Кто владеет информацией,
владеет миром

Кто мы такие?

Опубликовано 23.10.2009 автором в разделе комментариев 84

Кто мы такие?

Бесконечные споры недавнего прошлого о том, кто же такие русские и кого можно им считать, а кого им считать ни при каких обстоятельствах нельзя, не оставили после себя почти ничего внятного, кроме лозунгов «русские - это мы» и «русский тот, кто сам себя так называет» (стоит напомнить, что перепись 2002 года выявила в России 288 тыс.чел., не владеющих русским языком и при этом считающих себя русскими).

Собственно, едва ли не главным результатом той дискуссии стал анекдот про патриота и лампочку («Если патриот может ввинтить лампочку в розетку так, чтоб та светила, и ему при это не мешают ни ЦРУ, ни ФСБ, ни «Моссад», - это не истинный патриот!»)

Поскольку пагубная неопределенность, несмотря на завершение дискуссии, в этом вопросе сохраняется, считаю полезным описать, не претендуя на исчерпывающую полноту, некоторые существенные черты нашей национальной культуры.

Ведь уже относительно скоро, в ходе мучительного возрождения России и становления российской цивилизации после системного кризиса, мы должны будем тщательно учитывать специфику нашей культуры, чтобы полностью использовать ее позитивный потенциал и заблаговременно нейтрализовывать ее негативные черты, не позволяя им (насколько, конечно, это возможно) продолжать уродовать наше общественное развитие.

Ошибки в этой работе будут не только обидными, но и дорогостоящими.

 

Всечеловечность русской культуры

В различных культурах граница теми, кого носитель данной культуры признает людьми, равными ему самому, и всеми остальными, не признаваемыми людьми в социальном смысле этого слова, различна, - но, как правило, существует.

Хорошо известны и подробно описаны культуры, считающие людьми в полном смысле слова лишь кровных родственников. Интеллигенция обычно умиляется многочасовым выяснениям наличия или отсутствия исчезающе дальнего кровного родства, происходящим при встречах носителей таких культур, не понимая, что причиной этого трогательного ритуала часто является не сентиментальность, а жесткий прагматизм. Выясняя вопрос о кровном родстве, носители этой культуры прилагают огромные усилия не для того, чтобы при случае передать троюродной бабушке привет от внучатого племянника, но чтобы выяснить, кто сидит перед ними - человек или же биологический объект, которого можно без зазрения совести обмануть, а то и убить.

Общеизвестны культуры, не считающие людьми в полном смысле этого слова представителей другого народа, другой расы или другого вероисповедания. Последовательный кальвинизм отказывал и отказывает в праве быть полноправным человеком беднякам (и во многих не кальвинистских странах бедняки не имели политических прав), а культура диктатуры пролетариата - богачам и священникам, а иногда и «буржуазной интеллигенции».

Современная американская политическая культура, насколько можно судить, считает полноценными людьми лишь три категории: живущих в условиях признаваемой США демократии, искренне (с точки зрения самих американцев) стремящихся к ней или же являющихся политическими союзниками США. Всех остальных можно произвольно объявлять врагами и бомбить.

История человеческой цивилизации до настоящего времени была связана с расширением круга признаваемых людьми; собственно, это медленное и сопровождающееся откатами, но неуклонное расширение и стало основным содержанием социального прогресса.

Возможный в силу глобального экономического кризиса отказ от нее и признание недочеловеками, подлежащими уничтожению, сотен миллионов, а скорее всего, - и миллиардов людей, - будет означать отступление цивилизации в кромешный мрак варварства, в новые Темные века, рядом с которыми раннее Средневековье покажется эпохой просвещения, а Гитлер - наивным гуманистом.

Русская культура является едва ли не единственной культурой современного мира, a priori воспринимающей как человека в социальном смысле слова любого, являющегося человеком биологически. Именно в этом наиболее выпукло и полно выражается ее всеобщий, всеохватывающий, космический характер.

Вероятно, данная особенность связана с многоплеменным, а по мере расширения и многонациональным характером русской культуры, а затем, по мере ее расширения и освоения ею новых пространств, - и самого русского этноса.

Именно всечеловечность русской культуры делает недопустимым вновь активизировавшиеся попытки урезать границы России до территории «чисто-русских», населенных этническими русскими регионов. Порочность этой идеи, интенсивно продвигаемой именно либеральными фундаменталистами и профессиональными «западниками», заключается даже не только в практических вопросах вроде того, в югу или к северу от Мурманска лежит граница Северного Кавказа и зачем России отдавать свою нефть и газ китайцам (которые неминуемо освоят азиатскую часть России при таком подходе).

Фундаментальная порочность идеи сжатия России до этнических границ (то есть много уже границ XV века) заключается в ее полном отрицании русской культуры, ее всечеловеческой сущности, не позволяющей, но прямо требующей считать «своим» любого, кто осознанной подлостью не доказал обратное.

Недаром справедливость является основополагающей чертой русского национального характера, высшей абстрактной, отделенной от практических интересов отдельной личности, ценностью. Носитель русской культуры готов примириться с практически любым ущербом для себя (вплоть до лишения самой жизни), если по тем или иным причинам будет считать это справедливым. Важным проявлением справедливости является требовательность к себе (размываемая ленью) и ближайшим окружающим; в русской культуре права имеет лишь тот, кто живет справедливо, то есть выполняя свои обязанности перед другими. Пренебрегающий интересами других утрачивает, по крайней мере, частично, свои права как человека. (Интересно, что эта требовательность не распространяется на «начальство», воспринимаемое как отделенное от отдельного обычного человека «явление природы».)

Другим выражением всечеловечности русской культуры служит, как представляется, принципиальное отсутствие в ней понятия абсолютного зла. У нас любое зло относительно, и даже с Бабой-Ягой в сказках добрый молодец прекрасно договаривается (и в итоге обманывает ее). Именно поэтому таким страшным потрясением, выплавившим «новую историческую общность - советский народ», стала Великая Отечественная война, в которой наша культура столкнулась именно с абсолютным по отношению к себе злом, самой возможности которого она попросту не предусматривала.

Человечное отношение к представителям других культур и народов и отсутствие представления об абсолютном зле обеспечивает носителям русской культуры высокую гибкость и способность не только вести плодотворные переговоры, но и вызывать к себе долговременную симпатию (особенно по контрасту с носителями качественно иных культур).

 

Евразия и Азиопа в одном флаконе

Однако наиболее популярной специфической чертой нашей культуры является все же не ее всечеловечность (мы привыкли к ней, воспринимаем ее как нечто как само собой разумеющееся и потому обычно не замечаем ее), а противоречивое сочетание в ней европейских и азиатских черт.

Наиболее интересен в этом отношении борьба европейских «культурных» элементов, в первую очередь индивидуализма (а русские - значительно большие индивидуалисты, чем даже американцы), и азиатского «варварства», в первую очередь привычки к насильственному внешнему объединению и, более того, органической потребности в нем. Эта жесточайшая внутренняя борьба, в которой победа любого из двух начал дестабилизирует все общество и потому оказывается временной, является постоянной особенностью русской культуры и, вероятно, одной из фундаментальных движущих сил развития как ее, так и всего российского общества.

Ее происхождение исторически представляется очевидным.

С одной стороны, крестьянские хозяйства, в которых складывалась русская культура, с хозяйственной точки зрения были по-европейски самодостаточными, прекрасно могли обойтись без какой бы то ни было внешней помощи и были готовы поэтому стать первичной ячейкой, основой общества, как это произошло в развитых странах Европы.

С другой стороны, будучи самостоятельны внутренне, внешне эти же хозяйства были исключительно уязвимы, так как нападения кочевников и разбойников (которым большие пространства и растянутость транспортных путей давала намного больше шансов, чем в Европе), постоянные княжеские усобицы, а затем и татаро-монгольское иго создавали необходимость их внешней защиты, были фактором постоянного принудительного объединения перед лицом внешних опасностей.

Принудительное внешнее объединение (в том числе под воздействием объективных причин) полностью свободных внутренне элементов - это и есть формула российского общества, наиболее четко выражающее движущее и развивающее ее органически присущее ей внутреннее противоречие.

Исключительно интересным и важным с практической точки зрения, хотя и безусловно частным проявлением этой особенности русской культуры является органическое, хотя и противоречивое сочетание ценностей солидарности и коллективизма как в коллективах, так и в отдельных личностях. Каждая организация, каждый коллектив, каждая неоформленная группа в российском обществе одновременно раздираются изнутри острейшей конкуренцией и являются скрепленным солидарностью монолитом в конкуренции с другими организациями, коллективами и группами.

(В этом отношении исключительно интересна артель, являющаяся продуктом переноса в иные хозяйственные условия принципов крестьянской общины и представляющаяся органически соответствующей русской культуре исторической формой самоорганизации русского трудового процесса и российского общества в целом.)

Ситуация дополнительно усложняется тем, что один и тот же человек, как правило, является членом нескольких групп, которые конкурируют между собой, как минимум, за его силы и время. Это пространство сложно переплетенных и разнородных обязанностей, сфер ответственностей и конфликтов и образует социальную ткань российского общества, требующую от его члена постоянного принятия решений в условиях высокой неопределенности. Правда, решения эти принимаются, как правило, неосознанно и случайно, так как к осмысленному принятию и сознательной реализации своих собственных решений носитель русской культуры не приспособлен; ему значительно комфортнее плыть по течению, ситуативно реагируя, а лучше пассивно подчиняясь «объективным обстоятельствам» или, в крайнем случае, внешней воле.

Сочетание конкуренции и солидарности, делая общество внутреннее разнообразным, создает предпосылки для невиданной эффективности, но и предъявляет при этом весьма суровые требования к качеству управления, - значимость которого при этом многократно повышается из-за пассивности преобладающей части общества в «нормальных» обстоятельствах.

 

Терпение: соблазн и вызов

Легендарная пассивность носителей русской культуры, готовность терпеть до самой последней возможности является, уклонение от открытого конфликта является не только следствием «власти пространств над русской душой» (в России, в отличие от Европы, редко «припирали к стенке« население, - почти всегда было куда бежать, и она расширялась именно за счет такого бегства) и наследием длительного жестокого угнетения. Важную роль в формировании этой черты играла и скудость ресурсов, крайне ограничивающая материальную базу любого сопротивления и тем самым делающая его исключительно рискованным, и европейское ощущение самоценности собственной личности и ценности своей жизни (рисковать которыми оказывалось значительно труднее, чем в слитно-роевых традиционных азиатских обществах).

Терпение исторического русского и современного российского народов, продиктованное общей для них русской культурой, создает колоссальный соблазн и одновременно вызов любой системе управления. Она достаточно быстро обнаруживает, что управляемое ей общество прощает ей почти любые ошибки и притеснения и при этом почти не тратит сил (в силу не только пассивности, но и общей скудости ресурсов) не только на принуждение ее к нужным для него решениям, но и на простую обратную связь с нею. В результате у нее возникает ошибочное ощущение полной безнаказанности практически любого произвола по отношению к обществу, отлитое в начале 2000-х годов в классической формуле «Это быдло будет думать то, так и тогда, что, как и когда мы покажем ему по телевизору». Практическая реализация этого ощущения ведет к подспудному нарастанию общественно недовольства, которое не проявляется в резкой и отчетливой форме до тех пор, пока не разряжается, - внезапно для правящей элиты и с крайней разрушительностью.

Разрушительность эта многократно усугубляется не только беспощадностью, но и точно зафиксированной тем же Пушкиным «бессмысленностью»: доведенное до крайности общество взрывается не осознанным и направленным на конкретные проблемы недостатки протестом, но принципиальным отказом подчиняться дискредитировавшей себя системе, в том числе и в тех сферах жизни, в которых она действовала разумно и никакого недовольства общества не вызывало.

Общим правилом является не только самоочевидное использование этого недовольства внешними конкурентами (от половцев до американцев), но и менее осознаваемое аналитиками неизбежное расслоение, внутреннее разделение и раздробление правящей элиты под действием обычно не осознаваемого ею весьма мощного «силового поля» растущего общественного недовольства. Это внутреннее раздробление управляющей системы и ее периферии многократно усугубляет разрушительность общественного взрыва (в том числе облегчением внешнего влияния), однако оно же обеспечивает управляющей системе необходимую гибкость и жизнеспособность, так как в ней еще до взрыва появляются не только идейные, но порой и организационные зачатки будущего, посткатастрофического устройства.

Принудительное внешнее объединение внутренне обособленных и самостоятельных единиц, вошедшее в плоть и кровь русской культуры, проявляется и как симбиоз ее носителя с государством, самоидентификация отдельной личности как части не только страны, но и государства, причем ее права воспринимаются как заведомо подчиненные интересам страны, воплощаемым в себе государством.

 

Симбиоз личности с государством,

но не государства с личностью

Государство воспринимается как не как наемный управленец, но как самостоятельная и высшая по отношению в обществу, которое оно скрепляет, спасает от опасностей и развивает, ценность.

Подобно тому, как глубоко религиозный человек, как правило, не является целостной, законченной личностью, так как добровольно делегирует часть своей личности на небеса, лишаясь тем самым этой части и суверенитета над собственной жизнью, - так и русский человек делегирует часть своего «я», своего самоосознания государству и вообще «начальству», выступающему представителем и олицетворением последнего и устанавливаемых им порядков (даже в сугубо частных структурах).

Интересно, что сами слова «начальство» и «начальствовать», означающее буквально «давать начало», уже свидетельствует о непропорциональной роли всякого внешнего (относительно отдельно взятой личности) управления для россиян.

Симбиоз личности с государством исключительно важен для понимания практических особенностей нашей культуры.

Именно в этом заключается секрет колоссальной эффективности и жизнестойкости носителя русской культуры, действующего «заодно» со своим государством (в этих случаях, действительно, «нам нет преград ни в море, ни на суше»). Именно в этом заключается секрет его же полной беспомощности и неспособности даже к элементарной самоорганизации (русские - единственный народ мира, так и не создавший своей диаспоры в США) и самозащите в ситуациях «оставленности» государством, которые по своим трагическим последствиям напоминают последствия «богооставленности» для истово верующих. В ситуациях же, когда государство по тем или иным причинам становится врагом своего народа, носители русской культуры и вовсе оказываются абсолютно беспомощными до «последнего предела» (а порой и за ним); в этом одна из причин исключительно высокой роли инокультурных элементов в массовых (и особенно успешных) выступлениях против государства.

Ощущение государства, даже явно враждебного личности, тем не менее как «своего» - одна из самых поразительных особенностей русской культуры, носители которого с легкостью прощают руководителям страны (да и любым «начальникам», являющимся их отражениями) то, десятую долю чего они не прощают своим ближайшим родственникам и друзьям! Ярким проявлением этой особенности является привычка называть государство и чиновников словом «наши», которое в сочетании с площадной бранью в их адрес производит на следящего за смыслом произносимых слов слушателя поистине глубокое впечатление.

Слитность, неразделенность личности с государством обуславливает среди прочего и объективную безнадежность пересаживания на российскую почву западных демократических институтов (и всех остальных институтов, основанных на отделенности личности от государства и другой личности).

 

Отношение к труду:

«сверхзадача», мотивация и «русский способ производства»

Особенностью русской культуры является органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.

Если обращаться к известной притче, носитель русской культуры органически не способен не только «таскать эти треклятые камни», но даже и «зарабатывать на жизнь своей семье» - по-настоящему хорошо он может только «строить Руанский собор».

Потребность в «сверхзадаче» вместе с тягой к «справедливости» сформировали в рамках русской культуры весьма специфический тип трудовой мотивации, ориентированной на деньги лишь как символ этой справедливости.

Поэтому голое стимулирование работника рублем, что доказала вся практика последнего двадцатилетия (да и многие эксперименты с «хозрасчетом»), оказывается совершенно недостаточным, что многократно усложняет задачу системы управления. Простое для нее материальное стимулирование оказывается эффективным лишь при наличии внятно осознаваемой «сверхзадачи» (поэтому политические пропагандисты, а до них священники выполняли, по сути, непосредственно производственную функцию), но самое главное - его безусловная вторичность по сравнению с одобрением окружающих, являющимся непосредственным доказательством «справедливости» тех или иных действий одобряемого.

Практическим источником такой зависимости от мнения коллег по работе (равно как и общее для россиян стремление к «миру и согласию», пусть даже в ущерб собственным интересам) является соседский характер российской общины и в целом сельской жизни. Грубо говоря, ставший врагом сосед легко может сжечь ваш дом, тем самым уничтожив ваше благосостояние и пустив вас по миру, - поэтому с ним лучше ладить. Тысячелетняя жизнь в условиях практической реализации этой «доктрины гарантированного взаимоуничтожения», безусловно, наложила огромный отпечаток на русский национальный характер, - но как минимум не меньшее влияние на формирование трудовой мотивации наложила все же экзистенциальная тяга к справедливости.

Важной особенностью русской культуры, выявленной в начале ХХ века зарубежными социологами и впечатлившей их до такой степени, что они ввели термин «русский способ производства», является склонность к штучной уникальной работе, но не массовой монотонной. Это связано и с органической потребностью в «сверхзадаче», с идеей которой монотонная простая работа связывается намного труднее, чем с «подковыванием блохи», и к индивидуальному ремесленничеству крестьян (во время зимы или при отпуске «на оборок»).

Таким образом, еще до появления конвейера была выявлена неприспособленность к нему русской культуры: выполнять монотонные однородные операции просто скучно, и поэтому наша страна делала прекрасные относительно сложные машины (вроде боевых самолетов) и хронически не справлялась с более массовым и более простым производством легковых автомобилей.

Интересно, что бригадный подряд (вводимый в 70-е годы не только в нашей стране, но и, например, в Японии и США), позволяя уйти от конвейера и расширить сферу компетенций каждого работника, сделав его труд более творческим (или хотя бы менее монотонным), соответствовал объективным потребностям русской культуры. При бригадном подряде характер труда приближался к традиционному для нас артельному.

«Русский способ производства» при правильном использовании выведет российское общество из положения заведомо непосильной для него конкуренции с Китаем (ибо мы как работники всегда будем стоить дороже и всегда будем менее организованными и трудолюбивыми) в положение гармонического дополнения его. Ведь культура Юго-Восточной Азии идеально соответствует потребностям именно конвейерного производства, - а русская культура позволяет развивать производство более сложных, «штучных» изделий.

 

Наши главные враги: боязнь счастья и авральность

Конечно, говоря о в целом позитивных особенностях нашей культуры (равно как и сочетающих в себе позитивные и негативные последствия для общественного развития), нельзя закрывать глаза и на ее безусловно вредные черты, на протяжении как минимум столетий мешающие нам нормально жить и развиваться.

Самая главный, едва ли не фатальный порок носителей русской культуры - боязнь счастья и инстинктивное бегство от него как от греха, неумение и, главное, искреннее нежелание любить себя и принимать себя такими, какими они являются. Это качество является прекрасным стимулом как для личного самосовершенствования, так и (при грамотном использовании со стороны управляющих систем) для общественной модернизации, однако оно же обрекает значительную часть народа на хроническое неблагополучие, как материальное, так и в первую очередь психологическое, которое, проявляясь в значительных масштабах, подрывает конкурентоспособность общества.

Названное выше уклонение от конфликта до последней черты, по достижении которой следует неожиданный для привыкшего к отсутствию сопротивления взрыв, в тактическом плане удобно для управляющей системы, но в стратегическом плане является колоссальной проблемой. Именно эта черта вкупе с получением нефтедолларов стала причиной окончательного отказа от построения в Советском Союзе общества массового потребления, который и привел к его краху.

Несмотря на индустриализацию (и даже информатизацию), русская культура, российских образ жизни по своей природе остались глубоко сельскохозяйственными. Это проявляется не только в традиционных катастрофах и принятии стратегических решений в августе, не только в осеннем всплеске свадеб.

Крестьянин, подчиняясь естественной смене времен года, привыкает уже хотя бы в силу только этого к «внешнему управлению» - и весьма естественно переходит от подчинения природным силам к подчинению силам общественным (и даже иностранным).

Однако главное проявление сельского характера русской культуры - авральный, крайне неравномерный характер как труда, так и всей жизни в целом. Крестьянин привык, что периоды исключительно интенсивной работы (на посевной и особенно на уборке урожая, когда «один день год кормит») перемежаются с длительными периодами хронического безделья (например, зимой). В результате добросовестное планирование на любом уровне в нашей стране вынуждено учитывать, что трудовой цикл начинается с длительного периода «раскачки», за которым следует нормальная работа «в охотку», сменяющаяся диким «авралом», в ходе которого могут быть как значительно перевыполнены первоначальные задания, так и разрушено все, что можно разрушить, - от оборудования до человеческих отношений.

Однако внятный учет этой и других особенностей русской культуры позволяет, как многократно показывала практика, добиваться непредставимых для иных культур, поистине фантастических результатов.

Добьемся их и мы - в уже обозримом будущем.

Если, конечно, от усталости и отчаяния не согласимся на вбиваемые нам в голову нашими конкурентами убийственные идеи самооскопления по этническому, национальному или религиозному принципам.

 



Рейтинг:   3.79,  Голосов: 47
Поделиться
Всего комментариев к статье: 84
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: to author
O5-25 написал 23.10.2009 14:51
Наши главные враги: боязнь счастья и авральность
------------------
Наоборот, погоня за иллюзорным счастьем, желанием жить "как на
Западе", как "белые люди" и подвигли русских к разрушению
СССР.
И что? Ощущаете себя в составе "золотого миллиарда"? Удалось создать "общество потребления"? Если - "да", то кто может сказать: какова цена "перестройки"? "Стоила ли игра свеч?". "Овчинка выделки?".
Русская философская мысль
eva написал 23.10.2009 14:49
Есть и другие черты, под которыми можно разглядеть некоторые исторические традиции нашей философии и литературы и которые вдохновляли народ на те или иные действия.
Одной из черт русской философии являлась всегда идея соборности, под которой имелось в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности.
Когда же русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то она сразу превращалась в идеологию общественного подвижничества и героизма. В народ шли и дворяне-декабристы и разночинцы-демократы. Были многочисленные «кающиеся дворяне» и активные народники» 70-х годов. Осуждали свою литературную деятельность как бесплодную для народа Гоголь, Л. Толстой, В.Розанов, А. Белый, А.Блок. Тема о «героическом характере» в русской литературе была популярна задолго до революции. В передовой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу, и бесчестным – уклоняться от борьбы и оппозиции. И революционеры XIX-XX вв. и подвижники допетровской Руси – борцы, полагающие свою жизнь за свою истину. Это пафос преображения жизни до конца.
Русская литература всегда выступала против созерцательности, отвлеченности. Она занималась теми или иными разоблачениями и несла религиозное или социальное пророчество. Вопрос «Что делать?» - был и остается всегда коренным вопросом русской интеллигенции.
Ответ г-ну с ником "фантомас" (23.10.2009 13:31)
Хрен 007 написал 23.10.2009 14:44
Об опытах Г. Менделя с горошком, и о том, что именно Грегор Мендель впервые открыл и сформулировал основные законы генетики, я впервые прочитал где-то в году 1962-ом, будучи старшеклассником. Ныне законы генетики Менделя общепризнаны в мировой генетике как науке. Что касается генетики человека, то мне в разное время довелось читать некоторые труды В.Б. Авдеева по антропологии и расологии. Выводы В.Б. Авдеева, в частности, касательно советского тезиса о "дружбе народов", весьма интересны. Но надо учиться смотреть правде в глаза. Другой способ поведения - стараться игнорировать все эти неумолимые законы природы, зарыться головой в песок и т.п.
(без названия)
ник46 написал 23.10.2009 14:35
Россия - крестьянская страна. Крестьяне ограничены в питании с детства: из за высокой рождаемости лактационный период у женщин прерывался очередной беременностью( малый период вскармливания грудным молоком), крестьянин кормится "из под себя", т.е. не получает полный набор микроэлементов, в отличие от городского жителя (устрицы из Лозанны) и крестьян Севера, где приходилось питаться привозными продуктами и морской рыбой. Веками отлаженная технология земледелия и приоритет выживаемости над "наукой" не позволяет внедрять новшества, не опробованные десятками лет ( картофель внедряли 80 лет). Ограниченый мирок крестьянина не терпел "чужаков", в России им не доверяли, а во Франции - резали без слов. Читать народные сказки ( не адаптированные для детей) - страшно: на трех станицах - десяток немотивированных убийств. Мелкобуржуазность крестьян не способствует возникновению устойчивой потребности к объединению - ведь сосед лодырь и разгильдяй, а развивает зависть и жадность. Крестьнин не приучен планировать за пределами сельхозцикла - полгода, т.е. прогнозное (как и иное )мышление не развито. Крестьянин - дитя природы , а тут выручают инстинкты, а не разум; крестьянин не ворует, а "берет" у природы (см. Чеховского злоумышленника) - справедливо все что способствует выживанию. Способов бегства от такой жизни - три (работу до изнеможения - пробовали и не получилось):
- мечты, придуманный мир, и как следствие - некритическое восприятие реальности
- уход на новые земли: зима, распутица (надо успеть добраться и обосноваться за лето), далеко и небезопасно, оружия нет ( на Руси нет месторождений рудного железа)
- кистень и "Большая дорога".
Полураспад крестьянского менталитета - 150 лет (по жестокому опыту Запада).
В заключение данные социологического исследования рабочих(недавних крестьян) 1913 г.:
Приспособились к городу - учатся, читают - 15%
Не попали под влияние городской культуры - пьют, дерутся, кидают пряники девкам - 85%
Видим, что цифры соответствуют пропорции населения города и деревни в России 1913 г.
...
Стряпуха написал 23.10.2009 14:29
Я Вам, Хрен, скажу, что это низость - так отзываться о соотечественниках, живущих в деревне.
Люди живут трудно, многих придавила перестройка. У меня есть родственники в небольшой деревне в Тверской области. Уж поверьте, ни ума, ни доброты, ни великодушия им не занимать.
И о генетике у Вас чисто фашистское представление.
"Путаница часто возникает из-за непонимания того, как действуют гены и среда в процессе формирования личности человека. Есть люди, желающие убедить себя в том, что они лучше своих собратьев либо как личности, либо как члены класса или расы. Простейшая уловка – утверждать, что их превосходство генетическое. Другие справедливо отрицают существование таких вещей, как генетическое превосходство или неполноценность... Все признаки от биохимических и морфологических до признаков культуры всегда наследственны и всегда детерминированы средой. Гены и среда не являются автономными сторонами развития. Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе; если развитие протекает в разных условиях среды, то проявление генотипа будет варьировать соответственно меняющимся условиям среды.
...Монозиготные близнецы могут достичь разного интеллектуального уровня и социоэкономического статуса, а генетически разные люди часто избирают одинаковую карьеру..." Ф.Добжанский
Кто мы такие?
Вячеслав.Москва.Гражданин Р.Ф. написал 23.10.2009 14:21
Имею мнение:"... Люди.Граждане страны.Закон ... ,все развивается по спирали.Чрезвычайные суды(мировые судьи-по конституции запрещено)созданы.Новое "НКВД"(судебные приставы)имеются("безобразничают"на всей территории страны,законы не соблюдают,все новые и новые полномочпя получают от законодателей-рытаются чужыми руками и запретами решить свои обязанности.Более 6 миллионов охранников.Кто они? Кого и что охраняют,а главное как и от кого.Земля наша порсла бурьяном и залита "нефтяным"пятном,над головой "газовое"облоко.Уже разгоняем дождевые тучи иснежные облака-получим антисанитарию.Быстрей вымрем.Преступление-вмешиваться в природные процессы.По полной "программе"общественные обьединения(политические партии)"оступились-это закономерно.Законы природы обмануть невозможно.Сознание и мышление "дворника"и"прислуги"дало "страшный","отвратительный" результат для всего общества.Данное обьединение не должно быть в нашем правильном(с авансом)обществе.Так и до гражданской можно ... .Месть со стороны определенных сил,кланов,"холодной"войны ... продолжается."Крепкой","Правильной","Востребованной","Уверенной" ВЛАСТИ_"садоводческие"товарищества(политические партии-общественные обьединения)только мешают строить достойное,успешное,справедливое общество.Кто мешает отменить неправильные правила(законы)и принять правильные правила(законы)?Мне понятно,а ВАМ?Столько профессий и специальностей в нашем обществе.Каждый может найти работу по душе и "силам",но почемуто многие хотят пристроиться в"хвост"власти.Как развито общество-так и живем.С уважением... .Спасибо."
Re: Ответ Стряпухе (23.10.2009 12:04)
фантомас написал 23.10.2009 13:31
Ого, оказываетс ноль-ноль-седьмой Хрен знает слово генетика. Наверное скоро узнает что оно обозначает.
Ответ Стряпухе (23.10.2009 12:04)
Хрен 007 написал 23.10.2009 13:07
Цитата: "Хрен, интересно, из какой науки вы почерпнули сведения о существовании генов "пассивности и..." - Эта наука называется генетикой, ее основатель - Г. Мендель. Из нее вытекает, что от забитого тупого крепостного крестьянина даже через 2-3 поколения не будет умных, активных и творческих потомков. Дабы Вы смогли лично убедиться в этом, предлагаю Вам поездить по отдаленным от городов и райцентров деревням России. Только вступайте в контакты с сельчанами (особенно пьяными) осторожно. Опасайтесь грубых сексуальных домогательств.
Re: О "терпеливости" русского народа
Стряпуха написал 23.10.2009 12:04
Хрен, интересно, из какой науки вы почерпнули сведения о существовании генов "пассивности и гипертрофированной "терпеливости"", а также генов ума, активности и творчества?
Re: Зухову
Стряпуха написал 23.10.2009 11:57
Михаил пишет: "А как Вы объясните тот факт, что НИ ОДНО плановое хозяйство в конечном счете не выдержало экономической конкуренции с капитализмом и свободным рынком."
Как же ни одно? А ярчайший пример: СССР (вторая экономика мира) и РФ (где-то на уровне Колумбии).
Взрывоопасная доброта
Каменный век написал 23.10.2009 11:02
Многое верно подмечено в статье. Скажу больше, статья написана человеком, исполняющим тот самый "русский" алгоритм. Есть и сверхидея - "фантастические результаты", есть и титанический немонотонный труд по написанию статей, есть и то самое взрывоопасное всепрощение. Ведь не камни автор бросает в членовозы, а интеллигентно пишет в Интернете, что мол баре из ума выжили и пора их на свалку истории. Бунт не оспаривается, но присутствует стремление придать ему осмысленности, поставив во главе освободительного движения носителя русской культуры. Попутно замечу, что здесь он скорее всего столкнется с "острейшей конкуренцией среди своих". Да, алгоритм верно подмечен и неосознанно реализуется автором. Это занимательно наблюдать, но я не подшучиваю над уважаемым автором, а хочу подчеркнуть важность описанных черт характера. Они встраиваются в психику в раннем детстве, наверное, поэтому и не осознаются большинством. На пользу это или нет - еще тот вопрос. С одной стороны, такое поведение обеспечивает равенство и справедливость среди своих, что для русского человека положительно. Он не признает "вертикали власти". Он равноценен любому другому. Такое убеждение считаю духовной доблестью. Он уважает других, но и требует уважения к себе. Как же возможно подчинение начальству, в этом случае? Расскажу из своей жизни. Работал я недавно в одной шараге. Они все воровские, потому никакой сверхидеи, кроме обмана других (манны с неба) там не было. Заметил я, что начальство выспрашивает меня, а потом мои советы выдает мне в качестве заданий. Потом вообще на покой ушло. Делай, говорят, как-нибудь, а мы тебя тревожить не будем, у нас и так дел полно на курортах. Тут я думаю, ага значит мне и за рабочего и за начальника вкалывать, а зарплату только за себя получать? Нет, думаю, братцы, раз взялись за гуж управления, так и тяните его собственноручно. Работа встала естественно. А потом приезжает начальство с курортов и бац вызывает еще одного горемыку мою работу оценивать. Он рад стараться все в пух и прах разносить. Хотел я их спросить, где же вы милаи раньше были, и правда спросил. Сижу теперь без работы, а горемыка тот на моем месте упражняется. Мораль какая? Если у иноземного идиота есть власть и ресурсы, нет смысла с ним спорить, чего-либо ему объяснять, а тем более бороться с ним, нужно просто остановить поток информации о себе, который он получает и его управление тут же становится неэффективным, как у слепого водителя автомобиля. Твердая земля под его ногами превращается в трясину, в которую он со временем и уходит. Гады знают об этом и записывают телефонные разговоры в офисах, нашпиговали все видеокамерами, даже в мытищенском детсаду у моего сына появился некий "оператор персональных данных", который собирает досье на людей с младых ногтей. Ну да ладно, народ постепенно просыпается и начинает быть тем, кому не нужны такие защитные алгоритмы в поведении. (Это сверхидея, которая увлекает меня.) Рекомендую посмотреть лекции Дэвида Айка (про мировой заговор рептилий). Круче любой фантастики, ибо его фантастика подкреплена фактами. Можно не соглашаться, но подумать есть о чем. Забавно сравнить герб России, например, с некоторыми масонскими гербами. И вообще, я думаю, что это стилизованное изображение дракона. А дракончики есть и в финансовом центре Лондона, и в родословных китайских династий. Вскоре можете обнаружить, что названные в статье черты характера присущи не русским, а людям вообще изначально, ибо пирамида власти навязана извне. Просто разные народы в разной степени поражены этой заразой и способы защиты немного отличаются. Есть и общее - противодействие страху (стрессу) спокойствием - ци-гун, йога и обычный пофигизм. Эх сделал бы кто-нибудь перевод этих лекций, был бы молодец. Я даже готов попробовать себя в этой роли, если найдется хотя бы десяток заинтересованных. Пишите на no276113@rambler.ru
Re: Хрену- Зачем Бонапарт вознамерился завоевать всю Европу?
Тустарк написал 23.10.2009 11:02
Бонапарт как и Гитлер был ставленниками Английской тайной дипломатии. Цели- обогащение на спикуляции акциями и выведение ключевых европейских игроков из мировой политики.
Иногда тайная политика проводилась в открытую.
Бомбардировка нейтрайльной Дании (Копенгаген) Англией. Захват Мальты (После формального присоединения Мальты к России). Убийство Павла 1. Выпуск Наполеона с Эльбы. Все действия предварялись скупкой- продажей европейских бумаг Ротшильдами.
Re: Зухову
товарищ написал 23.10.2009 10:04
Факты говорят как раз об обратном.
Рыночная система НИКОГДА не выдерживала
ЧЕСТНОЙ конкуренции с плановой.
СССР - начинал с уровня в 1/10 от США, достиг
за 70 лет несмотря на 2 войны, гонку вооружений со ВСЕМ
западом и всевозможные барьеры (препятствия для советского экспорта,
огрничения на импорт (взять хоть пресловутый КОКОМ) уровня не меньше 1/2 от США. ВСЕГДА развивался БЫСТРЕЕ США.
Япония - частично плановая система (но без барьеров со стороны запада,
как в случае СССР и соц стран) - за 30 лет поднялась с уровня ниже
Мексики до 80-90% от США.
Южная Корея - то же самое
Тайвань - та же модель
Китай - при Мао - в условиях БЛОКАДЫ со стороны запада, и при всех
ошибках Мао развивался БЫСТРЕЕ Индии (аналогичный уровень в 48г)
Куба - в условиях БЛОКАДЫ со стороны запада достигла уровня ВЫШЕ
сосдних карибских стран (Гаити, Доминиканская республика)
КНДР - беднее Южной только потому, что находится в практически ПОЛНОЙ
блокаде со стороны запада с самого начала, но даже там и близко нет такого кошмара(голод, болезни, бандитизм),
как во многих рыночных странах Африки, Азии и Латинской Америки
Для Гра
Георгий написал 23.10.2009 09:56
Не все нужно воспринимать буквально. Читай между строк.
(без названия)
Прохожий написал 23.10.2009 09:55
Прочитал 2(!) раза и не понял ни хуя. Во как.
(без названия)
Многогрешный раб божий Стафилококий написал 23.10.2009 09:32
А КАДИЛОМ ПО ЛБУ НЕ ПРОБОВАЛИ?
О "терпеливости" русского народа - Хрен 007 (23.10.2009 07:50)
гра написал 23.10.2009 09:26
А зачем, спрашивается, в начале 19 века Наполеон Бонапарт вознамерился завоевать всю Европу? Ведь в результате этих военных походов Наполеона погибли десятки тысяч крепких французских мужчин, что, несомненно, сказалось на потомстве французов мужского пола. В отличие от Западной Европы, в США, начиная примерно с середины 19 века, проводилась и проводится и поныне весьма дальновидная политика по "перекачиванию" самых умных мозгов со всего мира (в том числе и из России) в США.
Как раз ел пельмени. А тут хрена не хватало. Ну чиста Ключевский. Во Франции 18 века. Ну давай дальше продолжай в Китае 16, Византии ит.д. И чо ты не президент?
Пока одна часть человечества будет считать себя элитой, а другую априори быдлом, хоть 50 век будет ничего не изменится. Вот правда голодное и холодное быдло и на рога поднять может.
Делягину
Тустарк написал 23.10.2009 08:38
Мне непонятно маниакальное применение автором и азиофобами придуманое ими слово "Азиопа". После таких слов уродов, недопустимых в приличном обществе, улетучивается вся картина написаного.
Зухову
Михаил написал 23.10.2009 07:50
А как Вы объясните тот факт, что НИ ОДНО плановое хозяйство в конечном счете не выдержало экономической конкуренции с капитализмом и свободным рынком. Видимо главная задача разделения толковых и бестолковых решаема только в том случае, когда лично Вы возглавите этот процесс. Удачи Вам!.
О "терпеливости" русского народа
Хрен 007 написал 23.10.2009 07:50
Г-н Делягин попытался осветить очень сложную тему о русской культуре, общих особенностях мышления и поведения русских и т.п. Но он, по моему мнению, крайне недостаточно копнул в сравнительно недавнее прошлое России. Не вдаваясь в подробности, отмечу одну из главных причин сегодняшней пассивности и гипертрофированной "терпеливости" русских: весьма значительная часть наиболее активного и творческого населения России (так наз. "кулаки", творческая интеллигенция, управляющие помещичьих имений, царские сыщики, офицеры и т.д.) была уничтожена в период с 1917 по 1940 гг. В результате был сильно ослаблен и подорван генофонд русской нации. К управлению библиотеками, колхозами, заводами были допущены кухарки, алкаши и т.п. И, похоже, сильному генофонду более не суждено возродиться в России. Какой может быть генофонд от пьяниц, кухарок и бывших помещичьих рабов? Утешает только то, что и во многих западноевропейских странах генофонд тоже был сильно подорван в результате всевозможных войн и революций. Возьмем, например, буржуазную революцию во Франции в конце 18 века. Тогда были зарезаны, повешены и утоплены десятки тысяч умных людей. А зачем, спрашивается, в начале 19 века Наполеон Бонапарт вознамерился завоевать всю Европу? Ведь в результате этих военных походов Наполеона погибли десятки тысяч крепких французских мужчин, что, несомненно, сказалось на потомстве французов мужского пола. В отличие от Западной Европы, в США, начиная примерно с середины 19 века, проводилась и проводится и поныне весьма дальновидная политика по "перекачиванию" самых умных мозгов со всего мира (в том числе и из России) в США.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss