В 2014 году на Украине произошёл крах всех политических организаций - как партийных, так и непартийных, идентифицирующих себя как коммунистические. До этого на Украине, как известно, партия со словом “коммунистическая” в названии сидела в парламенте, а остальные политические организации пользовались условиями относительной буржуазной демократии. Но 2014 год с ужасающей наглядностью обнаружил, что вся их деятельность никак не способствовала развитию процессов, ведущих хоть в какой-то перспективе к коммунистическим преобразованиям, и на самом деле не имела ничего общего с коммунистической практикой.
Обнаружилась также полная невменяемость различных левых партий и политических сект в России. Они не смогли осознать, что способ действия коммунистических организаций на Украине не мог привести ни к чему иному, так как не учитывал и даже не пытался учитывать логику общественного развития. Никакие выводы из опыта соседей на уровне организаций в России сделаны не были. Напротив, российские коммунистические организации до сих пор продолжают совершать те же действия. В 2019 году это безумие наиболее ярко выразил координатор “Левого Фронта “ Леонид Развозжаев, написав 12 июля относительно предстоящих региональных выборов: “Выборы не мешают борьбе, выборы и есть борьба” (примечательно, что явка в Москве, о которой шла речь, составила чуть более 21% избирателей). Ту же самую “практику” мы видели и в 2018 году на выборах Путина, а также относительно пенсионной реформы. В сентябре 2018 года в её защиту такой “практики” и соответствующего ей невежества высказался Сергей Удальцов.
Политическая “партийность” в России, — это вообще не партийность в ленинском понимании. На эту в общем-то очевидную вещь с точки зрения традиции критического мышления, пытались обратить внимание россиян польские товарищи ещё в 2015 году: “По укоренившемуся со времён Народной Польши определению, партийность — это сознательная классовость, а не наличие формальной организации. В смысле партийности политический коммунизм по своей сути беспартиен, ибо в реальности это очень бессознательная, я бы даже сказал, иррациональная в шопенгауэровском стиле классовость”.
Однако, независимо от подсказок извне и даже не подозревая об их существовании, всё это начали понимать и в России. К тому же, даже если не очень интересоваться жизнью соседей, вся обстановка российской действительности подталкивает людей к тем вопросам, на которые в принципе нельзя найти ответ, не будучи причастным к мышлению на современном уровне его развития. И уж тем более не могут дать ответы на вопросы о сущности социально-экономических процессов левые, которые не в состоянии отличить интересы пролетариата от интересов буржуазии.
2014-2015 годы были временем мучительного отрезвления сторонников бесклассового общества и осознания ими собственной безграмотности (не на уровне партийных организаций, организации продолжили ту же деятельность, но ряд людей вышли из них). Стало ясно, что без освоения традиции теоретического мышления, вообще невозможна адекватная практика. Что осваивать теорию и вырабатывать для этого необходимые организационные формы придётся абсолютно с нуля, так как живая теоретическая традиция в России отсутствует.
Теоретическое мышление в России существовало только в виде узких и одиноких ручейков, не выходящих за пределы академической среды, которые до сих пор мало связаны с молодёжью, активно осваивающей марксизм.
В 2015-2016 годах по поводу наличия теоретической традиции у части людей, испытывающих потребность в мышлении, могли быть какие-то ожидания связанные, например, с деятельностью Б. Кагарлицкого или М.В. Попова. Заслуги профессора Попова и его соратников из Красного Университета в этом деле действительно следует отметить. Именно Красный Университет широко, насколько это было возможно, пропагандировал необходимость освоения теории, изучения работ Маркса, Энгельса, Ленина а также немецкой классической философии, главным образом Гегеля. И что очень важно, организовывал это изучение.
На пропаганду изучения марксизма была направлена медийная активность профессора Попова. В условиях, когда почти никто больше этим не занимался в сколько-нибудь заметном масштабе, это не могло не носить прогрессивный характер. При этом попытки копировать худшие черты официального образования с его формальными лекциями и зачётами, не соответствуют сути марксистского самообразования. Оно восходит своими корнями к сократической традиции: совместное овладение теорией в самоорганизовывающемся коллективе, состоящем из товарищей с разной подготовкой. К тому же те формы активизма, которые практикуют как Попов, так и Кагарлицкий, не оставляют ни малейшего повода связать их имена с будущим дела развития критического мышления.
Следует также отметить работу Молодёжного университета современного социализма, и Рабочего университет имени И.Б. Хлебникова. В рамках их деятельности много лет проводятся открытые лекции специалистов на самые разные темы. Лекции проходят и теперь. Велась работа по популяризации “Капитала” Маркса в академической среде А.В. Бузгалиным и А.И. Колгановым.
Были группы, которые говорили и много писали о важности теории. Однако их деятельность не была связана с организацией изучения наследия теоретической мысли и вообще слабо связана с этим наследием (например, “Прорыв” Подгузова).
Во всяком случае, следует зафиксировать тот факт, что в 2015 - первой половине 2016 года совершенно независимо от вышеперечисленных групп и товарищей стали появляться первые марксистские самообразовательные кружки (как онлайн, так и офлайн). Их участники поставили себе целью изучение марксизма и постановку дела его пропаганды именно с нуля. Они стряхнули пыль с “Капитала” и других работ Маркса и Энгельса занялись их подробным изучением и начали тогда ещё к несистематическое осваивать наследия Ленина. Участники таких сообществ поняли теорию как единственно возможную на данном этапе точку вхождения в действительную практику. В большинстве своём они имели опыт политического партийного или непартийно-сектантского активизма и опыт полного разочарования в нём.
В 2017 году уже существовали объединения, состоявшие из различных кружков, занимающихся изучением философии, политэкономии и теории коммунизма. На сегодняшний день в России есть как отдельные кружки и группы кружков, так и сети, такие как ЛенМар, МЭЛС, Station Marx и прочие.
Но поначалу члены этих кружков были плохо информированы или вообще не знали о работе друг друга. Знакомство представителей кружков состоялось в апреле 2018 года. Формат предполагал рассказы о том, как проходят занятия по философии и политэкономии, а не ведение теоретических дискуссий. Было положено начало общению между теоретическими группами. Однако единственный совместный проект, который был реализован по итогам - межкружковый онлайн-семинар по проблеме коммунизма. На нём обсуждалась брошюра за подписью Engels “Что такое коммунизм” и брошюра “Образ будущего”, предоставленная Политпросветом. После семинара тематические собрания, предполагающие детальную проработку того или иного вопроса, не проводились.
Тем не менее, вышла серия статей, в которой представители двух теоретических групп продолжили обсуждение темы.
В 2018 году появились кружки, занятые систематическим изучением наследия Ленина. До этого Ленин-теоретик в России систематически и коллективно не изучался, хотя и был популярен как исторический деятель.
Весной 2019 года состоялась ещё одна встреча. В отличие от встречи 2018 года, здесь уже поднимались теоретические вопросы, в том числе и связанные с пониманием текущего этапа развития движения. Обсуждалась, среди прочего, и опасность замыкания кружков на себе.
Была отмечена необходимость разворачивания широкой теоретической борьбы включающей теоретическую разработку проблем современного общества и массовую пропаганду марксизма. Эту деятельность необходимо строить как работу на местном участке международной борьбы, отстаивая через местные дела интересы мирового пролетариата против мировой буржуазии в целом, так как классовая борьба имеет своим основанием развитие современной мировой промышленности и общественных форм её функционирования.
Без этого ближайшего шага деятельность самообразовательных сообществ закономерно вырождается в одну из разновидностей пустого активизма (“кружки ради кружков”). Такая деятельность имеет такое же отношение к действительной практике, что и бездумный акционизм: действия совершаются без понимания их места и роли в общественной жизни. В рамках такой деятельности и воспроизводится деление вопросов на никак не связанные между собой теоретические и практические, рассуждения типа “вот мы сейчас читаем Маркса и Ленина, а дальше то что делать?”вместе с попытками найти ответ на этот практический вопрос без теории.
Мы хотим обратить внимание на важность разъяснительной работы в этом направлении в условиях, когда создаются новые самообразовательные кружки в самых разных городах России. Меняется их состав. Если члены первых самообразовательных групп в основном имели неудачный опыт политического активизма, то новые участники далеко не всегда имеют отношение к политическим левым. Поэтому нужно сделать так, чтобы этот неудачный опыт был актуальным, для минимизации шатаний между не связанными между собой “теорией” и “практикой”, которые в современной обстановке ведут к вырождению теоретической работы в праздную тусовку вокруг теории.
Такие шатания имеют место. Однако пока через самообразовательные сообщества будет проводиться и развиваться обозначенная ранее линия мышления, пока в них происходит возрождение традиции, ведётся борьба за Марксов метод познания, создаются условия для формирования теоретически грамотных товарищей, кружки выполняют свою функцию. Развитие этой линии и распространение её влияния в общественном сознании — главное в работе самообразовательных групп.
По некоторым подсчётам, в современной России действует не менее 80 марксистских кружков. Сюда относятся как онлайн, так и офлайн-кружки, работающие регулярно. Очевидно, что на самом деле кружков больше, но при нынешних формах организации не представляется возможным подсчитать их все. Тем не менее, точно известно, что по сравнению с 2018 годом кружковое теоретическое движение сильно выросло. Невыясненным остаётся только вопрос, насколько именно. Однако здесь важно не точное количество кружков, а характер их деятельности и факт наличия тенденции роста и расширения этой деятельности.
Этот факт уже невозможно игнорировать. Кружки заметили и восприняли как конкурентов не только политические левые (смотрите ролик с Удальцовым), но и, например, профессор Попов. Марксистскими кружками как общественным явлением начали интересоваться буржуазные СМИ. А на последней конференции 28 сентября, организованной одним из самых старых российских левых журналов «Альтернативы», речь снова шла о марксистских кружках.
На сегодняшний день наметился шаг в сторону дальнейшего развития содержательной дискуссии между представителями кружков.
По имеющейся у нас информации, в 2018-2019 годах стали появляться кружки, состоящие из совсем молодых людей. В рамках подготовки данного материала был установлен факт существования нескольких молодёжных групп, занимающихся самообразованием, часть участников которых не достигли даже совершеннолетия. Есть все основания полагать, что большинство подобных групп остались нам неизвестными, и что в ближайшее время их станет намного больше. Появление марксистских кружков из учащейся студенческой и даже школьной молодёжи — тенденция сегодняшнего дня.
Мы имеем дело с нарастающим движением самообразования среди молодёжи, которая изучает и пропагандирует марксизм. Правильно повести себя в этих обстоятельствах значит создать большой задел на будущее в формировании сознательной классовости. “Нужны молодые силы. Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, ещё раз шире и ещё раз смелее вербовать молодёжь, не боясь её. Время военное. Молодёжь решит исход всей борьбы, и студенческая и ещё больше рабочая молодёжь. Бросьте все старые привычки неподвижности, чинопочитания и пр. Основывайте из молодёжи сотни кружков впередовцев и поощряйте их работать вовсю. Расширяйте комитет втрое приёмом молодёжи, создавайте пяток или десяток подкомитетов, «кооптируйте» всякого и каждого честного и энергичного человека. Давайте право любому подкомитету писать и издавать листки без всякой волокиты (не беда, если ошибётся: мы во «Впереде» «мягко» поправим)”, — писал Ленин в декабре 1905 года.
Эти слова Ленина актуальны не только для 1905 года. Молодёжь, в конечном счёте, всегда решает исход борьбы. Сейчас, когда речь идёт о борьбе с буржуазией в области общественного сознания, именно от молодёжи, которая даст себе труд освоить марксизм и у которой есть пока на это время, зависит, сможет ли российский пролетариат осознавать и отстаивать свои классовые интересы, появится ли вообще в России коммунистическая партия, способная выражать эти интересы.
Поэтому актив более старых самообразовательных объединений старается по мере сил оказывать поддержку молодым кружкам (сам этот актив, к слову, состоит в основном из людей не старше 35 лет, примерно половина актива моложе 30). В частности, группа Engels считает своей важной задачей производство теоретических материалов, нужных для работы всех самообразовательных сообществ. В рамках выполнения этой задачи были написаны брошюра “Что такое коммунизм”, сделан сборник “МЭЛ о буржуазных выборах”, написаны статьи о пролетариате. Эти тексты, по имеющимся у нас сведениям, уже не раз использовались в работе кружков никак не связанных с Engels. К таким материалам, созданным для нужд движения в целом относится также и настоящая работа.
В период с 20 августа по 9 сентября 2019 года мы провели небольшой опрос представителей теоретических кружков. Сам факт сбора какой-либо информации заставил некоторых представителей кружков волноваться по поводу конфиденциальности (в публичных чатах ВК, как это ни странно). В результате, в опросе, по решению кружков, приняли участие представители 33 из них. Поэтому мы должны оговориться, что наш результат относится не к кружкам по всей России, а к философским и политэкономическим кружкам, лояльно относящимся к линии Engels, а также входящим в Еngels.
19 из 33 кружков существуют меньше года, 9 — от 1 до 2 лет, 3 — более 3 лет, 2 — от 2 до 3 лет. В кружках преобладают мужчины.
Образование типичного участника кружков: высшее — 70%, незаконченное высшее (студенты) — 24 %, среднее — 6%. Эти данные сильно отличаются от данных по образованию населения страны в целом и аналогичных возрастных групп в частности. В наших кружках (Engels) доля людей с высшим образованием ещё выше и составляет 90%. Из этого видно, что самообразованием занимаются представители буржуазной интеллигенции и наиболее высококвалифицированной части современного пролетариата. Это процесс формирования критической массы людей, которые обеспечили бы функционирование классового сознания пролетариата в России, смогли бы работать с широкими массами современного российского пролетариата.
В 24 из 33 кружков занятия проводятся 1 раз в неделю и чаще, в 6 — 1 раз в 2 недели, в 3 — реже.
На открытый вопрос “Работы каких авторов, кроме Маркса, Энгельса и Ленина, изучались в вашем кружке?” мы получили такие ответы: Э. Ильенков был упомянут 18 раз, И. Сталин — 8, Ю. Семёнов — 5, Г.В.Ф. Гегель — 4, И. Рубин — 4, Г. Плеханов — 3, Л. Троцкий — 3. Менее трёх раз были упомянуты ещё 40 различных авторов.
В качестве 5 работ, наиболее важных для изучения в кружках, ведущие кружков указали:
Топ 5 работ для изучения в кружках
Представители 17 кружков указали, что ведут другую теоретическую работу, кроме изучения текстов, 16 — что не ведут.
Кружки работают и как форма самообразования для глубокого овладения теорией, и как форма пропаганды, направленная на знакомство с марксизмом и выработку привычки теоретической работы. Engels по этой части имеет удачный опыт коротких курсов по основам марксизма для всех желающих, с программой которых можно ознакомиться здесь. Мы считаем это перспективным способом пропаганды, поскольку участники кружков не просто потребляют готовый контент, как, например, при просмотре видеороликов, а учатся самостоятельно разбираться в проблемах, анализировать первоисточники, развивают навыки ведения дискуссии, имеют возможность наладить связи между собой для дальнейшей совместной деятельности.
Мы предлагаем представителям всех самообразовательных сообществ взять на вооружение такую форму пропаганды. Формат проведения занятий (онлайн/офлайн) зависит скорее от внешних обстоятельств, чем от содержания самой работы. В перспективе кружки по основам марксизма как форму пропаганды можно довести до такого вида, чтобы кружок мог вести практически любой более-менее образованный человек, прошедший подготовку в подобном кружке, выбирая средства для организации кружка сообразно ситуации.
Но к необходимости заниматься в подобном кружке, не говоря уже о кружках, предполагающих глубокое освоение теории, нужно еще прийти, заинтересовавшись и осознав необходимость изучения марксизма. К тому же, не стоит абсолютизировать какую-либо одну (например, эту) форму пропаганды. Наоборот, в отношении развития разнообразных форм пропаганды марксизма в современной России складывается благоприятная ситуация.
Имеется соединение трёх важных обстоятельств:
1) просыпающийся и набирающий оборот интерес к идеям, составляющим основу классового сознания пролетариата в обществе;
2) понимание необходимости изучения и разработки марксистской теории среди людей, которые обладают профессиональными знаниями и умениями, чтобы распространять эти идеи;
3) наличие возможности у марксистов и сторонников марксизма выступать перед более-менее широкой аудиторией.
“Левение” общества под влиянием действий правящего класса, должно быть максимально широко использовано. Если мы сейчас упустим возможность распространения влияния марксизма в обществе (особенно на молодых людей), то наше движение будет отброшено назад на долгие годы. К таким возможностям, несомненно, относится доступность современных медиа-площадок.
Рейтинг левых youtube-каналов за июль, составленный МЭЛС, отражает количественную динамику прироста аудитории левых СМИ и блогеров:
Рейтинг левых youtube-каналов за июль 2019
Взглянув на эту таблицу, легко отделить блогеров и непартийные каналы от партийных СМИ. С последними работать бессмысленно. Большая же часть блогеров представляют пролетарские идеи вперемежку с буржуазными предрассудками. Однако, эта смесь представляет собой точку в борьбе между буржуазным и пролетарским сознанием, от которой возможно движение в обоих направлениях.
Тут для нас важно то, что существует движение в сторону осознанной классовости, проявляющееся как в теоретическом самообразовании самих блогеров, так и в рекламе теории. Например, благодаря медийной деятельности Константина Сёмина, наиболее сознательного из них, появилось несколько кружков по изучению теории марксизма. Сейчас же Сёмин предлагает кружкам становиться более открытыми и помогать пролетариям разбираться в проблемах собственного класса, создавать материалы, способствующие развитию сознательности в массах и делать их наиболее доступными по форме (в частности, например, путём перевода некоторых видеороликов и текстов на языки наиболее бесправной части российских трудящихся, которые часто не знают русского, — узбекский и таджикский).
И это движение сознательные коммунисты, а уж, тем более, теоретики должны всячески поддерживать. Нужно способствовать развитию пропагандистских навыков членов кружков и соответствующих умений: написанию статей, производству видео, ведению публичной дискуссии и т.д. Нужно также помогать с теорией людям, которые обладают профессиональными знаниями и умениями по части медиа, налаживать с ними сотрудничество, развивать и укреплять его там, где имеется запрос на теорию (различные совместные проекты, консультации и т.д). Тем более, если сами блогеры идут навстречу.
Что же касается дальнейшего развития кружкового движения, то попытки формально организационного, но пока внешнего объединения кружков. 7 июля группа Sation Marx опубликовала Манифест объединения кружкового движения, обсуждение которого находится здесь. ЛенМар осуществляет попытку координации кружкового движения. Также осуществляется попытка создания единой организационной платформы (документы, относящиеся к этому, ходят в публичном пространстве в виде гугл-доков).
Все эти попытки имеют общий существенный недостаток. Они идут скорее от абстрактного желания объединиться и в будущем создать организацию, чем от логического развития дела. Таким логическим развитием может быть только постановка дела пропаганды и агитации, а также проведение исследований, необходимых для движения в целом, и, соответственно, подчинение самообразования теоретической борьбе в целом. В этой работе и создавались бы новые организационные формы. Поэтому мы поддерживаем авторов объединительных инициатив только в той мере, в которой они делают определённые шаги в налаживании такой работы.
Что касается попыток внешне-организационной объединительной деятельности, мы считаем их путём не к единству движения, а к его разобщению. При незрелости самой теоретической деятельности, формально-организационная сторона с неизбежностью приобретёт гипертрофированные формы. В результате в организационном плане получится то, что мы уже не раз видели в организациях российских левых.
Что делать сегодня
В “Что делать?” Ленин указывает на необходимость разработки и несения классового сознания пролетариату как на первейшую обязанность революционеров по отношению к классу и к стихийному движению класса. Тогда он разрабатывал план построения общерусской газеты. Налаживание систематической работы по внесению в пролетарскую среду классового сознания, объемлющей весь класс, то есть все его передовые элементы (а содержательно общерусская газета занималась именно этим) и было строительством “лесов” для будущей всероссийской организации революционеров, способной стать авангардом пролетариата и руководить действиями класса в качестве его собственной организации.
Здесь хорошо видно приведённое нами выше деление вопросов на практические и технические. Ответом на практический вопрос “Что делать?” является положение о необходимости формирования и внесения в пролетарские массы классового сознания, систематической и всеобъемлющей организации этого дела как основного дела коммунистов. Оно и приобретает при его постановке соответствующую организационную форму. Именно это для Ленина было основным. То, что это будет именно газетная форма, как эта газета будет распространяться, где печататься и т.д. - это техническая сторона дела. Она должна соответствовать уровню развития техники и способов деятельности, и условий работы, так, чтобы технические ошибки не завалили всего дела. Но она не имеет самостоятельного значения, а всецело подчинена практической задаче. Во времена Ленина, в отличие от сегодняшнего дня, технической альтернативы газете просто не было. Сейчас же существует множество технических возможностей для ведения массовой пропаганды, и одной из самых перспективных являются Youtube-каналы.
Перед нами, по сути, стоит та же практическая задача — налаживание разработки и распространения классового сознания пролетариата для формирования пролетариата в класс. Это предполагает:
— возрождение теоретической традиции, которое уже активно идёт в марксистских самообразовательных сообществах;
— организацию и ведение теоретической работы по исследованию современного капитализма;
— налаживание пропаганды и агитации, чтобы это дело было слаженным, систематическим и всеобъемлющим;
— налаживание международного сотрудничества в области теоретической борьбы.
Решению этих практических вопросов должны быть подчинены все технические задачи. Это огромная работа. Более того, у нас нет наработок, которые могли бы быть основой для дальнейшей выработки чёткого организационного плана, как у Ленина с общерусской газетой.
Соответственно, сейчас нужно переходить к массовой пропаганде марксизма. Идейно-теоретическое движение в России, как мы видели, начиналось с самообразования в кружках. Самообразование нужно развивать, но участники кружков должны переходить к практической деятельности. А она на данном этапе и заключается в осмыслении современного общества и пропаганде марксизма, которая может быть выражена в таких видах деятельности, как
— исследование современного общества и донесение до масс результатов этих исследований;
— организация всесторонних обличений капиталистических порядков;
— демонстрация на простых и понятных примерах сущности капиталистических отношений и отношений всех классов общества друг к другу;
— пропаганда идей коммунизма.
Только в создании и развитии конкретных проектов по самообразованию, исследованию, распространению классового сознания, на наш взгляд, и может родиться организационная форма объединения и дальнейшего развития коммунистического движения. Причём проекты, о которых идёт речь, должны создаваться и работать для движения в целом и выстраиваться как работа на местном российском участке международной борьбы.
К пропагандистской работе, которую можно наладить сейчас доступными для участников кружков средствами относятся:
— оцифровка и создание качественных и удобных гипертекстов марксистской и относящейся к классической традиции литературы;
— создание “местных листков”. Сейчас такие “местные листки” (от которых в своё время отталкивался Ленин в построении организации) могут создаваться на самых разных площадках (сайты, соцсети, видеоблоги). Главное - выход на широкую аудиторию в регионах. Нужно с опорой на традицию критического мышления изучать местную жизнь и связь её проблем с противоречиями капиталистического общества в целом мировом масштабе и показывать это пролетариям. Нужно организовывать освещение всей общественной жизни для трудящихся масс, а не освещение жизни левых для левых. Выступать по всем значимым событиям, распространяя идеи коммунизма.
— создание тематического контента, которым могут заняться специалисты в какой-то области либо товарищи, у которых есть возможность освещать жизнь тех или иных отраслей (общаться с работниками, получать данные по отрасли и.д.).
— Участники марксистских кружков должны учиться публично выступать и проводить в своих выступлениях линию критического мышления как устно, так и письменно: писать статьи или хотя бы хорошие посты, комментарии по любым общественно значимым вопросам, вести дискуссии, разъяснять, в чём состоит коренной классовый интерес пролетариата.
— Также нужны люди, которые умеют писать статьи, сценарии, снимать и монтировать видео, работать со звуком, делать хороший дизайн для сайтов и соцсетей, анимацию, и т.д. Нужно учиться делать это профессионально (а научиться, пользуясь современными возможностями, можно всему, особенно, если вы молоды и относительно свободны) или находить и вдохновлять людей, которые умеют это делать, чтобы они стали частью вашего коллектива. Очень важен профессиональный подход к делу, причём профессионализм по возможности должен быть выше, чем у буржуазных специалистов, чтобы ваш продукт, притом, что у вас более скудные средства, мог конкурировать с тем, что делают они.
— Нужно искать выход на более широкую аудиторию, например, делать материалы, предоставлять информацию или помогать с теорией, если вы можете помочь в каком-то вопросе, людям, которые имеют такой выход и стараются пропагандировать марксизм, развивать возможные формы сотрудничества с такими людьми.
— Развивать самообразование в своём регионе как углублённое, так и, например, создавать из интересующихся кружки по основам марксизма. Организовывать кружки, делать небольшие курсы в рамках которых подробно раскрывать какой-то один важный теоретический вопрос.
— Развивать распространение классового сознания средствами искусства.
— Нужно налаживать прямые связи с другими кружками в деле пропаганды марксизма, как в вашем регионе, так и по всей стране. Помогать другим в этом деле и просить помощи, если в других кружках есть люди, которые разбираются в каком-то важном для вас вопросе лучше вас, что-то умеют делать лучше и могут вам помочь или чему-то научить.
В такой пропагандистской работе следует избегать копирования старых форм. Это касается названий, внешнего вида, риторики. Говорить нужно с современными людьми понятным им языком (для разной аудитории он, конечно, не один и тот же), используя наиболее подходящие для этого технические средства, не отпугивая людей излишней идеологизацией . Перечисленное выше предполагает множество вариантов. Проекты могут быть очень разные. Главное, чтобы они были ориентированы на движение в целом, продвигали линию классового сознания пролетариата, приучали пролетариев понимать общественную жизнь, а не ждать готовых ответов, понимать свои классовые интересы, необходимость и условия своих собственных действий, воспитывали российский пролетариат в духе последовательного интернационализма, распространяли коммунистические идеи. Ваша задача заключается в том, чтобы марксизм был представлен как течение общественной мысли. Только тогда вы действительно будете выполнять функции классового сознания.
Исследовательская работа:
— Необходимо осмысление современной действительности как условий существования и борьбы класса с опорой на всю предшествующую традицию теоретического мышления. Такое осмысление не носит узкий местный характер. На узконациональной почве невозможно даже выделить и обозначить предмет такого рода исследования, правильно поставить требующий изучения вопрос. И предпосылки, и теоретическое значение такой исследовательской работы заключаются в движении общественного производства, которое носит всемирный характер. Понимая это, можно, в том числе, понять изменение положения российского пролетариата, его роль в международной борьбе, изменение социальных и технических условий этой борьбы.
— Нужно последовательно проводить марксистскую методологию (материалистическую диалектику) и показывать её специфику. Исследование современного общества предполагает критику всего идейно-теоретического багажа буржуазии как по части методологии, так и относительно тех вопросов, которые придется или уже приходится практически решать пролетариату.
— Нужно изучать не только марксистскую литературу, но и все основные работы теоретиков буржуазии.
— Нужно изучать всю совокупность данных, чтобы понять логику развития самого предмета. Большую часть таких данных, например, статистические данные, вместе с объяснением методологии подсчёта, результаты социологических, экономических (и других) исследований, аналитические отчёты рейтинговых агентств и т.д. можно найти в открытом доступе.
С точки зрения марксизма очевидно, что теоретическая борьба как часть классовой борьбы предполагает международный масштаб. Поэтому важно не только к работе в России всегда прикладывать всемирную “мерку”, но и развивать международное сотрудничество в вопросах теории:
— изучать иностранные языки;
— налаживать связи с единомышленниками в других странах, интересоваться теоретическими потребностями других народов и помогать им по мере возможности;
— изучать имеющиеся в других странах теоретические наработки;
— делать и публиковать переводы таких работ;
— дискутировать;
— вести совместную исследовательскую работу.
Как видите, тут тоже можно найти применение своим силам.
Нужно работать над тем, чтобы марксизм стал влиятельным течением мысли, помогать российскому пролетариату избавиться от безраздельного господства буржуазного мышления. Нужно расшатывать это господство. Учиться этому делу (глубоко осваивать теорию и приобретать необходимые навыки), чтобы быть действительно полезными для пролетариата. Это и есть сейчас основная задача.
Материал по теме:
Что такое теоретическое классовое сознание пролетариата
|
|