Эх, всё-таки не зря дал мне команданте Чавес в ноябре 2004-го года дружелюбно под дых - на лестнице в Институте философии РАН, по дороге на свою лекцию! Вот и выходит, что на другом конце Земли сейчас реализуется как раз то, что здесь и мыслтится-то с трудом. Трудом... Как раз о нём мы и ведём речь так долго - о совращении его соблазном оденьжения и соответственно о совращении общественного сознания денежной категориальностью, заслоняющей реальность. А она может быть совершенно иной, another world is possible. Да-да, как в "Матрице". Столбики суммирующихся чисел автоматически примеряются индивидами к природным объектам и предметам, сделанным человеком, всё в капиталистическом мире имеет цену. "Мне надо трудиться столько-то месяцев или лет, чтобы купить то-то и то-то" - таковы эти измерения.
Техника освобождения
Конечно, бытовая техника тоже даёт свободу - незабвенна реклама с телека США образца 1960-х, где домохозяйка аж расплакалась, благодаря мужа за стиральную машину: "Милый, ты так заботлив, теперь у меня будет больше свободного времени!". "Освобождённая женщина, строй социализм!» - слышится на это комментарий советского плаката 1920-х годов. Но куда там... Муж купил не бытовую технику - муж купил свободное время, вот пресловутая философия американского прагматизма! А ведь именно коммунисты обещали вытеснение дня рабочего днём самообразовательным - но для этого "счастья для каждого" нужна революция, одна на всех, а затем ещё и годы соцстроительства, и вот только тогда придёт время пожинать плоды... Советское соцстроительство, увы, пришло к капреставрации. И вот - выглянем в лето 2007-го, конец лета, середина года.
Едешь в электричке - слышишь отовсюду "тыщ-тыщ", "тыщ-тыщ". Смерить взглядом - это одно, это бесплатно, это делают все незнакомцы и незнакомки друг с другом... А тут меряют деньгой в ходе разговора, меряют своё будущее. За окнами бежит природа, а внутри электрички пыхтит мир людской образца начала 21-го века: "тыщ-тыщ, тыщ-тыщ". Причём, больше пыхтят базовой категорией молодые граждане, шепчущиеся озабоченно о зарплатах там и сям - оно и понятно, дорога в будущее видится лестницей покупок, никак иначе. Совсем ли никак?
В этой связи не могу забыть прошлогодний разговор двух шоферов по дороге в Пушкино. Их компания состояла человек из пяти, но спорили двое. Все с пивом, после рабочего дня, говорящие громко на весь вагон электрички - просто обсели меня и вели свой разговор. Здоровенные мужики, но вида скорее гастарбайтерского, видимо, урабатываются сильно. Суть спора сводилась к тому, что несемейный мужик укорял семейного за то, что отец семейства слишком хмур и ропщет на домочадцев: мол, дочь вот-вот за муж выскочит и народит внуков, мол, ото всех только и слышится - "давай-давай"...
- А у меня зарплата 20 тысяч и никакого просвета впереди...
- Ну так и у меня!
- Ты без семьи, тебе меня не понять.
- Эх, не ценишь ты своего счастья...
- Мы говорим с тобой о разном, я себе даже носки купить не могу!..
По этому кольцу двигался спор, и я со своей революционной искоркой не нашёл подходящего момента вклиниться. Профсоюз? Пожалуй, это была бы подходящая тема для разговора - но в тот момент шофёры решали куда более значимые для них экзистенциальные уже пробелмы. Опять же заземлённые на деньжата... Мужики своей забастовкой запросто бы остановили стройки в Пушкино - но куда им? Семьи, опять же, не поймут - "давай-давай"...
Ну так и забастовка - это просто размноженное и оформленное как ультиматум "давай-давай", предъявленное буржую-хозяину. Всякая забастовка это сотрясение иерархии - рабочий требует повысить зарплату, фактически только в этот момент напоминая, что прибавочную стоимость не утаишь от того, кого обираешь. Но вот зарплату повышают, а прибавочная стоимость никуда не исчезает. До следующей забастовки.
Если не выходить за рамки оденьжённого мировосприятия - получается дурная бесконечность, буржуй всегда выходит победителем, обгоняя мышление рабочих на несколько ходов и придумывая новые способы наращивания доходов. Но вот революция - это как раз тот момент, когда рабочие обгоняют буржуя, и уже не временно (хотя в случае СССР - вышло временно). Так что же такое революция с точки зрения забастовочного мышления? Поведем мысль иной тропинкой.
А вас беспокоит АвтоВАЗ?
Всякий раз, когда рабочий требует повышения зарплаты, то есть покушается на прибавочную стоимость - он требует не денег и даже не места буржуя, он требует власти. Он требует иной формации, иного строя, он выступает за принципиальное переустройство управления и своим предприятием, и страной. Рабочий контроль, власть советов... Да, сегодня это звучит слишком отдалённо от реальности - рабочие АвтоВАЗа и за десять-то тысяч свою зарплату не могут вытянуть, бастуя. О каком тут рабочем контроле говорить?
Да о таком, который локально устанавливался совсем недавно и в Аргентине, и в Бразилии - везде, где затягивались кризисы управления на заводах (Бауэра в Буэнос Айресе, например). Когда рабочие становятся прагматичны не только в вопросе о своей зарпалте, то есть выходят за рамки, установленные буржуазным обществом и оденьжённым мышлением - открывается потрясающая картина, начинается власть рабчих. Выходит, что без жирных шматов, получаемых буржуями в сумме от всех прибавочно-стоимостных удержек, предприятие могло бы и переоснаститься, и прочие хорошие реформы провести. Да и менеджеров, получающих за плохой сбыт огромные зарплаты неплохо бы уволить, самим встав на их место с более мощной мотивацией: ведь за тобой весь коллектив, все бригады, заинтересованные в скорейшем сбыте дела своих рук. Рабочий контроль - не как экстремизм (коим его видит буржуазная власть), а как прагматизм - вот серьёзный аргумент в борьбе систем, именно систем, но внутри отдельно взятой страны.
Но ведь и здесь проклятые деньги останутся мерой эффективности - и работы завода, и работы менеджеров. Денежный посредник встречается везде. А что можно сделать вопреки этой логике, если так живёт весь мир, если "в отдельно взятой стране" производимое продаётся за деньги вовне? Можно, конечно, менять хлеб на золото, но долго ли? Всё это вопросы, которые решал Совнарком и большевики в 20-м, и которые предстоит решать нам, но не после, а на этот раз до революции. Десятилетий, как в начале 20-го на пробы и ошибки не будет дано. Хотя именно тогда родился самый мой нелюбимый ленинский лозунг "Учитесь торговать". А куда деться?
Не торговать, а преодолевать
Да, капиталистическое устройство обществ так крепко сколочено, что кажется неприступным, при этом оставаясь преступным. Каждый рабочий знает, что ему недоплачивают в денежном эквиваленте, но не знает, что прибавочная стоимость - это добровольно утерянный им билет в новое, революционное общество. Насколько сильно должно категоризоваться марксистским тезаурусом рабочее большинство, чтобы снова, как в 1917-м бороться не за деньги, а за власть? Сможет ли эта борьба обойтись без нового посредника - вместо денег - винтовки?
Сегодня кабинетное открытие, ноу-хау может быть очень дорогостоящим и ломающим многие стандарты общества. Без труда целых заводов появляется нечто, взрывающее экономический уклад, права собственности рассыпаются как карточный домик. Свобода в буржуазном обществе, измеренная вдоль и поперек деньгами ("свобода от" - начальства, работы - обычный отпуск по сути, свобода слова тоже ведь отпуск: отпуск грехов во всеуслышание с последующим покаянием и отчиткой в виде судебных штрафов, исков за оскорбление достоинств...) - может в одночасье смениться на "свободу для", заработанную выдумщиком-гением и используемую целесообразно его видению не только своего, но и всеобщего будущего.
Работодатель и работовзятель
Картина мира при наличии в нём посредника-денег - тяготеет к полюсу индивидуализма, являясь при этом не как картина, а как схема взаимоотношений труда и капитала, конечно же, коллективной (не коллективистской при этом). Видение мира капиталистом и коллективным капиталистом (коим и рабочий вынужен быть) таково, что в нём первично решение буржуя-владельца. Он двигает капиталами - общество меняется вследствие этих движений. Буржуй решает закрыть завод - ничего не попишешь попроклинаешь, но побежишь искать новую работу. Буржуй решит построить завод - слава буржую, рабочие места наплодил... Сколь саркастичны нынешние идеомы и приевшиеся словосочетания! Не замечали?
Вот что такое, к примеру "рабочие места"? Не существуют ли они уже только потому, что есть сами рабочие? В социалистическом государстве так практически и было - плановая экономика, знаете ли. А теперь появился ещё и работодатель, тоже категория современности. Нет ни работы, ни спроса на производимое твоим трудом - пока нет работодателя. Капитализм, знаете ли, капитал - всему голова...
Вот когда не работодатель, а работовзятель станет решать - что, в каких количествах и в рамках какого рабочего дня делать, тогда и падут оковы капитала. Но исчезнет ли денежный эквивалент труда? Мы снова упираемся в эту The Wall современности.
Зарабатывать... Деньги или Жизнь?
Да, став электронными, деньги пошли на попятную - можно фактически не иметь самих бумажек, просто "зарабатывая" и обналичивая. "Зарабатывая" в кавычках - потому что способов столько, что под большущим вопросом соотносимость трудовых усилий при заработке одной и той же суммы. Спекуляции, рента, кража - способов при капитализме много. Кража остается и после, и была до капитализма - но с ней вне капитализма куда легче бороться. "Нетрудовые доходы", греющая душу категория, знаете ли... Советский социализм научил нас хотя бы этому - и ГУЛАГ был источником благ для перевоспитывающегося (в некоторых сегментах) общества, как бы странно это не звучало в нынешнем сонме либеральных стонов.
Но нынешнее общество не обманешь. Оно своим язычком остреньким точно отмечает формационные особенности. Вот звучало ли в СССР словосочетание "зарабатывать деньги", не помните? Не звучало, в том-то и дело! "Зарабатывать" - да звучало. "Зарабатывать на жизнь" - звучало. Ну так ведь и было! Зарабатывалось право быть членом, созидающим членом общества, шагающего в коммунистическое будущее. Зарабатывали на Жизнь с большой буквы, а не на нынешнее существование в мире растущих цен.
А вот зарабатывать именно деньги стали уже после 1991-го года. Понятно, что ради денег жили и до этого некоторые, "за длинным рублём" ездили, однако доминантой общественного сознания сие стало после победы контрреволюции, то есть классового реванша новых собственников.
Но они зарабатывают деньги вовсе не трудом - и это нужно усвоить чётко. Положение в общественной иерархии, сами по себе пресловутые активы - вот их деньги, перманентно растущие как на дрожжях. Им не надо тратить силы и рабочее время - они свободны, максимально свободны в данном обществе. И пока деньги остаются посредником между субъектом и реализацией его потребностей - не изменится ни иерархия, ни общественный строй.
О, как после всех этих тяжких раздумий позавидуешь вдохновенной лёгкости, с которой Салот Сар (Пол Пот) взорвал госбанк в Пномпене и разом поставил деньги, торговлю и частную собственность вне закона! Но искусство не в том чтобы взорвать или взять (власть), а в том, чтобы удержать (обезденеженные массы от тяги назад, а власть в руках революционных сил).
При чем здесь российская нефть и Путятишна?
Действительно: деньги вообще мало кого интересуют. В нашем, нынешнем обществе они интересуют главным образом тех, кто не отрицает товарно-денежного обмена, а о натуральном готов говорить только с улыбкой. В том, конечно, вина коммунистов, и разъяснительную работу нужно начинать практически с нуля.
Итак, мы приползли в 21-й век с реставрированным капитализмом за плечами. Тяжёлый, гад - но такова, видимо, историческая миссия россиянской нации, тащить то, что однажды бросила, откапывать царские косточки и молиться на них, каяться. Но вот меня-то лично интересуют те собеседники-читатели, которых такой досуг мало радует, равно как и положение-перспективы свои в буржуазном обществе.
"Свобода от" - свобода скудная, хотя именно ее проповедует ТВ времён Путина. Мол, как хорошо без тоталитаризма, очередей, "тотального контроля", цензуры... Наслаждайтесь! Но далее возникает «клеточка» этой новой свободы - деньги. Слишком мало денег - и тотальный контроль в лице мента сгребает вас в бомжовую кучу, вы не жилец в этом мире. Слишком много - снова контроль, еще более тотальный, но уже в форме судебно-налогового внимания к вам государства (в РФ - других буржуинов, объединённых вокруг действующей власти прочнее некоторых).«Свобода от» таким образом становится свободой для богатых. Но это вовсе не «свобода для».
Путятишна - образ собирательный, архитектурный. Его цемент - «силовикизм», эпифеномен, порождённый девяностыми, когда на глазах ещё недавно столько же зарабатывавших по советским меркам бывшие МНСы становились олигархами на экс-всенародной нефти. Защитники переродившегося отечества были не в чести и не при бабле. Дефолт 1998-го указал романтическим капиталистам на то, что все они ходят под государством - весьма тогда аморфной структуриной. И вот пришла Путятишна, сделав буржуазное государство куда более официальным монстром, способным ещё более яростно опустошать недра, при этом проклиная олигархов, которые де всё решали в 1990-х. А сейчас уже Абрамович ничего не решает?
В сущности, экономический шок 1998-го и породил Путятишну. Все молились на силу - поняв, что просто заниматься бизнесом в стране не достаточно, должна быть крыша. В свою очередь забытые бизнесменами тогда силовики явно жаждали реванша - и получили по амбициям, став как бы крышей олигархов. «Как бы» - так как позже стали занимать их места.
Силовиков возвысили над буржуями настроения беднейших, жаждавших уже классового, а не ведомственного реванша. Но настроения меняются, они безличны - а силовики неплохо устроились благодаря патриотической ритрике, до сих пор прокладывающей путь внутриклановым разборкам. Просто прелесть этот Чайка! Комментируя «задержание убийц» Политковской (задержание потешное и поспешное - всё оказалось бездоказательным, но очень торопила ПАСЕ), он наговорил таких красивых фраз про жутких заказчиков заморских. Которые де жаждут ввергнуть благословенную эРэФию в пучину новых 1990-х, когда «всё решали олигархи"... Видимо, пятоимперский пафос выпекали в печи достославной Газеты Государства Российского именно для чиновников такого ранга - дабы в подобных постадных ситуациях им было легче отбояриваться, «читать с листа».
А на этом фоне нас постоянно убеждают в том, что наличие денежной массы на руках населения - безусловное благо. И даже инфляция, рост цен - не могут успокоить псалмопевцев, уже провожающих Путятишну с трона благодарственными голосами как невиданную стабилизаторшу. Верно - именно стабилизация. Если поспешный олигархический капитализм в 1990-х выглядел скорее страшным сном, пугая всё сильнее диспропорциями классовыми, доходными, то Путятишна просто пообещав «диктатуру закона» и поменяв на доходных местах персоналии, сделала этот капитализм гибким.
В СССР было недокапиталистическое (рудиментарное с формационной точки зрения) и недокоммунистическое (бесплатная медицина и прочие общественно-фондовые институты). Понятно, что буржуазная пропаганда сегодня хвалит власть именно за продвижения в «капитальной» сфере - мол, на руках столько денег, столько возможностей, значительно тише упоминая «социалку», к которой и свелись «рудименты социализма»... Всё пересчитано на деньги. Но сколько при этом в недрах, всенародных и по нынешней конституции, нефти, газа и других полезных ископаемых? Что обеспечивает деньги, на что они «заземлены»? Помню, об этом я спрашивал и в детстве - понимая, что деньги всего лишь бумажки. Отвечали мне, что за ними - кусочки золота, которое лежит в банке государства. Снова возникает абстракция государства - тогда еще социалистического, которое легко переродилось...
А вот тут и всплывает частная собственность на средства производства, к которым Ленин в декрете отнёс и полезные ископаемые. Деньги - это нефть в РФ. Половина бюджетных годовых доходов - нефть и газ. Не удивительно, что в РФ учреждения, продающие нефть и газ стали фактически властью. Чиновники Администрации Путятишны все являются акционерами или вполне официальными должностными лицами в корпорациях, распродающих богатства недр. Кремль - это пресловутая «труба». Не более того. Ибо в ней - основные деньги, будущие деньги, «экстракт» нефти и газа.
Революция как путь к «свободе для»
Общество при капитализме - сумма индивидуализмов. Общество, раделённое прилавками, перегородками обменников, стенами квартир, дверцами личного автотранспорта... Наблюдая простые автопробки, я вижу кризис, ступор буржуазного общества. Сколько пустого пространства в каждой машине - представляете себе? Вот прибавьте его к внешнему пространству - и сразу движение будет свободным. Простая арифметика? А то... «Коммунизм - не каприз, а наука», позволю себе процитировать песню своей же рок-группы «Эшелон».
Если взглянуть на мир не через очки денежности, выключить «Матрицу» - откроется мир будущий. Всё те же пассажиры личного автотранспорта преспокойно едут в широких салонах транспорта общественного, занимая точно такие же кресла (но без окружающих их трех пустых). Но тут не только более рациональная организация пространства, не одна эргономика. Тут - другое общество, его цели, его будущее.
Зачем, скажем. платить за проезд в общественном транспорте? И кто устанавливает индивидуальную долю в «амортизации» этого транспорта? Всё это весьма условно. А торговля, индивидуальные кухни, вообще вся купля-продажа. Да, она же является и мерилом труда - кое-где, подчеркну. Так как в этой же сфере денбги становятся мерилом спекуляции и прочих хитростей, не связанных с трудом. Вот когда вспоминается советский лозунг, простенький до безобразия, но и могучий, если внего поглубже вдуматься в нынешнем контексте - «Слава труду!». Именно труду, а не всему, что паразитарно его окружает.
Буржуазия заявляет, что именно труд привел ее на престол. Именно он ее поставил во главе нынешних газпромов и роснефтей, подсадил в Кремль. Такова логика агитпропа постсоветского. Каждый олигарх в совей биографии - пролетарий. Иначе нельзя. Но это блеф, не требующий комментариев.
Капиталистический мир напичкан условностями - деньги в нём главная условность. Но необходимость общаться с миром через деньги отпадёт только тогда, когда будут упразднены частная собственность (уже в широком смысле) и деньги - как неизменный оруженосец частной собственности. Да, поначалу трудно без данных костылей видеть мир. «А как же всё, чем мы владеем?». Слово «владеем» нужно здесь поставить в кавычки. Ибо любое владение - временно. Смерть прекращает владения - а наследование есть своеобразная вера в загробный мир, капиталистическая вера.
Мир без прилавков, необходимости самим покупать и готовить пищу - конечно же сейчас кажется миражом. Но вновь вглядимся в недавнее прошлое, да и в настоящее кое-где. Столовые! Не нужно вспоминать худшие образцы. Те же американцы в Ираке кормят своих солдат в столовых, похожих на Макдональдсы. Платят там солдаты «нал» за еду? Нет, конечно. Ну, это только намёк на коммунизм, забавный намёк.
Общество точнейшего разделения труда экономит свободное время. Ни магазинов, ни очередей, ни денег. Как поработал - так и покушал (трудочасы на карточке всё говорят), вместе с товарищами. А уж от них-то не скроешь недоработки. Вот тут и возникает «свобода для». Идеал революции индустриального века не меркнет - заводы становились ядром коммуны, протокоммуной. Общежития, столовые, цеха - всё общественное. Мир, в котором «царь горы», буржуазный индивидуализм, был свергнут - стал срастаться по горизонтали.
Коммуна не только как противоположность миру, поделенному на индивидуальные соты, но и как выход из демографического кризиса. Не порознь считающий свои зарплатки, а единый могучий Коллектив простирается и в сферу только индивидуальных прежде взаимоотношений. Коммуна как освобождение и от нравственных оков, вот будущее человечества, прекрасное и «красное».
Мешает реализации освобождения масс от «сотового» бытия Путятишна с её деньгами и «трубой»? Безусловно, мешает - просто потому что она со своей убеждённостью в справедливости капиталистического способа производства здесь и сейчас встала на дороге к коммунизму - хотя к ней есть и куда более конкретные претензии, и не только у нас. Пока что будем «раскачивать лодку» в борьбе на общем фронте, за демократические свободы, не забывая при этом профсоюзной «школы коммунизма».
Кащееву иглу капитализма можно сломать только всем миром, коллективизация процесса борьбы и поставит деньги вне закона - без показательных взрывов банков... Коллективизация же, снятие индивидуалистских доминант, и поставит после революции на повестку дня вопрос о продлении жизни - потому что такая важная проблема может быть разрешена только для всех. Да-да, не только сокращение рабочего дня, но и продление жизни, в самом прямом понимании, без религиозностей! Вот это и будет «свобода для» - уходящая в бесконечность познания многообразия Вселенной. Но это уже совсем иная тема для иной серии статей.
P.S.
Картинка на тему условности оплаты проезда в общественном транспроте. Понятно, что степень загруженности вагона и его амортизация не может быть точно отражена в количестве купленных билетов или же в сумме давящих на пол вагона масс... В час пик на Ярославском вокзале наблюдаются огромные очереди за билетами - добропорядочные граждане готовы терять время ради соблюдния установленной "свыше"РЖД условности. Встав в одну из очередей, я вскоре услышал раздраженный комментарий стоявшего передо мной парня:
- Полчаса, не меньше простоим. Но как прорваться? У турникетов буйволы...
- Можно снизу, через метро. Бесплатный вход - это выход.
- Какой выход?
- Ну, он же вход в метро снизу, от электричек!
Вдвоём с этим парнем, поняв друг друга за минуту, не тратя получаса, мы побежали в метро, перелезли через турникеты дважды. У турникетов, ведущих к поездам мы увидели точно таких же смекалистых, шутрмующих преграды, эти последствия денежного обращения. Охранники не пытались препятствовать - набралась критическая масса, человек десять активно лезущих, стрёмно им стало исполнять свои обязанности. Наоборот, охранники беспокоились, как бы девушки не упали, не ушиблись... Эта локальная революция свершилась, и очень просто. Покорные же продолжали терять своё время и деньги в очередях у касс - не при социализме, при капитализме, всё ещё...
|
|