На мой взгляд монумент воину-победителю был разрушен в Таллине много лет назад. Когда профукали саму победу. То, что происходит сейчас, лишь завершает давно начатое, завершает великую трагедию на уровне личного PR каких-то мелких, незначащих политиков, мелкой возни и не очень крупного конфликта.
Ну какая сегодняшняя Россия победительница, если не только все страны гитлеровской «Оси» объединились в ЕС, но и бывшая русская Прибалтика писает на ботинки нашему колоссу на глиняных ногах, и ноги, что характерно, разъезжаются! Мы проиграли войну, которую выиграли наши деды, проиграли дешево наше наследство. Нам поделом...
И Таллин только внешне похож на Химки. Но на самом деле - все по-разному. В Таллине нам плюнули в нашу вечно недоумевающую физиономию, а в Химках мы сами навалили в штаны.
Я не был в Таллине почти 20 лет, с тех пор, как в последний раз приезжал туда в качестве «международного наблюдателя» на референдум о независимости. Все в общем было ясно. Страна юридически все еще была одна, но наблюдатели из Москвы уже были «международными».
В то время Эстония была почти наполовину населена русскими, татарами, евреями и прочими не-эстонцами. Если бы неэстонская часть бывшей Эстонской ССР проголосовала против отделения от Союза, то отделения бы не произошло, потому что часть эстонцев тоже была против. Но все решили именно голоса русских, которые тоже хотели на Запад, потому что они тогда уже чувствовали себя не совсем русскими, как в Пскове или Новгороде, а такими «эстонскими русскими». И Нарва, Кохтла-Ярве вместе с «русскими» пригородами Таллина проголосовали за отделение.
Все, в общем, рассчитывали на «нулевой вариант», то есть под советской историей как бы подводится жирная черта и все начинается с нуля.
Однако эстонская государственность стала развиваться по другому - от отметки, когда буржуазная Эстония получила свой ограниченный суверенитет из рук большевиков. Это довольно забавный казус - сегодня в Эстонии запрещена компартия и наложено табу на идеологию коммунизма, но свою первую в истории государственность эстонцы получили именно благодаря революции октября 1917 года и получили ее непосредственно от красного Петрограда.
Государственность сразу получилась не вполне полноценная, говорить о развитых демократических институтах в буржуазной Эстонии довольно нелепо, а позже она и вообще фактически растворилась в Третьем Рейхе.
Естественно, восстанавливая ТАКУЮ государственность, эстонское общество было обречено на апартеид, на гетто с белыми «неграми», от НеГр - сокращенное «негражданин». Гетто - это русскоязычные территории, где хуже уровень образования, где нет приличной работы, где нет перспектив. Западный мир знает Гарлем и Южный Бронкс, Кройцбург и Клиши-су-Буа - Кохтла-Ярве с Нарвой для него не стали шоком. Шоком это стало для Восточной Европы, которая не знала в своей истории принципов гетто, за исключением, может быть, черты еврейской оседлости в 19-м веке.
Эстонская государственность, какая она есть, была обречена на апартеид - и как его следствие, на национально-освободительное движение. Просто в последние 15-20 лет его удавалось элиминировать за счет главным образом ожиданий, связанных с Европейским Союзом. Однако ожидания не оправдались, и сегодня это внутреннее противостояние, выросшее в эстонском обществе, вышло на улицу.
Я еще раз подчеркну - это исключительно и только эстонское противостояние. Молодые люди, устроившие небольшой погром в Таллине - они не из Пскова и Новгорода, это те неэстонские молодые люди из гетто, которых полностью, с рождения воспитало то самое Эстонское государство и эстонское общество, которое в самое основание своей национальной идеи заложило апартеид.
Это не значит, что «рука Москвы» никак не присутствует в Эстонии. Но ведь, например, в Армении «рука Москвы» присутствует куда более явно, но ничего подобного в Ереване не происходит. Потому что в Ереване нет русского гетто. А в Таллине есть.
Сегодня эстонское общество одним глазком, через щелочку заглянуло в свое ближайшее будущее. Это будущее называется национально-освободительным движением, а иногда даже национально-освободительной войной. А национально-освободительные войны - самые тяжелые, кровавые и неэстетичные, будь то Африка, Кавказ или Европа. Это все равно.
Эстония сама воспитала и взрастила это свое будущее. Эти парни из гетто не нужны в Европе - эстонское общество не дало им достаточного образования, чтобы они могли свободно интегрироваться в европейскую жизнь. А в роли водопроводчиков Парижу надоели и поляки. Ну а в Россию они не поедут сами - Россия для них чужая страна. Их страна - это Эстония, как бы это ни казалось неприятно «коренному» населению. И, что самое главное, сегодня их уже может не устроить подачка в виде «нулевого варианта». Они теперь хотят свою Эстонию. Уж какая получится. Как арабы в Париже. Как албанцы в Косово.
Не нравится? А раньше надо было думать.
Памятник в этом деле сыграл роль пускового механизма, и только. Эстонские политики хотели «уесть» восточного соседа. Восточный сосед с удовольствием принял участие в мероприятии, поскольку Эстония вполне подходящий спарринг-партнер для путинской России. Не с Америкой же воевать.
Но конфликт вокруг памятника разбудил совсем иные силы. И прав Руслан Саидов, когда пишет, что «самое печальное, что судьба памятника советскому Воину-освободителю волнует противоборствующие стороны меньше всего».
Даже трудно сказать, насколько это печально для эстонского общества. Потому что если мотивация Кремля и Тоомпеа - это мелкие интриги и мелкие гешефты, то мотивация гетто очень серьезна. И я бы не стал недооценивать ее на том основании, что сегодня молодежь из гетто действует не вполне самостоятельно. Они научатся, они смышленые ребята.
Что правда - навряд ли эту молодежь из числа «негров» может так уж сильно волновать памятник победы, которую одержали их деды. Это не их победа, а весь опыт их жизни строится как раз на переживании исторического поражения. Для них конкретно - Гитлер победил Сталина, а Ваффен-СС одержали победу над Красной Армией. Они живут именно в таком мире, в истории, которая вдруг получила сослагательное наклонение.
Что дальше? История учит, что национально-освободительное движение невозможно подавить, и рано или поздно оно побеждает.
То, что эстонские власти снесли памятник воину-освободителю, обозлило людей из гетто. Но оно, это безумное действие, не лишило их опоры - наоборот, они ее приобрели. И они одержат победу. Но у них, у их победы, будут другие памятники.
Возможно, памятником этой победы станет разграбленный и сожженный Таллин...
А в Химках все не так, потому что Химки сами - гетто, только не для «неграждан», а для «социально неперспективных». Не случайно первые массовые выступления против монетизации льгот произошли именно там. Пенсионеры и льготники из Химок почувствовали это куда острей, чем их московские товарищи по несчастью, живущие буквально через дорогу. Но этот переезд через Кольцевую дорогу делает расходы на транспорт у химчан, работающих в столице, вдвое большими, чем у москвичей. На «московский» номер в Химках теперь тариф идет как на межгород. Тарифы на услуги ЖКХ в Химках выше, чем в Москве, а пенсии ниже. Больше того, в ближайшее время администрация Химок собирается вырубить в Левобережном районе города древнюю рощу 17 века, и на ее месте построить дома для переселенцев из Москвы, чье жилье попало под снос. То есть для новых «социально неперспективных».
Не случайно митинг, который запретили власти Химок, и после которого задержали и зверски избили левую молодежь, был наполовину посвящен переносу захоронений героев, а наполовину - коммунальному грабежу.
И в этом случае памятник - лишь последняя капля. Только борьба тут не национально-освободительная, а чисто социальная, классовая.
Только что Мосгорстат опубликовал данные, что 42% доходов москвичей «съедают» 10% наиболее обеспеченных граждан. А «нижние» 10% имеют доход ниже прожиточного минимума. Децильный индекс в этом году вырос до 41. А когда он превышает всего лишь 10, ситуация уже может считаться предреволюционной.
И в такой ситуации они еще позволяют себе сносить памятники, избивать демонстрантов?..
Они идиоты. Революция обязательно победит. А что станет памятником этой революции, я даже боюсь и думать...
|
|