Не пригласи меня увидеться именно там знакомая из Костромы - я бы, конечно, и не направил свои стопы в центр в этот непраздничный для меня и многих соотечественников день. С утра был на работе (в центре - пустынно, все восприняли этот "праздник" как однозначный повод уехать на дачи или просто из города) - из принципа демонстрируя нормой выработки в информационном пространстве то, что это не праздник, а обыкновенный рабочий день. А вот к вечеру ближе направился к Кремлю.
И тут началось уже традиционное для подобных "праздников" шоу. В сущности, это и есть главное отличие постсоветских праздников от советских - разделённость празднующих, недоступность празднования. Классовое общество везде имеет перегородки, в такие дни они проявляются четче. Естественно, начиная с Метрополя и всей внутренней линии Охотного ряда, проход к Кремлю был наглухо перекрыт милицией. Но при этом рядом с ментами топтались агитаторы молодонаглейцев, "Наших", "Местных", ну и прочего провластного выводка. Кого и зачем тут было агитировать? Ведь не на свою же закрытую акцию они звали?
Решил я встречу с костромской знакомой предварить встречей с коллегой по журцеху Ильей Федосеевым - приятно послушать его шуточки в этот день. Пошли мы от Никольской вместе вдоль заграждений и вскоре поняли, что пробраться в зону "празднования" удастся только через котельническую набережную и Устьинский мост. А ведь таких было много - недопущенных. Ну и что это даже по замыслу организаторов за праздник?
Я пока не даю никаких оценок политических - я попытался побыть просто честным обывателем в этот день, пройтись в нейтральной майке по центру, так сказать, повпитывать атмосферу. Ну, кроме фрустрации на первом же этапе - ничего. "Непущать". Далее мы спустились по бульвару к Солянке, созерцая с Ильей по пути тучные и обмяклые телеса "празднующих", что возлежали на газоне, но не становились "зелёными и плоскими". Типичный пейзаж постсоветского праздника. Ничего кроме отвращения не вызывает. Это мода, пришедшая из "Централ-парка" и вообще из США. Иногда милиция терпит, по таким "праздничным" дням, эту практику. Но у Кремля в непраздничные дни - сгоняет безжалостно. Однажды мы с моей французской коллегой стали жертвами разгона пригазонившихся (мы-то лишь последовали примеру уже сидевших под деревцами). То ли ее милитари-майка и жгучая брюнетистость (кто их, шахидок, знает?), то ли мой подозрительный вид так притянул ментов, но отвязаться от них было крайне сложно. Помогло ее обаяние, конечно. Но мы не об этом сейчас.
Встречая публику, в основном пьющую, хотя теперь это запрещено на улицах, мы перешли в Замоскворечье, где уподобились ей в одном из двориков - не имея на то никакого праздничного повода, просто так, пообщаться дабы по рабочим вопросам. Затем Илья отчалил, а я пошёл к эпицентру празднования.
Крайне грустную картину увидел у моста, ведущего к Храму Василия Блаженного. Молоденькие милиционеры, нагнанные, как и массовка кремлят, из провинций - курсанты, только начавшиеся учиться, обеспечивали "безопасность". Пропуском на территорию вип-празнования служил билет-триколор, который я вскоре и получил от моей костромской знакомой.
Далее следовало пройти несколько кордонов, металлоискатели, чтобы попасть на заветную Красную площадь, но с тыла. И всё это ради картинки для госТВ. Скажу сразу: нашисты, молодонаглейцы и местные не представляли собой вообще никакого зрелища в плане организованности, униформенности. Ребят и девчат, симпатичных, провинциальных, с открытыми миру живыми, необожжёнными огнями и витринами Москвы глазами - привезли в качестве массовки, и как с массовкой и поступали. Например, отбирали привезенные с собой бутылки воды. А вот на Красной площади, наоборот, ходили забавные разносчики напитков в майках "День России" - из этих же провинциальных ребятишек. Типа тоже бизнес. Чтобы покупали провинциалы воду у единого торговца.
Автобусы, на которых массовку привезли, стояли на Раушской и Болотной набережной, вся жизнедеятельность ребят и девчат происходила на этом промежутке - от Болотной до Красной.
Сцену поставили почему-то не на Васильевском спуске (как делали при значительно большем стечении зрителей, во время приезда Red Hot Chili Peppers) а прямо напротив Мавзолея у ГУМа. Ну, чтобы "картинка" для ТВ была покраше, видимо. И вот тут уже действовали законы "единого заказчика". Точно такой же молодняк, как и в массовке - но в зелёной солдатской форме - своими шеренгами расчертил площадь, и пройти к сцене тем, кто это не успел сделать задолго до начала мероприятия, было невозможно. Вспомнился концерт "Монстры рока" в Тушино - где главными зрителями выступления "Металлики" и других хардовиков были шеренги в такой же зеленой форме (Кирк Хэммет, гитарист "Металлики", не получив никакого удовольствия от выступления перед фуражками, на которые закономерно сзади летели пивные бутылки непрорвавшихся нЕфоров, тогда сказал: "Этой стране еще долго придется лечиться от тоталитаризма").
Девочка-ёжик (моя юркая изящная знакомая) бегала с фотоаппаратом, я подсказывал ей ракурсы - но вот попасть к сцене, где были ее костромские спутники, было уже нереально. Злые менты гнали нашистов, молодонаглейцев и местных прочь. И это назвается "их" акцией? Те наивно скапливались как молодые такие телята, просили, чтоб к сцене поближе - но увы.
Я не говорю тут о чудовищном размещении сцены напротив Мавзолея, ведь мощнейшие звуковые волны лупили в его направлении так, как, вероятно, и во время ВОВ взрывные волны тут не гуляли. Получилось, что Мавзолей - это такая звукооператорская будка, ориентировка по центру. Явно это всё не пошло на пользу ни захоронению за Мавзолеем, ни Мавзолею самому. Но с кого тут спрашивать? Режим-с. "День России" нужно празновать именно с таким вызовом...
Хотя в чем вызов, где пафос мероприятия, где агитация? Ну красно-белые эти крестознамёна... Никто из массовки не выделялся как нашист или местный, они все смешались, просто беспорядочно сели на брусчатку, обыкновенно тискаясь, играя пластмассовыми бутылками как "соккеры" на Красной площади - ибо допущены к сцене не были, и довольствовались трансляцией концерта на экране. И о концерте.
Конферансил Швыдкой, что выглядело крайне забавно, характерно подшепелявливая, он прославлял российскую культуру в воспитательных целях, но был немногословен - явно время поджимало. Не слышно было от Швыдкого только классическое для подобных шоу "Я не вижу ваших рук!". Прикинутая как бальная дама Тута Ларсен (обратно не читать) улыбалась, будто не со сцены на Красной площади, а с "красной дорожки" голливудской... Действа не было никакого. Никакой агитации, попыток разъяснить, что за праздник - в чем праздничность повода. Просто "гнали программу". Областная филармония какая-то, а не Красная площадь. Тем более смешно прозвучало приветствие питерских рокеров "Привет, Москва!" - ведь на площади московских не было, все это были "регионалы".
Естественно, ни слова о "празднике" не сказали и музыканты. "Смысловые галлюцинации" пожелали вечной молодости массовке, крашенноголовый Бутусов нагнал тоски... Что празднуем - оставалось неясным. Кстати, о Бутусове - что-то зачастил он на такие официозные шоу. Наверное, хорошо платят. Как тут не вспомнить историческое уже письмо Кормильцева ему, написанное позапрошлым летом? А ведь он и в этот раз пел кормильцевские песни - Бутусов, не пришедший ни на прощание, ни на прощальный концерт памяти Ильи Кормильцева, предоставив сцену таким как я, Вис Виталис и прочим нЕфорам.
Некоторый подъем наблюдался при исполнении Бутусовым "Звезды по имени Солнце", но это и на любом туристическом слете происходит. Я ходил между сидящих и стоящих перед экраном ребят и девчат и читал в их глазах недоумение - "зачем мы сюда ехали по 3-4 часа"? Чтобы посмотреть здесь такой большой телевизор? Во истину символично - конформистская (не по злобе, просто со скуки) молодежь получает в качестве угощения типично обывательский "телек". Что-то среднее между хипповским сайгоном и неорганизованной массовкой, внутри которой бегали комиссары-нашисты и младонаглейцы, а снаружи сидели обычные молодые граждане той России, праздник которой, по идее, и праздновался.
Короче говоря, крайне смутное впечатление оставляло мероприятие. Может, я пропустил самое интересное? Военно-патриотические хари "Любэ" дабы не видеть и от жирных котов-"чайфов" сбежав назад по мосту, я и моя спутница не стали свидетелями выступления "Алисы". Говорят, седой проповедник рок-православия Кинчев был топлесс и в сапогах имперских...
Недоумевающие лица милиции, курсантов и курсанточек, знакомящихся меж собой - хоть так используя мероприятие встерчали всех смертных у железных заборчиков стандартным "билет?". Три девушки попросили у нас билеты, на обратной стороне которых был новомихалковский гимн - надорванные, они были недействительны, пришлось огорчить девчат... Ощущение, вполне зримое, пустоты на всем перекрытом пространстве от Балчуга до Исторического музея, не смотря на скучкованность перед сценой, оттуда все время большими толпами уходила уже не восполнявшаяся массовка - используя время для прогулки по Москве, пытаясь индивидуально распорядиться временем до отъезда автобусов.
В половину полуночи автобусы стали отправляться, исторгать из себя солярные выхлопы, милиция как стадо загоняла уже подвыпившую массовку в автобусы мегафоном... Вот такой у них был "праздник". Полицейщина на периферии и анархия как начинка. Бестолковое мероприятие. Любой наш "Антикап" был концептуальнее и содержательнее.
|
|