Когда побеждает реакция, общество массово глупеет. Для того, чтобы увековечить свою власть, реакционным силам нужно расправиться с прогрессивными общественными целями, со стремлением людей к свободе и справедливости. Надо внушить массам, что существующий порядок, построенный на эксплуатации и угнетении – справедлив, единственно возможен и вечен, что повиновение этому порядку – их главный долг, а сопротивление этому порядку – тягчайший грех.
Что для этого надо сделать? Отучить мыслить. И реакция начинает действовать. Она объявляет крестовый поход против науки и знания. Всеми доступными ей средствами она начинает искоренять в обществе прогрессивные философские идеи и вместо них внедрять идеи реакционные. Вместо науки – поповщину, вместо знания - мистику.
Прогрессивных ученых и преподавателей заменяют мракобесами. Научные дисциплины, которые способны пробудить ум, научить анализу объективной реальности (например, естественные науки) – убирают или урезывают, или разбавляют поповщиной, и вместо них ставят предметы, которые, наоборот, отупляют ум – схоластику, теологию, и прочее словоблудство и переливание из пустого в порожнее.
Особенно сильно ограничивается объем образования для масс, для «черни». Да и это ограниченное образование все больше пропитывается поповщиной. Писать, читать и считать учат второпях, кое-как, по остаточному принципу – а «закон божий», наоборот, вдалбливают обстоятельно, старательно и упорно. (Потому как простому народу ни к чему большая ученость, для него главное – приобрести «страх божий», чтобы преданно служить господам).
Умственный уровень общества резко падает. В головах у людей беспорядок, самые противоречивые, дикие и вздорные идеи, самые превратные представления о действительности. Это-то и нужно реакционному классу. Пользуясь этим, он может внушать массам все, что угодно, чтобы манипулировать ими в своих интересах.
Именно это происходит теперь в нашем обществе, в котором победила буржуазия и на всех парах разворачивается буржуазная реакция. Образовательный уровень на протяжении ряда лет снижался сознательно, планомерно, целенаправленно. Благодаря этому объем знаний о мире, систематизированность этих знаний, способность выстроить на основе этих знаний целостную картину мира, способность к логическому анализу - по сравнению с советскими временами упали колоссально, катастрофически. И вот теперь наши граждане глотают не поперхнувшись такую дикую чушь, что диву даешься.
Например, обыватель объясняет:
«Социализм – это был эксперимент, который проклятые большевики провели над Россией. Это – безумная попытка проклятых большевиков создать нового человека. Но попытка проклятых большевиков, само собой, провалилась – ведь человеческую природу не переделаешь!»
И так он это авторитетно изрекает, и так он собой доволен! Иногда наш обыватель имеет диплом высшего образования, да и не один, а несколько. Иногда он – врач, учитель или даже преподаватель. Или еще похлеще – историк, литератор, режиссер. Но кем бы он ни был, какими бы званиями не увенчивался, он – лакей капиталистов и тупица с промытыми мозгами. Он не умеет сложить два и два и своей самодовольной глупостью служит врагам рабочего класса.
Спросить бы его, когда он с таким авторитетным видом говорит об «эксперименте» - а, интересно, переход от первобытного строя к рабовладельческому – это тоже «эксперимент»? Может быть, для человечества было естественным навсегда остаться в первобытном состоянии и по сию пору ходить в звериных шкурах?
Или, может быть, переход от рабовладельческого строя к феодальному – это тоже «эксперимент»? Может быть, человечество должно было намертво застрять в рабовладении?
Неужели «экспериментом» является и переход от феодализма к капитализму? Неужели человечество должно было до скончания веков сохранять крепостное право, светить себе лучиной, ездить на телеге и пахать деревянной сохой?
Но те господа, которые говорят про «эксперимент», так не считают. Наоборот, они уверены, что и переход от первобытного строя к рабовладению, и переход от рабовладения к феодализму, и переход от феодализма к капитализму – явление вполне естественное, закономерное и неизбежное.
Но почему же они тогда не понимают то, что лежит на поверхности: что переход от капитализма к социализму - это точно такой же естественный, закономерный и неизбежный исторический процесс, следствие общественного развития?
Они этого не понимают, потому что они представители буржуазии и разделяют ее мировоззрение. А буржуазия, конечно, считает вполне нормальным и прогрессивным явлением и разложение первобытного строя, и разложение рабовладения, и разложение феодализма – потому как они привели к капитализму, то есть, к ее, буржуазии, господству, ее могуществу и богатству. Но буржуазия никак не может признать нормальным и прогрессивным разложение своего собственного строя, капитализма – потому как это разложение лишит ее власти и богатства и вообще уничтожит как класс.
Поэтому она и в этом вопросе занимает двуличную и лицемерную позицию: переход от первобытного строя к рабству – это естественно, переход от рабовладения к феодализму – это естественно; переход от феодализма к капитализму – это естественно. А вот переход от капитализма к социализму – это якобы плохо, противоестественно. Это якобы не закономерный результат общественного развития, не подготовленный всей прежней историей переход человечества на новую ступень развития – а некая злая воля, например, некий зловещий «эксперимент» над человечеством.
Таков умственный и культурный уровень буржуазии. Как видим, он гораздо ниже, чем уровень сознательного пролетария. Эти люди, которые занимают в нашей стране господствующее положение, которые имеют достаток и досуг, то есть, все возможности развиваться, учиться, приобщаться к знаниям – просто дико невежественны. Они гораздо меньше понимают в истории и общественном устройстве, чем любой начинающий марксист, изучивший хотя бы азы диалектического материализма. Любой студент, любой школьник старших классов, изучающий марксизм - разбирается в истории и устройстве общества куда лучше, чем маститые буржуазные историки и социологи. И бредни об «эксперименте» ему смешны, как россказни о земле, стоящей на трех китах. Потому как даже старшему школьнику, изучающему марксизм, отлично понятно: переход от капитализма к коммунизму подготовлен всем прежним движением истории, а потому является исторически неизбежным. Он не может не совершиться – так же, как не мог не совершиться сперва переход от первобытного строя к рабовладению, затем – переход от рабства к феодализму, а затем – переход от феодализма к капитализму.
***
Что же касается «безумной попытки большевиков создать нового человека». Так вот, господа буржуазные идеологи, да будет вам известно: каждая великая народная революция ставила перед собой задачу – создать нового человека. Человека с иным, чем прежде, мировоззрением, с иными чувствами и поступками.
И даже более того – революции действительно создавали нового человека. Они меняли сознание общества, и люди уже по-другому думали, по-другому чувствовали и поступали.
Самым ярким примером в этом отношении является Великая французская буржуазная революция. Она действительно полностью перевернула сознание, и не только сознание Франции – но и сознание всей Европы.
Франция пятнадцать веков была сословной монархией. Монархические и сословные традиции вошли в плоть и кровь французов, передавались от отца к сыну, от деда к внуку. Французы считали, что монархия – единственно возможная форма правления, преклонялись перед властью короля и верили в его божественное право. Они всерьез думали, что деление общества на сословия, на «благородных» и «простолюдинов» - это воля божья, что бог предназначил благородным править, а простолюдинам – повиноваться, и так будет до скончания веков.
И что же? Революция за каких-то три года начисто выжгла из французов всякое почтение к монархии. Те самые французы, которые еще недавно считали короля избранником бога – теперь не задумались отправить его на гильотину. Затем тысячами полетели головы аристократов. Так французский народ разделался со своим прежним почтением к сословным привилегиям. Он послал к черту «освященное веками» сословное деление общества, потребовал упразднения сословий и равенства для всех.
За время революции Франция настолько прониклась республиканским духом – что даже три последовавших реставрации не смогли погасить этот неистовый республиканский пыл, ставший мироощущением целой нации. И, хотя реакционные европейские монархии (во главе с русским царизмом) восстановили на престоле Бурбонов, и, хотя потом еще два раза феодальная реакция во Франции восстанавливала монархию – но все-таки в итоге Франция стала республикой.
Французская Революция перевернула сознание всей Европы, вымела из европейских мозгов весь старый феодальный хлам. Стало ясно, что короли – такие же люди, как и все, что голову короля также легко можно отделить от туловища, как и голову простого смертного. Ореол «божественности», окружавший до этого персоны монархов – был развенчан раз и навсегда. Разрушено было и преклонение пред «сословным благородством» аристократов. Их претензии считаться солью земли и властвовать «по праву рождения» теперь вызывали лишь насмешку.
На место всей этой средневековой мишуры пришла и овладела умами новая, великая идея - идея гражданского равенства всех людей.
Это было именно рождение нового сознания, именно создание «нового человека». ***
По поводу же «неизменной человеческой природы», которую якобы не переделаешь – показать ложность этого утверждения можно проще простого. Если мы, например, предложим тем, кто это утверждает, заняться людоедством – как они отреагируют? Возмутятся, отвратятся, придут в ужас. То есть, они даже мысли не допускают, что можно есть себе подобных. Ну а теперь давайте подумаем – если бы они родились лет двести назад в каком-нибудь племени на островах Тихого океана, где процветает людоедство – как бы они стали себя вести? Если они с младенческих лет видят, что все кругом едят человеческое мясо, что все кругом не считают это дурным, а наоборот, в порядке вещей? Неужели они не стали бы делать то же самое, что делают все окружающие? Конечно, стали бы.
А если бы они родились три тысячи лет назад в Древнем Риме патрициями-рабовладельцами – то они бы преспокойно владели рабами и не видели бы в этом ничего дурного. А если бы они родились помещиками Российской империи до 1861 года – то они бы безо всяких угрызений совести владели крепостными душами.
Из чего следует, что «неизменная человеческая природа» на самом деле очень даже «изменная», что она полностью зависит от окружающих условий. Когда меняются условия – меняется и «человеческая природа», то есть - взгляды и представления людей. Образ мыслей и образ жизни людей напрямую зависит от того общественного уклада, в котором они живут.
Вот почему «попытка коммунистов создать нового человека» – на самом деле вовсе не потерпела поражение, как нас пытаются убедить идеологи буржуазии. Наоборот, все говорит о том, что после смены общественно-экономического уклада в России действительно были созданы новое общество и новый тип человека. Это было советское общество и советский человек. Где доказательства? Сравните взгляды, нравственность, отношение друг к другу советских людей – и взгляды, нравственность и отношение друг к другу жителей нынешней буржуазной России. Для советских людей коллективизм, взаимопомощь, жизнь на благо общества была чем-то само собой разумеющимся. А в нашем буржуазном обществе это, наоборот, что-то редкостное. Если такое и случается, то это воспринимают как какой-то неслыханный подвиг.
Да – советский человек – это действительно был новый тип человека. Хотя, конечно, сознание советских людей еще сохраняло некоторые пережитки прошлого. Это и понятно. Ведь социализм – это еще только начальная стадия коммунизма, переход от капитализма к полному коммунизму. Как переходный строй, он, наряду с чертами коммунизма, сохраняет и некоторые черты капитализма. Значит, и сознание людей социалистического общества, как сознание переходного периода, наряду с элементами нового, коммунистического сознания, сохраняет и остатки прежнего, буржуазного сознания. Полностью от этих капиталистических пережитков человеческое сознание освободится тогда, когда от них полностью освободится общественный уклад - когда будет создан полный коммунизм.
Но даже и это переходное сознание советских людей было на порядок выше, чем сознание граждан современной буржуазной России. А сознание полностью коммунистического человека, которое будет у наших потомков, будет таким высоким – что они даже не смогут нас понять. Если бы мы могли оказаться в том будущем, с тем сознанием, которое будет у наших потомков, и оттуда посмотреть на себя сегодняшних – мы бы не знали куда деваться от отвращения к себе. Единственное, что может нас оправдать в наших глазах - это сознание, что мы сделали все для прихода этого будущего – боролись за уничтожение буржуазного строя и за торжество социализма.
|
|