Кто владеет информацией,
владеет миром

Отсутствие четкой внешнеполитической линии сделало для правительства РФ победу в Южной Осетии - пирровой

Опубликовано 28.09.2008 автором Антон Вотречев в разделе комментариев 14

Отсутствие четкой внешнеполитической линии сделало для правительства РФ победу в Южной Осетии - пирровой
В Москве в пресс-клубе РИА «Новости» прошел очередной круглый стол Фонда Эберта и ИПРОГ в рамках дискуссионного клуба «Россия: образ желаемого будущего», тема дискуссии звучала так: «Внешняя политика России после конфликта на Кавказе».

Вел дискуссию директор ИПРОГ, д.э.н. Михаил Делягин. Первым он предоставил слово президенту Центра исследований постиндустриального общества Владиславу Иноземцеву. В целом одобрив военное вмешательство правительства РФ в конфликт в Южной Осетии, он отметил, что российские национальные интересы - вовсе не в том, чтобы уничтожать таким образом международные договоренности и доверие:

- С девяностых годов Россия не знает, чего хочет во внешней политике, что она хочет, например, получить «на выходе» при пресечении агрессивных действий соседних стран, хотя само пресечение является безусловным плюсом. РФ не воспользовалась ситуацией, сложившейся после войны и не вошла в новый мировой порядок на новых условиях. Делая одно, правительство РФ говорит совершенно другое, стесняется назвать гуманитарной интервенцией свои действия, в то время как это была типичная гуманитарная интервенция, подобная той, что проводилась Вьетнамом в Камбодже в 1978-м году. Признание Южной Осетии в режиме Косово ничего не изменило бы в конфигурации международных отношений, но уравняло бы РФ с Западом, однако это нужно было согласовывать с западными державами, чего не пыталось делать правительство РФ. Россия стала играть по западным правилам, убеждая себя при этом, что все вовсе не так. Сейчас внешнеполитической линии России необходим, во-первых, конструктивный подход - учитывая то, что формируется новый биполярный или даже триполярный, с участием Китая, мировой порядок, РФ не может быть медиатором, а для большего слишком слаба экономически. Во-вторых, РФ как не умела договариваться с большим числом игроков на мировом политическом поле, так и не научилась, а ей придется это сделать. Ведь разговоры о санкциях Запада против российских олигархов оказались пустой страшилкой: удар российского Фондового рынка, спровоцированный, в том числе и войной, оказался в разы сильнее для них, чем могли бы быть любые санкции и гонения на их активы за рубежом. Но пока РФ - ведомая держава в системе международной безопасности.

Михаил Делягин добавил к сказанному коллегой:

- В «заговоре» против России самое страшное то, что его не существует, существует конкуренция нескольких, не связанных меж собой соперников, а она бьет куда сильнее.

Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (Вашингтон):

- После признания Южной Осетии и Абхазии Запад сблизился с РФ, но в России этого никто не понял. По сравнению с признанием независимости Косово, РФ действовала куда более радикально. Она одна до сих пор занималась защитой постялтинского мирового порядка, этой давно умершей системы международных отношений. Но война в Южной Осетии стала последним гвоздем в гроб мирового порядка, сложившегося после Второй мировой войны, в гроб одно- или многополярного мира. Полюсов, кстати, много не бывает, у Земли их всего два, напомню. Настает бесполряный мир, где большие страны уже не являются авторами глобальной политики, центр силы смещается в региональные державы. Повестку дня сегодня определяют совсем другие процессы, нежели чья-то локальная политическая программа или воля. СССР и США готовились когда-то к ядерной войне, готовились к глобальной войне, делали ядерные ракеты, так не удивительно что после таким образом растраченных сил ни у США, ни у РФ нет механизмов регионального «разруливания». Настал мир экспромтной внешней политики, стратегии отсутствуют у всех держав, не только у РФ. В свою очередь, рухнул процесс российско-западной интеграции. Распад СССР не закончился в 1991-м году, это длительный и кровавый процесс, империи так быстро не разваливаются. Настал период движения границ. Новая политическая география меняется быстро - стабильной она была только в период «холодной» войны. Существенна для внешней политики и экономическая география сегодня: военные и экономические центры силы могут не совпадать. Постсоветская Россия имеет во внешней политике дело со странами только складывающимися. Элита этих стран - возникла не благодаря политическому отбору. В постсоветских странах можно стать президентом по блату, олигархом по знакомству, а потом конвертировать деньги во власть... Эти этилы не могут знать национальных интересов своих стран, это повышает нестабильность. Стабильной внешней политики тут не будет пока элита не начнет выражать не просто кремлевские или антикремлевские, а национальные интересы. Евразии сегодня в политике нет - это атавизм, сугубо географический. Все участники политических процессов на Кавказе должны действовать не молотком, а как нейрохирурги.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальном мире»:

- РФ сблизилась с Западом, но показала неспособность договариваться, это верно. Россия перешла из категории стран, отстаивавших какие-то незыблемые интересы и идеалы (как США) - в категорию несоблюдающих. Так что теперь уже две страны, США и РФ, демонстрируют желание игнорировать процедуры согласований в ООН. Эт оправдано: ООН - говорильня, Совбез ООН - недееспособен. События в Южной Осетии стали финальной стадией распада мирового порядка, сложившегося после 2-й мировой войны. И здесь принципиален тот момент, что западные институты, считавшие себя победителями в «холодной» войне и объявлявшие «конец истории» - сегодня остались не у дел. Финансовые вулканы потухли - МВФ, вершивший судьбы России, Мексики 10 лет назад может сегодня только разводить руками, а не консультировать правительства. Поэтому выработка новых правил международных отношений тем более необходима. Будет ли мир многополярным - это вопрос. Но ясно, что будут крупные державы по-прежнему со своими интересами сталкиваться меж собой. Я не согласен с Михаилом Делягиным в том, что МИД работал плохо в период конфликта и сейчас, вот в чем угодно, но в бездействии МИД обвинить нельзя. В ситуации финальной стадии распада системы международных отношений - главное не допустить войны. Главным принципом дипломатии сейчас должен стать принцип осторожности. Главное - не дать себя поставить в ситуацию выбора между капитуляцией либо полномасштабной конфронтацией. Советские границы, которые однажды были тронуты новой политикой в 1991-м году - так и движутся до сих пор, но на ответственности элиты это никак не отражается, она продолжает жить как бы при стабильных международных отношениях.

Советник председателя Конституционного суда, бывший руководитель российского бюро Интерпола, генерал-майор милиции Владимир Овчинский:

- Не согласен с тем, что новая холодная война похожа на прежнюю. Она так же похожа на нее, как новый русский на простого русского. Пятидневная война показала, что главное в международных отношениях сейчас - борьба за энергоресурсы. Опасность распада РФ не остановлена. Признав независимость Южной Осетии и Абхазии, РФ остановила маховик сепаратизма. А вот если бы грузинские танки с натовскими инструкторами стояли на границах России - международные отношения складывались бы совсем иначе, чем сейчас. Запад уже готовится бороться с РФ как с криминальным государством под лозунгом «борьбы с мафией в энергетическом комплексе», обсуждая вполне серьезно роль русской мафии в энергетическом комплексе США. В плане Медведева по борьбе с коррупцией не сказано ни слова о борьбе с оргпреступностью - а без этого пункта борьба такая будет борьбой с ветряными мельницами в период вхождения в экономический кризис. По указу Медведева 6 сентября были разогнаны подразделения по борьбе с коррупцией в МВД, функции его были переданы в ОБЭП и угрозыск. Но мафия в результате осталась в РФ бесконтрольна - в условиях ее сращения с правоохранительными органами. Нужна новая структура по борьбе с ней. Во внешней же политике РФ воспользовалась всеми теми ловушками, в которые прежде попадали только США.

Президент группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин добавил к сказанному коллегами ряд результатов социологических исследований:

- Российская элита не спрашивает народ о том, какую внешнюю политику ей вести, однако при этом она не знает его настроений. Для рядового человека внешняя политика абстрактна так же, как и элита. Есть миф об экспансионистских настроениях россиян. Но два момента, выявленных нашими опросами опровергают этот миф. Во-первых, поддерживается линия на удержание территорий, а во-вторых демонстрируется полное отсутствие экспансионистских настроений еще и по формуле "не надо ни с кем объединяться". Так считают 40% опрошенных, демонстрируют такой изоляционизм своего рода. И в-третьих россияне одобряют любой жесткий, непропорциональный ответ любой военной агрессии. Настроения сильно изменились по сравнению с Первой Чеченской - тогда доминировало мнение "отпустите их всех". Но после Хасавюртовских соглашений и возобновления войны с чеченской стороны кардинально поменялись настроения - Ичкерия стала восприниматься россиянами как агрессор.И Грузия в массовом сознании россиян сейчас - агрессор. РФ встала на защиту осетин от грузинской агрессии, поэтому военное вмешательство в Цхинвали одобрили от 75 до 80 процентов граждан РФ. Переформатировалиось массовое сознание россиян: теперь под вопросом право наций на самоопределение, а настроения и поддержка фокусируются вокруг таких понятий как "зона безусловной защиты" и "зона ответственности". Считали, что не надо вмешиваться в конфликт в ираке, но в Абхазии и Южной Осетии - считают безусловной необходимостью военное вмешательство, потому что здесь зона российской ответственности за постсоветские политические процессы. 

Видеоверсия круглого стола "Внешняя политика России после конфликта на Кавказе"



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 1
Поделиться
Всего комментариев к статье: 14
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Дмитрий написал 01.10.2008 20:07
Захватили часть чужой страны и теперь пытаетесь это оправдать?Что-бы там не происходило в грузии,это не ваше дело,это ИХ внутренний конфликт.А то,что там ваши граждане и вы их защитили- вы в это сами то верите?
И придержите эмоции,а то на украину брызги слюны долетают.
Re: Добавлю
Тоже русский написал 30.09.2008 23:16
"О том, что безопасности Украины на Черном море может быть нанесен серьезнейший удар, свидетельствуют откровенные территориальные претензии Румынии (за которой зримо ощущается благословение Вашингтона), уже не ограничивающиеся островом Змеиный и прилегающим нефтеносным шельфом. Последователям реабилитированного румынскими "младонатовцами" военного преступника маршала Антонеску, осужденного и за злодеяния на оккупированных украинских землях, придает смелость то, что в нынешнем состоянии ВМС Украины в состоянии противостоять разве что парусному флоту. Стоит отметить, что действия Бухареста стали возможны благодаря "гениальной политике" великих "оранжевых" дипломатов, пролоббировавших, по указке посольства США, согласие на рассмотрение территориальных споров с Румынией в международном суде, что прямо нарушает конституционную норму о территориальной целостности Украины и ее государственный суверенитет..."
Ну что Украина намайданилась.Скоро Украину начнут делить и на востоке и на западе.А Белоруссию никто не делит-даже мысли никто не допускает.Но и "оранжевыми" там и не пахнет.И ни каких цветных революций по указке обкома из Белого дома.Где сейчас ваш Ющенко-указивы в Белом доме получает-что с парламентом делать.Так что России надо с Белым домам решать, как Украину делить будем.На Иран обменяем или нефтью возьмут..
(без названия)
Виктор Яковлев написал 30.09.2008 19:10
Полностью согласен с авторами дискуссии об отсутствии четкой внешнеполитической линии России. Развалив СССР и встав на капиталистический путь развития, мы потеряли многих друзей. И это вполне закономерно после предательства наших союзников в Афганистане, Кубе, Восточной Германии и др. в угоду новым западным друзьям. Наша правящая верхушка давно срослась с западным капиталом и превратилась в его лобби, более того, в пятую колонну внутри России, оказывающую мощное влияние на внешнюю политику России.
Re:
ник написал 29.09.2008 13:12
Боже, какой же ты безнадежный идиот!
А что это
интересуюсь написал 29.09.2008 01:29
А что это за хрень такая - Леонид Грач
(без названия)
дина написал 29.09.2008 00:59
США три года готовили Грузию к войне с Ю.Осетией и Абхазией-вооружили по полной программе-за три дня все просрали. Теперь МИРОВОЙ КПИЗИС из США в прямом эфире!Презерватив-Грузия,через которую СШа так сильно хотели трахнуть Россию,прорвался.Следующий презерватив-Украина?
Что Косово, что грузинские территории - одинаково пнехороший прецедент.
b-w написал 28.09.2008 21:52
Получается, что целостность Российской Федерации зависит исключительно от факта временного по историческим меркам нефтеценового благополучия и довольства, и от желания руководства страны сохранять эту целостность. Любое предательство в верхах (а исторически, что в 17-и году, что в 91-м - гадость именно сверху) теперь вызовет не какие то временные осложнения, беспорядки и т.д., а полноценный развал. Элементарно - происходят беспорядки, происходит их неадекватно жесткое подавление - а дальше признание независимости "основными" странами мира, уже без оглядки на что-либо. Следом - этнические чистки, как в Югославии и ввод международных сил. Сносно смотреть войну по телевизору, но совсем хреново смотреть на нее из подвального окошка.
(без названия)
КЛИМ написал 28.09.2008 13:11
Вообще публикация подобного рода материалов исключительно полезна. Картинка вполне очевидная.. в интеллектуальном плане Pu&Co собравшимся никак не уступает. Это не политический, это биологический финиш, мля..
Простите, братцы
Чужак написал 28.09.2008 11:00
за прибалтийскую тупость, но о чем спор?
Грузия есть участник и один из организаторов (посредством Шеварднадзе) сепаратистского заговора по разрушению моего Отечества. СЕПАРАТИСТИЯ с большой буквы. Если даже Миша Сабакашвили призывает бороться с сепаратизмом, то почему Россия не может и не должна бороться всеми доступными способами, включая применение поддержки сепаратизма против сепаратистов?
Вот такую внешнеполитическую линию я бы приветствовал. Тем более такую конечную цель, как восстановление Отечества в границах до 1991 года.
Правда
Иван написал 28.09.2008 10:51
Я шокирован заявлениями людей от политики - еще и Русскими якобы.
То что "натворила" РОССИЯ - это честь и хвала ей! Да впервые защитила своих миротворцев!!! А не оккупанты , как заявляла русофобская радиостанция эхо москвы! Закрыть ее давно надо!!!!
Re: кто агрессор?
Зануда написал 28.09.2008 09:34
Аннексии со стороны России не было. Определение термина "Аннексия" включает как обязательное условие провозглашение аннексирующим государством суверенитета над аннексируемыми территориями. Не могли бы вы дать ссылку на документы с подобным провозглашением Россией включения двух республик в состав РФ?
Второе. Даже термин "оккупация", "оккупированные территории" не подходит для этой ситуации. Оккупация предполагает, тоже как обязательные условия: 1. "принятие функций управления на себя" - вопрос, где в ЮО и А находятся российские военные комендатуры и администрации? Действующие органы власти избраны демократическим путем, голосованием дееспособного населения. 2. временность миссии - действующие органы власти в ЮО и А действуют с момента их фактической суверенизации, то есть уже почти 20 лет. О какой временности идет разговор?
То, что касается ваших аргументов "рассказано с фактами", "материал для суда" - вряд ли можно назвать пропагандистские передачи с политически ангажированными персонажами серьезным материалом для разбирательства. Это лишь информационная поддержка пропаганды одной из сторон.
Кстати, то же самое касается ПАСЕ. Это не судебная инстанция. Это политически ангажированное представительство парламентов стран Европы, политическая целесообразность позиции которых в настоящее время склоняется к позиции Грузии. Здесь играют роль не факты, а политическая коньюнктура. Сменится ветер - сменится позиция, и - будьте уверены, признают и геноцид, и кровавое вторжение, названное в первые часы "наведение конституционного порядка". И будут обеспечивать нужный ифнормационный фон СМИ, и песни новые сложат.
Серьезного объективного расследования и вердикта от действующих европейских структур ждать не приходится - это будет исключительно политическое решение. Поэтому России остается поддержание статус-кво и неторопливая политика по проведению своих интересов.
Re: кто агрессор?- тимер'у (2008.09.28 08:13)
аУ написал 28.09.2008 08:35
А собственно что такое Грузия? Кто и когда определеил ее границы? Почему территории исконно принадлежащие абхазам и осетинав вдруг стали грузинскими? К тому же абхазы имели свое собственное государство и вступили в состав России отдельно от грузин и ранее их. Почему они вдруг оказались на "грузинских" землях? Или всея. что попало к грузину в руки становится грузинским. Следуя этой логике, грузины живут на российских землях незаконно захваченных в начале 90-х годов в результате политики изменника Б.Ельцина.
кто агрессор?
тимер'у написал 28.09.2008 08:13
Непонятно, о какой агрессии Грузии идет речь. Это российская армия пересекла границу собственно Грузии, а не грузинская - территорию России. Скоропалительное признание ЮО и Абхазии - означает факт аннексии части территории Грузии.О брехне о геноциде(якобы причина вторжения) говорить не приходится. Заявление Бастрыкина, что Грузия хотела уничтижить всех осетин годится для сатирического вечернего шоу. Представители ПАСЕ, посетившие ЮО утверждают, что о геноциде не может быть и речи. Речь может идти об этнических чистках, но не осетин, а грузин.Подробно об обстоятельствах, предшествовавших войне и последовавших подробно рассказано с фактами в руках в ролике Илларионова. Там готовый материал для Страсбургского суда. Нефтепровод Баку-Тб-Джейхан и успехи в развитии Грузии - главный мотив агрессии, планировавшейся задолго до событий.
Полтора месяца
timer написал 28.09.2008 01:34
В течение полутора месяцев, до признания в скандальной речи К.Райс грузинской агрессии в отношении Южной Осетии, все международные механизмы обеспечения безопасности были заблокированы откровенной ложью.
На любые предложения осудить грузинскую агрессию и потребовать гарантий прекращения огня и гарантий дальнейшей безопасности непризнанных республик следовала бесстыжая ложь:
- а это вы напали на Грузию и клевещете на ягненочка, тьфу, демократеночка
- а это вы разбомбили Цхинвал, чтобы оклеветать молодую демократию
- а это вы осуществляете бомбардировки Тбилиси, Гори, Поти (сколько там у них еще городов)
- а это вы должны безотносительно к своим обязательствам по ранее заключенным соглашениям убраться из этого региона навсегда и позволить
Грузии творить у границ с Россией все, что она пожелает ("уважать территориальную целостность")
Еще раз повторюсь - в контексте задействования международных механизмов обеспечения безопасности все возможности для России были заблокированы.
Причина тому - десуверенизация стран Европы,и европейских международных организаций (ЕС, НАТО и др.). Никто не посмел заикнуться о своем
суверенном праве принимать политические решения, все ждали приказов из Вашингтона. Никто не посмел выходить за рамки лжи, предписанной США.
И этот глуповатый тезис, что в ситуации, когда все международные механизмы безопасности легко блокируются на полтора месяца, когда международные институты (типа нато) последовательно разрушаются принятием в них членов, помышляющих только об антироссийских
провокациях - у России "отсутствует четкая внешнеполитическая линия" поверх всего этого хаоса и дерьма - ну просто нету слов.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss