Кто владеет информацией,
владеет миром

Революция как кинематика

Опубликовано 20.01.2016 автором в разделе комментариев 26

революция пролетариат глобализация
Революция как кинематика

После появления 15 января моих рассуждений о революции-контрреволюции читатель-математик предложил мне попытаться построить математическую модель революции в духе эвентологии(вероятностной теории событий). Математика – не моя стихия, ответил я, я строю мысленные геометрические или кинематические модели. Попытаюсь изложить свои соображения на эту тему. В качестве послесловия к статье «Революция, её эскалация и откат, реакция и контрреволюция»

В знаменитом «1984» Джордж Оруэлл излагает свои «кинематические представления» об истории под видом тайной социологической доктрины, якобы созданной опальным идеологом «ангсоца»Эммануэлем Голдсте́йном (его очевидным прообразом был Лев Троцкий-Бронштейн). Её суть проста: история – это непрерывное стремление более низких социальных слоев (страт) подняться. Сейчас бы сказали: субэлиты превращаются в контрэлиты и вступают в бой за право стать элитой. Или – в духе вульгарной биологизации: бета-особи стараются свергнуть альфа-особей (знаменитое «Акелла промахнулся!»), в т.ч. используя омега-особей. 

Получается схема, хорошо разъясняющая марксистскую версию «исторического материализма», в рамках которой всемирная история только и обсуждалась 70 лет назад, когда бывшей боец «интербригад» сел за свою похоронившую коммунизм книгу... (Теория «борьбы рас» была уже скомпрометирована, а теория «пассионарных этносов» ещё не родилась). 
К этой схеме я добавил два уточнения, делающую предложенную схему более сложной, но зато помогающей разъяснить многие вопросы, возникающие при автоматическом применении модели «Оруэлл-Гольдштейн». 

Первое. «Касты» («варны») объективно существуют в качестве универсальных социокультурных групп, отличающихся различием в менталитете, а главное, в этосе (моральном кодексе).  Другое дело, что эти «касты» (возьмём их наименования из санскрита): брахманы – жрецы/священники/философы - духовные люди;  кшатрии – правители и воины; вайшья – имеющие своё хозяйство; шудра – наёмные работники, пролетарии; неприкасаемые – носят объективно открытый характер, чему мешали архаические и феодальные законы, «закрывающие» их формальными критериями родового происхождения.
Второе. Каждая «каста» как матрёшка, содержит в себе полный набор миникаст: есть жрецы, но по духу воины или бюрократы; аристократы – торгаши по натуре; наёмные работники или бродяги, но с мистическим или философским складом ума…
Поэтому великая историческая борьба за ротацию идёт не только между «варнами» (сословиями), но и внутри. Это хорошо иллюстрирует Старый Завет, во многом посвященный борьбе между еврейскими «брахманами» (которые в итоге и победили) и еврейскими «кшатриями». Но там же идёт и описание борьбы между пророками-шаманами и профессиональной священнической кастой. Отголоски этой борьбы, в том числе, уже в форме борьбы между еврейским жречеством и еврейскими народными мистиками и теологами, и  являются фоном событий Нового Завета.   

Если мы перенесёмся ещё на полторы тысячи лет, то увидим, какую революционную роль бедное рыцарство сыграло в эпоху Реформации, когда оно поддержало Крестьянские восстания в Германии… А в Бельгии, Франции и Италии в это время горожане ломали становой хребет рыцарства, поддерживая рождающийся бюрократический абсолютизм.

На ехидный вопрос: где же реальная, а не выдуманная коммунистами, борьба пролетариата, как следующей, шудритской «касты» с буржуазией, я с удовольствием отвечу так. Уже три четверти века назад на Западе была отмечена «Революция менеджеров» - реальная экономическая власть от воспетых Зориным «мистеров миллиардов» перешла к их управляющим. Правящий сегодня Западом класс наёмных топ-менеджеров, экспертов, инженеров, влияние на политику политконсультантов, царство тотальной бюрократии  – это именно эпоха пролетариата, т.е. людей, не являющих ХОЗЯЕВАМИ, не отвечающих за СВОЁ. Пролетарий – это не бедняк, это – нехозяин, это, как гениально определил Маркс, «отчужденный». Профессор в приличном университете – это заметно круче, чем владелец зеленного магазинчика. Но у профессора не больше социальных прав и влияния на общее развитие дела, чем у приказчика в этой лавочке. Он просто куда более богат и уважаем – в своей среде.        

Таким образом, кинематика революции – это сложный процесс одновременного вытеснения нижестоящей «варной» вышестоящей и вытеснения субэлитным слоем элитного в каждой «варне». Великие революции – это смена господствующей «варны». Но революция может свестись только к внутренней ротации среди правящего слоя. Это хорошо видно по событиям Ельцинской (Четвертой русской) революции 1989-93 годов. На смену брежневской идеологизированной партийно-хозяйственной номенклатуре и ортодоксально-партийной «интеллигенции» пришёл новый правящий класс, рекрутировавшийся из аполитичных хозяйственников второго-третьего разбора; деиделогизированных офицеров госбезопасности; деидеологизированного и коммерциализированного комсомола и антиортодоксальной, но элитарной (или субэлитарной) интеллигенции.

Проблема незавершённости Ельцинской революции, завершившийся Путинской реакцией в том, что Горбачёв дал номенклатуре достаточно времени для адаптации, сам поднимал заждавшиеся при Брежневе кадровые слои и поэтому субэлитный слой, не успел стать контрэлитным. Реальной контрэлитой стали непривилегированные слои советской интеллигенции: гуманитарная (умеющая говорить и писать) пошла в первую генерацию демократической и национально-демократической политики, а техническая (умеющая считать и понимающая современный мир) – в новорожденный кооперативный бизнес.  И начавшаяся ещё при Ельцине реакция весь свой удар нанесла по классу-конкуренту, который законами социальной динамики должен был стать элитой нового – демократического и рыночного общества. Изгнание Гусинского и Березовского, дело «ЮКОСа», убийства Юшенкова, Старовойтовой и Немцова, объявление Фонда Зимина и общества «Мемориал» (первого легального антитоталитарного движения в России) «иностранным агентом» – это вехи разгрома того исторического слоя, который, казалось, предназначался для того, чтобы править новой Россией. 

Реакция после революции – это, напротив, возвращение оттесненных радикализацией слоёв («миникаст») внутри пришедшей к власти «касты». 

А вот контрреволюция – это уже реванш всей свергнутой «варны». Причём, совершенно необязательно возвращение на персональном уровне. Главное – это восстановление социальной роли, например, господства феодальной аристократии. Но роль этой аристократии могут играть (надеть «её социальную маску») и генералы, и биржевая олигархия, и высшая авторитарная бюрократия. 
Попробуем рассмотреть примеры Большого компромисса, подобного произошедшему в СССР в 1990-91 года, между правящей феодальной элитой и напирающей на неё «буржуазной» (точнее, рыночно-конституционной) субэлиты. Прежде всего, эта Англия, счастливо избежавшая в XIX веке «положенной» революции. Просто освоение колоний, сменившее ожесточенную феодальную резню, привело к тому, что в английской аристократии «антирыночную» верхушку потеснил следующий, уже адекватный, прорыночный слой. Появился синкретический – феодально-торговый класс, началось непрерывное расширение категорий имеющих право голоса. И со времён Питта-младшего, когда премьер стал значить не меньше монарха, Англия не знала ни одного значимого периода реакции. Похожее происходило и в Италии. 

Совершенно иное произошло в центральной Европе. Либеральные слои, поднятые революцией 1848 года, и в Пруссии/Германии и в Австрии, уступили власть, и не только власть, но и идеологическую гегемонию антирыночной аристократии. Здесь произошел процесс, зеркально-обратный изменениям в Англии – антирыночная, антилиберальная феодально-рыцарская верхушка аристократии оттеснила более либеральные страты дворянства. В результате Германия и Австрия жили национализмом и воинственностью, а высшая власть демонстративно выступала против предпринимательского сословия. Нечто похожее, только неудачное для аристократии и клерикалов, произошло во Франции. 

Интересен параллелизм кинематики элит в странах, кажущихся нам историческими антиподами – Англии и Италии, Пруссии и Франции. Разница только в том, был ли в данной стране срыв в тоталитаризм, или демократия устояла и укрепила свою социальную базу.   
От прошлого интереснее всего вернуться в животрепещущее настоящее и даже попытаться заглянуть за угол исторической динамики. 

Крах путинизма унесёт за собой весь нынешний номенклатурный слой.
По логике возобновившейся буржуазной революции, к власти должен рвануть бизнес. Что касается проблемы люстрации, то она в любом случае произойдёт автоматически. Костяк путинского правящего слоя – «опричное сословие», составившее себе состояние путём разорения независимых предпринимателей и коррупции. Когда в ставшие независимыми суды придут (и вернуться из эмиграции) бывшие законные владельцы «скрымженного», то все «опричники» будут разорены и даже пойдут в тюрьму. 

Путинская контрреволюция стала огромной социальной пружиной. Когда она разожмётся, то буквально закинет в ряды элиты те социальные группы, которые уже 16 лет как задавлены и отброшены в маргинализацию. Нынешняя всероссийская и региональные бизнес-элиты избалованы монополизмом, тоже относиться к «политикам» из «партии власти». Они просто не выдержат деловой и идеологической конкуренции. 

И к любимому вопросу о том, кто же придёт править. Во всём рыночном мире известно, что бизнес – лучшая школа госуправления. Предприниматель куда лучше умеет организовывать дело, проявлять решительность и инициативу, чем выпускник «академий управления». Поэтому верхние этажи бюрократии будут заполнены мгновенно и не самыми плохими кадрами.
Настоящий парламентарий должен уметь писать законы, разбираться в бюджетных вопросах и в общих проблемах страны. Юристы, разъярённые нынешним бесправием, экономисты и социологи, потрясённые картиной краха страны, станут идеальной основой для будущего законодательного корпуса.        

Более того, в отличие от «бархатно-революционных» перемен на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия, «заждавшийся» свой очереди стать законным правящим классом, антифеодальный (буржуазно-либеральный) слой действительно из субэлиты превратился в контрэлиту, ненавидящую режим. Следовательно, он является полноценным потенциально-революционным классом. 
Речь идёт только о том, как сделать будущую социально-историческую ротацию «малокровной» (не хотелось бы оплакивать российский «Небесный полк»), и поставить надёжные политические и юридические «триггеры» на пути демагогов и безответственных популистов, готовых окончательно развалить экономику и финансы своим поиском «магически-лёгкого» разрешения проблем.
     
Тем же, кто пугается якобы неизбежного послепутинского радикального фашизма, надо понять, что именно гипотетическая фашистская революция бескомпромиссно уничтожит и всю путинскую номенклатуру, и всю «партию власти», и всю «бизнес-элиту». Достаточно посмотреть на заготовки для этого «охранительного фашизма» - «изборцев» и «антимайдановцев», уже навязчиво рассуждающих о «6-ой колонне», на осаду «плющевыми хунвейбинами» из ОНФ губернаторов. И все решения о передаче власти оппозиции, о почётной капитуляции перед ней, нынешний правящий слой будет принимать, с оглядкой на вот эти заготовки «кадровой революции».   


От редакции: Не очень понимаю, зачем вопреки "бритве оккама" вводить новые сущности, заменяя привычное и устоявшееся в науке понятие классов адаптированными из раннерабовладельческого инструментария "варны" или "касты". Кастовый принцип тем и отличается, что полностью исключает революционные преобразования, относя вопросы социаьной справедливости к следующему повороту колеса Сансары. И пример Индии, счастливо избежавшей любых революций, налицо. У власти могут быть хоть коммунисты, а шудра останется шудрой.

Революция тем и отличается от государственного переворота, что кроме ротации элит имеет и иные, более важные последствия - общественный прогресс, формирование новых общественных отношений. А когда автор пишет "революция может свестись только к внутренней ротации среди правящего слоя" - это абсурд, то есть это не революция. Не случайно Ленин не называл октябрьский переворот 1917 года революцией, понимая под этим словом нечто совсем иное. Собственно революция началась с декретов новой власти, обозначенных в лозунгах переворота "Заводы - рабочим! Землю - крестьянам!" А закончилась принятием конституции 1937 года. 20 лет, однако, и далеко не все, пришедшие в новых элитный слой после штурма Зимнего до нее дожили... Но то, что произошло в 1917 году сегодня уже никто не называет иначе, чем революцией.

А с какого перепуга Ельцин - революционер? Если Росфедерация образца 1999 года царство прогресса, то тогда даже Путин - луч света в темном царстве. Но дело в том, что Путин - не отрицание Ельцина, а его прямое продолжение, что оба благополучно сами и заявили, а послений недавно еще и подтвердил, открыв Ельцин-центр. Заметим, отнюдь не в форме осинового кола.

Также и Сталин, кстати, является продолжателем дела Ленина, а вовсе не его отрицанием, как любят у нас говорить диссиденты от комдвижения. 

Ельцин не революционер, а Апостат. Если брать аналогии из древности, топриходит на ум именно Юлиан Отступник, пытавшийся восстановить почитание языческих богов в уже насквозь христианской Империи. Или из более раннего - те иудеи, что пытались возобновить поклонение золотому тельцу во время скитаний по пустыне. Ну а в новом времени - трансформация революционной республиканской Франции в империю Наполеона. Или еще лучше - Наполеона Третьего, делавшего пэрами Франции банкиров и ростовщиков.

Россия Путина как преемника и продолжателя дела Ельцина, стоит на пороге возвращения князей и крепостной зависимости, если кто-то не понял. И то, что Е.Ихлов считает "фашистской революцией", будет тоже продолжением процесса социо-культурной деградации (а отнюдь не революции) - фашизм это всегда обращение к архаике, а наша архаика - это отнюдь не новгородское вече, а кнут и барщина.

Опять же из исторических аналогий Третьего Рима: за эпохой революции Юлия Цезаря пришел блистательный Октавиан Август, а следом за ним наступил мрачный период Тиберия, при котором даже Иисуса распяли. За основателем династии Флавиев Веспасианом (представителем прежней элиты, кстати) - блистательный Тит, укрепивший империю, правда разрушивший храм - и кровавый и мрачный период Домициана. Ну а за Путиным вполне можно представить себе кого-то вроде сенатора Саблина со сворой кремлевских мотоциклистов... Рогозин или Медведев слишком просвещенные люди для этой миссии, как и "Изборский клуб", который отправится после ухода Путина вслед за Валдайским.

Приход к власти либеральной оппозиции (Е.Ихлов уже давно отказывается видеть иные составляющие оппозиционного движения в России за их малозаметностью) в какой-то степени был бы революционным - такая "революция из консервной банки", буржуазная революция на 200 лет позже. Видимо, с соответствующими результатами в плане международной конкуренции (см. проект "Украина"). Перспектива прихода к власти эффективных криминальных лавочников ("шоколадных производителей", как заметил Яков Кедми) что-то пока заметных плодов не принесла.

Как не принесла ее и наша "революция менеджеров" - помните слова "пролетария" Березовского, что не надо приватизировать завод, надо приватизировать директора? Результат созрел уже к 1998 году.

И как всегда шанс для России - единственный, это подлинная революция, с приходом к власти новых людей, новых общественных и экономических отношений. "Кремлевских мечтателей", как сказал когда-то Герберт Уэллс.

А.Б.



Рейтинг:   4.56,  Голосов: 9
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
А где обзор достижений предшественников?
Ихлову написал 20.01.2016 11:00
Автор!
Вы взялись творчески развивать "Учение Маркса-Ленина"? Так найдите в рунете и прочитайте для общего развития В.Фельдблюм "Ммеждисциплинарная общеэкономическая теория в действии", а не смешите своими философскими домыслами. Классики учили, что наука достигает совершенства, когда начинает применять математику. В этой книге есть минимальная математическая модель, позволяющая делать выводы в духе марксизма. Это единственная труд, автор которого следует указаниям классиков.
Поручик Белый
Ацкая статейка, афтор жжет.
Дрюлик написал 20.01.2016 10:48
Еле еле прочитал...
Такое впечатление, что автор либо под "кислотой, грибами и т.п.", либо взял за основу статьи - курсовую или дипломную работу студента - комсомольца - ленинца эпохи 3.62, просто поменял фамилии, добавил парочку современных слов типа: коррупция, оппозиция, люстрация и все, статейка готова быстро - что даже не попустило...
Re: Невежественная галиматья
SGAliev написал 20.01.2016 10:23
Полностью разделяю Ваш Заголовок! Даже уточнил бы название статью, заменив у автора слово "кинематика" на другое: "кебенематика!
Ну, а теперь - почему взялся за "перо".
***
РАВЕНСТВО в труде и РАВЕНСТВО в плате - вот это и есть принцип социализма, который Ленин, в том же 1917 году блестяще сформулировал: "Все общество будет
одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы".
***
Эти "зеленые" идеи Ленина ведь легли в основу военного коммунизьма. Но ведь Ленин затем вводит НЭП, пишет известные свои работы относительно организации социалистического строительства и управления, которые, собственно, весьма серьезно меняют понимание дела. И, вообще, нам надо не просто оглядываться на лениных, чтоб затем превращаться в застолбленных Лотовых жен. Нам надо смотреть на сегодняшнюю конкретику, и исходя отсюда, совершенствовать, обновлять свои соц. представления. А то ведь, ерунда получается. Мы носимся с марксизмом-ленинизмом как баран с писаной торбой, а всякая сволочня под различной вывеской, имея полную свободу действий, грызет эту торбу со всех сторон, рассчитывая на нашу беспомощность, занятость "ношением"... Марксизм - не догма, а постоянно совершенствующееся, развивающееся учение. Такой марксизм ни одна сволочь не опровергнет. Это уже, между прочим, знал великий Сартр!..
Последнее о социализме. Очень плохо, когда его сводят к социалке, к распределялке. Социализм нужно поднять на уровень онтологии, мироотношения, способа существования человека. И нет нужды видеть его где-то там, впереди и идти к нему, тянуться как к "морковке". Когда я каждодневными, пусть мелкими даже шажками, решениями задач вместе с другими, ближайшим и дальним даже окружением очищаюсь и очищаю действительность от уже явных скверн, преодолеваю наличное зло, устраняю явную несправедливость, коллизии, влияю, тем самым, на других, вижу известный результат положительный, - это все уже и есть социализм, социалистическое движение.
Если я на своей работе вижу, что люди вместе со мной, исполняя свои функции, осуществляют несущее зло, при этом вижу, как нужно идти, дабы этого зла не стало, проталкиваю это видение, борюсь за него, сплачиваю остальных в этом деле, сам присоединяюсь - это тоже, хороший социализм.
Верно, конечно, и то, что один я, даже с друзьями, - капля в море. А вот, ежели эти капли соединятся "плечом к плечу сжатые туго", - это ужо само то.
Мы в последнее время видим, как благодаря твиттерам, соц. сетям, люди довольно быстро соорганизуются, действуют. Видим также, что по большей части они не за то встают, не на то силы тратят. А почему бы и нам по-настоящему не воспользоваться силой и возможностями этих самых достижений НТП? Что-то я не видел, чтоб в соц. сетях камуняки шевелились - все известная публика...
Да, нужно по-серьезней вооружиться Грамши: он во многом вылечил бы нас от сонливой болезни, которой мы заражены довольно уже давно!
Ошибка.
Sergo написал 20.01.2016 09:12
Прошу прощения, коммент разместил не под той статьей. В хроме не получается загрузить, пишет "забанен администрацией", поэтому приходится метаться между хромом и эксплорером. Бывают накладки.
Невежественная галиматья
Sergo написал 20.01.2016 09:08
"...социализм есть ни что иное, как государственно-капиталистическая монополия, поставленная на службу всего народа..."
-------
Цитировать Ленина надо до конца: "Ибо социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперед ОТ государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку ПЕРЕСТАВШАЯ БЫТЬ капиталистической монополией." Что значит, "обращенная на пользу всего народа"? Это значит, что НИКТО не имеет преимуществ, должностных привилегий, повышенных норм потребления. НИКТО! РАВЕНСТВО в труде и РАВЕНСТВО в плате - вот это и есть принцип социализма, который Ленин, в том же 1917 году блестяще сформулировал: "Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы". Никакого противоречия в ленинских словах Ленина нет, поскольку под "государственно-капиталистической монополией он подразумевал ВСЮ капиталистическую экономику, а не какую-то одну конкретную монополию.
Автор путает "децентрализацию", (либералы именуют это "демонополизацией"), как ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОЕ понятие с распределением управления, как ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ средством осуществления управления. Компьютер на вашем столе представляет собой ЕДИНУЮ, жестко централизованную систему, в которой локальное управление, скажем, видеокартой, монитором, принтером, сканером, USB-устройством осуществляется аппаратно-программными средствами самих этих устройств, что совсем не посягает на централизацию системы. Центральный процессор посылает страницу на печать и ему абсолютно "неинтересно", как принтер справится с этим делом. Никакой "свободы" печати, вместо делового письма напечатать, например, порнофотографию у принтера НЕТ. Это и есть РАСПРЕДЕЛЕНИЕ управления по уровням компетентности, инкапсулирование данных и средств их обработки с тем, чтобы РАЗГРУЗИТЬ центральную программу от мелочных функций.
Короче вся статья - отменный БРЕД. В топку.
(без названия)
Давид Абрамович написал 20.01.2016 07:49
...ох, жаконя, кенематег ты наш...
ну нельзя так, прям с заглавия: "Я - дебил: что вижу, то пою, что не вижу - не пою"...
...не, - нимагу сибя заставить... ну тя нах
<< | 1 | 2
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss