Накануне буржуазной революции Англия была страной аграрной. Из 4,5 миллионов её населения около 75% составляли сельские жители. Удивительным необъяснимым образом буржуазный переворот произошел именно в деревне, а не в городе. Почему? Города наполняли верхние слои - феодальная элита , ведущая праздный (паразитарный) образ жизни. А крестьяне были прикреплены к земле. Социальные касты жестко впаяны. Мыслей о перемене места жительства (или о новой профессии) были.., можно сказать, их вообще не было.
У ведущих однообразное бдение всю жизнь могут ли возникнуть новые желания? Это сословные общества. Крестьянин был темен, забит и терпелив. Как всегда и везде. Есть элита, есть масса. А люди традиции весьма консервативны.
Средний человек сам консервативен, сам по себе даже ныне. Только очень большое ЧП с огромной энергетикой взрыва может вывести средних людей из оцепенения. Из объятий веков вывести, одновременно оторвать от опыта и мышления таких же "средних" предков. . А тут средние века. Эти самые предки - обыватели буквально вцепились в своих парапраправнуков и сделали их одномерными навеки.
Крестьянин был, известно, прикован к своему участку. Мертво прикован. Прикован своей сутью, своей плотью. Он сам был землей. Ходячей глиной. Что он есть , что его нет. Не оттого, что его кто то насильно к ней привязал ( о чем ведают всякие революционные подвижники). Он сам хотел бы зарыться в грунт.
Возникали ли у него среди заскорузлых фантазий мечты превратиться в дворянина? Скорее превратиться в птицу - полетать и посмотреть как земля выглядит сверху - таков этот уровень крестьянских небылиц (В любом сельском округе, даже современном, даже если там в некоторых домах стоят спутниковые тарелки, в каждом обыватели, если покопаешь, даже не стараясь - найдешь невероятного фантазера, ведающего после нескольких рюмок невероятные же небылицы. Это есть местечковая грунтово- суглинистая культура. И никакие спутниковые антенны от избавят от любви к сплетни. И потому текут слюни).
Если от зари до зари копошиться в земле - это дневной цикл. Дневной цикл последовательно переход в годовой и жизненный. (Говорят , что дерево плохо чувствует, потому что растет медленно). В этом деревянном цикле левые мысли (о бунте) можно избежать веками. И тупее, темнее и злее, если есть возможность поспорить, средневековых людей не сыскать. Если бы произошла встреча средневекового человека с нынеживущим электоратом, не обязательно крестьянином, разве что рабы из Древнего Египта дадут фору. Говорят, если человек - раб, то его от будки с цепью отучить никак невозможно. Будка и цепь при том могут и отсутствовать. Раб сам найдет свое рабство.
Но рабами не рождаются - скажет читатель. Верно, не рождаются, а как бы становятся. Но чтобы раб стал рабом, нужен цикл. В этом цикле не только события пленения и рабства. В рабстве у рабов рождаются уже только готовые дети-рабы. Из рабства не может вывести никакая новая информация. И, о, чудо! В Англии начинаются непонятные события. Некоторые дворяне и зажиточные общинники (йомены) начинают насильно сгонять знакомую толпу с общей земли. Толпу, видящую почти один и тот же сон группой и на протяжении веков - и совершенно наяву, видящие один сон, увидели перед носом ограждения, которое видели сначала их овцы. Называется бараны увидели других баранов. Или у баранов появились другие бараны.
Это событие получило название огораживание. Можно сказать, огораживание баранов. Если по современному - это обычное наглядное рейдерство или насильственное изгнание с земли с использованием права силы ( право знатного, богатого) .
Конечно появились коллективные письма монарху. Канцелярии заполнились групповыми жалобами в пачках: "с деревни N" графства Девоншир, "с деревни T" графства Йоркшир . Заскорузлое крестьянское средневековое существо ничего не понимало. Что это его люди все огораживают. В некоторые наиболее вопиющие места были отправлены даже чиновники. Правда после их отъезда изгороди для баранов вновь возвращались на прежнее место.
Это еще не очевидный капитализм, но человек человеку - волк уже очень близко. Несмотря на христианство человек был ничто. Толпы безработных, нищих и бродяг заполнили города и дороги. Бродяжничество стало ремеслом. Бродяги объединились в шайки. Их стали физически истреблять. Английское "суглинистое" крестьянство исчезло как социальный вид. В начале XVII в. в Лондоне насчитывалось до 50 тыс. пауперов ( при общем населении 200 тыс.). Это каждый четвертый!
Пришло время ответить на вопрос, а почему собственно деревня, почему капитализм развился в англицкой деревне и через деревню. Ответ очень прост. Дело в том, что дворянство в Англии не было статическим понятием. Постоянные войны, феодальные столкновения и династические распри девальвировали понятие аристократии. Борьба Тюдоров с аристократией и другими знатными ветвями ( алые и белые розы) размыли понятие знатности. Оно перестало включать себя одно только происхождение. Причина знатности переместилась с фактической (исторической) плоскости в реальную. Фактическая знатность и, главное, спесь старых графьев несли обычную путаницу и мешали монаршим Тюдорам. Они все время один за другим делали ставку на собственное "дворянство", фаворитов, которых наделяли землей и отдавали земли на откуп. (Верно! Это новое дворянство есть на самом деле чиновничество).
Так безродное новое дворянство вместе со своей сущностью безродности внесло новую градацию - наличие или отсутствие земли. Если есть, то сколько есть. Тот, кто владеет и сколько владеет в размере угодьями - тот и дворянин! Началась обычная гонка безродных нахалов ( предтеча нувориша) в погоне за вожделенным объектом, - за землей. Кто больше хватанет - огородит по тем временам - тот и новый сэр.
Мало того, что ты владеешь землей, ее надо еще и "взрыхлить". Вернее снять побольше сливок. Это привело к поиску различных способов интенсификации земельной ренты. Гонка за обладание землей и ее эксплуатацией привела к фактическому истреблению крестьянской общины. Не забываем, что новое дворянство было служивое, что значит имело весьма условное благородство и понятие на эту тему благородства у него было свое. Они сами были недавними йоменами или эсквайрами (оруженосцами у рыцарей) и значит знали свое дело добре. Как изводить людей собственной касты, знают люди той же касты. Никакой поблажки своиКм. Среда, точнее люди, где тебя знали другим, вызывает ненависть. то может взять, кто может отдать.
Революцию обычно связывают с некой предпосылкой в виде так называемых причин и в конечном итоге революционной ситуацией , как совокупности случайностей. Можно удивляться, что революционной силой буржуазных революций является крестьянство. Крестьянство само по себе является тоже буржуазией, но мелкой и ничего удивительного в том нет. Вместе с тем нет такого заскорузлого слоя, чем то же крестьянство, отличающееся консерватизмом редкой крайности. Вместе с тем для консерватизма нужна хорошая материальная база. Если можно жить на материальном наследстве предков, а еще крайний и массовый вариант - на чем и живут мелкие буржуи - на опыте или традиции отцов, то консерватизм населения безграничен. Не такой энергии, что может сдвинуть эту глыбу с места. Однако есть.
Что такое консерватизм и консерватизм конкретных людей? Люди крайне неохотно меняют свой образ жизни даже в самых неблагоприятных условиях. Особенно консерватизмом или заветам предков следуют традиционные народы или натуральные народы на любой стадии кровно- родственных или семейных клановых отношений. Их, кажется, вообще невозможно убедить, что можно жить иначе. Поэтому традиционные общества подвержены застоям. И... революциям. Они развиваются скачкообразно. Накопление опыта старины - взрыв - новое накопление - новый застой - снова взрыв. Основной переход из одного состояния застой в другое они проходят через существенные потрясения.
Консерватизм не дает трещину, если люди не получают новую информацию. Опыт предков не имеет значения... Что обеспеченному человеку кажется чудовищным , то людям некоего уровня вполне удобным существованием. Пока они не убедятся, что новый уровень сулит выгоду, они менять свой образ мысли и жизни не будут. Подход к данном случае эмпирический и меркантильный. Кто это? Правильно - это мещане. Это те крестьяне из Йоркшира, что лишились земли и осели шайками вокруг города Лондона. Народ, что ему не нужно, быстро отвергает. (На том, что народу (хлеба и зрелища!) строились разные режимы в том числе и современный информационный и потребительский).
Итак, народ или крестьянство вечно или всегда будут поддерживать существующий порядок, пока не получат новую информацию? Это не так. Народ может получать информацию крайне ясного свойства, но он все равно шевелиться не будет. Да, он будет знать, что все вокруг несправедливо и нехорошо и все равно пребывать в спячке. Это - сословное общество, оно в крови. В сословном обществе шаг в сторону делает уполномоченное или благородной лицо из аристократов. Как же так, вокруг произошла техническая революция, а сословные общества все еще живут? Теперь, что же надо конкретно заскорузлой общине? Чтобы ей не мешали, дали посеять, собрать урожай, не давили поборами. Даже поборы и крайнюю несправедливость так называемый народ может стерпеть. Имея информацию, примеры несправедливости , постоянно притесняемый, они все рано будут ...спать.
Возникает ощущение нечеловеческого свойства. Но это у людей другой культуры и другой ментальности возникает ( к примеру у горожан, у образованных людей). В самой общине таких вопросов нет. Еще раз, как же так, они не только получали информацию нового свойства, но и осуществляли новую жизнь на практике сами участвовали называется в изменениях? Если заскорузлая община получит такую информацию, она в данном случае такой же останется. Это хорошо видно по сельским привычкам даже в современности. Есть что на столе и на том спасибо.
Стоит сменится формации, идеологии как тут же все наслоения прошлого "наносного" режима начинают как бы спадать. Дело в том, что традиционный быт и уклад определяется предметами более земными, а не абстрактными. Да, простой народ рассказывает небылицы. Они потому небылицы , потому что они невероятны. А народу нужны конкретные вещи, что он увидит, то он пощупает, что он пощупает, тому он и поверит. Если появиться возможность дотянуться - все! Будет взрыв. Обычно взрываются более передовые слои "суглинистых".
Например, новое английское дворянство - джентри - сами из бывших. Появилась возможность обогатиться нахаляву и раздавить далеких односельчан - раздавили. Появилась у партноменклатуры возможность приватизировать - приватизировали. А до этого все узнали, ах как же живут на Западе! Живут же люди! Появилась информация и суглинистых как бы и не узнать. Никакой заскорузлости. Как рукой сняло тупость "на хочу ничего менять!" - так завещал мне мой дед, а деду его дед. Все приходит в движение - можно дотянуться!
Чем больше людей узнает, что можно достать рукой, тем больше толпа.
Возле советского универсама пошел слух, что должны подвести джинсы. Речь идет о начале 80-х. Это неслыхано. Сразу образуется толпа, люди примерно занимают очередь. Быстро - быстро, очень быстро. Это чудо. Джинсы еще никогда не продавали открыто, как положено вообще то продавать. Вся "торговля" таким товаром шла обычно дядю - "через заднее кырыльцо дастал дифсит" (Райкин). Через три часа в живую очередь с километр проник слух, что джинсы подвезли с угла и продают прямо с машины. Миг - вся толпа замешалась, образовался круг. И этот огромный круг постоял, помялся, потом разлился - чуть не качнув не менее огромное строение универсама, - за угол! Машину - автолавку буквально примяли с стене, приплющили - снова отскочили - в поисках узенького отверстия. Отскочили, чтобы осмотреться - как давить железку получше. Сбоку, с другого боку, снизу и даже сверху кузова машину облепили ненормальные люди, еще пять минут назад стоявшими в очереди и казавшиеся нормальными. На полном серьезе. Самые предприимчивые молодые парни (комсомольцы) залезли на крышу автолавки и стали совать смятые купюры с Лениным на обороте. Ведь кому то из комсомольцев сегодня повезет. (Еще никто тогда в 82 году не знал - через девять лет как купюры будут сдавать партбилеты их старшие товарищи (коммунисты). Из под машины, снизу - из под частокола хаотичных бесформенных ног вылезали довольные - счастливые обладатели заветного салафана. Редкие обыватели, кто не решался открытую на драку, смотрели на давку чуть всторонке, - пересматривались, "осуждали" хамство. Но эти женщины и мужчины - заметил - были уже в джинсах. Как достали - неизвестно.
Как только согнанных с земель английских крестьян согнали с земли, они стали конечно бродягами, обреченными на голодную смерть. В новой Англии они стали просто ненужными ртами. С англо-саксонской рачительностью и поправкой на время и его нравы. Но многие из них осели в городах и организовали так называемую сферу услуг. Ни один благородный джентльмен сферу услуг организовывать не будет.
Итак, они, осев городах, стали мещанами, а кому повезло, стали мелкими и средними буржуями - джентри. Джентри - мещане. Они увидели новую жизнь, они больше не захотят вернуться обратно к земле. Это уже другой - грязный труд. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Конечно не всем. Но кто выжил, потом примут в участие в казни Карла 1.
Тюдоры ответили за огораживание таким образом. Если в новой информации обыватель может получить что -то конкретно, он будет стремиться к ней. Таков механизм пропаганды. Если бы русские крестьяне с винтовками не слышали посулы, что "вся земля - крестьянам" , "вся власть советам" стало уже формальностью. Это психология мелкого частника или мещанина, будущего горожанина.
Как он попал в город, по каким причинам? Нужда ли, не по своей воли ли. Скорее всего так. Но первое - он должен получить информацию. В России первую информацию о другой жизни получили благородные дворяне - офицеры Кутузова. Далее ее подхватили разночинцы. Большой слой российских "джентри" дали реформы 1861 г. Мещане - джентри осели в больших русских городах Москве и Санкт-Петербуге - колыбели будущих революций.
Ужасы городского быта мещанских слоев хорошо описаны у писателя Ф. Достоевского. Мещане - джентри осмыслили социалистический опыт и западную марксистскую теорию. Российское огораживание и промышленная революция дало огромную толпу русских "бродяг" - пролетариев. В Англии были мануфактуры, в России, с поправкой на время, теперь заводы. У пролетариев также ничего нет, как и у бродяг. Но пролетарии организованы и собраны в одном месте. Это и есть тот самый горючий материал, что и у Карла 1 в пригородах Лондона.
Для Николая 2 Первая мировая война это тоже самое, что для Карла 1 война в Шотландии. Николая 2 казнили "джентри" сложной этнической модификации. Но Россия сама была как бы "тюрьмой народов". Оттого и модификации. Конкретную. Что, что может конкретно пощупать. Что было вожделенным, то станет целью. Он становится революционным элементом или толпой на заклание. Что они могут получить за это - они будут крушить. Так рухнула "совдепия".
Всем известно, что СССР поразил кризис. Как и почему - это другая тема, она широко освещена. С позиции нашего Джона - бродяги объяснение такое. Все советская номенклатура - мелкопоместная или крестьянская. Они получили от Советской власти все для продолжения своего рода. Чтобы продолжить свой род, российским крестьянам и выходцам из деревни надо было подчиняться комиссарам - джентри. За это они попадали в номенклатуру.( Все верно! Настоящее огораживание с поправкой на время произвел Иосиф Сталин - сын тбилисского сапожника Виссариона. Ну настолько огромна Россия, что одного указа Александра 2 1861 г оказалось недостаточно. Консерватизм был рассеян по всей империи. Революционные - это только города Москва и Питер. Все разночинцы, потом и большевики ютились в пригородах, где держали свои явки. Указ 1861 г был половинчат и на самом деле не произвел промышленную революцию, а вот реформы Сталина произвели полнейшее огораживание. Толпы "раскулаченных" осели в пригородах вместе с пролетариями и прочим советским мещанством).
Аристократии или дворянства больше не стало. У аристократии свои нравы, свои потребности. А вот у молодых "джентри" свои. Мещанский быт - такие же и потребности. Советская власть - власть бюрократии - власть мега-мещанства, плохо удовлетворяла конкретные запросы, все толпой, все планом, человека не было вообще, он был радостным все равно хоть на плакатах, хоть на парадах. Вот что такое консерватизм на самом деле! А конкретные запросы удовлетворялись среди партийных "джентри".
Меня все время удивляло удивительная тяга реформаторов к правам человека. Ведь вся эта хрень, вся эта номенклатурная шваль - все - бывшие выпускники рабфаков и завсегдатаи заводских столовых. Ведь это - выпускники бесплатного борща. По сути тоталитарная власть сделала из потомственных рудокопов и землепашцев новую элиту. А они плюнули ей в лицо. Плюнули - как чернь.
Вообще кто они такие, чтобы примерять на себе золотые украшения под формой демократии и свободы? Как могут, например, внуки рудокопов ностальгически петь о поручике Ржевском, радостно убиенном их революционным предком? Как вообще совки могут всхлипывать о "хрусте французской булки", - ведь если бы это хруст продолжался, то в каком подвале они бы родились? И ведь сидят, и ведь всхлипывают о былом величии сонмы плебеев на своих концертах, на своих юбилеях и ледниковых периодах.
Существующая информация (описанная как система) их уже не устраивала. Их детки, золотая молодежь были уже на другой ступени потребностей, да и их папаши тоже. Хлеб насущный стал обыденным, дом отдельная квартира ( что был вожделенным объектом у массового советского обывателя) должны были превратится в особняк. Уровень запросов у мещан растет. Так ли это на самом деле?
Так. Советские мещане получили информацию "как хорошо живут на Западе". Через элитную группу "бродяг" - интеллигенцию. До того лет 30 среди неудовлетворенных потребностей мещан партийными мещанами джентри была потребность в одежде. Потребность в еде более-менее была решена.
Но мещанская планка тоже не стоит на месте. (Аристократии и ее потребностей давно нет, а новая партийная "аристократия" будет потом нуворишами - высший пик мещанской радости. На дворе мочало начинай сначала ). Единственная гуманистическая результативность касалась уровня образования и социальной защиты. Но что такое уровень образования при конкуренции мещанских потребностей? Все верно, образование используется мещанством,чтобы урвать у другой группы мещан".
|
|