У постсоветского народа ничего не осталось, кроме ненависти. Ненависти, возбуждаемой властью в разных ее ипостасях (разного ранга чиновниками, от президента до ментов). И главный вопрос Постэпохи - такой же, какой вставал в 1920-30-х в Германии, - по какому руслу потечет эта ненависть. По национальному или по классовому? Возбуждаемая политикой власти, - обдуманной или нет, - эта ненависть, по идее, должна устремиться к той «плотине», что сдерживает общество в состоянии социального неравенства, в режиме убыли населения, экономической деградации. Устремиться к власти - чтобы смести эту власть, установить свою, народную. И к этой «дамбе» ведет лишь одно русло - классовое. Однако национальное русло - проложено с меньшими загогулинами, тут все просто. Око за око, не надо чужих, возненавидь ближнего своего за внешность его... И понеслось.
Кстати, Охотный Ряд - это родина погромов, так было в начале 20 века, и за век ничего не изменилось. Только тогда это были мясники с топорами и иконками, получавшие здесь же в церкви охотнорядской благословение батюшки на кровопролитие в ходе погрома (читайте большевистский роман "Москва в огне"). Но в 1905 были отряды самообороны рабочих - когда толпа охотнорядских торгашей и мясников доходила до нынешней мэрии и требовала от градоначальства изгнания инородцев, раздавались свистки (они потом были унаследованы советской милицией) - это рабочие давали сигнал о сборе. Этих свистков черносотенцы боялись больше всего, больше жандармов, которые их охраняли от рабочих, как раз...
Между тем, после целого века социалистического созидания - окружающий нас мир и мы сами уже не устроены так просто, чтобы плыть по течению самого прямого русла. Склонны думать, а не вскидывать бездумно «зигу»... Но даже думающие - нет-нет, да и сорвутся в ксенофобию. А потому что это путь мгновенной популярности. Ткнуть не во врага, который за кремлевской стеной, куда не дотянуться, - а в ближнего «инородца»...
Всё это за минувший двадцатый век человечество проходило много раз и по-разному. Но первым в том веке войну шовинизму объявил Ленин - еще до революции. И полностью победил, создав РСФСР и затем СССР. Полная победа над национализмом в любых проявлениях (национализма большинства или меньшинства - без разницы) была одержана лишь в СССР, так новый, советский народ шагнул на ступень наивысшего пока уровня взаимопонимания наций. Важнейшим условием этого взаимопонимания - в труде, прежде всего, в сотрудничестве во имя красной цели, - был экономический базис социализма. Отсутствие частной собственности на средства производства, неприкосновенность общественной собственности на полезные ископаемые, заводы и пр. И диалектика братского взаимопонимания и экономического равноправия - есть сложнейший, но действенный механизм укрупнения общества. Советский, революционный механизм. Именно он по деталям - на отдельно национализмы и отдельно социализмы (в рыночных уничтожающих трактовках) и был разобран перестройщиками, что ныне не все торопятся вспоминать.
Национальные конфликты в Нагорном Карабахе, в Прибалтике и других «горячих точках перестройки» вспыхнули именно тогда, когда частнособственнические элементы экономики получили поддержку «центра», ЦК. Активизировались родо-племенные связи, «семейный подряд» и прочая архаика. Перестройка начала процесс регрессирования советского общества в постсоветское, в нынешнее безвременье. То есть - в постинтернациональное, само собой. Разбиение СССР на части (частную собственность на средства производства) породило с исторической закономерностью и регрессивные, архаические идеологии сепаратизма. И далее - война в Чечне, все вам известные пункты отката...
По-настоящему понять, что происходит могли лишь последовательные, хладнокровные коммунисты - шло самоуничтожение общества, запущенное из центра, уже, правда, не Горбачевым, а Ельциным. Но даже понимающие губительность национализмов - время от времени срываются в нац-риторику. Видят первостепенность не экономических, а уже национальных угроз, принимают причину за следствие. Защищают церкви, культурку, язык - когда надо-то было защищать базис, свои заводы, свои институты управления страной, имя которым - Советы.
Тут срабатывает сублимация и даже аутизм: один раз дав зародиться среди ближних своих буржуям, тогда не рассуждая о национальностях, дав им разбогатеть на своей нерадивости, наивности, ваучерах - народ не в силах последовательно оценить нанесенный ему урон, причины деградации, найти подлинно слабое звено. Он уже присматривается не к источникам доходов буржуя, а к его лицу в первую очередь, думая - вот, где зло, вот «слабое» звено! Хотя звено-то сильно и меж собой классово солидарно, и по-своему интернационально - это силовигархия Алекперовых-Сечиных, опустошающая недра, качающая нефть одинаково из-под ног и чеченцев, и русских, и всех ходящих по поверхности сырьевой империи. И победить силовигархов они смогут лишь сообща, лишь массово навалившись на кремлевские бастионы.
Став сырьевым резервуаром индустрий Запада и Востока, бывший СССР закономерно утратил дружелюбность народов внутри себя. Зачем дружить? Ведь с 1991-го разделяли и властвовали народами новые буржуи, вчерашние партработники - именно он и продолжают сеять раздор сегодня. Вроде бы независимо друг от друга, но на всем постсоветском пространстве за последнюю неделю возросло количество актов вандализма в отношении памятников Ленину, объединителю народов. Началось в Электростали - это сама власть, только планирует, но подъемные краны наступают на памятник настойчиво. Продолжилось под Ленинградом - неизвестные подрывники... В Караганде снова власть - с вызовом, нагло стала распиливать шедевр европейского ваяния (автор памятника не даром живет в Германии - там-то, на бывшей родине главного антиленинца, его произведения ценят). И лишь в Караганде левыми была дана адекватная оценка этому событию - фашизм, фашизм самой власти.
Дело тут, конечно, не в кусках драгметалла. Памятники Ленину - это как бы переходные точки, катапульты, пульты, подобные тому, на котором Коля Герасимов улетел из московского подвала в будущее за гостьей... Ленин - символ. Это и хорошо, и плохо. Сам он, кстати, как последовательный материалист не переоценивал роль символов - однако вот монументальной пропаганде отводил очень значимое место в культурной революции. Сам открывал памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции (ныне там памятник Марксу 1960-х). Даже Бакунину стоял в 1920-х футуристический памятник на одном из московских бульваров - новые мыслители становились новыми героями, и это было культурной политикой большевиков. И благодаря, в том числе, и этой политике воспитания, ликбеза, поднятия революционного духа страна сделала рекордный рывок в развитии, стала знаменосцем прогресса - и народы не находили времени для раздоров. В роли кухонных тараканов оказался бытовой антисемитизм, слово «инородец» было с позором забыто...
Но вот все плоды революции, все завоевания социализма, включая дружбу народов - были планомерно преданы и ликвидированы перестройщиками, а затем ельцинойдами. Сверхдержава выродилась в сырьевую империю, а населяющие ее народы - боящиеся общего имени Советский народ, - занялись медленным истреблением друг друга. Убийствам на почве национальной ненависти не может быть оправдания - однако иногда они будят даже нечто гражданское, какие-то простейшие требования к судам, к ментам, которые существуют на выплаты из нашего бюджета. То самое, напрочь утерянное и освистанное либералами «мы» - просыпается тут и там по разным поводам. Наступают реформами - будят классовое. Коррумпированные правоохранители бесят своей практикой платной выдачи индульгенций - тут просыпается национальное... «Мы» пока аморфно, диффузно - оно еще не имеет ни имени, ни биографии. Смутно-патриотическое советское прошлое для него - неясное величие непонятно как сросшегося в единый советский народ бесклассового общества.
То есть: когда бездействуют либо же срастаются с криминалом суды где-то в соседнем районе - это пусть. Но когда именно твой районный суд именно твоего кровного брата обидел - это невыносимо. Увы, регресс не оставляет иных логик: общество лишь фиксирует национальным фиксажем осколки своего прежнего состояния. Разделенные классово, лишенные социалистического владения ВСЕМ в своей стране - мы сталкиваемся лбами частной собственности, частного, частичного видения мира. И из этого процесса измельчения, измельчания общества нет никакого иного выхода, кроме революции.
Но правящей силовигархии она не нужна - ей куда привлекательнее национальное русло канализации ненависти масс к ней. Ибо безопасно. Потому главный сувенирный демократ и прикармливает всяких карманных националистов, включая лидеров фанских бригад - иногда ему очень кстати «стихийные» взрывы нац-негодования. И еще более кстати ему и всем наместникам постсоветских руин - подрывы памятников вождю революции Ленину. Это тоже как уроки силовигархов - мол, нет у вас этого будущего, отдельного от нас, растащивших страну по своим счетам, по частным собственностям. Этому, само собой, вторит сочащееся салом, спаивающее еще ельцинскими водочными акцизами народ поповство - мол, воистину так, господа кремляди, Ленин есть нелюдь, памятники ему надо уничтожить. Логично: регрессанты, властвующие умами ослабших, не хотят видеть в рядах деградирующего человечества прогрессора, указавшего путь к объединению. Он - конкурент, он тянул в противоположную сторону. Какие воинственные батюшки пошли! Прямо как те отряды деникинцев в рясах, что пёрли на наших красных прадедов «с божьей помощью» на юге РСФСР.
Кажется, вот-вот волна вандализма захлестнет общество. Закономерное отчаяние не хочет разбирать причин убожества, в которое была ввергнута сверхдержава в 1991-м: не разбирая направлений социального прогресса или регресса, таких понятий не ведая, волна готова смести даже символы социализма, а не сам социализм (ибо заводы давно прибрали к рукам). При молчаливой, а зачастую и гласной поддержке позавчерашних членов КПСС и ВЛКСМ - вандалам отдадут символы классового пути сопротивления власти новорусских буржуев. Они только пробуют почву - подрывая памятник Ленину в Ленинграде - ведь тех подрывников, заснятых на видео даже, до сих пор не обнаружили, хотя ищут достаточно давно. Но найти не хотят, им это не надо - они продлевают свой хаос деградации на максимальный срок любыми методами.
Управлять национальной ненавистью буржуазии не впервой - вот и шантажируют дезориентированное общество инцидентами. Но, как ни странно, именно площадной градус кипения совершенно разных общественных настроений проливает свет на главный источник хаоса и регресса - на Кремль, туда инстинктивно тянутся любые протестующие. Что ж, сегодня - именно День Гнева, место встречи изменить нельзя, памятник Ю.Долгорукому, 18-00. Дойдут ли вчерашние разгневанные до мэрии? Ведь это московскими ментами они так недовольны. Это и покажет - кто контролируем, а кто нет.
Слышали, как забавно оговорился Нургалиев? Мол, это были леворадикалы... Ждали 12-го, а они 11-го пришли. Нет, это были праворадикалы - однако слугам олигархии сие невдомек, что хуже для них же.
|
|