Сейчас, когда празднование Дня Победы завершилось, и страсти по Сталину будут спадать, можно делать некоторые выводы из происходившего в последние дни. Очевидно одно: развернувшаяся по всей стране" плакатная война" и эпические холивары в блогосфере свидетельствуют об одном: в условиях непрекращающегося кризиса и все большего отхода от социальных завоеваний Октября 17-го интерес к Сталину среди мыслящей публики будет только расти. И власть сознательно допускает и отчасти провоцирует это. Зачем? Все просто.
Либеральной власти, как и любой другой, необходим свой "символ веры", свои герои и свои достижения, которыми можно было бы гордиться и спустя годы. Поскольку у нынешней власти таковых нет и не может быть в принципе, ибо она отметилась в отечественной истории только беспрецедентными разрушениями, она вынуждена искать их в предыдущих эпохах. Одним из таких стержней, способных укрепить ее легитимность в глазах народа является все более откровенно насаждаемая религия. Тем не менее, мы живем в современном светском государстве, к тому же многонациональном и многоконфессиональном, чистая формула а-ля "православие, самодержавие и народность" уже не работает. Нужно что-то еще. Что-то из нашей героической истории, причем не замешанное на коммунистической идеологии. Одной из таких попыток навязать "национальный символ" стала попытка заменить 7 ноября на абстрактный и не имеющий столь сильного исторического фундамента "День народного единства".
Сегодня очевидно, что народ не принял этого "праздника", во всяком случае он не стал тем, что от него ожидали его создатели.Вторым таким символом стал День Победы. Несмотря на то, что праздник этот имеет очень сильную коммунистическую основу, ибо это была не просто победа России над Германией, а победа социалистического образа жизни над капиталистическим в его наиболее агрессивной форме- фашизм, и это признают даже многие либералы, несмотря на все это, его попытались лишить всякой идеологизированности, провозгласив тем самым объединяющим началом, которое не вызывает сомнений ни у кого, каких бы политических взглядов он не придерживался. Если ты критикуешь даже то, как власть отмечает День Победы, ты рискуешь быть обвиненным в попытках переписать историю и автоматически становишься врагом России, так же как тот, кто критикует работу спецслужб записывается в пособники террористов.
Со Сталиным сложнее. Если кастрировать идеологически праздник Победы можно, то вычеркнуть из него Сталина как одного из ведущих политических акторов того времени, чей вклад в собственно Победу отрицать может только тот, кто на полном серьезе верит, что войну выиграли американцы, а Ленин был то ли царем, то ли президентом России. Поэтому с генералиссимусом власть старается обходиться осторожно. Подчеркивание его роли как в самой Победе, так и в целом в строительстве СССР как сверхдержавы это вещь абсолютно неизбежная, обязательная составляющая построения культа Победы.
Пытаться отрицать выдающийся вклад Сталина в победу над Германией означает как минимум выставлять себя человеком абсолютно несведующим в истории и нежелающим ее учить. И почва для переосмысления роли Сталина тоже имеется. Сейчас не конец 80-х, когда зашоренное советское общество было готово поверить в любую ложь о "преступлениях "большевиков. И недавние высказывания одного псевдоисторика в эфире "Эха Москвы" о полутора миллиардах арестованных вызывают смех только сейчас, тогда, 20 лет назад, подобный бред со страниц якобы исторических исследований и экранов телевизоров был нормальным явлением, вспомните хотя бы цифры, озвучиваемые такими деятелями, как Солженицын и Волкогонов. Тогда нужно было максимально очернить советскую власть, не гнушаясь откровенной фантастикой и ложью в лучших геббельсовских традициях. Сейчас это не прокатывает, да и не нужно. Выросли новые поколения, не имеющие зуба на советскую власть, не помнящие очередей и продуктовых карточек, для которых советская эпоха является чем-то экзотически-героическим, вызывающим искренний интерес. В том числе фигура Сталина.
И власть этим умело пользуется. Достижения, ставшие возможными исключительно в условиях социалистического строя, объявляются некими абстрактными достижениями абстрактной России, общенациональным достоянием, которыми нужно гордиться без оглядки на то, под какими знаменами они были совершены. Выясняется, что при Советском Союзе не все было так плохо, что есть чем гордиться. А как иначе? Ведь чем дальше мы отдаляемся от той эпохи, тем тяжелее становится жизнь в стране, тем заманчивей кажется социалистическая перспектива. Глупо бороться с идеологией огульным отрицанием, тем более, если взамен предложить нечего. И еще, если не можешь победить что-либо, надо это возглавить. Власть это очень хорошо поняла и успешно использовала в своих интересах с первых месяцев воцарения Путина, спекулируя на подавленном в годы ельцинизма патриотизме и ностальгии по "сильной руке". Именно этим объясняется возврат к советскому гимну, акутализация дискуссий о Сталине, обилие и возросший интерес к советской символике, в первую очередь среди того поколение, которое никогда не жило в Советском Союзе.
Но слишком сильно отпускать поводья опасно тем, что помимо ностальгии по "сильной руке" в народе проснется интерес и к идеологической подоплеке деятельности Вождя. Поэтому наряду со всем перечисленным, по телевизору именно в последнее время усиленно крутят псевдоисторические фильмы о репрессиях (ччего стоит одна "Московская сага"), на весь мир звучат покаяния за "преступления сталинизма", катынская ложь, очевидна любому хоть мало мальски интересовавшемуся вопросом историку, преподносится нам как нечто очевидное, что глупо было бы отрицать. Замечу, что очевидной фальсификацией документов не занимался даже Ельцин, тогда пропагандистской лжи еще верили на слово. Поэтому в рамках одной системы мы видим переплетение двух тенденций: традиционного антисталинизма и нарождающегося неосталинизма с современным лицом.С самого начала правления Путина, многие деятели старой оппозиции сначала робко, но затем все громогласнее, начали заявлять о том, что власть использует наши святыни в своих интересах, что наша Победа была украдена. Признаться честно и ваш покорный слуга тоже в течение долгого времени со смесью страха и отвращения наблядал за тем, как все эти годы профанировались наши ценности, лишались своего истинного смысла.По этой причине я, например, выступал категорически против идеи восстановления памятника Дзержинскому на Лубянке, мотивируя это тем, что основатель ВЧК не должен олицетворять репрессивную машину победившей буржуазии. События последних месяцев заставили меня изменить подход к проблеме.
Надо понимать, что то, что власть использует наши символы, это исключительно положительный момент. Когда в начале "нулевых" в интервью мне А.А.Проханов заявил, что мы заставили власть "говорить нашим языком", я не понял его позиции. Теперь понимаю. Частичная "реабилитация" эпохи это первый шаг к ее полной "реабилитации". Сегодня уже очевидно, что геббельсовские методы не срабатывает, власть вынуждена "заигрывать" с коммунизмом. И эту игру необходимо принять, а не отрицать огульно все инициативы, исходящие от идеологического противника. И не поддакивать ему во всем, как это делает системная оппозиция в лице КПРФ.
Сложившаяся ситуация может дать положительный эффект , но только в том случае, если этим грамотно пользоваться. Необходимо всячески способствовать просвещению молодежи относительно роли Вождя в первую очередь в том, что власти сделали неоспоримой никем иконой - в Великой Отечественной войне. Но не просто констатировать то, что Сталин являлся одним из "маршалов Победы", Верховным главнокомандующим того времени, но идти дальше. Нам пытаются навязать традиционную для России схему: команда выигрывает не благодаря, а вопреки тренеру. Эту схему нужно разрушить. Необходимо показать, что войну, да, выиграл не Сталин, но советский народ под руководством Сталина. Без истерических отсылов к тому, что было бы, не будь у нас Сталина - навязывание истории сослагательного наклонения не красит ни кого.
Кроме того, необходимо все время подчеркивать то, что Победа в ВОВ является победой социалистического строя, демонстрацией его очевидных преимуществ. Что роль Сталина не ограничивается выигранной войной, но и что именно он смог подготовить страну к войне и восстановить ее после войны. "Принял Россию с сохой и оставил с ядерной бомбой" должно стать не просто цитатой современников, но и наглядной иллюстрацией торжества ленинского учения. Если общество уже морально готово воспринять заслуги человека, до принятия заслуг социального строя - один шаг! Ну и не забывать на каждом шагу опровергать всю ту ложь, которая продолжает зомбировать общество, страхуя его от оправдания сталинизма. Необходимо понимать, что Сталин в данном случае это бренд, причем имеющий большой потенциал. И выигрыше останется тот, ко сможет его эффективнее использовать. Глупо было бы отдавать его кому-либо. Тем более, что мы, коммунисты, имеем на него природной право, в отличие от тех, кто использует его для оправдания собственных преступлений перед народом.
|
|