В редакцию ФОРУМа.мск поступил документ из ЦК РКРП-РПК. Предлагаем внимательно рассмотреть его, поскольку в нем затрагивается очень существенный аспект деятельности КПРФ и левого движения в целом - ее отношение к церкви и религии.
Недавно, 10 августа лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов выступил с заявлением "Об отношениях государственной власти к церкви в течение семидесяти лет Советской власти". В этом заявлении Геннадий Андреевич делает вывод, что "сейчас на дворе новая эпоха. Она предъявляет политическим силам свои требования. Главное среди них - спасение отечественной государственности. А, значит, и особая роль борьбы за сбережение государствообразующего русского народа. Что невозможно без возрождения исторической роли православия и Русской православной церкви (РПЦ). Такова, опять же, объективная реальность". (С текстом Заявления можно ознакомиться на сайте КПРФ).
Далее Геннадий Андреевич говорит о том, что коммунисты готовы к этой реальности и будут всемерно сотрудничать с РПЦ, ибо "мы сами часть православного мира, так как примерно треть наших избирателей люди искренне верующие. Такого православного ядра не имеет ни одна другая политическая сила России. Поэтому даже когда на нас пытаются обрушить несправедливую хулу те или иные представители духовенства, мы воспринимаем её с терпением, не впадая в обиды и во гнев. И готовы - как добрым словом, так и полезным делом - убеждать наших оппонентов, что у нас с ними, несомненно, больше общего, чем разъединяющего. Что все мы дети России и готовы - каждый на своём месте - служить на благо её".
РКРП-РПК эту позицию не разделяет и с ней не согласна, поскольку давно отмечено, что по этому вопросу у них с КПРФ и, особенно, с Геннадием Андреевичем разные позиции. РКРП-РКП считает, что РПЦ и, особенно, её высшее руководство заняло реакционные позиции, по всем коренным вопросам поддерживает нынешнюю буржуазную власть и проводимую ею политику углубления капитализации страны. С течением времени всё более и более руководство РПЦ скатывается на позиции антикоммунизма и антисоветизма.
Но хотелось обратить внимание не на эти, в общем-то давно известные расхождения с КПРФ, а на очередные попытки Геннадия Андреевича некими теоретическими построениями подвести научную базу под совсем не коммунистическую линию своей организации. В данном примере он вводит понятие (уже не первый раз) "государствообразующего русского народа" и ставит задачу его сбережения совместно с РПЦ.
Как марксистам и материалистам такая постановка вопроса нам видится абсолютно нелепой, поскольку, как известно, народ и, особенно, государство - понятия классовые. В буржуазном государстве машина управления находится у той части народа, которая имеет капиталы и, соответственно, власть. Так что государствообразующей является только часть народа. Говоря марксистским языком, господа эксплуататоры. Причём эта часть народа, нужно заметить, далеко не всегда русская по национальности и духу и совсем не обязательно - православная. Наверное, господа Керимов, Абрамович, Вексельберг, Аликперов во многом с этим согласятся.
Так что получается, что Геннадий Андреевич ратует за сбережение именно этой государствообразующей части народа. Переводя на сегодняшний язык, можно сказать, что сегодня он, как и Путин с Медведевым, выступает за стабилизацию системы. Конечно, это не даёт стопроцентных оснований подозревать Геннадия Андреевича в прямом сговоре с властями, но вот такие казусы неизбежно случаются, когда "не глядя в святцы (в данном случае - коммунистические) бьют в колокола".
От редакции: Думается, товарищи из РКРП-РПК не вполне верно оценили ситуацию, считая ее идеологической, а она в первую очередь - сугубо личностная, субъективная. У КПРФ большое несчастье - Геннадий Андреевич уверовал. Причем уверовал со страстью и пылом поздней любви, искренне и безответственно. Воцерковился. А поскольку КПРФ под чутким руководством Геннадия Андреевича давно стала партией вождистского типа, то у нее нет теперь и никакой самостоятельной идеологии, кроме личных воззрений и пристрастий Геннадия Андреевича. Бонапартистскому режиму соответствует вполне бонапартистская оппозиция.
Причем поскольку сам Геннадий Андреевич по своим задаткам человек неплохой, положительный, по-крестьянски чувствующий неправду, то и вера его получилась довольно искренная, чистая - слава богу, между прочим, что уверовал он по православному, а не каким-нибудь хлыстовским либо скопческим обычаем. А то пришлось бы членам КПРФ не только лбы крестить, но и лишаться различных приятных ненужностей.
Досадно, что Геннадий Андреевич уверовал "по-православному", миновав при этом само христианство, да и православие у него исключительно русское, хотя есть еще и греческое православие, и, не приведи Господь, иерусалимское. Есть в православии старообрядчество и непримиримая катакомбная церковь. Но все это прошло мимо - только и исключительно зацепив Геннадия Андреевича и его партию своим официозным, духовно и нравственно оскопленным крылом. Это понятно, всю жизнь человек служил в партаппарате - теперь и вера у него получилась вполне аппаратная, где в одном ХСС собираются и чиновники президентской администрации, и генералы ФСБ, и наши "системные карбонарии". В общем, как у Пелевина - "Солидный Господь - для солидных господ!"
Вот что по-настоящему досадно. Что мимо нашего православного Геннадия Андреевича прошла и радикальная проповедь бессребреничества самого товарища И.Христа, и проповедь русских нестяжателей, которых отдельные "идеологи" КПРФ уже внесли в число духовных предшественников "неотроцкизма". И не мятежного Чукотского епископа поддержал Зюганов, а его "безмятежных", толстопузых гонителей.
Это и есть беда. Не страшно, если даже член КПРФ говорит по-евангельски "несть и иудея, ни еллина" или "легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное".
А вот если лидер и единственный идеолог КПРФ (именно единственный, поскольку остальные "идеологи" партии просто толкователи путаных слов и мыслей вождя) повторяет зады Победоносцева и князя Трубецкого, если проклятие российской (исторически РПЦ называлась именно "российской", а не "русской" как сейчас)церкви, три века обер-прокурорства, воспринимает как пример для подражания - горе той партии. И невеликое приобретение для церкви.
В общем, во имя отца, сына и демократического централизма... Срам смотреть.
По сути своей, вопрос веры, религии - это сугубо личное дело каждого, партийного или беспартийного. В этом величайшая заслуга Советской власти, которая впервые в истории России вывела вопрос свободы совести из-под опеки государства, упразднив само понятие "государственной религии", вместе с "государствообразующей" нацией, кстати.
А вот вопрос отношения к церкви, причем конкретной бюрократической структуры - РПЦ МП, представляет собой совсем иное дело. Мы наблюдаем процесс огосударствления церкви, подчинения ее "духовного тела" повседневным нуждам эксплуататорского, бонапартистского режима. И мы видим, что партия, претендующая на лидерство в национальной оппозиции, встраивается в этот чудовищный процесс, процесс духовной коррозии российского православия. Про коррозию российского коммунистического движения и не говорю - тут все настолько плохо, что и сравнивать не с чем.
Анатолий Баранов
|
|