Реакционные представители эксплуататорского класса уже не довольствуются простым буржуазным господством над трудящимися. Они мечтают о феодальных или же рабовладельческих формах господства. Теократия, самодержавная монархия, аристократическое правление, разделение людей на касты – вот некоторые из «общественных идеалов», которые нам теперь предлагаются.
Да – реакция идёт в наступление. Но мы не падаем духом. Марксистско-ленинское учение, материалистическая диалектика – наш компас. Мы знаем, что история движется только вперёд. Историю нельзя ни повернуть вспять, ни остановить. Реакция может быть только временной. Любая реакция – это промежуток между двумя революциями. Мы были растеряны, пока не понимали, что произошло. Мы не понимали – почему рухнул советский социализм? Имеет ли смысл бороться за него?
Теперь найден ответ на вопрос. Мы поняли: сломать нас может только наше собственное отступление – отказ от марксистско-ленинского учения.
А тем самым побежден и другой буржуазный миф - что бороться за социализм бессмысленно. Что даже если нам удастся победить, то новый социализм неизбежно постигнет та же участь – и «всё опять вернётся на круги своя», потому что «гнилая человеческая природа всё равно возьмёт своё», потому что человек изначально – рвач и шкурник, а отсюда следует, что социализм невозможен – ибо он «противоречит человеческой природе».
Это мы слышим не в первый раз. Все эти рассуждения о «гнилой человеческой природе», которая всё равно «возьмёт своё», повторяют на разные лады и просто обыватели, которые не знают ничего, кроме своей извечной обывательской мудрости «так было – так будет», и буржуазные идеологи, которым нужно доказать, что капитализм – единственно возможет, вечен и неизменен.
Но мы, в отличие от них, – не идеалисты, а материалисты. И мы понимаем, что нет какой-то абстрактной, во все века одинаковой «человеческой природы». Человек – продукт своего времени и своего общества. Каково общество – таков и человек, меняется общество – меняется и человек.
В каком смысле можно говорить, что человеческая природа останется неизменной? Разумеется, люди всегда останутся существами материальными. Они всегда будут осуществлять свою жизнь через своё материальное тело. Значит, у них всегда будут материальные потребности.
Люди всегда будут частью природы, будут всегда находится с ней в диалектическом отношении единства и борьбы. Жить без неё они никогда не смогут, всегда будут в той или другой мере от нее зависеть. И в то же время всегда будут стремиться уменьшить эту зависимость, через познание её законов получать всё больше власти над ней, всё больше возможностей преобразовывать её и приспосабливать к своим потребностям.
Люди всегда были, есть и будут существами общественными. Только в обществе они смогут проявлять себя как люди.
А отсюда следует, что у них, наряду с материальными, всегда будут и духовные потребности.
В этом человеческая природа действительно останется неизменной, пока существуют люди. Всё же остальное – образ жизни, взаимоотношения в обществе, идеи и представления людей, их стремления, вкусы, привычки – всё это менялось, меняется и будет меняться. И все это определяет именно уклад общества, его бытие – бытие определяет сознание отдельных людей и всего общества в целом.
И если наши враги настаивают на том, что в социалистическом обществе непременно снова возродится рвачество и шкурничество, то есть – частнособственническая психология, они тем самым утверждают, что в социалистическом обществе непременно будут созданы условия для возрождения и процветания этой психологии. Что эти процессы неподвластны воле человека, что человек бессилен против них. Или, короче, – что человек не может сознательно влиять на общественные процессы – а обречён быть их пассивной жертвой.
Так ли это?
Мы знаем, что устроить капиталистическое общество на сознательных началах невозможно, потому что при капитализме господствуют рыночные отношения, а рыночные отношения стихийны, то есть, противоположны сознательности.
Но социализм с самого начала создаётся не стихийно, а сознательно.
Он создаётся волевым, сознательным действием передового класса – пролетариата, вооружённого научным мировоззрением, марксизмом – то есть, той самой наукой, которая учит, как правильно построить разумное и справедливое общество.
Как известно, свобода – это осознанная необходимость. Пока человек не знает законов природы – он является их слепым рабом. Познавая законы природы, человек перестаёт быть их рабом, получает способность сознательно использовать их себе во благо.
То же самое относится и к законам общественного развития. Пока человек не знает, не понимает тех закономерностей, по которым развивается общество, – он их раб. Познав эти законы, человек перестаёт быть их рабом. Он уже может, считаясь с этими законами, так выстраивать свои действия, – чтобы получить нужные ему результаты. Становится не пассивной жертвой общественных процессов – а организатором и руководителем этих процессов. Он может наперёд планировать и просчитывать эти процессы, прогнозировать их ход, их результаты. То есть – человек начинает руководить общественными процессами, сознательно менять общество.
А отсюда становится ясно – если у власти стоит рабочий класс, если он вооружён марксистским учением, то есть, знает законы общественного развития – то он вполне в состоянии использовать эти законы таким образом, чтобы двигать общественные процессы в нужном ему направлении – к построению коммунистического общества.
Почему же этого не произошло? Почему рабочий класс, который имел власть в социалистическом государстве и обладал этим верным компасом – марксистским учением, знал законы общественного развития, – так и не построил коммунизм? Почему социализм разрушился и мы оказались в капитализме? Почему рабочий класс допустил те общественные процессы, которые привели к гибели социализма? Потому что начиная с пятьдесят третьего года к власти в партии и в государстве пришли не представители сознательного пролетариата, вооружённые марксистским учением и правильно применяющие его в жизни. В результате рокового хрущёвского переворота после смерти Сталина власть захватили силы, враждебные социализму.
На тот момент в советском обществе были сотни миллионов рабочих и крестьян, которые были кровно заинтересованы в том, чтобы социализм развивался и чтобы Советский Союз двигался к построению коммунизма. Но наряду с ними в советском обществе были другие силы, которые были заинтересованы в обратном – в том, чтобы социализм не развивался, чтобы в нём сохранялись остатки капиталистического строя, чтобы эти элементы по возможности усиливались. То есть – чтобы социализм разрушался.
Это были буржуазные элементы в советском строе, остатки уничтоженного класса буржуазии, которые не исчезли автоматически с уничтожением капиталистических отношений. Они скрывались в недрах советского строя и вели свою классовую борьбу против рабочего класса – сопротивлялись развитию социализма, всячески препятствовали ему.
Эти силы не являлись большинством. Наоборот – большинством являлись честные советские труженики, рабочие и крестьяне, трудовая советская интеллигенция – учителя, врачи, инженеры, агрономы, которые добросовестно служили рабочему классу. Их были десятки миллионов.
Представителей противоположных сил было гораздо меньше. Но так случилось, что в роковом пятьдесят третьем году власть в государстве и в партии захватили как раз представители этих сил – хрущёвская клика, оппортунисты и ревизионисты, извратители марксистко-ленинского учения.
***
Как было сказано, социализм – это общество, которое строится на научных основах. В социализме действуют свои законы общественного развития, которые нужно знать и учитывать. Если знать и учитывать эти законы, выстраивать свои действия сообразно с ними – то социализм будет развиваться. И наоборот – если эти законы не понимать, не знать и не считаться с ними – то развития социализма не будет, он начнет разрушаться.
Отсюда ясно, что для развития социализма, для построения коммунизма огромное значение приобретает именно сознательное, волевое усилие рабочего класса, который и является творцом нового общества. Всякая бессознательность, всякое ослабление волевого усилия рабочего класса может привести к остановке в развитии социализма. А эта остановка в дальнейшем – к его постепенному разрушению, и в итоге – к контрреволюции, к реставрации капитализма.
Если рабочим классом руководит революционная марксистская партия, которая применяет в жизни марксистское учение, поддерживает боевитость рабочего класса, – то он сохранит свою силу, своё сознательно стремление к построению нового общества. Если же власть в партии захватывают представители мелкой буржуазии и партия перерождается, отказывается от марксизма, начинает влиять разлагающе на рабочий класс, деморализовать его – то рабочий класс теряет волю к построению нового общества. Развитие социализма останавливается, начинается его разрушение. Начинается контрреволюция – постепенный возврат к капитализму.
Хрущёвская клика проделала всё вышеописанное как по нотам.
***
Получается, что причиной всему стал хрущёвский переворот – он стал точкой отсчёта буржуазной контрреволюции.
Но тогда возникает вопрос – почему же миллионы честных коммунистов допустили этот переворот? Почему они не распознали вражескую суть Хрущева и его клики, почему вовремя не обезвредили их?
Ответ может быть только один – потому что коммунисты, самые сознательные представители рабочего класса, – оказались недостаточно сознательными, недостаточно владели марксизмом и не умели применять его в жизни. Они не поняли, что действия хрущёвской клики враждебны рабочему классу и ведут к разрушению социализма. Поэтому рабочий класс на тот момент оказался не готов к защите своей власти, уступил её врагам без боя.
***
Выходит, что именно недостаточная сознательность рабочего класса и в первую очередь коммунистов привела к катастрофе. Непонимание общественных законов, незнание марксизма и неумение применять его в жизни обезоружило рабочий класс, не дало ему мобилизоваться и расправиться с хрущёвским оппортунизмом.
Значит, вопрос стоит так – если рабочий класс не сознателен, если во главе его не стоят коммунисты, понимающие законы общественного развития, – то контрреволюции не избежать. Тогда действительно «всё вернётся на круги своя», рабочий класс снова окажется в кабале капиталистов. Если же коммунисты понимают законы общественного развития и так согласуют с ними свои действия, чтобы не допустить разрушительных для социализма процессов, – то этих процессов и не будет.
Значит – контрреволюция и последующая реставрация капитализма не являются каким-то неизбежным роком, который всегда будет тяготеть над нами и против которого мы бессильны. Процессы, которые ведут к разрушению социализма, не являются некой неподвластной нам силой, с которой ничего нельзя сделать. Нет – этих процессов мы вполне в состоянии избежать, направлять общественное развитие туда, куда нужно. Но для этого всем коммунистам, всем, кто хочет бороться за дело рабочего класса, надо научиться понимать законы развития общества. Или, иначе говоря, – нам надо овладеть марксизмом.
И вот ответ на вопрос – «вернётся ли всё на круги своя» после новой социалистической революции? Способен ли человек устроить общество на разумных началах? Способен ли он сознательно влиять на общественные процессы – или обречён им подчиняться, быть их пассивной жертвой? На это мы отвечаем так: да, человек может устроить общество так, как ему нужно. Мы можем создать такой общественный строй, при котором не будет враждебных классов, не будет эксплуатации и угнетения, не будет всех мерзостей и пороков нынешнего строя. Это в наших силах. Это не утопия и не сказка. Это наше будущее.
И это будущее нам никто не подарит. Мы добьёмся его сами. Мы завоюем его в борьбе – волей, мужеством и трудом.
|
|