Сначала ему пророчили полгода, потом уверяли, что год он протянуть все-таки сможет, но не больше, затем один из известных блоггеров-политиков заявил, что полтора-два года – это максимум, но… Но вопреки всем прогнозам, которые давали большинство оппозиционных лидеров, режим демонстрирует завидную стойкость. Очевидно, что В.В. Путин не то, что не собирается уходить, но даже и не намерен вести диалог с т.н. «несистемной» (т.е. не ручной, не прикормленной) оппозицией. По крайней мере, досрочно покидать свой пост он точно не желает, более того, не исключает выдвижения своей кандидатуры на очередных президентских выборах 2018 г.
В свою очередь, очевидная неудача оппозиции, которой так и не удалось на протяжении двух лет существенно поколебать режим, привела к разочарованию у части «вождей» (в основном, из либерального лагеря) и активистов уличного движения. Так, Б.Е. Немцов призвал готовить силы к 2024 г., фактически расписавшись в бессилии что-нибудь сделать до этого срока. Даже столь любимый некогда значительной частью т.н. «креативного класса» А.А. Навальный признал, что борьба за демократизацию России обещает быть длительной. Э.В. Лимонов обвинил всех своих «друзей-конкурентов» в «сливе протеста». Подобных примеров привести можно много, однако о спаде протестных настроений, или, если выразиться чуть более аккуратно, затишье в российской политической жизни, не говорит разве что ленивый.
Действительно, протест в той форме, в которой он существовал в 2011-2013 гг, несомненно, себя исчерпал и надеяться на его возрождение вряд ли стоит. Впрочем, предаваться унынию тоже не надо. Времена спада революционной активности, говорил некогда один классик, тоже весьма полезны для революционного движения, потому что позволяют в относительно спокойной обстановке проанализировать причины неудачи, устранить их и подготовиться к новым схваткам. Главная причина проигрыша битвы (но не войны!) заключалась в том, что подавляющая часть народа не вышла на улицу и не поддержала протестующих. Эту прописную истину повторять никому не надо, все это прекрасно видели своими глазами. На мой взгляд, была допущена переоценка оппозиционности российского народа, степени его недовольства властями, готовности к демонтажу существующей политической системы.
Можно провести параллель с 70-ми годами XIX в., когда революционные народники, внимавшие словам М.А. Бакунина о том, что «русский мужик – прирожденный коммунист», а в каждой деревни найдутся десятки разиных и пугачевых, с нетерпением ждали крестьянской революции и очень удивлялись, почему же она не происходит. И все ждали до тех пор, пока не пришел В.И. Ленин и разъяснил, что, массы сами по себе НЕ МОГУТ выработать революционное сознание (и это справедливо для всех стран, Россия здесь не исключение), потому что в условиях безраздельного господства в СМИ, школе, церкви официальной идеологии, изо дня в день на разный лад поющих осанну государю всея Руси и прославляющих все достижения его команды, у народа иного сознания выработаться просто не может. Следовательно, оно должно быть ПРИВНЕСЕНО ИЗВНЕ в народную толщу.
Это утверждение Ленина абсолютно справедлива и в настоящее время. Ожидать от народа, на протяжении 20 лет искусно обрабатываемого зомбоящиком, массового революционного порыва, по меньшей мере, неразумно. Социалисты должны не ждать, пока народ «прозреет и созреет», а менять его сознание, менять самым радикальным образом. Но кто должен принести оппозиционные идеи в массы? В свое время революционные народники допустили еще одну ошибку, предприняв т.н. «хождение в народ», не подготовившись к нему ни в теоретическом, ни в практическом плане. Фактически, пропаганду среди трудящихся вели разрозненные группки народников, никак не связанные с собой, что и предопределило их неудачу. В.И. Ленин осудил эту «кустарщину» и указал на то, что пропагандой и агитацией должна заниматься ПАРТИЯ – т.е. стройная, четкая, дисциплинированная организация революционеров, сплоченная одной идеологией.
Как нельзя верно это утверждение подходит к нашей действительности. Попытки отдельных относительно малочисленных организаций развернуть широкую пропаганду и агитацию заканчивались и заканчиваются, как правило, неудачей. С другой стороны, разговоры о создании единой левой партии ведутся давно, а воз, как говорится, и ныне там. Что же мешает современным российским левым объединится? Прежде всего, расхождения по поводу того, что такое коммунизм и как его надо строить. Сталинисты, троцкисты, маоисты, анархо-коммунисты, социал-демократы претендуют на монополию на знание о том, что будет собой представлять коммунистическое общество.
Однако, в свое время, В.И. Ленин нашел выход из этой ситуации. Он предложил объединить многочисленные разрозненные марксистские кружки в современной России не на основе программы-максимум, а на основе ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ. Т.е. не предаваться долгим дискуссиям на отвлеченную тему Мировой Коммуны, а сформулировать понятную (это ключевое слово!) народу программу насущных задач, за достижение которых борются российские социалисты. Еще в 1896 г., сидя в тюрьме, Владимир Ильич выдвинул простой и понятный лозунг: «Демократическая социальная республика» (конечно, Ильич говорил несколько иначе, но суть именно та). Т.е. республика, в которой вся полнота власти принадлежит однопалатному парламенту, избранному всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием, при условии свободы слова, печати, митингов и политической агитации для всех политических партий. Республика, в которой реализованы основные социальные гарантии (право на труд, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, бесплатное образование и медицина), в которой человек труда чувствует себя социально защищенным. Это был не демагогический лозунг «Все отнять и поделить!» (который некоторые буржуазные публицисты приписывают Ленину), но и не бесплодное теоретизирование по поводу отдаленного будущего (вся программа-максимум у Ленина занимала буквально несколько строк), а конкретная программа-минимум, вокруг которой произошло объединение марксистских групп в одну партию – РСДРП.
Я полагаю, что это лозунг как никогда актуален и в наше время. Дело в том, что рассуждать о том, что будет собой представлять коммунизм, не совсем продуктивно. Коммунизм – это общественная формация, которую нельзя декретировать и ввести силой. В самом деле, кто ввел рабовладельческий строй? А кто издал указ о переходе к феодализму? Или какая партия является «архитектором капитализма»? Эти общественные формации сменяли друг друга не по воле отдельных лиц, какими бы великими они ни были, а по мере развития производительных сил общества. Точно так же и коммунизм. Он придет не по желанию (даже самому горячему) пламенных революционеров, а тогда, когда внутри капиталистической формации для него созреют все необходимые условия.
Мы не можем «отменить» капитализм в России, но мы можем ПРИБЛИЗИТЬ те условия, которые позволят ему отмереть. Коммунизм не может прийти в условиях авторитарной диктатуры компрадорского типа. Необходимой, подготовительной стадией коммунизма является этап демократической социальной республики. Я полагаю, что под лозунгом борьбы за демократическую социальную республику могут сплотиться основные левые политические силы в России. При этом, естественно, не нужно настаивать на запрете фракционности и насильственно насаждать среди левых единомыслие: достаточно, если все левые группы будут объединены на платформе борьбы за демократическую социальную республику и начнут вести пропаганду этих идей в широких народных массах.
Тут мы переходим непосредственно к вопросу о том, как именно следует наиболее эффективно вести пропаганду и агитацию. Сейчас очень многие деятели левого движения, на мой взгляд, слишком переоценивают роль Интернета, полагая, что оппозиционные сайты могут явиться надежным противодействием официальной пропаганде с экранов ТВ. Однако Интернетом пользуется МЕНЬШИНСТВО населения России. Кроме того, упор на Интернет-сайты предполагает, что гражданин должен сам найти сайт левой партии или движения, регулярно его мониторить и т.д. Однако даже большинство пользователей Интернета, даже многие москвичи (чего уж говорить о жителях глубинки!) банально не знают о том, какие именно политические партии представлены в левом спектре политического движения и какие словосочетания, следовательно, надо забивать в поисковике.
В.И. Ленин в своей статье «С чего начать?» дал гениальный ответ – с создания всероссийской общественно-политической ГАЗЕТЫ. Да-да, именно газеты. Которая будет выходить регулярно большим тиражом и откликаться на все события внутренней и внешнеполитической жизни страны, которая будет «коллективным пропагандистом, агитатором и организатором», будет разъяснять массам смысл социалистического учения, призывать к борьбе как за улучшение своего экономического положения, так и за свержение самодержавия. А, главное, газета не будет ждать, пока массы пойдут к ней. Газета сама пойдет в массы. В каждом губернском и уездном городе должны возникнуть группы распространителей этой газеты. На первых порах достаточно 3-5 человек. Эти люди будут разносить газету по подъездам жилых домов, оставлять ее у проходных заводов, у магазинов, в местах массового скопления людей (да просто раздавать у метро – добавлю от себя, - если условия позволят). И пусть большинство народа пройдет мимо, но кто-то остановится, возьмет и прочтет. И, возможно, захочет передать товарищу, захочет сам написать в газету небольшую статью или очерк о состоянии дел у себя в городе. Постепенно вокруг читателей и распространителей газеты сложится революционный кружок, потом еще один и еще. И вот вам готовый партийный комитет!
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Не надо ждать, пока массы отвернуться от Путина – надо менять сознание народа, привнося в него оппозиционные, социалистические идеи
2. Разрозненные группки интеллектуалов не способны справиться с этой задачей. Сделать это может лишь единая социалистическая партия
3. Для того, чтобы создать партию, надо отказаться от бесплодных споров о программе-максимум и сосредоточиться на разработке понятной народу программы-минимум. Таковым может быть требование демократической, социальной республики
4. Для того, чтобы новое «хождение в народ» закончилось успешно, необходимо (еще до создания единой партии) наладить выпуск регулярной многотиражной общероссийской общественно-политической газеты (наподобие ленинской «Искры») и обеспечить распространение газеты в каждом областном (а, в перспективе, районном) центре России.
Если мы обратимся к истории, то в 1900 г. шесть (всего лишь ШЕСТЬ!) революционеров (Ленин, Плеханов, Аксельрод, Засулич, Мартов, Потресов) начинают в Германии издание газеты «Искра». Спустя три года появилась партия. Прошло еще два года – и в стране началась революция, в которой эта партия приняла активное участие, заставившая царизм пойти на серьезные уступки. Воистину, от искры разгорелось пламя, пламя, которое в итоге пожрало прогнивший романовский режим. Время сейчас есть. Как бы ни успокаивали себя и своего хозяина кремлевские пропагандисты, оно все же работает не на них. А потому: «Протест умер – Да Здравствует Протест!»
|
|