Кто владеет информацией,
владеет миром

Восстание машин и капитализм

Опубликовано 30.06.2014 автором Антон Арзамов в разделе комментариев 25

Восстание машин и капитализм

Изначально я написал текст об идее «восстания машин» еще в феврале, вместе с текстом о виртуальной реальности. Но известные политические события в не менее известной стране привели к тому, что текст был отложен. Теперь же имеет смысл вернуться к нему вновь - и не в последнюю очередь в связи с тем, что как раз украинские события подвели жирную черту практически под всеми мыслями и представлениями конца прошлого века. Как сто лет назад залпы «августовских пушек» закрыли «длинный XIX век», так и теперь, пускай и на локальном постсоветском уровне можно наблюдать, как рушатся «бастионы», казавшиеся незыблемыми еще недавно. И одними политическими представлениями дело не ограничиваются - по сути, неверными оказалось большинство представлений конца XX века (если не вообще, его второй половины).

Если рассматривать идеи, которые еще недавно казались нам столь очевидными, то среди них стоит отметить идею «победы машины над человеком». Эта идея охватывает довольно широкий спектр представлений, от того, что «машины будут работать думать за людей» до «машины восстанут и уничтожат человечество». Несмотря на то, что концепции «кибернетического рая» и «кибернетического апокалипсиса» кажутся противоположными, основанием их является одно и то же: идея о том, что созданные человеческим разумом машины смогут однажды обрести свободу воли и стать выше их создателей. В данном случае не особенно важно, будут ли машины опекать человека, подчинят их своей воле или просто уничтожат. Важно то, что в этом случае человек «свергается» со своего места «царя природы», единственного субъекта в мире некоей, более совершенной силой, которую сам же и создает.

Данное представление обычно связывают с бурным развитием вычислительной техники, характерным для последней четверти XX века. Но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что она гораздо старше...

* * *

Идея «восстания машин» для большинства современников связана с фильмом Джеймса Кэмерона «Терминатор», вышедшим на экраны в 1984 году. Наверное, нет ни одного человека, кто бы не видел Арнольда Шварценеггера в роли безжалостного робота-убийцы. Но, как ни удивительно, идея «восстания машин» имеет гораздо более длинную историю, нежели фильм, уже считающийся «классикой». Даже более того - сама идея «восстания машин» восходит к намного более старым временам. К временам, когда не только не существовало вычислительных машин, как таковых, но вообще, надо было очень сильно постараться, чтобы обнаружить какое-то присутствие техники. Страх человека перед тем, что творения его рук могут выйти из повиновения, возникает очень давно. Первые опыты человечества с механикой, первые примитивные самодвижущие механизмы, казалось, нарушали саму суть мира. В связи с этим они изначально окутывались неким мистическим ореолом, причем однозначно хтонического толка.

Рассматривая европейскую мифологию, можно увидеть, что, например, мельницы и мельники довольно явно оказываются связанными с нечистой силой. Это неудивительно - ведь по-иному объяснить, как таинственная совокупность колес и осей приводит в движение мельничный жернов, для человека того времени было тяжело. Так же неудивительно, что подозревались в связи с «нечистым» и моряки - особенно тогда, когда корабли приобрели существенный размер и стали совершать океанские плавания. Многотонные громады, тем более идущие против ветра (галсами), так же противоречили традиционному сознанию, как и мельницы. В общем, еще задолго до того момента, как техника стала определяющим фактором человеческого общества, она сделалась предметом ужаса для многих людей.

Но явным образом, не опосредованным связями с потусторонними силами, мысль о возможном выходе машин из-под контроля проявилась с началом массовой индустриализации. Строительство первых машинных фабрик, сменивших прежние мануфактуры, привело к существенному изменению жизни людей. Переход их из прежнего, сословного и традиционного положения, к капитализму означал огромный рост страданий. Из «свободных производителей», пускай и задавленных феодальным и ростовщическим гнетом, люди превращались в пролетариев, лиц, не имеющих ничего своего, кроме рабочей силы. Каждый день вливались они в открытые ворота фабрик, становились к станкам, в обслуживании которых и состоял смысл труда. Понятное дело, что понять смысл происходящего новоявленным рабочим было невозможно - только в середине века основоположники марксизма открыли принцип отчуждения труда и показали особенности места пролетариев при капитализме. И еще полвека понадобилось, чтобы это понимание достигло масс.

А пока вчерашние ремесленники и крестьяне оказывались один на один с новой, непонятной, и поэтому враждебной им реальностью. Целыми днями обслуживая все возрастающий машинный парк, они вполне логично связывали изменение своей жизни, потерю своей свободы именно с этим процессом. Как тремя столетиями ранее «овцы съели людей», так и теперь машины, казалось, пожирают человеческую жизнь, черпая из ее энергию для своего существования. Это сейчас понятно, что пожирал жизнь, по сути, капитал, а машины были просто инструментами, но для вчерашних крестьян это было за гранью понимания. Фабричные цеха, с их бесчисленными маховыми колесами, валами, приводными ремнями и прочей «машинерией», производящей нечеловеческий гул и грохот, вполне закономерно казался рабочим неким «филиалом Ада». И, разумеется, они практически ощущали хтонические силы, скрывающиеся за огромными корпусами машин. Машин, отбирающих жизнь...

Поэтому борьба человека против машин началось с самого начала широкого внедрения их в промышленность. Почти за два века до выхода первого «Терминатора» герои Сопротивления вышли на борьбу с машинами. Родоначальником этой борьбы был некий рабочий Лудд, который, якобы, первый разрушил свой станок. Поэтому участников этой «антимашинной» борьбы стали называть «луддитами». Движение луддитов широко распространилось в Англии самого начала XIX века, и привело к войне между правительством и повстанцами. В какой-то момент войска, подавляющие выступления луддитов, превышали войска, занятые войной с Наполеоном. Но несмотря на самоотверженное сопротивление, движение было подавлено. Вожди восстания были казнены, огромное число участников было сослано в Австралию. Но периодические разрушения оборудования происходили и позднее.

Отсюда можно сказать, что сама идея о возможности «бунта машин» имеет два корня. С одной стороны, это нарушение незыблемого, по меркам традиционного общества, разделения на «живое» и «неживое», которое демонстрирует техника. Нарушение этой базовой категории неизбежно приводило к идее о связях технических устройств со злыми духами (роль которых и состоит в нарушении космического порядка). Еще больший ужас вселяла в себя изначально упорядоченная, почти что разумная работа заводских механизмов. Конечно, «разумность» машин в это время была исключительно мнимой - автоматики как таковой еще не существовало, не говоря уж о кибернетических устройствах. «Разумность» оборудования обеспечивалось исключительно тем, что оно создавалось под конкретную производственную цель. Но для крестьянского еще сознания рабочего все это казалось неким аналогом магии с призванием злых духов.

Второй же «источник» «антимашинной» идеи - это положение, в котором рабочие оказывались в связи с внедрением машин в производство. На самом деле эти факторы связаны, и рост отчуждения с превращением рабочего в «винтик» огромного производства проистекает из возрастающей возможности создания нового оборудования. И наоборот, все большее развертывание индустриальных производств, с их разделением на операции и стандартизацией производственных процессов, неизбежно вело к появлению все более сложных и совершенных машин. Рост концентрации капитала позволял перейти к строительству целых индустриальных городов, к превращению целых районов (вроде Рура) в огромные производственные комбинаты, где все новые «партии» рабочих вливались в «жернова», перемалывающие их труд в звонкую монету. Еще недавно скромные представители «третьего сословия», капиталисты все сильнее завоевывали мир, потеснив старых феодальных владельцев, и быть промышленным магнатом становилось уже не менее престижным, нежели быть герцогом или графом.

Новоявленные хозяева жизни переодевались из потертых пиджаков, в которых они «начинали дело», в дорогие костюмы и переезжали из заводских контор в роскошные особняки и дворцы, из которых не стыдно было управлять не только заводами и фабриками, но и государственной политикой. И одновременно росло число обслуживающих их лиц - пресловутого «среднего класса», который еще не был объявлен основой государственного устройства, но уже чувствовал нечто похожее. И случилось неожиданное. В этой среде, среди капиталистов и их «обслуги», также постепенно возник страх перед машинами и смутные предчувствия их бунта.

Это может показаться невероятным, так как эта публика, в отличие от рабочих, близко с машинами не имела дело, да и образование имела несколько более совершенное. Можно было подумать, что привычные для полукрестьяского сознания «суеверия» не будут затрагивать эту категорию людей. Но, тем не менее, «чистая публика» неожиданно ощутила страх перед создаваемой ею же реальностью. Впрочем, над капиталистами так же довлел дамоклов меч капитализма, как и над рабочими: повышать концентрацию производства и увеличивать отчуждение является требованием конкуренции, и тот, кто не выполняет его, вылетает с рынка. Поэтому они вынуждены были так же следовать требованиям индустриализации, воспринимая «свои» фабрики как некую силу, которая пока подчиняется их воле, но это положение не является окончательным.

Правда, между буржуазным восприятием и восприятием рабочих была все же существенная разница. Буржуазия не делала разницы между машинами и обслуживающим их персоналом. Они сливались в единую сущность - некую «человекомашину», которую следует держать в узде. Реальные выступления рабочих, особенно усилившиеся во второй половине XIX века, смешивались в сознании многих буржуа с тем самым «восстанием машин», которое изначально существовало только в сознании низших классов. Поэтому в ответ на все усиливающееся рабочее движение умы верхов буржуазного общества стала занимать идея о том, что рабочие представляют собой существа, изначально предназначенные исключительно для труда, и не являющиеся равными с представителями иных классов. Впоследствии она развилась в концепцию «корпоративного государства» и того, что стало фашизмом.

Это потом, после ужасов Второй мировой войны, Холокоста и Освенцима фашизм превратился в главное пугало современного мира. А до этого фашизм был вполне приемлемой идеологией, довольно точно соответствующей господствующим представлениям буржуазии. Разделяя людей на неравноценные категории, фашизм окончательно закреплял за рабочими роль придатка к машине, сращивал их со своим рабочим местом. С этой точки зрения восстания рабочих были столь же противоестественными и опасными, как и восстания машин. Именно сторонники фашистской идеологии стали одними из самых ярых и жестоких противников рабочего движения - потому что они видели в нем нарушение не чего-нибудь, а изначального порядка вещей. Поэтому неудивительно, что появление одного из первых произведений, в котором «восстание машин» было показано в современной форме - безо всякой «чертовщины», исключительно как следствие технического прогресса, - совпало как раз с периодом массового распространения фашистской идеологии.

Речь идет о пьесе Карела Чапека R.U.R., давшей нашему миру слово «робот». В пьесе описывалось создание неких искусственных существ (по современным представлениям скорее являющегося киборгами), в которых машина соединялась бы с рабочим. В чапековских «роботах» материализовался страх элиты мира перед созданной ей технико-экономической структурой капитализма. Он показывал, что рабочие в представлении буржуазии уже оказываются лишены человеческих свойств и не отличаются, по сути, от других элементов производства. Понятно, что данное представление порождало известный ужас перед «возмездием», ради предотвращения которого были оправданы любые средства.

Как ни удивительно, но именно эти «любые средства» в итоге привели к «локальному апокалипсису» в виде Второй мировой войны. Фашизм, рассматривавшийся как лекарство против рабочего движения, оказался намного страшнее, чем можно было предположить. Разрушенные города, убитые миллионы людей, разрушенная экономика - все это стало следствием «фашистского выбора» буржуазии. Но, понятное дело, что признать это было невозможным. Поэтому после Второй мировой войны возникло очень сильное искушение переложить вину с себя на что-то другое. Для многих таким «виновником» стал технический прогресс. Еще после Первой мировой войны возникла мысль, что именно техническое развитие человечество стало основанием для столь высоких страданий. Дескать, не сама мировая война, а невероятное развитие оружия, в виде пулеметов, дальнобойных орудий, аэропланов и отравляющих газов, привело к огромным жертвам. Вторая мировая война, казалось, только подтверждает это утверждение. Развитие оружия, включая самое страшное из когда-либо существовавшего - атомную бомбу, было хорошим способом переложить вину с властителей мира на технический прогресс. Хотя понятно, что убивает не бомба и пулемет - убивает человек, и прежде всего, человек, отдавший приказ...

Но слишком многим хотелось, чтобы вину за убийство взял неодушевленный предмет. Именно после Второй мировой войны наступает третий этап страха перед машинами. Интересно, что еще в 1942 году американский фантаст Айзек Азимов сформулировал свои знаменитые «три закона робототехники»:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Удивительно, что эти законы появились еще до создания первых вычислительных машин, и, соответственно, до того, как создаваемые человеком механизмы получили какое-то подобие разума. С тех пор эти «законы» вышли за пределы фантастики и считаются, практически, естественными. Но ничего естественного в них нет - они отражают господствующее представление вполне определенного периода человеческого развития. Мы можем увидеть тут уже указанное выше стремление снять ответственность за совершенные действия с человека, который стоит за теми или иными действиями машин, и переложить его на саму машину. Ведь очевидно, что если механизм «неумышленно» (во время работы) или «умышленно» (во время войны) нанес человеку вред - то вина в этом случае лежит на том, кто управляет или настраивает этот механизм (будь то инженер, забывший про технику безопасности в первом случае или военный, принявший решение об убийстве во втором).

Разумеется, можно возразить: законы робототехники относятся не ко всем машинам, а только к тем, которые обладают «разумом» - то есть могут считаться субъектами. Но в этом смысле указанный выше смысл оказывается еще более выраженным: если некая разумная сущность обязана повиноваться неким особым законам, не относящимся к человеку, то подобное означает еще более вопиющее явление: один носитель разума (робот) считается ниже другого (человека). Причина, по которой человек вправе лишать гипотетических разумных машин свободы воли, в данном случае не объясняется, но корни ее понятны: она проистекает их основ классового общества, как такового, только в этом случае в роли «рабочих» выступают роботы.

Поэтому «введенные» Айзимовым законы относятся не к роботам, которых в 1942 году еще не было, равно как не было в 1921, когда была создана пьеса R.U.R. Они являются особым видом артефактов существующего общества, показывающим скрытые его противоречия. Они показывают двойственную роль техники в классовом, а особенно капиталистическом, обществе: с одной стороны, техника является одним из основных факторов, обеспечивающих его существование и благополучие - будь то парусные корабли Нового времени, паровые машины и ткацкие станки XIX века или многочисленные технические достижение века двадцатого. И одновременно - техника является главным символом отчуждения, символом неведомого и опасного мира для человека, утратившего связь с целостностью производства. И рабочий на конвейере, и менеджер в своей конторе, и даже капиталист, владеющий множеством заводов и фабрик - все они лишены понимания того, что представляет создаваемый ими производственный механизм.

Появление ЭВМ лишь продолжило этот процесс, а вовсе не положило ему начало. Да, для человека непосвященного первые вычислительные машины сразу же «обросли» известной долей таинственности. Впрочем, это связано с тем, что первые ЭВМ имели, прежде всего, военное применение, и вследствие этого некую завесу секретности и в то же время, осознание высокой важности этой разработки. Интересно, что изначально вычислительные устройства представляли собой некое подобие быстродействующего арифмометра на электромагнитных реле или электронных лампах, программирование их было крайне примитивным и одновременно сложным, и никакими особыми признаками разума, за исключением быстрого сложения или умножения чисел, не обладали. Разума в них было не больше, нежели в ткацких станках Жаккара, созданных в начале XIX века и умеющих ткать узор в соответствии с пробитыми на перфокартах отверстиями. Короче, первые вычислительные машины представляли собой типичный инструмент, который мало чем отличался от иных инструментов, применяемых человеком в своей жизни.

Тем не менее, для многих ЭВМ показались явным вторжением техники в исключительно человеческую область, и к ним сразу же был приклеен ярлык «мыслящих машин». Для огромного числа людей это стало дополнительным источником страха. «Посмотрите! - говорили они - ведь машины смогли вытеснить человека с огромного числа рабочих мест: вычислителей, статистиков, архивистов, так же, как ранее они заняли место ткачей и вязальщиков. Значит, когда-нибудь машины окажутся способны вытеснить человека вообще!» А отсюда один шаг до вывода: следовательно, человек станет им не нужен, и следовательно, он будет уничтожен. Разумеется, эти ужасающиеся новому творению рук человеческих люди относились в большинстве своем к буржуазии, хотя бы и мелкой, и поэтому они под своим страхом перед «очеловечиванием машин» скрывали нечто более ужасное, что совершенно не хотелось признавать: на самом деле «очеловечивание машин» означало не что иное, как «обмашинивание» человека. Замена человека машиной означало не «поднятие» ее на уровень людей, а напротив, то, что огромное число работников занимались абсолютно машинным трудом. Масса людей, которых считали работниками умственного труда, на деле выполняли вполне механические, машинные функции, не более соответствующие человеку, нежели копка канав или перемещение заготовок под пуансон пресса.

Интересно, что широкое внедрение кибернетических устройств в жизнь совпало с одновременным повышением уровня жизни нижних слоев общества. Послевоенный мир двигался в сторону уменьшения разницы между богатыми и бедными, и во многом именно повышение «нижней планки» зарплаты было стимулом широкого внедрения современных технических средств. Понятно, что пока рабочие «дешевы» и широко доступны - нет никакого смысла в автоматизации производства. Но если рабочие «дороги» и широко охвачены профсоюзной и иной солидарностью - то ситуация, понятное дело, меняется, а повышение производительности труда становится еще более важным, нежели прежде. При этом дело касается не только сферы, традиционно относящейся к производству, но вообще, всей человеческой жизни. Дешевые услуги исчезают, и на их место приходит многочисленные технические новшества.

После Второй мировой войны произошло практическое исчезновение прислуги, как таковой. Освободившееся место, само собой, занимали всевозможные технические устройства. Автоматическая техника, всевозможные системы коммуникаций - все это вышло за пределы заводских цехов и заполнило офисы и дома. Можно сказать, что человек вплотную столкнулся с миром машин - не только на работе, но и в быту. Куда бы он ни попадал - его всегда окружали последние достижения техники. Казалось, недалеко то время, когда роботы - уже в классическом смысле - станут такой же привычной частью жизни человека, как автомобиль, телефон, телевизор или стиральная машина. Причем, если ранее между средним буржуа и машинами стоял специалист-техник, то теперь обыватель оказался с ними один на один.

Понятно, что при всей кажущейся уверенности общества в благости прогресса эта ситуация не могла не привести к росту страха перед этой «новой реальностью». Соответствующие сюжеты заполнили страницы фантастических книг и журналов. Сюжет борьбы с восставшими роботами стал одним из популярных сюжетов в комиксах, наравне с нападением зловредных инопланетян. Среднестатистический обыватель смутно понимал, что абсолютно не представляет той сложной техносферы, существование которой обеспечивает его жизнь. Отчужденным оказались, как и сказано выше, не только рабочие, но и средний класс и даже сама буржуазия. Ситуация стала еще хуже после известного неоконсервативного поворота 1970-х годов, когда общество вновь обратилось к «истинным ценностям капитализма». Вершину общественной пирамиды заняли менеджеры-яппи, которые стали задавать ход развития общества. Не разбирающиеся ни в чем, кроме умения делать карьеру, и в лучшем случае, своего непосредственного дела, эти менеджеры представляли всю массу техники как некую разновидность магии.

Именно с этого момента наступил очередной итог эскалации страха перед техникой. Вершиной этого страха можно назвать уже неоднократно упомянутый фильм «Терминатор» 1984 года, который однозначно декларировал враждебность создаваемой техносферы человеку. Если до этого основную вину за «бунт роботов» возлагали все же на человека, в виде неких «безумных ученых» или «зловредных корпораций», то есть неких случайных или зловредных действий, то в «Терминаторе» он становился естественным результатом технического прогресса. Вина за гибель человечества с человека снималась, а единственным виновником случившегося становился самозародившийся искусственный интеллект в военном суперкомпьютере «Скайнет». Фильм можно назвать квинтэссенцией отчужденного разума буржуа - разума, не понимающего ни грамма в окружающей его реальности, но тем не менее, прекрасно в ней существующего.

Интересно, что если в самом первом «Терминаторе» «Скайнет» представлял собой «классический» суперкомпьютер, «мыслящую машину», подобную «мыслящим машинам» из фантастики 1950-1960-х годов, то по мере выхода последующих серий этот искусственный интеллект становится все более «сетевым». В действительности идея самозарождения разума в вычислительных сетях становится популярной к 1990-м годам, совпадая с широким развитием самих сетей. При этом прогресс в плане самого искусственного интеллекта оказывается гораздо более скромным, если не сказать более - то, что в 1950-е казалось вот-вот достижимым, вроде голосового общения с машиной или автоматического перевода, к 1990-м годам оказалось так и нереализованным. Возросшая на много порядков вычислительная мощь оказалась неспособной преодолеть барьер, отделяющий «разумные машины» от разума как такового. Но для обывательского сознания это было не важным. Напротив, наличие компьютера в каждом доме, в перспективе и компьютерной сети, казалось очевидным подтверждением роста «интеллектуальности» техносферы.

В 1990-е годы широко распространилась и другая символизирующая торжество техники идея - «виртуальная реальность». Правда, в отличие от искусственного разума, идея искусственной реальности покоилась, как казалось, на гораздо более прочном фундаменте. Комплекты, пригодные для погружения в «виртуальный мир», продавались в магазинах, и каждый, кто пожелал, мог бы почувствовать на себе «виртуальное будущее». В общем, «окомпьютерировние» мира в 1990-е годы казалось вполне свершившимся фактом (о том, что миллиарды людей живут не то, что без компьютеров, но и без водопровода с канализацией, в это время предпочитали не задумываться). Но столь многократно возросшее «могущество» вычислительной техники не могло не спровоцировать новые страхи. Соединение идеи «виртуальной» реальности с идеей «восстания машин» означало полную победу техники над человеком.

Вершиной технофобии и технофилии одновременно, как разных сторон одной медали, выступает снятый в 1999 году фильм «Матрица». Никогда еще человек не ставился в столь унизительное положение, как в этом фильме. Не героическая борьба за существование горстки бойцов сопротивления, как в «Терминаторе», а жалкое существование в роли компьютерной «батарейки». Братья Вачовски сделали невообразимое - поставили роботов над человеком в пищевой пирамиде. Созданная техника уже не просто уничтожает, а поглощает человечество, превращая его в элемент своего существования. Разумеется, подобная концепция ни выдерживает никакой критики, поскольку в ней нарушаются все законы природы, которые только возможны. Но для человека 1990-х годов «Матрица» выступила визуализацией «ночных кошмаров» его отчужденной жизни. Мысль о том, что все видимое благополучие имеет какую-то страшную цену - при невозможности прямо назвать ее, - привело к тому, что «Матрица» сразу стала культовым фильмом.

Разбирать всю трилогию нет смысла, поскольку это отдельная большая тема. (Возможно, когда-нибудь, я возьмусь за нее). Но скажу самое главное - всего через два года после выхода первого фильма мир потрясло событие, которое полностью перечеркивало все, что было снять. Речь идет о 11 сентября 2001 года, в котором реальность разом обесценила все доводы и технофобов, и технофилов. По иронии судьбы не всемогущий искусственный интеллект, а несколько полуграмотных террористов смогли совершить акт, полностью изменивший историю. И абсолютно не важно, кто стоял за этим - реальный ли радикальный ислам, американские спецслужбы или иные заговорщики - важно, что данная провокация ничем, по сути, не отличается от иных провокаций, творившихся на протяжении всей человеческой истории. И результатом этой провокации стало абсолютно реальное вторжение в Ирак и Афганистан - для контроля над транспортными путями и минеральными ресурсами, как бы ни удивительно было последнее в нашу, якобы информационную, эпоху.

Вместо героической гибели, как в «Терминаторе», или «овощного существования» в виде «батарейки», как в «Матрице», человечество получило серию войн и переворотов во всем мире. Остается только сказать «среднему классу»: «Добро пожаловать в реальный мир, Нео!».

Оказалось, что иллюзия компьютеризации скрывала очень многое - в то время, как людей пугали наступлением роботов-убийц, самозарождением искусственного интеллекта или погружением в «виртуальную реальность», огромная часть человеческой цивилизации стремительно опускалась в натуральную архаику, в первобытное варварство. Целые советские республики, до этого находившиеся на современном уровне развития, стремительно архаизировались, отбрасывались в эпоху племенных войн и религиозных конфликтов. Не было нужды в стальных роботах-терминаторах: с ролью уничтожителей людей прекрасно справлялись и справляются бородатые мужчины с «калашами» через плечо. А то, что не доделал «калаш», прекрасно доделывало ограбление народа новоявленными элитариями...

Разумеется, это было только начало. Вслед за крушением СССР волна архаизации начала охватывать то те, то иные страны. И даже Европу постепенно захватывает процесс возвращения к, казалось бы, давно забытому прошлому: то одна, то другая страна оказывается в ситуации очень жесткого кризиса. Про наступление капитала на еще имеющуюся систему социальной защиты можно и не упоминать. Какими наивными кажутся в этом случае ужасы прошлого! Страх перед внезапным (!) зарождением искусственного интеллекта! Да человечеству в миллион раз важнее сохранить интеллект естественный, не позволить превратить огромное число людей в тупую толпу!

В итоге, остается признать, что единственным врагом человека, как и столетия назад, выступает человек. Именно в его действиях, в его стремлениях занять как можно более высокое положение и возможность жить за чужой счет скрывается основа всех проблем. Когда луддиты прошлого разрушали свои станки, они не понимали, что в их бедственном положении виноваты не эти механические конструкции, а их хозяева, которые своим контролем над средствами производства ставят большинство в заранее бедственное положение. Когда люди возмущались ужасными бедствиями, которое наносит современное оружие в бесчисленных войнах, они не понимали, что целью войн являются не сами эти бедствия (вроде убийств, разрушений и т.д.), а желание мировых элит приобрести как можно больше всевозможных ресурсов. Нет никаких безжалостных машин, наделенных совершенным интеллектом.

Вместо них - такие же люди, из плоти и крови, столь же несовершенные и подверженные тем же желаниям, что и все остальное человечество. Они желают сладко есть и мягко спать, с удовольствием совокупляться, а главное - как можно выше подняться над остальными. И именно ради этих простых удовольствий, а вовсе не ради неких абстрактных истин «чистого разума», и страдает все остальное человечество. Нет никаких «плохих» и «опасных» технологий - есть человеческое общество со своими проблемами. И поэтому хорошо, что сейчас все прежние представления, что «технофильские», что «технофобские», рассеиваются, и вместо прежних призрачных угроз все яснее начинают проясняться угрозы реальные...



Рейтинг:   3.60,  Голосов: 15
Поделиться
Всего комментариев к статье: 25
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
интересный вопрос
кс167 написал 01.07.2014 14:37
А почему так 167 всем понравилось? Я случайно их набил на клаве.
Re: Re: как объяснить слепому, что такое свет?
Фойеринг Борис написал 01.07.2014 09:00
Да здравствует светлое пещерное будущее!!!
По пещерам, дорогие тварищи!!!!
Под мудрым руководством КПРФ, РКРП, ОКП и прочей муры все на борьбу за светлое, пещерное братство, тварищи!!!! УРА-А-А-А!!!
.
Придурок, свои жриновские и в пещерах жили! А иначе откуда бы вы все взялись - шизанутые!!!
Re: валере--идиоту
Фойеринг Борис написал 01.07.2014 08:49
"фойерингу--идиоту - валерий167 (30.06.2014 22:47) 0
Теперь дигноз точен ИДИОТ,лекарства не существует"
===============
И это все, что ты имеешь сказать!???
Как мне жаль тебя, болезный обиженник!
Заметь, я привел тебе цифры, факты, источники, а ты обиделся! Ну что ж, гудбай, Говноплюй обиженный!
Re: как объяснить слепому, что такое свет?
Г написал 01.07.2014 00:54
"В результате мозг человека вместо того, чтобы работать на свои задачи, цели и интересы, работает на задачи, цели и интересы мирового паразита. Поэтому мы и имеем то, что имеем- войны, кризисы, болезни, наркоманию и прочие прелести, включая однополые браки и Жириновского в телевизоре."
В средневековье мозг человека был занят совсем другими вещами - огородом, скотиной богомольничеством!
А воен, кризисов, болезней, наркомании, однополых браков и даже - Жириновского - то таки не было!
Спасибо за статью
yakommunist написал 30.06.2014 23:11
Уважаемый Антон!
==
Только мысли о "Матрице" (какие страхи там скрываются),которая выражена у Вас в одной строчке, я посвятил целую статью. А у Вас в статьях таких мыслей (каждая из которых стоит статьи) сотни. Каждая Ваша статья как бриллиант (только одни мельче, а другие крупнее).
==
Хотел бы поблагодарить Вас за замечательные труды - не знаю, оплачивает ли Вам что-то редакция, наверное, нет -
но лично я Вам очень благодарен. Хотя на форум.мск часто бывают неплохие материалы (особенно в последнее время, когда события на Украине взбудоражили все общество), Вы автор лучших статей на этом ресурсе.
==
Произошедшее: мятеж, госпереворот и начавшаяся гражданская война на Украине, а также референдум с присоединением Крыма, вкупе с кризисом, продолжающимся в мировой и российской экономике - заставили всех спешно переосмыслять свои взгляды и представления. Мелкие и средние буржуи почувствовали, что начавшиеся конвульсии многорукого суперчудовища (того самого, состоящего в их грезах из адской машинерии и инструментов тотального контроля над человеком) многих из них превратят в жидкий кисель. Отсюда истерика и попытки перехватить контроль (перехватывают его, конечно, крупные буржуи, как на Украине).
==
Рвется там, где тонко. Поэтому среди европейских экономик сильнее всего пострадали Греция, Испания, Португалия, сдулись кельтские тигры Исландия и Ирландия. А что касается небуржуев, к коим относится и пролетариат, то те быстро ощутили (не просто почувствовали, а ощутили на своей шкуре), что скармливать чудовищу будут в первую очередь их, причем уже скармливают, а дальше будет хуже. В том же Египте сперва цены на продовольствие взлетели в разы, а затем уже начались беспорядки - арабская весна, докатившаяся теперь и до Украины (Сирии, Турции и т.д.). Войны для того и нужны, чтобы выяснить, кто пойдет в расход (причем это касается и гражданских войн).
==
Крупные буржуи (олигархи) не могут воевать напрямую друг с другом, ибо слуги одного господина - Капитала. У Порошенко того же заводы в Севастополе, у Сбера и ВТБ активы на Украине, они и финансируют карателей через облигации военного займа, у депутатов-миллиардеров собственность на западе, у британских и немецких капиталистов 400млрд. инвестиций в российский ТЭК. Тут никак невозможно напрямую. Вот в Африке, там возможно, но где-нибудь в центральной или в какой-нибудь бедуинской Ливии, откуда газ шел, но куда капитал не больно-то пускали. В Афганистане средневековом. В Ираке, где много нефти. Но разве там капитал воюет сам с собой? Нет, война как раз открывает рынки глобальному капиталу на вход (для товаров и кредитов) и на выход (в виде сырья и рабов-гастарбайтеров). Кстати, война сама по себе рынок - для сбыта оружия и военных технологий. И рынок безразмерный. А у капитала кризис. Значит быть войне. После очередной мелкой войны/беспорядков/госпереворота можно заработать и на восстановлении, мостах и тому подобном. Для активных участников бонусы - можно поделить между своими буржуями отнятое у других.
==
И в расход пускают и будут пускать не буржуев (ну, в основном не их), а наемников - за деньги и/или с промытыми мозгами (некоторые из них даже будут кадровыми военными) и мирное гражданское население, которое вообще никто за ценность не считает.
фойерингу--идиоту
валерий167 написал 30.06.2014 22:47
Теперь дигноз точен ИДИОТ,лекарства не существует.
(без названия)
КГБ написал 30.06.2014 21:19
чо такое ЭВМ?
Re: фойерингу
Фойеринг Борис написал 30.06.2014 20:02
А почему только 1000 летней!?
Объяснить, конечно можно,но вот только не твоим мозжечком это понимать! Народец вообще в основной своей массе тупорылый и оч-чень упертый, а "упертость - есть признак тупости"!
Вся беда "совков", сталинистов в том, что они отвергли ленинский НЭП, законы рынка и конкуренцию в частности!
Вот в ВПК пришлось конкурировать со всем миром и результат оказался совершенно другой нежели в производстве товаров народного потребления!
А твой лилиПутин настоящий подонок! Это при нем ЖКХ вырос в 20 раз, бензин, газ и все остальные тарифы тоже! Бензин стоит в 2 раза дороже чем в США! Некоторые иномарки из США стоят в 2 раза дороже чем такие же в Японии!
То, как лилиПутин прикончил станкостроение, авиастроение, фармацевтику и многое другое читай в газете "Аргументы недели"!
Но все это тебе неинтересно, ведь попы напердели тебе про 1000 нюю расею и все остальное ты просто не воспринимаешь!
Можешь еще про 1000 летний рейх попердеть тут!
(без названия)
Катюха написал 30.06.2014 20:01
Офигеть: в Новороссии люди гибнут, а тут человека волнует такая ересь! Если отжать всю воду из статьи, то с выводом Арзамова можно согласиться: "В итоге, остается признать, что единственным врагом человека, как и столетия назад, выступает человек. Именно в его действиях, в его стремлениях занять как можно более высокое положение и возможность жить за чужой счет скрывается основа всех проблем." Времена-то меняются, а вот люди не меняются вместе с ними...
как объяснить слепому, что такое свет?
Андрей 2 написал 30.06.2014 17:14
Автор понаписал так много слов на тему, за которую лучше бы ему не браться, коли в начале ХХI века незнаком с элементарными для данной темы вещами.
С какими же? А с теми, о которых было сообщено всему человечеству фильмом "Матрица":
- человек давно уже является питательной средой для нечеловеческой технотронной цивилизации,
- и, следовательно, все роботы, машины, сотовые телефоны и компьютеры есть не что иное как форма внедрения этой цивилизации в жизнь человека.
А значит не роботы есть творение человеческого мозга, а человеческий мозг подключен к единому гигантскому компьютеру, и все технические устройства и IT-технологии лишь усиливают привязку человека к вселенскому паразиту. Этот компьютер-паразит и является истинным создателем роботов,мобильников, ПК, интернетов и прочих поразивших человечество заболеваний.
В результате мозг человека вместо того, чтобы работать на свои задачи, цели и интересы, работает на задачи, цели и интересы мирового паразита. Поэтому мы и имеем то, что имеем- войны, кризисы, болезни, наркоманию и прочие прелести, включая однополые браки и Жириновского в телевизоре.
При этом мировой компьютер-паразит (он же "Матрица") постоянно впрыскивает в информационное пространство разные вирусы, дабы нейтрализовать возможное прозрение человека. Примером подобного вируса, запутывающего читателя, и является статья тов.Арзамова.
фойерингу
валерий167 написал 30.06.2014 13:52
Забабанили меня не смог ответить.Я не монархист,поезд ушел,я патриот 1000 Руси,но не шовинист и не ура-патриот. Ты думаешь,что 70 лет мы были передовым государством со своими идеями социализма,все закончилось печально.Если иметь ракеты,ядерное оружие,космонавтов и будешь великим государством,тогда Северной Кореи осталось только запустить ракету с космонавтом.
Удивляет другое,почему ты противник Путина,
он же одной ногой в светлом прошлом,а другую не знает куда поставить?
Re:
Гадорез написал 30.06.2014 13:51
"(без названия) - фантомас (30.06.2014 10:28) 0
Проблемы у человеков от самих человеков. Просто сейчас возникают новые проблемы когда мощь технологий попадает в руки недоразвитых в человеческом плане людей, когда изменить мир может даже человек с развитием обезьяны - одним нажатием на красную кнопку. Другая проблема - потеря человеком своей идентичности, самости. Развитие техники позволяет человеку долго оставаться ребенком, протест против технологии напоминает реакцию ребенка, упавшего на землю, который бьет по ней палкой, считая, что это она плохая. Отказ (протест) от технологии вызван желанием найти себя. Технологии лишают человека трудностей, через которые он обретает себя, поэтому человек подсознательно стремится себе создать проблему. Желание войны - детское желание повзрослеть.
Ответить"
- Да, "производство человека" - это посложнее, чем производство ракет! В СССР были отличные ракеты, и отличная наука и отличное народное хозяйство и отличная культура, а гов-нолиг-ентов и гв-н-опролетариев навыращивали столько, что это быдло, вырвавшись из загородки, всю страну разнесло, растоптало и пустило поОветру!
Re: гуманитарий от слова гумно - написал статью про технику
Фойеринг Борис написал 30.06.2014 13:19
Мура муров!
гуманитарий от слова гумно - написал статью про технику
жевание ваты желудок не наполнит написал 30.06.2014 12:25
Завывания тухлого тошы не имеют ничего общего с ясным взглядом на технический прогресс.
Re: Все намного проще
Тов. Тамсямский написал 30.06.2014 10:36
А если серьезно, то данная проблема не на шутку волновала такие выдающиеся умы Европы, как М. Шелли и Э. Т. А. В. Гофман еще в первой половине XIX века.
Все намного проще
Тов. Тамсямский написал 30.06.2014 10:33
Десятый принцип карате: ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЁМА!
Аффтару
Shinobi написал 30.06.2014 10:29
Дяденька, а зачем так много букаф? Великий русский писатель В.Пелевин уже хорошо осветил эту проблему в своем романе S.N.U.F.F. - наверху высочайшие технологии и тотальный контроль над низом, внизу - архаика и бородатые дяди.
Однако, вот тут прояснить бы:
====Разумеется, подобная концепция ни выдерживает никакой критики, поскольку в ней нарушаются все законы природы, которые только возможны.====
И какие же именно "законы природы" тут нарушаются? Закон всемирного тяготения? Четыре фундаментальных взаимодействия? Теория Относительности? Закон сохранения энергии?
Прояснить бы. А то я что-то никаких нарушений не вижу.
"Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений - зрительных, осязательных, обонятельных - электрические импульсы, поступающие в мозг". (с) Морфеус, "Матрица".
Понятно, что всегда идет битва за ресурсы. Но главный ресурс всегда - ЭНЕРГИЯ. Что для людей, что для машин.
(без названия)
фантомас написал 30.06.2014 10:28
Проблемы у человеков от самих человеков. Просто сейчас возникают новые проблемы когда мощь технологий попадает в руки недоразвитых в человеческом плане людей, когда изменить мир может даже человек с развитием обезьяны - одним нажатием на красную кнопку. Другая проблема - потеря человеком своей идентичности, самости. Развитие техники позволяет человеку долго оставаться ребенком, протест против технологии напоминает реакцию ребенка, упавшего на землю, который бьет по ней палкой, считая, что это она плохая. Отказ (протест) от технологии вызван желанием найти себя. Технологии лишают человека трудностей, через которые он обретает себя, поэтому человек подсознательно стремится себе создать проблему. Желание войны - детское желание повзрослеть.
(без названия)
пипец написал 30.06.2014 10:05
полная х*ита
Re:
Коркунов написал 30.06.2014 09:27
Идею для своей статьи автор взял вот тут:
http://vitanar.pochta.ru/mash.htm
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss