непременно должно поддерживать Церковь морально и материально». Г. Зюганов
*Секулярные - мирские, светские.
Использованная литература:
1. Всеподданнейший Отчёт обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедования за 1905 - 1907г.г.
2. Всеподданнейший Отчёт обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедования за 1908 -1910г.г.
3. Церковный вестник, 1906.
4. Статистика землевладения на 1905г. Свод данных по 50 губерниям Европейской России СПБ, 1907.
5. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви М, 1912.
6. Русское богатство 1914, №№ 1-3.
7. Священный Собор Православной Российской Церкви, Деяния. Книга 1 М, 1918.
8. Жевахов И.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора св. Синода, Мюнхен, 1923.
9. Вестник Священного Синода Российской Православной Церкви М, 1923, №1.
10. Патриарх Сергий и его духовное наследство М, 1947.
11. Журнал Московской патриархии 1962, № 12.
12. Журнал Московской патриархии 1966, № 9.
И.т.д. - всего 50 наименований
|
|