Было такое время, когда детям придумывали «прогрессивные» имена - Вилиор, например (Владимир Ильич Ленин и Октябрьская революция) или Владлен (Владимир Ленин). Не прошли и мимо Первомая - появилась Даздраперма (Да здравствует Первое мая). Но имя получилось неблагозвучное, никак не отражающее приподнятого первомайского настроения, а, наоборот, по созвучию напоминающее о чем-то непристойном.
Я это к тому, что сегодняшнее официозное празднование «Дня весны и труда» - это как раз чистейшая Даздраперма.
Если так задуматься, то 1 мая, то есть День международной солидарности трудящихся и не праздник никакой вовсе, а день всеобщего протеста. Его родословная ведёт своё начало с кровавого подавления чикагской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих.
1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. Полиция открыла огонь по толпе, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов.
Через три года Парижский конгресс 2-го Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями.
И только в 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».
Собственно, праздником 1 мая стало при Советской власти - советским трудящимся было, что праздновать.
А вот чему радоваться трудящимся в современной полукапиталистической-полуфеодальной России, сказать трудно. Радоваться, строго говоря, вообще нечему. А особенно нечего отмечать тем самым «министрам-капиталистам», победа над которыми в 1917-м и сделала 1 мая из дня всемирного протеста - праздником трудящихся.
Естественно, в современной России 1 мая отменили бы вовсе, как это сделали с 7 ноября, но во всех капиталистических странах 1 Мая давно и прочно отмечают как День международной солидарности трудящихся - там у них от граждан кое-что все же зависит. Это у нас «суверенная демократия» позволяет рисовать любые результаты выборов, а в «цивилизованных» странах все еще голосуют по старинке, с участием избирателей. Поэтому отменить совсем нельзя, западные партнеры обидятся и перестанут звать наших «министров-капиталистов» на саммиты. Таким образом «красным днем» в календаре 1 мая осталось, но в 1997 году (заметим, сразу после последних более-менее свободных выборов, когда было заранее не известно, кого изберут президентом) его переименовали в Праздник весны и труда.
Получилась, конечно, глупость, как всегда. Ну, праздник весны, может быть, и понятно, но вообще-то весна начинается 1 марта, а к Первомаю уже потихоньку заканчивается. Из календарных событий здесь соответствует только Вальпургиева ночь, однако церковь сегодня, взяв на себя функции идеологического отдела при Администрации президента, навряд ли одобрит такое соотнесение. Опять же, раньше Первомай называли еще «красной пасхой», но теперь вроде бы все празднуют Пасху обычную, и даже представители коммунистической партии в пасхальную неделю не стесняясь христосуются с классовым врагом.
Но с днем труда еще хуже. Какого труда? Со свободным и раскрепощенным трудом вроде бы в стране раз и навсегда покончено, все трудятся исключительно на «хозяев», и только хозяева - на себя.
Может, это праздник Российского союза промышленников и предпринимателей?
В общем, как праздник сегодня воспринимать Первомай никак нельзя. Так что - возвращаемся к первоистокам, к маевкам, поскольку праздничные шествия и демонстрации даются со все большими усилиями при абсолютном противодействии властей. В ряде регионов демонстрации давно уже не проводятся, все ограничивается митингами, и далеко не всегда на центральных площадях. Не исключено, что в самом ближайшем времени маевки вернутся в нашу жизнь, прямо как в книгах Горького.
Не очень хорошо у нас и с международной солидарностью. Например, в Москве трудятся сотни тысяч гастарбайтеров - таджиков, армян, узбеков, молдаван, украинцев. Но многие ли из них придут сегодня на первомайскую демонстрацию? Надо сказать честно - не многие. Гастарбайтеров заметно в толпе москвичей. И их будет мало, очень мало.
Много ли московских рабочих придет на Первомай? Конечно, будут, но далеко не в большинстве. Сегодня рабочий находится в плену либо либеральной, либо (что чаще) националистической пропаганды. Политическим просвещением рабочих практически никто не занимается, в рабочей среде бытуют самые экзотические представления о действительности.
Основная масса митингующих в рядах коммунистов и левых сегодня - это пенсионеры и студенты. Это серьезно, но этого мало.
Сегодня самыми массовыми являются официальные профсоюзы, давно и прочно купленные властью. Достаточно сказать, что «выдвиженец» профсоюзов в Государственной думе сегодня как раз и штампует самые одиозные законопроекты, касающиеся трудовых и социальных прав граждан, а точнее - лишающих граждан остатков этих прав.
Но будут ли в красных колоннах другие, альтернативные профсоюзы? Нет, в большинстве своем они также находятся под влиянием других сил. Коммунистам надо биться за профсоюзы, нужно, чтобы независимые профсоюзы искали поддержки у компартии, как это было во время забастовки в Всеволожске.
Отсутствие реального рабочего движения в стране, конечно, отражается на политической жизни государства, позволяет проявляться мелкобуржуазным, соглашательским тенденциям в левом политическом движении, в том числе и у коммунистов. Когда партия не чувствует жесткой связи с революционным классом, теряет ощущение революционного движения, с ней могут происходить весьма неприятные и опасные метаморфозы.
Хватит праздновать! Хватит упиваться аплодисментами верных соратников, которые поддержат и не предадут. Надо бороться, а не играть в легальный марксизм и увязать в «парламентском идиотизме».
Хватит Даздрапермы!
Да здравствует Первомай, день борьбы и победы! Труд должен быть свободным! Человек - не «говорящее орудие», а мера всех вещей!
Или, если мы вспоминаем аналогии с «красной пасхой», то не забудем, кто сказал: «Кто не работает, тот не ест!»
|
|