Юрий Поляков, известный писатель, главный редактор «Литературной газеты», некогда архилиберальной, ныне «центристской», в интервью в газете «Известия» в связи с успехом его пьесы об одноклассниках высказал мысль о том, мол, «в какой-то мере наступила эпоха советского ренессанса». Речь о востребованности произведений советского времени после торжества и разгула диссидентской и постмодернистской литературы на рубеже XX-XXI веков. Вопрос не просто о ностальгии, по сути, здесь проступает преемственность в развитии национальной культуры вопреки распаду идеологии и государства, вопреки всевозможной клевете и отрицанию антисоветизма.
Разумеется, речь о ренессансе с маленькой буквы, как в тех случаях, когда говорят о ренессансе религии, предпринимательства и т.п., поскольку все знают о Ренессансе с большой буквы лишь понаслышке. Между тем большое-то и не заметили, в поисках успеха и богатства впали в диссидентство, вплоть до разрушения великого государства. Так Чаадаев убивался, мол, в какой дикой стране он живет, переписываясь с Пушкиным, не сознавая, кто он, величайший ренессансный поэт.
Эпоха советского Ренессанса как завершающей части Ренессанса в России была и закатилась на наших глазах. Для тех, у кого в головах не вмещается сама мысль о советской эпохе как ренессансной, советую вникнуть в самую суть такого явления, как Ренессанс, разумеется, прежде всего в Италии, а суть - гуманизм, когда в центр мира, вместо Бога, выдвигается человек, и именно по его образу и подобию, вплоть до анатомического строения его тела, воссоздается действительность, как в античности. Здесь истоки возрождения классического искусства и стиля.
В истории России мы это наблюдаем с начала преобразований царя-реформатора, с оформлением классического искусства в XIX веке, с разработкой нового гуманизма в условиях освободительного движения, что было связано и с богоборчеством, с прорывом к атеизму после Октябрьской революции, что не было злой волей большевиков, как думают, а прорывом к свободе человека как от власти небесного царя, так и земного, что соответствовало умонастроению человечества.
Новый гуманизм основан уже не на индивидуализме, как в эпоху Возрождения в странах Западной Европы, а на коллективизме, ставилась проблема свободы народа, его образования и культуры, и она была в громадной степени решена в ходе культурной революции в СССР, что представляет одну из ярчайших страниц в истории человечества, вопреки сталинским репрессиям, - великие эпохи таковы, у них есть и обратная сторона, как инквизиция в эпоху Возрождения в странах Европы.
Прорыв в будущее в СССР мог бы быть колоссальным, если бы не война 1941-1945 годов, и, уж конечно, необратимым. Ренессанс характеризуется наряду с гуманизмом и образованием, в СССР классическим и широчайшим, и расцветом наук, с прорывом в Космос. Ренессанс в большей мере заметен в развитии искусства. Советская литература, как и живопись, в условиях модернистских веяний на Западе сохранила верность к классической традиции и природе. Впечатляющее развитие русской музыки продолжалось в СССР, ныне осознанной именно как музыка Ренессанса.
Первые кризисные признаки, неизбежные в истории государств, привели интеллигенцию, носительницу нового гуманизма, к разочарованиям и диссидентскому умонастроению, не без участия агентов влияния, что обернулось, вместо реформ, прямым предательством верхушкой элиты национальных интересов страны и ее распадом. Ренессансные явления в истории отдельных стран и народов конечны.
Существенно важно лишь то, что эпоха Ренессанса в России была, она могла бы завершиться более мирно, в условиях экономического процветания, если бы не ошибки советского руководства, чаще просто нелепые (хотя бы с садоводствами, где запрещали строить настоящие дома, а только дачи, куда приехать зимой покататься на лыжах была проблема; загородные дома - с решением жилищных проблем, и все могло бы быть иначе!) Теперь же страна распалась и разорена. А те силы, какие прорвались к власти и к богатству на разорении своей страны, через власть и подвластные ей СМИ по сей день несут антисоветчину в заграничной упаковке, ведя тем самым РФ к распаду.
Это особенно прояснивается из президентского послания и интервью одного из его составителей. Приведу две-три цитаты. Сурков: «Чем более открытыми и дружелюбными мы будем и чем больше мы благодаря этому сможем получить от передовых стран денег, знаний, технологий, тем сувереннее и сильнее станет наша демократия».
Какое убожество мысли! Горбачев с этого начинал, а окружение Ельцина - от Чубайса и Гайдара до Путина и Медведева - продолжают эту политику разрушения РФ, получая от «передовых стран» деньги, знания, технологии», чтобы довести дело до конца. Ради чего? Чтоб «тем сувереннее и сильнее» стала «наша демократия».
Под «нашей» Сурков, очевидно, имеет в виду «западную демократию». Медведев: "Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура - всё это создано большей частью ещё советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. И хотя до сих пор удерживает нашу страну, что называется, «на плаву», но стремительно устаревает, устаревает и морально и физически. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации".
Словом, разбазарили и порушили все. Процветают олигархи и демагоги. Но скоро не на чем будет процветать, надо подключить «сегодняшние поколения российского народа» к труду - ради чего? Ради кого - ясно.
Медведев: "Вместо прошлой построим настоящую Россию - современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда". Звучит, как плохой перевод. Под «молодой нацией» Медведев, вероятно, имеет в виду остатки российского населения, вымирающего уже два десятилетия до миллиона в год. Ожидали и прямо в СМИ говорили о том, что старшее поколение, выросшее в СССР, пусть скорее вымрет. Но вымирают теперь молодые поколения, а юные рождаются почти сплошь больными.
Медведев может рассчитывать лишь на мигрантов, «молодую нацию» из разных стран, чтобы Россия могла участвовать достойно «в мировом разделении труда», разумеется, всего лишь как сырьевая база, ибо речи о модернизации - это чистой воды демагогия. И это хорошо сознает тот же Сурков: как было, так и будет. «Будет много демагогии, много болтовни, много лоббирования и растаскивания России по кусочкам, но не будет развития». Гора родила мышь.
Публицисты уже заметили: объявлена модернизация - без цели. Без цели любое начинание обречено. У РФ как государства нет цели, то есть нет идеологии, кроме антисоветизма, теперь, выходит, и антируссизма. Путин и Медведев, отказываясь от советского и даже китайского пути, ведут Россию не «вперед», а назад, как армия Наполеона отступала по порушенной ею смоленской дороге, твердя все о «суверенной демократии», выдуманном очень неудачно понятии.
Совершенно ясно: у России нет будущего в условиях «капитализма» и «демократии». Если же распада РФ удастся избежать в нынешних условиях, и она придет к процветанию, именно оно-то станет для нее роковым. Россия воспрянет от сна, дурного сна последних десятилетий, лишь вступив вновь на столбовую дорогу развития человеческой цивилизации и культуры, по которой она шла последние три века в условиях Ренессанса в России. Все иные выкладки - от либералов до патриотов всех расцветок, что и президентское послание в присутствии патриарха всея Руси, - это дорога, по которой ведут всех россиян в ад распада РФ.
|
|