Понятно, что озлобленные на Великую Россию за всё, что она им принесла, начиная с отрицания их право на собственную нацию, и заканчивая оккупацией и агрессией, украинцы начали вовсю и довольно метко плеваться в российских либералов словом «имперец».
И я задумался, а если у слова «имперец» позитивный эквивалент? Кроме - не будь к ночи помянут - «интернационалист». Вот что делать мне с моими ощущениями, когда я одинаково сочувствую и жителям Обнинска, и харьковчанам, и ялтинцам (был в мае 1997), и казахстанским русским павлоградцам, и армянам Гантиади, превращенного в Цандрипш? Мне абстрактно хочется, чтобы им всем было хорошо. И я никак не могу себя приучить, что обнинцы – мои соотечественники, а харьковчане и павлоградцы – иностранцы, что в 5 км от Гантиади священные рубежи родины. Вот где граница Закавказья и Северного Кавказа, могу сказать с точностью до метра: в Адлере везде растут пальмы, а у старого терминала аэропорта уже березы. И граница у ларька, где в октябре 2011 был приличный шашлык. Поэтому Сочи – глубоко русский город.
Я ориентируюсь на языковую среду, на культуру. Вот в Якутске чувствуешь разницу: сахинцы ещё более таинственные, чем армяне, а местные русские - слишком суровые. А деньги – разные, так всё равно меняешь доллары. Видимо, исковое слово – цивилизация. Там, где я выхожу за пределы столичной идентичности (прославленный московский шовинизм), я – патриот русско-российской цивилизации. Вот – нашёл! Не «имперец», но «патриот своей цивилизации». Какая ни есть, а всё – моя. Меня ей можно застыдить, но она останется со мною. Даже в лоне иной цивилизации. В этом разгадка путинизации всех волн эмиграции, кроме тех, кто уже 5 лет бежит из России именно от путинизма. Приезжающие в Северную Америку, Западную Европу, Австралию или Израиль, вдруг чувствуют, как их дергает невидимый поводок. И они залипают на федеральные телеканалы, на их жуткие новости и чудовищные ток-шоу, на которых три года разбираются с Украиной. Просто, живя в Эрэфии, они могли найти нишу на обратной стороне её цивилизации, более европейской, более интеллигентной, а восстанавливая её в себе заново, могут слепить только на основании доминантных свойств, на полноту хватает только гениев. А доминанта русской цивилизации сегодня – это путинизм. Точно также, как 70 лет назад – сталинизм.
Если мой читатель помнит, то мы договаривались, что поскольку локальная цивилизация на стадии феодализма может существовать как единое политическое целое только в виде империи, то постоянно говорить об имперскости России как её базовом свойстве – это тавтология. Достаточно просто упомянуть её средневековый или феодально-деспотический характер. Это и есть фундаментальный принцип русской цивилизации. Имперскность же, а также культ милитаризма, презрение к личному достоинству и личным правам, принципиальное непонимание необходимости демократии или автономного от административной или полицейской власти правосудия – только производные от него.
Но именно этот «цивилизационный патриотизм» русских либералов (т.е. людей и идей, относящихся к интереснейшему феномену «русский либерализм») 8 лет назад спас Грузию, а 2 года назад Украину. 20 же лет назад – остановил Первую Чеченскую.
Русская либеральная интеллигенция (ввожу уродливый неологизм - «смыслоносцы») заявила, что категорически отказывается воспринимать чеченцев, грузин и украинцев как чужаков, в отношении которых державе вольно применять силу. А вот если бы дошли молитвы непрерывно подпрыгивающих на месте от нетерпения [чечетка, как известно, родилась в семье негра Джима, у которого было 8 детей, но одно посадочное место в туалете… впрочем, возможно по той же причине появилась ирландская чечетка] правящих авторитарных модернизаторов и их интеллектуальной обслуги, а также оппозиционных реформаторов, и в России сформировалось бы буржуазно-национальное сознание, разумеется, первым делом ставшее бы уделом интеллигенции и европеизированного среднего класса, то смотрели бы сейчас русские на украинцев как немцы на французов в 1919 году. Или, наоборот, французы на немцев – году так в 1875, когда шок от разгрома уже прошёл и можно, сжав зубу повторять мантру: мы вернём Эльзас-Лотарингию.
Это я плавно подхожу к тому, что рудименты имперскости, точнее, цивилизационной солидарности в русской либеральной среде – это единственный противовес имперско-реваншистской вакханалии позднего путинизма. Поэтому не надо ругаться словом «имперец», это звучит как носитель старинных аристократических предрассудков. Есть же чеканное – империалист, агрессор…
Кстати, о предрассудках. Русская статусная и полустатусная интеллигенция из каких-то своих таинственных резонов, с начала 70-х ощутила себя инкарнацией просвещенного дворянства. С одной стороны, сиё не мало способствовало воспитанию сословной отчужденности от всяких там недваждырождённых. Но с другой – аристократу положено быть немного вздорным самодуром, и он имеет право в порядке сумасбродства счесть каких-то туземцев или знать соседнего княжества соотносимыми с собой по благородству и доблести, или просто пожалеть, как брошенного щеночка (ну, видно, что была добрая порода… подмешали, не без этого, под ружьё не поставишь, но на заднем дворе пусть обретается, гоняет кого не попадя для порядку…).
Так рыцарь-литератор Ульрих фон Гуттен вступился за евреев, да ещё перед лицом императора…Фараоныш Моше такое замутил с госкрепостными-еврейчиками… Гётц фон Берлихинген возглавляет крестьянскую армию, но требует от неё соблюдения рыцарских законов войны…
Потом идёт коллективное чтение вслух «Покахонтас» и коллективный культпоход на просмотр «Аватара» …
И заодно – циклов «О кольце», потому что в глубоко сословном мире Средиземья парнишка из племени огородников - почти социальное дно, куда ниже гнома-рудознатца, хоть и беженца. Бильбо то ведь нанимают как подручного из числа местного криминалитета. А вот его племянника Фродо пасёт цвет местной аристократии…
Представьте себе русскую сказку, где Ивана-Дурака в его походе сопровождают в качестве свиты Три Богатыря, Иван-Царевич, Старик Хоттабыч и Три Мушкетёра (все четверо)!
Просто русские либералы влюбились в Майдан так же слепо и бездумно, как 120 лет назад русское общество влюбилось в буров, на самом деле жестоких расистов-рабовладельцев, полностью погруженных в идиотизм сельской африканской жизни… И в результате, гимназёров пачками снимали с поездов, идущих в Одессу, где порт южных морей, а каждый уважающий себя кабатчик ставил устройство, немелодично издающее «Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне…», и пытаясь заглушить шарманщика с тем же шлягером.
Но за всеми этими чувствами лежат беспощадно обличаемые имперскости и кастовая спесь… Которые суть просто добрый старый феодализм…
От редакции: А стоило ли спорить, когда я писал 3 года назад тоже самое? Нигде раздел страны не воспринимается как нечто само собой разумеющееся - наоборот, везде как трагедия, цивилизационная трагедия. И в силу этого любая попытка соединить ранее отрубленное - это инстинктивно позитивное дело, как бы коряво, черех край суровыми нитками оно не пришивалось обратно.
Отсюда же и обиды второсортной украинской интеллигенции на "Великую Россию" - второсортной потому что первосортная естественным образом оказывалась в Петербурге, а позже в Москве. Как Гоголь, Ахматова-Горенко, Чехов, Аверченко, а позже Булгаков, Семашко, Зощенко. А что осталось?..
Ну так на минутку обидки на Советскую Россию просто смешны, потому что именно она первой в мире объявила о равноправии наций, и она же впервые создала Украину как государство, а украинцев признала отдельным народом, как и еще множество других народов. Кто до СССР слышал о государствах казахов, азербайджанцев, таджиков? Но ведь и в императорской России спор о малороссийском языке в романе Тургенева вызывал однозначную реакцию:
|
|