Русская православная церковь обратилась к властям России с просьбой "проявить в рамках закона милосердие к осужденным" участницам "Pussy Riot" в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий. Об этом говорится в заявлении Высшего церковного совета, распространенном в пятницу в Москве, сообщает "Интерфакс".
"Церковь благодарит всех, кто поддержал ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды", - сказано в документе.
На самом деле прокремлевское агентство выдает желаемое за действительное: в довольно-таки пространном документе к милости призывает только небольшой абзац в середине текста. В основном же рефреном звучит «Мне отмщение, и Аз воздам»: абсолютно средневековый по духу документ (текст приводим ниже) в основном рассуждает о разнице между оскорблением, нанесенным человеку и тем же самым, но в отношении божества. И вот оскорбить бога - это хуже, чем убить кого. Убить не страшно, на небесах разберутся, а вот обидеть божество... От божьего гнева как от мести президента, не скроешься.
"Богохульство — главная примета врага Божия, описанного в Откровении: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6), - пишут "святые отцы". Отметим - это в 21-м веке, и "живущие на небе" - совсем не космонавты, а, надо полагать, ангелы, святые и прочие. И "враг божий" - это, надо думать, не абстракция,а вполне реальный черт с рогами, в которого "святые отцы" должны верить не менее, чем в своего бога, который с бородой и на облаке - все видит, и спуску не даст.
Формальная сторона дела РПЦ волнует мало: панк-молебен был обращен, вообще-то, к богородице - дева Мария, конечно, весьма почитаемая персона, но божеством она все же не является. Так где они увидали хулу на бога? Не впали ли они сами в грех многобожия и идолопоклонства?
Впрочем, сам факт, что в 21-м веке люди получили тюремный срок за богохульство - это само по себе нечто. Это само по себе - панк-судопроизводство.
И вот на этом фоне - фантастически лицемерные призывы к милосердию. Представим себе, что первосвященник Каиафа обращается к римским властям с просьбой не использовать ржавые гвозди, чтобы не причинять распинаемому излишних страданий.
Средневековое сознание не знало милосердия к падшим: ведомого на казнь толпа оплевывала, забрасывала нечистотами, глумилась над ним по-всякому. Сегодня времена несравненно гуманней - глумление над узником происходит в медиа-пространстве. Приводим текст, воспроизведенный на прокремлевском "Интерфакс-религия" со ссылкой на ресурс Пучкова (Гоблина):
"В знак поддержки осуждения участниц группы "Pussy Riot" петербургский художник и писатель Семен Бугурусланцев зашил себе задний проход, сообщает сайт известного переводчика Дмитрия Пучкова (Гоблина).
Таким образом художник откликнулся на недавнюю акцию своего земляка и коллеги по цеху Петра Павленского, который, как сообщалось, провел на днях одиночный пикет у Казанского собора в поддержку "Pussy Riot", зашив себе рот.
"В поддержку осуждения участниц группы "Pussy Riot" на длительные сроки заключения я зашил свой афедрон тонкой шелковой нитью. К Казанскому не пошел (мне теперь очень больно ходить), остался дома. Павленский сделал это для заработка, я делаю это из любви к искусству", - сказал С.Бугурусланцев.
По мнению художника, поступок П.Павленского бессмыслен, в то время как его собственный поступок "наполнен тончайшими аллюзиями".
"Я как бы говорю: "...Сдержите в себе свою мерзость!", "Это тупик пищевой цепочки!", "Идите ... и не возвращайтесь!", "На всякую хитрую ... найдётся своя нитка с иголкой!", "Будешь вертеть ... - сядешь под замок!", "Больше не сможете своей ... деньги зарабатывать!" и так далее", - поясняет С.Бугурусланцев".
В общем, все ясно без комментариев. РПЦ призывает: "Всех верных чад Русской Православной Церкви просим хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом". С зашитой жопой верному чаду предстоять перед богом, понятно, сподручней.
Анатолий Баранов
«Высший Церковный Совет считает важным еще раз прояснить позицию Церкви относительно кощунственного акта в Храме Христа Спасителя, в том числе в связи с вынесенным судебным решением.
Признавая необходимость соответствующей реакции со стороны государства, мы обращаем внимание на то, что юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания — исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь. Мы также не рассматриваем происшедшее с политической или эстетической точки зрения. Пастырский долг Церкви — давать духовную, нравственную оценку имевшим место событиям.
То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам. Поэтому никак нельзя согласиться с попытками представить происшедшее в храме как молитву, совершенную в нетрадиционной форме. К сожалению, эти попытки дезориентировали многих людей, в том числе отдельных членов Церкви, пребывающих в неведении относительного того, какие кощунственные и мерзкие слова были произнесены на амвоне Храма Христа Спасителя. Бесчинство в храме стало продолжением глубоко безнравственных публичных акций, ранее совершенных теми же лицами и их соратниками и оставшихся безнаказанными.
Богохульство — тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.
Существует различие между грехами против человека и грехами против Бога. Если христианин как личность является пострадавшей стороной, он призван простить согрешившего против него. Но прощение греха против Бога невозможно без искреннего раскаяния согрешившего перед Ним. В Евангелии мы читаем, как Христос, прощая тех, кто посягал на Него как на человека, в то же время предостерегал об опасности греха против Святого Духа: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29). Богохульство — главная примета врага Божия, описанного в Откровении: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6).
Возвещать прощение от лица Божия тому, кто не кается перед Богом в богохульном деянии, означало бы усвоение Церковью той власти, которая Ей не дана. «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1 Цар. 2:25). Нераскаявшиеся грешники предаются суду Божиему: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Втор. 32:35; Рим. 12:19).
Бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, проявления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы. В ХХ веке антирелигиозная ненависть — как и ненависть этническая — унесли жизни миллионов людей. Наш народ прошел через испытание воинствующим безбожием и фашистской агрессией. Это дало нам трагический урок, который сформировал особую чувствительность к оскорблению религиозных и национальных чувств. А потому в нашем обществе возбуждение вражды и ненависти на религиозной и национальной почве всегда несет угрозу разрушительных потрясений.
Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан. Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем.
Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий.
Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды.
Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства.
Всех верных чад Русской Православной Церкви просим хранить мирный дух и молитвенное предстояние перед Богом».
|
|